"Православный человек - самый счастливый"
Отвечает на вопросы профессор Московской
духовного академии Алексей Ильич Осипов...
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов
- Поясните слова Евангелия от Луки: "Если
кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери,
и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни
своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14:26)?
- Эти слова, на первый взгляд, вызывают
недоумение, но на самом деле речь идет о совсем простых
вещах. Вы помните, что Христос говорил: "Я есмь путь и
истина и жизнь" (Ин. 14:6). К примеру, человек уверовал в
Бога, увидел, что именно Православие является истинным
мировоззрением, оно дает возможность отказаться от всего
бывшего в нем дурного. Он видит в христианстве смысл жизни,
истинный путь. А отец ему говорит: "Да брось ты всю эту
ерунду. Это все чушь! Марксизм-ленинизм - вот где истинная
жизнь". Как реагировать на это? Вот в этом выражении
"возненавидит отца и мать" речь идет не о злобе к родителям.
Отец злится на его взгляды, чему сын должен отдать
предпочтение? Должен ли он отречься от своих убеждений ради
добрых отношений с отцом и матерью? Или, напротив,
предпочесть свое убеждение, хотя бы этому противились
родители? Человек должен сделать выбор. Презрения достоин
тот, для кого мировоззрение - ничто, пусть даже ради своих родителей.
Вот вам хороший пример, аристократ
Брянчанинов, любимец императора и императрицы, блестящий
талант. Он был человеком огромнейшей культуры, красавцем,
умницей, первым учеником окончил военно-инженерное училище,
знал немецкий, английский, французский, древнегреческий,
латинский языки, Его карьера предполагала быть вертикальной.
Но он начитался разных книг и заявил, что уйдет в монастырь.
Отец был категорически против, пробовал повлиять, у них были
серьезные разговоры. И когда сын все-таки ушел в монастырь,
отец отрекся от него. Святитель Игнатий не испытывал
ненависти к отцу или матери, но выбор свой сделал.
Так что в приведенных словах речь идет не о
злобе или ненависти. Когда меня ставят перед выбором, я
должен предпочесть вечное любому временному.
- Почему в Православии считается, что для
Бога дороже тот христианин, который в течение жизни добился
прогресса в духовном развитии, а не тот, кто соблюдал все
заповеди Божии?
- Нет такой альтернативы - кто дороже. Если,
соблюдающий заповеди Божии не придет к состоянию разбойника,
распятого рядом с Христом, который сказал: "Помяни меня,
Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23:42), тот -
негодный человек. Христианином является тот, кому нужен
Христос. Христос есть Спаситель. А кому нужен Спаситель?
Тому, кто увидит себя совсем не таким, кем он должен быть, и
что он совсем не ту жизнь вел. И более того, он никак не
может даже справиться с тем, что он зеленеет от злобы и
зависти, когда награждают его лучшего друга. Люди,
совершающие крупные, внешне очевидные грехи, легче чувствуют
себя грешниками. А кто крупных нарушений не делает, думает
так: "Я всюду поступаю хорошо. В семье нормально, на работе
- нормально, ко всему я отношусь честно. Кто я? Лучший в
мире, и никакого Христа-Спасителя мне не нужно, спасать меня
не от чего. Мне нужен другой - антихристос, который наградит меня".
Великие святые, которые исполняли заповеди
Божии, сознавая свою греховность, приходили к такому же
состоянию, как распятый разбойник. Макарий Великий, которого
называли живым богом за великую любовь к согрешающим людям,
произнес такие слова (мы их произносим каждое утро в
молитвенном правиле): "Боже, очисти мя грешного, яко
николиже (никогда же) сотворих (сотворил) благое пред
Тобою". Вот это сознание, причем - не от ума, не от
лицемерия тем более. Чем ближе человек к Богу, к свету, тем
больше он видит на своей душе всякого мусора. Вот почему
истинные святые в своем душевном самосознании уподоблялись
кающемуся разбойнику.
- Приведите хотя бы один аргумент в святости Православия.
- Я могу перечислять до бесконечности, но
если меня просят об одном, то привожу исторический аргумент,
как самый простой. Он кроется в истории происхождения,
распространения и сохранения христианства в этом мире. Далее
можно привести целую группу вероучительных аргументов, они
касаются всех специфических христианских истин. Сюда входят
вопросы о Боге, например, учение о Боге-Троице, о
Боге-Любви, о Боговоплощении, о спасении и Спасителе и целый
ряд других. И духовно-нравственные аргументы: что нужно
сделать, чтобы спастись. Что необходимо для спасения
человека, с точки зрения любой религии? Это всем известно, -
исполнение заповедей: чем больше исполняются заповеди, чем
больше трудов, тем больше духовное возрастание, а значит,
приближение к святости.
***
Читайте другие статьи автора:
***
Что говорит Христианство? Вместо ответа
приведу пример. В пустыне один старец посылает своего
ученика: "За несколько километров отсюда есть женский
монастырь. Сходи туда, узнай, какая великая праведница
скончалась там, я видел столп огня, восходящий от земли на
небо". Ученик идет в монастырь и спрашивает, ему отвечают:
"Милостью Божией все живы и здоровы". Ученик в недоумении:
"Старец не мог ошибиться, что ж я ему скажу?" Наконец одна
монахиня говорит: "Да неужели, уж не та ли…", - и со смехом
называет известную блудницу, которая прибежала из города:
"Ее Бог не допустил в нашу святую обитель, и она умерла за
стеной. Не о ней же говорит старец?" Оказалось - именно о
ней. Она - единственная, кто скончался в эту ночь. Бросила
свою постыдную жизнь и вся в слезах бежала в монастырь,
чтобы окончить дни свои в покаянии. Только добежала до стен
монастыря, но как столп огня взошла на небо к Престолу Божию.
Для любой религии это безумие, все восстанут
против. А христианство учит именно так, и это не
заимствовано из какой-нибудь религии или философии.
Я привел только один аргумент, который
показывает, что Православие - это поистине Божественное
учение, которое открывает нам, что спасается человек не
количеством дел, а искренностью осознания своей греховности,
покаянием и жаждой спасения. Ведь первым в рай вошел
раскаявшийся разбойник.
- Поясните слово "соборность".
- Слово "соборность" переведено нашими
первыми учителями славянскими с греческого. Есть разные
интерпретации этимологии этого слова, я приведу самую
привлекательную. Думаю, что это слово произошло от "kafolos"
- "целостный, неделимый".
Приведу простой пример: телегу или машину
можно разобрать на части, а живой организм разобрать нельзя,
он целостный. Так вот, когда мы говорим о соборности Церкви,
первое, что мы имеем в виду, что она - целостный организм.
Это исходная точка. Понятие соборности включает в себя еще
целый ряд сторон, одной из которых, весьма важной для
практической жизни Церкви, является советование, то есть
совместное решение церковных задач. Церковь неслучайно
уподобляют кораблю, и если о состоянии этого корабля будут
заботиться только капитан и офицеры, то недолго корабль
продержится на плаву. Каждый, кто увидел дыру в борту,
немедленно должен принимать меры для спасения, потому что мы
все с вами в этом корабле.
Неслучайно один из епископов Церкви в
древности говорил, что каждый человек несет ответственность
за дела Церкви: и простой мирянин, и высший иерарх. То есть
все вопросы мы должны обсуждать совместно, по любви. Этот
принцип соборного устроения Церкви очень хорошо выразил
Алексей Степанович Хомяков: "Единство в свободе по закону любви".
- Как Вы относитесь к высказыванию
"православный человек не может быть счастливым на земле"?
- Впервые слышу такое высказывание и ничего
не понимаю. Именно православный человек и есть самый
счастливый человек.
Алексей Осипов, профессор
Московской духовной академии
Интернет-журнал "Русская неделя" - 26.06.2007.
|