О святых иконах: вопросы и ответы
Вопрос 1. Откуда получили свое начало святые
иконы: от вымысла человеческого или от повеления Божия?
Слово "икона" – греческое, в переводе на
русский язык означает "образ". Святые иконы берут свое
начало в Священной истории Ветхого Завета. И применительно к
ветхозаветным событиям традиционное их наименование – образ.
Сам Святой Дух был творителем нерукотворных небесных
образов. Господь явил Моисею с небес святилище Свое – образ
скинии, ковчег и херувимов и строго повелел ему сделать
подобные рукотворные святыни по виду и по образу показанных
небесных образцов (Исх. 25). Творцом первых рукотворных
образов стал Моисей, который сотворил их по образцу, данному Богом.
Вопрос 2. Отвергающие почитание святых икон
– перед кем согрешают?
Понятно, что если все устройство храма Божия
совершилось от Святого Духа, а не от вымысла человеческого,
то все иконоборцы не перед человеком согрешают, но против
Бога. Поэтому они должны именоваться даже не иконоборцами,
но богоборцами и противниками Святого Духа.
***
Икона Господа
Всевидящее Око Божие
Это одна из самых сложных символических
иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу,
как источник света, а способ Божественного ведения - глазу.
Всевидящее Око Божие Круг первый,
центральный, с четырьмя исходящими из него лучами,
заканчивающимися за большим кругом изображениями
евангелистов или их символов.
Круг второй представляет собой как бы лицо
человека, на котором помещены четыре глаза, нос и уста.
Надпись по окружности: "Величит душа моя Господа и
возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем".
Над вторым кругом изображена с воздетыми
руками Богородица. И третий круг пересекается множеством
густых лучей, исходящих из центра главного - Солнца
Правды-Иисуса Христа, направо и налево от Которого написано:
"Очи мои на верныя земли посадити и с собою". Надпись на
окружности: "Угль Исайи проявляяй солнце из Девической
утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение
подавая".
Круг четвёртый, самый большой, изображает
звёздное небо с тремя серафимами и надписями: "Серафим слово
Бог", или же в этом круге четыре ангела, из которых два
внизу со свитками.
Венчает всю икону круг, усечённый внизу, в
котором олицетворено "Небо небес" с тремя в нём серафимами,
окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками;
Св. Дух, от Него исходящий, спускается в виде голубя на
главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и
окружена ореолом, по краям которого надпись: "Бог с небесе
сияния своего сподоби мя". На всей же окружности четвёртого
круга надпись: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь
небо и земля славы Твоея". Господь, окружённый облаками,
сидит на радуге, подножием ему служит серафим с
распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде
голубя.
На углах - четыре круга евангелистов, от
третьего круга - за четвёртый; на окружностях - имена и
толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан
орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн
писан лев, во гробе положиша.
***
Вопрос 3. О каких рукотворных образах
упоминается во второй заповеди Божией и многих других местах
Священного Писания, в которых строго запрещается почитать
творимое руками человеческими подобие?
Из Священного Писания известно, что было два
рода рукотворных образов: Божии и бесовские. Поэтому во
второй заповеди Божией и многих других местах Священного
Писания речь идет о строгом запрещении почитать бесовских
кумиров и идолов. Их должно отвергать и сокрушать.
Рукотворную же Божию святыню должно почитать и кланяться ей.
Сам Господь заповедал Моисею и Аарону
научать людей строго различать их: "Чтобы вы могли отличать
священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать
сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез
Моисея" (Лев. 10, 10-11). Также и через пророка Иезекииля
Господь строго приказывал священникам: "Они должны учить
народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им,
что нечисто и что чисто" (Иез. 44, 23). Господь обличал
священников иудейских, когда они не радели об этом повелении
Божием и даже сами не отличали священные образа от мерзких
кумиров: "Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют
святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают
различия между чистым и нечистым" (Иез. 22:26).
В Новом Завете святой Апостол Павел пишет к
Коринфянам о различии священных вещей: "Что, как верный от
неверного отличается, и свет от тьмы, и Христос от велиара,
то и храм Божий со всеми его святынями должны мы отличать от
идолов" (ср. 2 Кор. 6:14-16).
Добрый пастырь. Икона
Вопрос 4. Как же отличить Божию рукотворную
святыню от рукотворений идольских?
Как всякому человеку и всякой вещи имеется
свое имя, так и всякому рукотворному образу имеется свое
название. Иисус Христос, показав иудеям динарий, спросил их:
"Чье на нем изображение и имя? Они отвечали: кесаревы".
Господь сказал им: "Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие
Богу" (Лк. 20:24-25).
Всякий образ познается по значению его лица
или имени, так же познаются священные и идольские образа.
Творец неба и земли именуется истинным Богом. Божественные
образа херувимские имели свое происхождение и название от
Бога. Сам Господь велел Моисею сделать скинию, ковчег, двух
херувимов из золота, золотую дощечку и надписать на ней
название: "Святыня Господня" (Исх. 28, 36). И еще повелел
Господь на 12 камнях изобразить 12 имен колен сынов
Израилевых (Исх. 28, 9-21). Все эти образы и начертания имен
составляли великую святыню Божию в ветхозаветном храме.
***
Читайте также по теме:
***
Идольские рукотворные кумиры имели свои
особые названия: кумир Дагона, Вила, Астарты, Артемиды,
Аполлона и т.д. Язычники именовали их богами, тем самым
украшая их чужим именем. Например, как если бы кто мертвеца
именовал живым человеком или тьму именовал светом. Об этом
же свидетельствует пророк: "А их идолы серебро и золото,
дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть
у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть
у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают;
есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса
гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все,
надеющиеся на них" (Пс. 113:12-16).
Украшаясь чужим именем, языческие лжебоги не
имеют в себе божеского достоинства и святости, искажают имя
Божие и имена священных предметов.
Пророк говорит: "Всяческая работна Тебе
суть", то есть вся тварь, как одушевленная, так и
неодушевленная, служит Богу, и Бог через них прославляется.
Враг же человеческого спасения силится
пленить своим обольщением человека, а с пленением человека
пленяет через него и неодушевленные вещи к своему служению.
Как род человеческий разделяется на чад
Божиих и на чад диавола, так и рукотворные вещи разделяются
на две части – на вещи, составляющие славу Божию, и на вещи,
составляющие славу бесовскую. Как Бог из среды Своих
ревностных служителей избирает Себе праведников и пророков,
через которых Он являет Свои Божественные тайны в
пророчествах и чудотворениях, так же и враг нашего спасения
из среды своих усердных служителей избирает себе
лжепророков, волшебников, чародеев и через них совершает
свои обольстительные прорицания и ложные чудеса на
погубление людей.
Подобным образом мы должны судить и о
неодушевленных вещах. Через священные рукотворные вещи Бог
прославляется и при них неотступно обитает и совершает от
них Свои Божественные чудеса для спасения почитателей
святыни Его. Через же богопротивные рукотворения диавол
прославляется и неотступно при них пребывает и совершает
свои обольстительные мечты и лживые прорицания.
Вопрос 5. Есть ли присутствие Божие при святых образах?
Сам Господь свидетельствовал об этом Моисею:
"Я буду открываться тебе и говорить с тобою [сверху],
посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о
всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым"
(Исх. 25, 22). Царь Езекия при молитве к Господу перед
ковчегом и херувимами говорил: "Господи Боже Израилев,
седящий на херувимах" (4 Цар. 19, 15). Три отрока в молитве
своей к Богу говорили: "Благословен Ты в храме святой славы
Твоей... благословен Ты, видящий бездны, восседающий на
херувимах" (Дан. 3:53-54).
Рукотворные священные образа служили
таинственным, благодатным местом всегдашнего присутствия
Божия. Как от книг Священного Писания мы познаем волю Божию
в законе и заповедях Его, так и от святых образов познаем
присутствие невидимого Бога, Который ради нашего спасения
неотступно пребывает во святилище Своем при рукотворной святыне Своей.
При этом должно понимать, что молитва и
поклонение пред образом не выражают обоготворения его, ибо
они совершаются Богу и святым Его. Лишь жертва выражает
обоготворение, но она свойственна только Единому Богу, а
более никому. Ветхозаветные праведники не только молитву и
поклонение совершали перед скинией, ковчегом и херувимами,
но возносили и жертву, что ясно показывает присутствие Божие
при рукотворной святыне.
Херувимские образа служили престолом для
Бога Невидимого, и поэтому они были душою и жизнью для всего
святилища Божия и составляли первую, главную и величайшую
святыню для Израиля. Когда их не было в скинии, то скиния
находилась пустой, безблагодатной, то есть без селения
Божия. Ковчег же и без скинии чудодействовал, например, во
время пленения его во языки Бог от лица его сокрушал идолов
и казнил болезнями язычников и на всю землю их наслал в
наказание мышей. Скиния сама по себе никакого утешения и
спасения для иудеев не доставляла, и они в прискорбии души
говорили: "Отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий"
(1 Цар. 4:21-22).
Всякий верующий в Бога должен благоговеть
перед рукотворной святыней Его – святыми образами, как перед
лицем Самого Бога Невидимого.
Вопрос 6. Каковы были казни за почитание
кумиров и за непочитание святых образов?
Из Священного Писания известно, что Господь
казнил различным образом и почитателей кумиров, и тех, кто
отвергал почитание священных образов, и тех, кто хотя бы
малейшим образом оказывал непочтение к рукотворной святыне
Божией или являл небрежное обращение с ней.
Когда сыны Израилевы в пустыне слили себе
кумира наподобие тельца и поклонялись ему, то этим они
сильно оскорбили Бога, Который хотел всех их за это
противное Ему дело погубить. Только по молитве Моисея
укротил Он гнев свой. Моисей, сойдя с горы Синайской к
людям, при виде кумира настолько оскорбился, что и скрижали
разбил, тем самым он как бы признал народ недостойным
слышать заповеди Божии. Взял Моисей кумир тельца, сжег его
на огне и от пепла его напоил всех отступников и повелел
избить мечом всех поклонников тельцу, не пощадить даже брата
своего и ближнего. И за это было избито до трех тысяч
человек (Исх. 32:1-35).
По совету лжепророка Валаама царь Моавитский
Валак прельстил сынов Израилевых в идолослужение и разврат;
и этим иудеи настолько оскорбили Бога, что Он хотел всех их
истребить смертною казнью. Тогда праведник Финеес поразил
мечем беззаконников и этим укротил гнев Божий. И было избито
всего 24 тысячи человек за грех идолослужения (Чис. 25:1-18).
Когда сыны Аароновы Надав и Авиуд внесли
чуждый огонь для каждения пред ковчегом и херувимами, то Бог
от ковчега казнил их смертью: "и вышел огонь от Господа и
сжег их" (Лев. 10:1-2).
Сыны Иехониины одним только своим небрежным
обращением со священным ковчегом настолько оскорбили Бога,
что Он поразил смертной казнью более пятидесяти тысяч мужей (Цар. 6:19).
Мелхола, жена Давида, посмеялась над мужем
своим за то, что он ликовал и веселился пред ковчегом
Господним во время торжественного перенесения его, и за эту
насмешку наказана была бесчадием навсегда (2 Цар. 6:20-23).
Царь Соломон устроил величественный храм
Божий и этим благоугодил Господу. Когда же он поклонился
идолам, по примеру жен своих, и создал капище Астарте, то
тем сильно оскорбил Господа, Который за это отнял от него 10
колен сынов Израилевых (3 Цар. 11:1-14). За храм Божий
получил Соломон благословение от Бога, а за капище идольское
– гнев и осуждение.
Иеровоам, царь израильский, когда воцарился
над 10 коленами израильскими, данными ему от Бога, и
вселился в Самарию, то ради своего любоначалия придумал
отвратить людей от Иерусалима и храма Божия. Сделал он
кумиров двух тельцов, поставил их в самарийских городах,
Вефиле и Дане, и повелел людям служить и поклоняться
тельцам, а в храм Иерусалимский воспрещал ходить людям на
поклонение Господу и святыне его. Этим он сильно прогневал
Бога, Который послал Своего пророка обличить его и
предсказать ему о лютой пагубе – что всех с ним поклонников
идолам кости сожгутся на огне чрез Иосию, будущего царя (3
Цар. 12, 26-33; 13, 1-10). Это предсказание пророка
исполнилось: "Царь Иосия вырвал кости идолослужителей из
гробов, сжег кости их огнем и всех кумиров их сокрушил и
сжег" (4 Цар. 23:1-25).
Вопрос 7. Какие существуют пророчества о
зримом явлении людям самого Образа Божия?
В Ветхом Завете Господь являлся в образе
херувимов, и они именовались славой Божией. Сам лик Господа
был сокрыт от людей.
В Новом Завете Господь Иисус Христос явил
Свой божественный лик; уже в славе Своей является, то есть в
Своем Образе, а не в образе херувимов, как о том и
предсказывали ветхозаветные пророки: "Царя со славою узрите"
(Ис. 33:17). "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй,
дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе, праведный и
спасающий" (Зах. 9:9). "Все вместе ликуют, ибо своими
глазами видят, что Господь возвращается в Сион" (Ис. 52:8).
"Явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие" (Ис. 40:5).
В Евангелии от Иоанна Сам Иисус Христос
говорит об этом так: "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы
всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и
Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:40). В этих
таинственных словах Господь Иисус Христос явил нам волю Отца
Небесного, чтобы всякий видел Сына Его, и не только через
веру и книжные писания познавал и убеждался, но прежде всего
от видимой вещи, которая возводит ум к Невидимому и
Неописуемому. И в другом месте Христос Спаситель,
подтверждая эти слова, говорит: "Вы не уверуете, если не
увидите знамений и чудес" (Ин. 4:48).
Значит, для верующих необходимо было иметь
видимые знамения и видимый образ Христа Спасителя, в лице
Которого чествуется Пославший Его Отец Небесный, как о том
говорит Христос: "Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не
чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его" (Ин. 5:23).
Все отвергающие Образ Божий и святые иконы,
отвергаются и Бога Невидимого. Кто не отличает образа своего
Искупителя от бесовских идолов, того и Он на суде Своем не
отличит от бесов – и такой же мерой возмерит им в день
праведного суда Своего.
Вопрос 8. Как Апостолы совершали поклонение святому образу Божию?
Апостолы с первых времен христианства
поклонялись образу Божиему. Об этом Апостол Павел говорит
так: "Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено
небесных, земных и преисподних" (Флп. 2:10). Апостол
называет здесь образ Божий именем Иисуса Христа.
В Священном Писании Сам Спаситель именуется
многими именами, и образ Его также именуется по-разному:
Образом Бога Невидимого; Славой Божией, Славой Христовой;
Лицем Божиим; Величеством Божиим; именем Божиим; именем
Христовым; именем Иисусовым. Понятно, что где имя Божие
находится в славе и поклонении, там и образ Божий
прославляется, а где бесчестится имя Божие, там бесчестится
и образ Его.
Вопрос 9. Как поклоняется Богу Небесная Церковь?
Тайновидец Апостол Иоанн описал нам, как
поклоняется Богу Небесная Церковь: "Престол стоял на небе, и
на престоле был Сидящий... И вокруг престола двадцать четыре
престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре
старца... И от престола исходили молнии и громы и гласы, и
семь светильников огненных горели перед престолом... и
вокруг престола четыре животных... И первое животное было
подобно льву. и второе животное подобно тельцу, и третье
животное имело лице, как человек, и четвертое животное
подобно орлу летящему... и ни днем, ни ночью не имеют покоя,
взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который
был, есть и грядет... и двадцать четыре старца падают пред
Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков" (Откр. 4:2-9).
Как Небесная Церковь поклоняется Первообразу
на небеси – Богу, Сидящему на престоле, так и земная Церковь
по их примеру поклоняется образу Божию на земле.
Вопрос 10. Почему ныне не бывает таких, как
в Ветхом Завете, казней на тех, которые отвергают,
злословят, сокрушают и бесчестят святые иконы?
На этот вопрос мы ответим следующее – Ветхий
Завет был плотский. Новый же Завет духовен, а потому
хулителей святыни Господней ныне долго терпит Господь и не
поражает казнями ненавистников Своих. Тому есть примеры:
Ирода – первого гонителя Своего – не казнил Господь, а удалился во Египет.
Гадаринские жители изгоняли Иисуса Христа от
себя и своих пределов, но также не казнил их Господь за это,
а удалился от них в другое место.
Самых главных Своих гонителей – книжников и
фарисеев, а также Иуду предателя и всех ругателей, мучителей
и распинателей Своих – никого из них не казнил Господь, но
долготерпел им и даже молился о них Отцу Небесному на
кресте, говоря: "Отче! отпусти им, ибо не ведают, что творят" (Лк. 23,34).
А также и по Воскресении Своем долготерпел
Господь неверным иудеям, хулящим Его и отметающим Его из
мертвых божественное Воскресение (Мф. 28:11-15).
Из всего приведенного понятно, что если
Самому Спасителю наносимы были тяжкие оскорбления – и Он не
тотчас наказывал, но долготерпел, то также долготерпит Он и
всем ругателям святому образу Его и всей Святыне Его.
Но наступит время суда Его! "И будет рыдать
земля, каждое племя особо" (Зах. 12, 12). Все грешники,
прободающие Спасителя нарушением заповедей Его, и хулители
рукотворной Святыни Его подвергнутся тогда строгому осуждению.
Вопрос 11. Откуда произошел обычай христиан
иметь святые иконы в домах? Какую духовную пользу приносят они обитателям дома?
Из Священного Писания известно, что святой
ковчег, кроме храма, находился иногда и в простых частных
домах, например, в доме Аминодава (1 Цар. 7:1), в доме
Аведдара Гефянина (2 Цар. 6:10-11), в доме Давида (2 Пар.
8:11). Это служило тогда прообразом нынешних наших домашних икон.
От Священного ковчега освящались все те
места, в которых он был, и особое благословение Божие
изливалось на тех жителей дома, где его принимали с верою и
благоговением. Ради присутствия ковчега Господь умножал лета
их жизни, а сила вражия от этих мест и домов прогонялась.
При торжественном перенесении ковчега царем
Давидом Господь на пути поразил Озу смертной казнью за
небрежное его прикосновение к ковчегу. Вследствие сего царь
Давид убоялся нести ковчег в свой град и поставил ковчег в
доме Аведдара Гефянина, где он стоял три месяца. Когда
донесли царю Давиду, говоря: "Господь благословил дом
Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия", то
пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома
Аведдара в город Давидов (2 Цар. 6:12).
Дом Давидовов настолько был освящен от
ковчега Божия, что царь Соломон и женщинам не дозволял в том
доме находиться. Вот что сказано в Священном Писании: "Дочь
фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который
построил для нее, потому что, говорил он, не должна жить
женщина у меня в доме Давида, царя Израилева, ибо свят он,
так как вошел в него ковчег Господень" (2 Пар. 8:11).
Если от ковчега и херувимских икон так
освящались дома, и ради них изливалось благословение Божие
на тех жителей, среди которых находился ковчег, то сколь
много Своего благословения и милости посылает Господь на те
дома, в которых находится Его Святейшее изображение.
При этом должно еще сказать, какую
благодатную силу имеют святые иконы для защиты домов и
жителей от лукавых бесов. В ветхозаветные времена, когда
святой ковчег оказался в плену у язычников, "Господь казнил
жителей этих языческих городов болезнию, а идолов их всех
сокрушил. Весьма тяготела рука Божия на них. И... вопль
города восходил до небес" (1 Цар. 5:1-12). А когда Иисус
Христос во младенчестве с Пречистой Своей Материю и старцем
Иосифом находился в Египте, все идолы египетские пали и
сокрушились (Ис. 19:1).
Во время земной жизни Иисуса Христа, при
появлении Его в каком-либо доме, бесы не могли вынести Его
пришествия и с криком бежали от Него. То же было и при
путешествиях святых Апостолов. Где же не было Иисуса Христа
и Апостолов – там бесы имели большую власть вредить людям и
губить их. Подобно тому как до прихода ковчега в идольский
храм Дагона идол господствовал там, а по приходе ковчега он
пал и сокрушился.
Также и сейчас святые иконы освящают своим
присутствием дома и всех их жителей и прогоняют силу вражию.
Вопрос 12. Что означает изображение Христа
Спасителя с сияющим ликом?
Через это изображение мы исповедуем во
Христе два естества – Божественное и человеческое. Свое
исповедание мы выражаем в слове и изображаем на иконах –
Христос есть совершенный Бог по Божеству и совершенный
Человек по человечеству.
Когда иконописец пишет лик Христа Спасителя
по подобию человеческого лица, то этим исповедуется Его
человечество, а изображая сияние от лица Его – исповедуется
Божество Его. Изображающий образ Спасителя без сияния не
исповедует Божеское естество во Христе, через что страшно
согрешает, уподобляясь древним еретикам, отрицавшим Божество
Христа. Эти еретики были осуждены пастырями Церкви и преданы
анафеме. Мы же, чада Церкви, всячески чуждаемся этого
богопротивного дела и изображений Христа Спасителя без
сияния лика не приемлем.
Из евангельских повествований мы видим, что
Христос Спаситель еще при жизни Своей являл сияние славы
Своего лица пред учениками Своими.
При крещении Его, по выходе Его из воды
отверзлись небеса и слава небесная осияла Его (Мф. 3:16-17).
Иисус Христос прославил Свое лице пред
учениками Своими во время Преображения Его на горе
Фаворской, когда просияло лице Его, как солнце (Мф. 17:2).
По Воскресении Своем многократно являлся Он
к ученикам Своим также со светлым лицем. Апостолу Павлу
явился на пути Иисус Христос в блистании небесного Своего
света (Деян. 9:3). Апостолу Стефану явился Иисус Христос
стоящим одесную Бога на небеси во Своей Божественной славе
(Деян. 7:56). Апостолу Иоанну Богослову в Откровении явился
Иисус Христос с лицем сияющим, как солнце (Откр. 1:16).
Все божественные явления Его с небес к
праведникам, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, были в сиянии великой славы Его.
Прославление лица Спасителя показано было
только святым Апостолам, праведникам, пророкам и всей Церкви
верных, а для неверных и язычников, распинателей Его, Иисус
Христос не явил света лица Своего. Так и ныне не являет Он
Своего света славы всем отступникам: ибо сказано:
"Нечестивый не видит славы Господа" (ср. Ис. 26:10). Потому
ослепленные гордостью и самообольщением нечестивые не могут
уразуметь тайну образа Христова.
К истинным же христианам относятся слова
пророка: "Господи, они ходят во свете лица Твоего, о имени
Твоем возрадуются весь день" (Пс. 88:16-17). Это пророчество
ныне сбылось мы свет лица Его Божественного на иконе
изображаем, всегда радуясь о имени Его.
Вопрос 13. Почему иконы святых пишутся с сияющими ликами?
О святых у нас другое исповедание. Мы их
изображаем в сиянии вовсе не для того, чтобы выразить в них
два естества, как во Христе, но для того, чтобы выразить
почивающую во святых славу Божию.
Святые суть орудие Божие, и их тела – храм
и жилище Святого Духа, и Дух Святой прославляет их разными
чудесами. Потому и пишется сияние от их лица. Это сияние
обозначает славу Божию, в них почивающую. Тем самым святые
исповедуются у нас подобными образу Божию.
По слову Апостола: "А кого Он предопределил,
тех и призвал, а кого призвал, тех оправдал; а кого
оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:30). На основании этих
слов мы признаем святых как прославленных от Бога, изображая
их образа с сияющими лицами. Эти сияния означают не
тождество с образом Сына Божия, а лишь подобие Ему в
небесной славе. Сам Иисус Христос о том свидетельствует,
говоря в молитве к Отцу: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал
им" (Ин. 17:22).
Нужно заметить еще и то, что мы не живых
людей изображаем на иконах, но уже почивших и от Бога въяве
прославленных многими чудесами.
Все святые иконы чествуются и прославляются
различно. По слову Апостола: "Иная слава солнца, иная слава
луны, иная звезд" (1 Кор. 15:41). Образ Божий подобен
солнцу, образ Богородицы подобен луне, а образа святых подобны звездам.
Бог есть истинный свет для нас, а святые,
как лучи Его, сияют, заимствуя свет от источника света Его.
Моисей чрез сорокадневную беседу с Богом настолько просветил
лице свое, что не могли сыны Израилевы взирать на Моисея.
Святые же, находящиеся всегда пред лицем Божиим, еще более
Моисея прославляются и просвещаются душой и телом.
Как земные цари сподвижников своих в защите
царства своего награждают и одевают их в одежду славы своей,
так и Царь Небесный защитников Евангельской истины,
исполнителей заповедей Его, награждает Своими высокими
небесными почестями, одевая их в одежду света и вечной радости.
Вопрос 14. Почему иконы украшаются ризами?
Все, что у нас совершается для чести и
прославления святыни, делается от повелений Божиих, но не от
вымысла человеческого. Как ветхие десятисловные заповеди
даны были однажды от Бога и вечно должны существовать, так и
заповеди Божии о святыне Его должны существовать вечно.
Многократно повторял Бог повеление Свое при
устройстве святилища: "Это вечно и законно будет вам" (ср.
Исх. 27:21). Повелел Бог Моисею всю рукотворную святыню
покрыть чистым золотом; ковчег, херувимы и златая дощечка
были отлиты из одного золота (Исх. 25:10-11). Также Соломон
все святилище украсил золотом и покрыл золотом херувимские
образа (3 Цар. 6:20-22). Если ветхозаветную святыню Господь
повелел драгоценно украшать, то тем паче новозаветная
святыня должна почитаться верными.
Кто укоряет нас за сооружение драгоценных
риз на святых иконах и советует деньги отдавать не на
украшение икон, а бедным и нищим, тот уподобляется Иуде
предателю. Ибо он, увидевши жену, изливавшую драгоценное
миро на тело Спасителя, вознегодовал и начал внушать святым
Апостолам, что жена безрассудно поступает, бесполезно теряя
драгоценное миро: "Лучше бы она продала его, а деньги
раздала бы нищим".
Иисус Христос обличил злой совет Иуды,
сказав, что "нищих всегда имеете при себе, а Меня не всегда"
(Ин. 12:8). И святой Евангелист, обличая тайну Иудиного
совета, говорит: "Сказал же он это не потому, чтобы
заботился о нищих, но потому, что был вор" (Ин. 12:6).
Нищие всюду есть, и среди христиан, и среди
неверных, а святые иконы находятся только среди чад Церкви.
Честь, принесенная Иисусу Христу от жены возлиянием мира,
несравненно выше милостыни нищим. Точно также украшение
святых икон или храма несравненно выше благотворительности,
так как милостыню нищим совершают и неверные, а чествование
святыни совершается только верными.
Вопрос 15. Как относиться к изображению на
святых иконах животных и бесов?
В ветхозаветном храме находились изображения
не только херувимов, но и животных – тельцов, волов, львов
(3 Цар. 7:29). Вблизи этих изображений ветхозаветные
праведники совершали свою молитву в храме, и Бог за это не
оскорблялся на Соломона, а похвалил его за устройство храма
и являл в нем Свою Божественную славу.
При самом священном ковчеге находились пять
мышей златых, положенных от язычников в дар Богу за
избавление от казней (1 Цар. 6:11).
Изображая иногда на святых иконах различных
нечистых животных, мы поступаем так не по своему усмотрению,
но на основании Священного Писания. Например, изображая
искушение Иисуса Христа в пустыне, изображаем там и самого
искусителя -диавола, согласно евангельскому описанию.
Изображая сошествие Иисуса Христа во ад,
здесь же изображаем и поражение диавола и всех бесов его.
Изображая Иисуса Христа, сидящего на престоле, изображаем
при Нем и четырех животных – тельца, льва, орла и человека –
согласно пророческим видениям.
Изображая победу Архангела Михаила над
диаволом и бесами и изгнания их в ад вечных мук, изображаем
внизу поверженных им бесов, как противников власти Царя Небесного.
Единодушное ополчение Ангелов во главе со
своим Архистратигом на врагов Божиих служит нам поучительным
примером, чтобы и мы единодушно ополчались против всех врагов безбожников.
Вопрос 16. Почему мы возжигаем перед иконами
свет и совершаем каждение фимиамом?
В Священном Писании находится строгое от
Бога повеление о возжигании света и о каждении перед
священными предметами.
Сам Господь благоволил, чтобы во святилище
Его пред лицем святыни Его неугасаемый горел свет в
светильниках. Через Моисея Он дает почитателям святыни
повеления: "И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили
тебе елей чистый... от маслин, для освещения, чтобы горел
светильник во всякое время... Это устав вечный для поколений
их от сынов Израилевых" (Исх. 27:20-21). Этим Господь
вразумляет нас, что как жилище Его на небесах пребывает во
свете, так и образ Его должен находиться в сиянии
вещественного света, напоминая нам о Его свете на небесах.
Не раз повторяет Господь Свое повеление как
о возжигании света, так и о каждении фимиамом (Исх. 30:7-8; Чис. 8:1-4; Лк. 1:9).
В Новом Завете есть также указания на это.
Апостол Иоанн видит Иисуса Христа, стоящего среди семи
горящих златых светильников (Откр. 1:12). Видит он также в
небесном сиянии семь светильников огненных, горящих пред
престолом Божиим (Откр. 4:5); и кадильницу и каждение
фимиамом от Ангела пред престолом Божиим (Откр. 8:3-5).
Когда язычники, попущением Божиим,
опустошали святилище и разрушали храм Господень, то
сокрушали светильники и гасили свет в нем, а алтарь
кадильный и кадильницу уничтожили, не уподобляются ли этим
язычникам и современные противники церковного благолепия?
Вопрос 17. Как установился обычай
благоговейного целования святых икон, креста и Евангелия?
После преступления прародителей наших в раю
Бог был неприступен для сынов человеческих по причине Своего
праведного гнева на них. Также и святыня Его была
неприступна для человека, как о том сказано в законе: "Не
должны они касаться святилища, чтобы не умереть". И еще
сказано: "Сами они не должны подходить смотреть святыню,
когда покрывают ее, чтобы не умереть" (Чис. 4:15-20).
Понятно, что в Ветхом Завете было строго
воспрещено людям непосвященным не только прикасаться к
святыне и лобызать ее, но даже и видеть ее. Когда сыны
Иехониевы дерзнули рассматривать святыню ковчега Господня,
то настолько прогневали Бога, что Он поразил смертною казнью
не только тех лиц, которые смотрели, но и все их племя (1
Цар. 6:19). Оза дерзнул прикоснуться к ковчегу Господню и
этим настолько оскорбил Бога, что Господь внезапно поразил
его смертью (2 Цар. 6:7).
Вот как строго была ограждена Богом древняя
неприступная святыня и святилище, а особенно ковчег святыни
с херувимами, который находился за второй завесой во Святая
Святых, куда и священники не имели права входить, а только
первосвященник входил единожды в год.
Апостол, объясняя таинственное знаменование
ветхого и нового святилищ, говорит следующее: "Сим Дух
Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище,
доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего
времени, в которое приносятся дары и жертвы" (Евр. 9:8-9).
Итак, ветхозаветное святилище и внутри его
находившаяся святыня были недоступны для зрения не только
простого народа, но даже и для священников. Понятно, могли
ли прикасаться и лобызать верующие сию святыню, как ныне у нас совершается.
Апостол называет ветхозаветное служение
образом настоящего времени. Пока стояло ветхозаветное
святилище – Бог был неприступен. Ныне же, чрез заслуги
нашего Искупителя, Бог с человеками примирился, и к самой
неприступной святыне Его ныне вход открылся. Со времени
крестного страдания Его завеса церковная, преграждавшая путь
к святыне, разодралась надвое, давая свободный вход к ней
всем верующим во Христа, через что исполнилось пророчество:
"Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену" (Пс. 17:30).
Стена, преграждавшая нам путь к Богу и
святилищу Его, разрушилась, и мы вслед за Иисусом Христом
входим во святилище, о чем свидетельствует Апостол: "Итак,
братия, имея дерзновение входить во святилище посредством
Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь
открыл нам через завесу, то есть плоть Свою" (Евр. 10:19-20).
Теперь мы входим во Святая новым путем, а не
ветхим. Новый путь имеет свой чин, установленный от
Искупителя, в котором мы имеем свободный вход к Господу и
осязательно прикасаемся к Нему в тайне Божественной
Евхаристии. Как в уста свои приемлем Тело и Кровь Его, так с
верою и любовию прикасаемся к святейшему образу Его, а также
и ко всем святым предметам, кресту, Евангелию и с
благоговейной молитвой лобызаем их своими грешными устами,
получая от них просвещение и освящение.
Действительно, если в Ветхом Завете даже для
пророков и праведников Бог был неприступен, то в Новом
Завете даже грешники приступали к Богу, осязали и лобызали
Его, явившегося во плоти на земле.
Жена грешница обмыла слезами своими ноги
Его, власами главы своей отерла их и, облобызав, возливала
на них миро, и не казнь получила за это от Бога, но милость
и прощение грехов (Лк. 7, 38-47). Также жена кровоточивая
прикасалась к Господу и другие верующие. "И весь народ искал
прикасаться к Нему, потому что сила от Него исходила и
исцеляла всех" (Лк. 6:19).
Должно сказать, что при страданиях Христа
Спасителя мучители творили Ему всякое поругание, льстивое
лобызание и кощунственное поклонение (Мк. 15:17-19).
Враги бесчестили лице Искупителя нашего, мы
же изображаем в сияющей славе святейшее лице Его, они
терновым венцем оскорбляли Его, мы же возлагаем на главу Его
венец славы из серебра и золота; они надевали на Него
хламиду поругания, мы же украшаем Его образ дорогими ризами:
они били тростию по главе Его, мы же благоговейно возжигаем
свечи и елей пред образом Его; ругатели давали льстивое
лобызание Ему, мы же с благоговением приступаем к целованию
Его святейшего образа.
Итак, все ругательства, бывшие над Христом,
у нас заменены указанными здесь благоговейными знаками любви и почитания.
Вопрос 18. Как совершились многоразличные
явления святых икон?
С апостольских времен началось религиозное
почитание святых икон. Первые христиане с особым религиозным
чувством почитали святые иконы, особенно иконы Богородичные,
возжигали перед ними неугасимый свет от елея и свеч. Этому
позавидовал враг нашего спасения и воздвиг иконоборческую
ересь. Ею заражены были даже некоторые цари, а чрез них
настали лютые гонения на христиан – за почитание святых икон
их мучили и убивали, а святые иконы сокрушали, сжигали и бесчестили.
Вследствие таковых гонений, православные
скрывали святые иконы в разные места – зарывали в землю,
прятали в пещерах, бросали в воду и тому подобными мерами
спасали святыню от поругания иконоборцев. Когда же
укротилось гонение иконоборцев, то сокрываемые в тайных
местах иконы Господь стал являть для христиан, прославляя их
многоразличными чудесами. И вот эти являемые иконы мы
почитаем за великую святыню и прославляем человеколюбие
Божие, явленное нам через чудотворные святые иконы.
И в ветхозаветные времена было, что за грехи
людей Господь попускал разрушение Иерусалима и храма от
язычников, но пред тем повелевал праведникам и пророкам
вынести святыню из храма и сокрыть ее в тайных пещерах.
Когда же люди обращались к Богу с покаянием, то Он возвращал
их в Иерусалим и открывал им сокрытую святыню.
Если древнюю Свою святыню так охранял
Господь, то тем более христианскую Свою святыню, на которой
находится образ Бога Невидимого, охраняет Он во спасение всех верующих.
Вопрос 19. Ветхозаветные образа творимы были
людьми, Богом избранными, наши же иконы пишутся обычными
людьми. Могут ли быть наши иконы подобны древней святыне?
Ветхозаветную святыню созидали не одни
только праведники, но и грешники участвовали в создании
скинии, ковчега, херувимов, светильников, священных одежд, а
также и храма Соломона: "И сказал Моисей всему сонму сынов
Израилевых: каждый по усердию пусть принесет приношение
Господу" (Исх. 35:4-5).
Издревле, по повелению Самого Бога, все
верующие принимали участие в созидании святилища. Бог не
сказал, чтобы от рук грешных не принимать художество или
жертву, но всем велел трудиться в созидании святилища и всем
велел приносить на украшение скинии. При построении же храма
Соломонова, в сооружении его принимали участие не только
иудеи, но даже и язычники. Хирам, царь Тирский, помогал
созидать храм, присылая для него от себя множество
строительных материалов, а также мастеров и художников (3
Цар. Главы 5-7; 2 Пар. 2:7-9).
Господь Иисус Христос, как Сердцеведец, не
отверг сосуд с драгоценным миром от грешной жены (Лк. 7:37).
Поэтому и у нас дозволяется всем принимать участие в
созидании рукотворной святыни Божией.
Вопрос 20. Почему совершается освящение икон в церкви?
Мы это делаем по велению Божию, о чем ясно
видно из Священного Писания. По устроении скинии Господь Бог
повелел Моисею освятить ее, и Моисей освятил скинию и
ковчег. Апостол о том говорит так: "Моисей, произнеся все
заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и
козлов с водою... говоря: это кровь завета, который
заповедал вам Бог... окропил кровью и скинию и все сосуды
Богослужебные... Итак образы небесного должны были очищаться
сими, самое же небесное лучшими сих жертвами" (Евр. 9:19-23).
Из этих слов видно, что и древнюю святыню
освящали священники, и только по освящении скинии явилась
слава Божия над ней: "И слава Господня наполнила скинию"
(Исх. 40, 34). Точно также после освящения храма Соломонова
снизошла на него слава Господня, как сказано: "Когда окончил
Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжения и
жертвы, и храм наполнился славы Божией" (ср. 2 Пар. 7:1).
На основании приведенных слов и у нас
священнослужители освящают как вновь создаваемые храмы, так
и всю священную утварь: иконы, кресты, сосуды, одежды
священнические и прочие необходимые предметы для богослужений.
Вопрос 21. Почему некоторые иконы становятся чудотворными?
Это есть дело воли Божией, и Он Сам то
ведает – одни иконы прославляет более, другие менее. У нас
же, верующих христиан, все иконы святыми признаются, и от
всех икон, по вере нашей, мы получаем спасение душ наших.
В Церкви благодать Божия многоразлична.
Господь и праведников Своих прославляет различными Своими
дарами: одних – большей благодатью, других – меньшей.
И светила небесные между собой различны.
Согласно же слову Апостола: "Иная слава солнцу, иная слава
луне и иная слава звездам". Образ Бога невидимого подобен
солнцу, образ Пресвятой Богородицы подобен луне, а образа
святых подобны звездам. Да и звезды различествуют в своей
славе, так и святые иконы различаются в славе Божией.
Но все иконы для нас служат духовными
светилами. От святилища Божия они нам сияют, и просвещают нас, и спасают.
Вопрос 22. Почему существует множество
различных икон Пресвятой Богородицы?
Все мы веруем во единого Бога, Творца неба и
земли, но мы видим из Священного Писания, что единый
истинный Бог различными именами Себя называет. При купине
Господь сказал Моисею: "Аз есмь Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль".
Именно так – именами праведников – Моисей и
Илия призывали в своих молитвах единого Бога.
И скиния едина была во Израиле, но она также
много различных названий имела: скиния Моисея; Силомская
скиния; скиния Давидова; скиния свидения; скиния Господня. И
священный ковчег различно именовался в Ветхом Завете: ковчег
Откровения; ковчег свидения; ковчег крепости: ковчег
святыни; ковчег славы Израилева; ковчег могущества; ковчег
Небесный; ковчег Господа; ковчег селения Божия; ковчег Божий.
Поэтому наименование Бога по именам Его
праведников говорит вовсе не о многочисленности богов, а о
том, что при всех упомянутых праведниках, через их имена,
призывался в молитвах единый Бог.
Также мы мыслим и о Пресвятой Богородице.
Она есть едина, но по месту явления Ее святых икон именуется.
Одна икона Ее явилась в Тихвине, и именуется
Тихвинской. Другая икона Ее явилась в Казани, и именуется
Казанской. Еще одна икона пришла к нам из Иверского
монастыря на Афоне, и именуется Иверской. И множество икон
Заступницы рода христианского именуются или по местности их
явлений, или по замечательным событиям, с ними связанным.
Мы же, творя различные молитвы и славословия
перед различными Ее святыми иконами, исповедуем всегда едину
Пресвятую Богородицу, и имя Ее для нас едино есть –
Пресвятая Дева Мария.
Вопрос 23. Отчего существуют названия икон
Божией Матери – Всех скорбящих радости, Скоропослушницы,
Неопалимой купины, Взыскания погибших и других?
Это означает многоразличные дары благодати
Божией, почивающей в Пресвятой Богородице, через которые Она
благодетельствует роду человеческому. И святые угодники
Божии имеют различные дары от Бога, и всякому, по заслуге
его, вручает Бог дар Своей благодати.
Матерь Божия имеет от Бога всецелую и
всесовершенную благодать. Она держит на Своих пречистых
руках Божественного Младенца, перед Которым трепещут все
небесные силы. Кого же будет Он так прославлять, как не
Матерь Свою, Которая есть Одушевленный ковчег и престол Его.
От Нее Он изливает для нас все спасительные чудеса Свои,
которые подобно ручьям от живоносного источника истекают и
напояют всю Церковь верных. Кто же из святых может по славе
равняться с Нею – никто!
Если Иоанн Креститель был похваляем Самим
Господом, сказавшим, что "из рожденных женами не восставал
больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11:11), то очевидно, что все
древние праведники от Адама, Ноя, Авраама и Моисея все они
меньше в славе пред Богом, нежели Иоанн Креститель. Но и он
сказал о Спасителе: "Не достоин я развязать и ремень обуви
Его" (Лк. 3:16). Если он недостойным себя признает
прикоснуться к ремню обуви Его, то каковы величие и слава
Пресвятой Девы Марии, Которая была Матерью и
Воспитательницею Спасителя.
Божественная Премудрость уподобляет высоте
столпа Давида высокие заслуги Ее пред Богом. Как столп
Давидов своей высотой служил для украшения града Иерусалима
и для охранения его от врагов, так и Матерь Божия Своей
славой и величеством украшает Церковь Христову, и в Ней наше
спасение от всех врагов наших.
Высота столпа означает собою ходатайство
Божией Матери о нас; тысячи щитов и все стрелы сильных
обозначают многоразличную благодать Ее. Материнским
покровительством Ее мы всегда охраняемы, как щитами, и по
различию этих охраняющих нас духовных щитов Ее различно
именуются Ее святые иконы – Всех скорбящих Радости,
Скоропослушницы, Избавительницы или Отрады и Утешения,
Неопалимой купины. Взыскания погибших...
Вопрос 24. Что означают иконы Пресвятой
Богородицы с короной на Ее пречистой главе?
Из Священного Писания известно, что всякую
душу праведника венчает Сам Бог венцом небесным: "Праведники
же во веки живут, и в Господе мзда их и попечение их у
Вышняго сего ради и примут царствие благолепия и венец
доброты от руки Господни".
Тем более благословенная в женах Матерь
Божия достойна принять "царство благолепия и венец доброты
от руки Господней" и стать одесную Бога в славе царской, как
о том говорит пророк: "Предста Царица одесную Тебе в ризах
позлащенных одеяна преиспещрена" (Пс. 44:10).
Предстоит Она одесную Бога и Сына Своего
ходатайствуя пред Ним за нас грешных. Поэтому на образе Ее
мы изображаем то, что совершилось после Ее перенесения от
земли на небо – венчание Ее на царство и коронование Царицей
Небесной от Самого Бога.
Избрание Ее для воплощения Сына Божия
совершилось от всех лиц Святой Троицы – от Отца, Сына и
Святого Духа. И венчание Ее на царство совершилось от всех
лиц Святой Троицы: Бог Отец венчал Ее как Свою Дщерь, Бог
Сын венчал Ее как Свою Матерь, Святой Дух венчал Ее как Свою Невесту.
Кто может равняться Ей в славе пред Богом, –
не только от земнородных, но даже и от небесных бесплотных
сил! Она есть первая по Царе Небесном царствующая над всей
небесной и земной Церковью. Поэтому Матерь Божия именуется
Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнеция серафим. И
только Она именуется Царицей Небесной.
Ее видел Апостол Иоанн Богослов в небесной
славе, увенчанную царственной короной, и свидетельствовал об
этом в Откровении: "И явилось на небе великое знамение:
жена, облеченная в солнце: под ногами Ее луна, и на главе Ее
венец из двенадцати звезд" (Откр. 12:1-3).
Вопрос 25. Почему Иверская и Закланная иконы
Божией Матери пишутся с ликом, из которого истекает кровь?
Бог силен в Своем всемогуществе от
неодушевленной иконы испустить кровь для вразумления
иконоборцев и для укрепления в вере почитателей святых икон.
Он силен сотворить то, что предсказано еще в
пророчестве: "Воскаплет кровь от древа" (3 Езд. 5:5). Когда
иконоборец ударил копьем в икону, прямо в чудный лик
Пресвятой Богородицы, то Господь испустил из прободенного места кровь.
В этом событии было явлено нечестивым
грешникам великое человеколюбие Божие – не поразил Он казнью
иконоборца, но сотворил то, что выше естества природного –
истечение крови из деревянной иконы. От этого чуда Божия
иконоборцы пришли в страх и ужас и уже не дерзнули более
сокрушать святой образ.
С тех пор в воспоминание великого чуда Божия
и Его великого человеколюбия копии Иверской и Закланной икон
пишутся с прободенным ликом Пресвятой Богородицы, из
которого истекает кровь.
По воле Господа здесь побеждается чин
естества. Те же, кто только рассуждают о Боге, на самом деле
уподобляют Его себе, думая – что сами не могут сделать, то и
Бог не в силах сделать.
Мы же похваляемся Богом, исповедуем Его пред
всеми и повторяем за пророком: "Велик Господь наш и велика
крепость Его и разума Его несть числа" (Пс. 146:5).
Из книги "О святых иконах и крестных ходах"
Библиотека православного христианина
Читайте другие публикации раздела "Учение Церкви об иконопочитании"
|