Постное детство
Поколение, к которому принадлежит
большинство современных родителей, в детстве не
постилось. Поэтому с приближением очередного длительного
поста в православных семьях, где подрастают дети,
возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать
поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен
заключаться детский пост?
Постись – не дерись
Cемилетняя девочка Аня подошла к батюшке
и спросила: "Как мне поститься?" А он ей ответил:
"Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои
обязанности по дому". А еда? "Пост в пище – это важно,
но второстепенно, – говорит протоиерей Александр
Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего
Скорбященского монастыря, отец 12 детей. – Если родители
концентрируются только на внешних предписаниях поста, то
они ошибаются. Цель поста – не диета и не самоистязание,
а стремление к покаянию и через это приближение к Богу.
Если ребенок постится, но при этом хамит мамочке,
дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям
помогать – значит, ни сам пост, ни все семейное
воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том,
чтобы посадить ребенка на строжайшую диету, а в том,
чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес
к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными
людьми, которые отдавали бы себе отчет в том, что они
делают, понимали, что делать можно, а чего – нельзя".
И те, кто постился в детстве, и опытные
православные родители сходятся во мнении, что если для
родителей пост естественен, то и дети принимают его без
проблем, если родители испытывают радость от поста и
несут его без принуждения, то и ребенок последует их
примеру. "С одной стороны, какие-то вещи входят в быт
православной семьи просто потому, что "вот так принято",
это норма и по-другому жить странно, – говорит
протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой
мученицы Татианы, отец четверых детей, – например, в
Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что
если ребенок в три года не будет жевать котлету, то
вырастет больным, – абсолютная мифология. Раньше в
христианских семьях постились строго, при этом дети
вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это
относительно уклада. А пост как личное усилие маленького
человечка должен начинаться с того момента, когда он
способен ради Христа в чем-то себе отказать. Скажем, в
четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и не
смотреть телевизор. А потом мера поста увеличивается – с
каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это
были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные
продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти
годам ребенок может прийти к той мере поста, которая
была принята в предыдущие столетия, то есть к
воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в
принятии пищи рыбной".
С тем, что отсутствие во время поста
мяса в рационе ребенка не принесет вреда его здоровью,
согласен врач и священник Игорь Смертин, клирик храма
Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово, отец
семерых детей: "Мы в своей семье определяем для детей
три степени поста: первая – с молоком, но без мяса и
яиц, вторая – без молочных продуктов, но с рыбой, третья
– в зависимости от строгости каждого конкретного поста
наравне со взрослыми. Бояться поста не надо. По своему
опыту скажу, что без мяса могут спокойно обойтись даже
маленькие дети. Мнение о том, что ребенок рискует
недополучить витамины, вещества, необходимые для роста,
– это стереотип безбожного воспитания, не имеющий под
собой никаких научных оснований. Как врач, я бы
посоветовал родителям давать детям в пост больше меда,
клюквы, орехов, если у ребенка нет на них аллергии.
Можно, конечно, давать и витамины "Декавит", "Поливит" –
самые простые и дешевые, которые можно найти в любой
аптеке. А еще нужно давать как можно больше здоровой
пищи и меньше суррогатов. Например, к соевым продуктам я
отношусь отрицательно".
Постное пирожное
Протоиерей Сергий Правдолюбов,
представитель старинной священнической династии, в
которой не прерывалась христианская жизнь и семейный
уклад даже в годы гонений на церковь, вспоминает, что в
их семье все дети соблюдали посты с семи лет по уставу
преподобного Саввы Освященного, то есть без масла.
"Помню, было очень тяжело, но это дало нам очень хорошую
школу поста на всю жизнь. Без такого опыта в детстве я
вряд ли научился бы поститься по-настоящему".
Но, как говорят многие опытные
священники, мера ограничения все же для каждой семьи
индивидуальна, она скорее должна определяться
духовником, чем соответствовать каким-то внешним нормам.
"В нашей семье мы старались избегать крайностей –
рассказывает отец Александр Ильяшенко. – Конечно, без
мяса может спокойно обойтись человек любого возраста. А
вот без молочной пищи маленький ребенок не может, да и
не должен обходиться. Тем более что современный ребенок
живет в нарушенных экологических условиях, далеко не
всегда дышит чистым воздухом, не пьет чистую воду и
питается продуктами, в которые добавлены консерванты. А
когда дети подрастут, станут покрепче, они смогут и
строже поститься. Очень важно, чтобы относительно поста
ребенка мать советовалась со священником. Если она
против каких-то строгостей, об этом обязательно надо
сказать священнику, потому что мать очень хорошо
чувствует своего ребенка, видит, тянет ли он ту
нагрузку, которая на него возлагается".
"У нас в семье дети не постятся так же,
как родители, – рассказывает Татьяна, мама троих детей.
– У нас всегда для детей есть дома молоко и творог,
часто рыба, но специально непостную еду я для детей не
готовлю, поэтому все равно режим питания у них меняется.
Непостные лакомства у нас отменяются, но есть лакомства
постные и при этом полезные: курага, сушеные яблоки и
особенно любимые моими детьми сушеные дыни. Еще у нас
есть "постные пирожные": хлеб подсушивается с одной
стороны, на другую сторону выкладываются тонким слоем
яблоки кружочками и посыпаются сахаром. И все это
ставится опять в гриль. Перед Пасхой и Рождеством у
детей бывают порывы – два-три дня попоститься строго,
как родители, я, конечно, не против, но никогда на этом
не настаиваю".
Мама, я съел сосиску!
- Почему-то как пост, так нам каждый день
в школе сосиски или колбасу дают!" – сокрушается
третьеклассник Ваня. Ребенку-школьнику, если он учится
не в православной гимназии, постом приходится трудно –
нет возможности выбирать, дали на завтрак сосиски или
творожные сырки – ешь. Как тут быть, ходить голодным? И
если чадо пришло из школы Великим постом и говорит: "Нам
давали сосиски, и я их съел?" – как реагировать?
"Обнять, поцеловать и сказать:
"Приятного тебе аппетита", – советует священник
Александр Ильяшенко. – Похвалите ребенка за честность,
за то, что он сказал правду. Очень важно, чтобы ребенок
рос искренним. Чтобы если он что-то делает не так, то не
прятался, не таился, а честно об этом говорил. Есть
такая народная мудрость : " Повинную голову меч не сечет
" . Как я уже говорил, пост – не голод, и голодный
ребенок не может полноценно учиться. Пусть он ест
школьную еду. Церковь же ослабляет пост, например, для
тех, кто в пути. Но если ребенок волевой человек и хочет
поститься, он может отдать котлету соседу, а съесть
картошку или макароны. Но не нужно ребенка загонять в
угол, он не должен чувствовать себя преступником. Пусть
он ограничит себя в чем-то другом – например, не съест
дома лишнюю конфетку. Не должно быть формализма в
духовной жизни. Важен смысл, а не форма. Также и с
постом – нужно творчески, молитвенно искать пути
духовной жизни для ребенка, а не просто выполнять
какие-то формальности. Нужно молиться, чтобы Господь
умудрил найти правильное решение относительно меры поста
для ребенка и для других сторон его духовной жизни".
- Если мы что-то отменяем в пост, те же
мультики или развлечения, то, мне кажется, хорошо бы и
привносить что-то особенное, постное, – рассказывает
многодетная мама Татьяна. – Например, у нас в семье есть
традиция Великим и Рождественским постами каждый вечер
читать при свечах большое Евангелие с фотографиями
Святой земли. Еще я стараюсь в эти посты делать детям календарики, чтобы они следили, как мы приближаемся к
Рождеству или Пасхе.
О. Александр Ильяшенко: "Есть старые
послевоенные мультфильмы – "Аленький цветочек", "Снежная
королева", "Заколдованный мальчик", "Дудочка и
кувшинчик", "Два жадных медвежонка" – или, например,
замечательная "Сказка о солдате", где главный герой
творит добрые дела и побеждает нечистую силу – солдат
прямо в экран осеняет себя крестным знамением, это в
1951 году! – эти добрые и по сути православные сказки
несут глубокий, позитивный и назидательный заряд. Их
вполне можно показывать детям и постом. Хотя, конечно,
показ мультфильмов всегда должен быть под контролем,
этого не следует делать слишком часто. Что же касается
празднования дней рождения и именин детей, если они
выпадают на пост, то тут можно перенести празднование на
воскресный день, в который пост всегда ослабляется, и
приготовить вкусные постные блюда".
На хлеб и воду!
- В одной семье, когда дети совершали
какую-то провинность, родители сажали их на целый день
на хлеб и воду. Можно ли пост применять к детям в
качестве наказания?
Священник Александр Ильяшенко: "Если
родителю хочется ребенка посадить на хлеб и воду, это
значит, что он много-много упустил в воспитании, когда
ребеночек был еще совсем маленьким. Может быть, это
мамочку или папочку было бы правильно посадить на хлеб и
воду? Пусть они каются, молятся и смотрят, какие ошибки
воспитания совершили. Прибегать к таким крайностям – это
педагогическое поражение. Мы как-то очень легко берем на
себя функции полицейских, с удовольствием становимся
держимордами. Разве нельзя до ребенка иным способом
что-то донести?"
Если у ребенка нет правильного понятия о
посте, то пост может не укрепить его в вере, а,
напротив, оттолкнуть. "Если с постом связаны какие-то
конфликты, – говорит отец Александр, – например ребенок
протестует против поста, значит, что-то не так, допущен
какой-то грех со стороны родителей, непродуманность.
Там, где Господь и любовь, не может быть ссор, вражды,
противостояния. Молись глубже, думай серьезнее, и
Господь покажет, как поступить".
Бывает, что один из родителей
воцерковлен, другой нет, и вопрос поста детей в такой
семье нередко приводит к конфликтам между супругами. В
таком случае конфликт часто касается не только поста, но
и посещения богослужений, характера воспитания и многого
другого. Общий совет тут дать трудно. "Но я бы не дал и
однозначного совета, что нужно просто уступить и ждать
совершеннолетия ребенка, пока он сам наконец
определится, – говорит протоиерей Максим Козлов. – Было
бы неправильно просто радостно развести руками и
сказать: "Я ничего сделать не могу, будем есть котлеты,
чтобы не обижать неверующего мужа и не соблазнять его
своим постом". Бороться за то, чтобы пост у ребенка был,
нужно. Если неверующий супруг может принципиально
настаивать на необходимости куриного бульона, то
настаивать на необходимости леденцов во время Великого
поста он вряд ли станет".
Ольга Гуманова
Православие и мир - 17.02.2010.
|