Православное пастырство – это живая
традиция
Ответ на статью протоиерея Вадима
Леонова "Православное пастырство и попытки его обновления"
1. К вопросу о языке диалога
Статья протоирея Вадима Леонова
называется "Православное пастырство и попытки его
обновления". Из названия следует, что для автора
существуют два лагеря: одни на стороне православной
традиции, другие – на стороне ее обновления. И,
возможно, кто-то бы и мог поиграть словами "обновление –
консервация", но мы решительно против этого. Ведь
православное пастырство – это не музей, да и живые люди
– не экспозиция.
Никакого трагического "обновления" нет,
но есть развитие
Православное пастырство – это часть
живого церковного Предания, всегда традиционного и
тождественного своей сути – потому что Церковь есть Тело
Христово, и единственный Пастырь в Ней – Господь Иисус
Христос, – и в то же время вечно актуального и нового в
своей миссионерской обращенности к миру. Именно поэтому
мы не согласны говорить на языке разделения и не
согласны на то место "пришедших" и "обновляющих",
которое нам в статье отводится. Все это похоже на
разговоры Коринфян, которые за выяснениями, кто из них
чей, забыли, что все они Христовы, а Павел и Аполлос
были только Его соработниками (ср. 1 Кор. 3, 6). Если
посмотреть на новую магистерскую программу "Пастырское
душепопечение и миссия в современном мире" непредвзято и
поговорить предметно, без пафоса, обид и эмоций,
спокойно сравнить учебные планы и педагогический состав,
можно определённо сказать, что никакого трагического
"обновления" нет, но есть развитие, в котором совмещены
уважение к имеющемуся опыту и новые задачи, которые
ставит сегодня священноначалие.
Магистранты прошли курс обучения по
программе "Психологические основы паллиативной помощи
для священнослужителей"
2. История и матчасть
Пастырская программа магистратуры СДС
была разработана в 2015-м году, когда полным ходом шла
реформа духовного образования. Это был очередной этап
реформы, когда из 5-летней программы семинарии и
3-летней программы академии выделялись новые для
духовного образования ступени: 4-летний бакалавриат,
2-летняя магистратура и 3-летняя аспирантура. И для
администрации, и для преподавательского состава эти
перемены были очень болезненными, поскольку, не успев
привыкнуть к предыдущим изменениям, надо было снова
многое переделывать. Если для Московской духовной
академии эти перемены были неприятны, но в целом не
сильно разрушали общую структуру образования – поскольку
весь диапазон, от семинарии до написания кандидатских
диссертаций (условная аспирантура) был изначально
представлен, – то для большинства семинарий переход на
бакалавриат создавал проблемы иного уровня. Фактически
они лишались целого года преподавания, кроме того,
требование соответствия ФГОСу изменяло и соотношение
необходимых для будущего пастыря дисциплин и
"общеобразовательного компонента" вовсе не в пользу
пастырских.
Протоиерей Павел Великанов, первый
проректор Сретенской духовной семинарии
Ректор МДА владыка Евгений вместе с
корпорацией решили поступить так: ввести дополнительный
год (подготовительное отделение), чтобы компенсировать
сокращение времени обучения. Итак, получилась такая
арифметика: 1 (ПО) + 4 (бакалавриат) + 2 (магистратура)
+ 3 (аспирантура). По сравнению с дореформенной схемой 4
(семинария) + 4 (академия) получили добавочных 2 года.
В Сретенской семинарии ректор, тогда
архимандрит, а ныне митрополит Тихон (Шевкунов), решил
пойти иным путём: открыть магистратуру без
подготовительного отделения бакалавриата, главное
внимание уделив именно подготовке будущих пастырей. При
достаточно смутном представлении у большинства
участников духовного образования, чем станет в
реальности новая ступень – магистратура, это был
тактически удачный ход, позволивший не только не
потерять целый год учёбы, но и приобрести ещё один. Из
позиции развития семинарии, главной целью которой была
подготовка священнослужителей, это выглядело единственно
правильным решением.
3. Магистратура: "пере-бакалавриат" или
"недо-аспирантура"?
Теперь давайте "сменим оптику" и
посмотрим через другую призму. Почему в академии
решились на дополнительные затраты по обеспечению
подготовительного года – учитывая хроническую скудость
бюджета? Потому что давнее, ещё до всех реформ, наличие
в Академии разнонаправленной кафедральной научной
деятельности не допускало даже мысли о том, что
качественно подготовленным к приходскому служению
пастырь может быть только после завершения обучения в
магистратуре. Да, кроме богословского, исторического,
библейского и других направлений магистратуры, было и
церковно-практическое – но его задачей не могла быть
подготовка священнослужителей как таковых, иначе кем же
тогда были бы выпускники всех остальных направлений?
Задачи Церковно-практического отделения иные, и
содержательно, и формально: разработка научных
направлений в литургике, каноническом праве, гомилетике,
пастырском служении. И это точно соответствовало
Положению о магистерских программах учебных заведений
Русской Православной Церкви, принятой Священным Синодом
22 марта 2011 года, где задачи магистратуры чётко
определены:
"Магистратура… является академическим
циклом обучения, на котором студенты приобретают
специальные знания, умения и компетенции, необходимые
для выполнения задач, связанных с
научно-исследовательской деятельностью, преподаванием
богословских дисциплин в церковных и светских учебных
заведениях, пастырским, социальным и миссионерским
служением в условиях, требующих специальной подготовки,
а также церковно-управленческой и
церковно-дипломатической деятельностью".
Обратим внимание: речь не идёт об общей
подготовке к пастырской деятельности, потому что
пастырей готовят на бакалавриате. А в магистратуре
пастырская программа – если есть как самостоятельный
профиль – должна готовить "к служению в условиях,
требующих специальной подготовки", в то время как на
бакалавриате "студенты приобретают знания, умения и
компетенции, необходимые, прежде всего, для пастырской,
а также религиозно-просветительской, миссионерской и
церковно-социальной деятельности в условиях современного
общества".
Проще говоря, бакалавриат всех духовных
учебных заведений готовит будущих священнослужителей по
единой для Церкви программе, а магистратура даёт
специализированное образование.
С учётом всех изменений в МДА пятилетний
бакалавриат (1 год ПО + 4 бакалавриат) был признан
достаточным для подготовки пастырей, а всё, что
"добавлялось сверху" на дальнейших ступенях,
рассматривалось как поле для приобретения и развития
научно-исследовательских навыков соответственно
интересам магистрантов и аспирантов.
Для чего понадобилось столь подробное
введение? Чтобы понять недоумение и скорбь о. Вадима,
которыми пронизана его статья. Без понимания более
широкого, чем в упомянутой статье, контекста легко может
сложиться впечатление, что какие-то "реформаторы" и
"разрушители" попирают "традиции".
Но дело совсем в другом: тактический
успех расширения семинарской (=бакалаврской) программы
СДС по подготовке пастырей за счет 2 лет магистратуры
стратегически оказался недальновидным. Магистратура –
это не "распухший на 2 года" бакалавриат, а качественно
иной уровень специального образования. Поэтому основной
посыл статьи о. Вадима – вполне понятный, исходя из
характерной "оптики" – по сути неверен: если в
бакалавриате СДС не готовят на достаточном уровне
пастырей, а это происходит только в магистратуре, тогда
такой бакалавриат не отвечает поставленной
священноначалием цели.
4. Пускаемся в плавание
Бессмысленно комментировать приводимые в
статье образы "океана", "судна" – всё это не более чем
риторические приёмы, не отражающие суть вопроса.
Соревноваться в образо-метательстве – непродуктивно, да
и, кроме того, большая часть статьи посвящена анализу
доклада, который был лишь первым подступом к проблеме и
не был собранием тезисов, обязательных к исполнению. Да
и как можно ориентироваться на доклад, который был
сделан в феврале, когда сейчас в разработке реальные
документы – на которые и следует ориентироваться.
Поэтому оставим попытки спорить с образами и перейдём к
ответам на конкретные замечания.
В содержательной части автор описывает,
что делало пастырский профиль СДС уникальным, и
утверждает, что изменения, привносимые новым
руководством, "касаются основополагающих ценностей
священнического служения". Особенно подробно он
останавливается на двух темах, которые, как он считает,
были привнесены в профиль, а также на количественных
показателях, которые должны придать итоговым выводам
автора убедительность и основательность.
Иерей Стефан Домусчи, и.о.
руководителя магистерской программы "Пастырское
душепопечение и миссия в современном мире" Сретенской
духовной семинарии
Итак, для начала, каковы же главные
особенности прежнего пастырского профиля?
Автор пишет, что в основание профиля
была заложена
"крайне важная идея – вернуть в реальную
церковно-приходскую жизнь, с ее актуальными проблемами и
трудностями, пастырское богословие и сопутствующие
дисциплины, которые в академической среде давно уже
превратились в абстрактные теоретические науки".
Прекрасные слова, с которыми можно
только согласиться! Но не получается ли, что тем самым
о. Вадим утверждает, что в иных учебных заведениях РПЦ
(та самая "академическая среда") пастырские дисциплины –
это "абстрактные теоретические науки"? Не странно ли,
что такую замечательную цель поставили пред собой только
в СДС? И что же такое "пастырское богословие" – ради
внедрения которого в "реальную церковно-приходскую
жизнь" создаётся целая магистратура, исключительная для
всей Русской Церкви? И как быть остальным семинариям, в
которых такого профиля нет? Или все же магистратура
должна быть чем-то иным, как это и предполагалось
изначально?
Далее о. Вадим переходит к описанию
одной из важнейших проблем нового профиля. Он пишет:
"Если ранее смысл данного профиля
магистратуры был сконцентрирован на изучении различных
аспектов священнического служения, то теперь для
пастырства в магистратуре СДС были намечены два новых
направления: 1) пастырская деятельность в медиасреде и
2) изучение наук о душевном (психическом) здоровье".
Из слов автора логично следуют два
вывода: во-первых, теперь вся подготовка пастырей будет
сконцентрирована на психотерапии и работе в
медиапространстве, и, во-вторых, что прежде в работе
профиля эти два аспекта никак не присутствовали. Так ли
это на самом деле, или автору только показалось, станет
очевидным после сравнения количественных показателей –
но о них чуть позже. Пока же обратимся к критике двух
новых направлений.
Действительно ли вместо пастырей мы
собрались готовить "полуобразованных психотерапевтов"?
Если вы спросите любого выпускника
магистратуры СДС, он вам расскажет, что в семинарии были
давно налажены добрые отношения с МГППУ и
преподавателями психологии иных учебных заведений, что
здесь постоянно проводились практики, психологические
тренинги, лекции специалистов по аддикциям и не только.
Именно на основании накопленных традиций и было принято
решение о развитии уже наметившегося направления – и,
оформляя уже существующие тенденции, никто из участников
новой программы не считает, что "психологическая
подготовка… способна эффективно разрешить духовные
пастырские проблемы". Парадокс в том, что предложение о.
Вадима – "чтобы на пастырском отделении магистратуры
изучалась современная пастырская проблематика, и на
основе этого разрабатывались и внедрялись в приходскую
жизнь (при необходимости – и в учебный процесс
бакалавриата) методы и средства пастырской помощи,
твердо основанные на святоотеческом опыте, с
привлечением достижений гуманитарных наук (психологии,
педагогики, психиатрии)", – в точности соответствует
задачам, которые стоят перед новым профилем. И не
приведи Господь никому думать о психологии как о
"госпоже" в пастырской деятельности!
Обосновывая нецелесообразность изучения
психологических и других дисциплин, о. Вадим пишет:
"Для формирования подобных специалистов
необходимо концентрированное и достаточно долговременное
изучение соответствующей профессиональной сферы
деятельности. Скорее всего, все сведется к подготовке
поколения профанов".
Если применить такой подход к другим
предметам даже в бакалавриате ad absurdum, получим
жуткую картину: духовное образование как таковое целиком
является "подготовкой профанов", ведь и классические
языки требуют "концентрированного и долговременного
изучения", и философия, и риторика, и история, и – любой
предмет, если именно его делать главным содержанием
образования. Неужели об этом не знали сотрудники
Учебного Комитета, чиновники Министерства образования и
науки, члены Священного Синода, которые утверждали ныне
действующие образовательные стандарты? Увы, но
утверждение о. Вадима – не более чем известный приём –
назовём его политкорректно риторическим – доведения до
абсурда любого утверждения. В целом представленная о.
Вадимом логика такова: новая программа не будет готовить
пастырей, потому что она будет сфокусирована на
подготовке психологов, но и психологов она не сможет
подготовить, потому что она пастырская… что-то здесь не
сходится. Психология – это действительно океан. Но когда
вам надо воспользоваться кораблём, чтобы по воде достичь
цели – вы не будете смущаться тем, что вместо того,
чтобы огибать весь земной шар, прямо поплывёте из пункта
А в пункт Б. Точно так же и психология во всём своём
объёме многочисленных направлений (=океан) вовсе не
необходима, а избыточна для пастырского душепопечения.
Именно вопросом пересечения и взаимного дополнения наук
о душевном здоровье и христианской антропологии,
аскетики и пастырства и должна заниматься
научно-исследовательская и учебно-методическая структура
– новосозданная Кафедра пастырского душепопечения СДС.
5. Страшней пиара зверя нет!
Что ж, если мы не готовим
психотерапевтов, то, видимо, PR-щиков в рясах?
Автор ставит вопрос, ответ на который
для него самого очевиден: "Насколько необходимо учить
пастырей вести себя в медиапространстве для пастырского
служения?" Ответ о. Вадима – "очень сомневаюсь". И в
подтверждение автор приводит… придуманные им же самим
темы магистерских работ, представленные с целью
высмеивания, которые разбирать нет смысла. Перед нами –
"воздушный замок", т.к. на все дисциплины, связанные с
медиа, отведено меньше часов, чем на любую дисциплину,
связанную с методикой и практикой пастырского
душепопечения.
Хочется задать встречный вопрос: а какой
есть новооткрытый метод "приведения людей к Богу",
помимо работы с людьми? Пастырь должен уметь налаживать
связи с общественностью, ведь кто, если не
общественность, его паства? И это напрямую связано с
миссионерской деятельностью, поскольку продвижение слова
о Христе возможно, когда состоялась коммуникация,
контакт с человеком или группой лиц (собственно,
общественностью). Связи с общественностью и есть одна из
самых естественных, традиционных форм проповеди – и одна
из самых древних, не только в новозаветное время, но и с
начала человеческой истории. Могу предположить только
одно: о. Вадим сражается со специфическим представлением
о PR-деятельности, которое действительно никак не
связано с пастырством.
А дальше – всё ещё интереснее. Сказав,
что теперь вся подготовка пастырей будет состоять из
психологии и PR, о. Вадим обобщает дальше: "происходит
радикальная секуляризация не каких-то отдаленных сфер
церковной жизни, а самой сущности священнического
служения". В такой ситуации, конечно же, оставаться
безразличными будет равнозначно предательству Христа!
6. Факты, факты и только факты!
Но так ли это на самом деле – или опять
мы имеем дело со "страшным и ужасным" образом нового
профиля? Давайте посмотрим предметно на Учебный план на
момент публикации статьи о. Вадима и перейдем к цифрам.
1. Количество ориентированных на
пастырскую подготовку дисциплин. В новой программе их
18, количество осталось таким же, как и в прежнем
учебном плане, а вот если считать в часах – отведенное
на них время существенно увеличилось. Все дисциплины,
которые связаны с медиа, имеют меньше часов, чем одна
(sic!) дисциплина, которая связана с методикой и
практикой пастырского душепопечения. Так же обстоят дела
и с психологическими дисциплинами, на которые в
совокупности выделено времени лишь немногим больше, чем
на одну дисциплину, связанную с миссионерским ответом на
вызовы современности. Также есть одна психологическая
практика, однако в занятиях участвует не только
психолог, но и священник – кстати, это сам о. Вадим.
Никакой радикальной перемены пастырской
направленности профиля нет.
2. Беспокойство о. Вадима насчет замены
практических занятий, проходивших под руководством
священника, на занятия под руководством психолога – ещё
одно досадное недоразумение. В 2019-м году к
магистрантам приглашались специалисты, работающие при
наркологических больницах, а также члены Содружества
"Анонимные алкоголики". В нынешнем учебном году
магистранты прошли обучение по программе
"Психологические аспекты паллиативной помощи для
священнослужителей". В ходе занятий студенты пробовали
себя как в роли священника, беседующего с болящим, так и
пациента. В занятиях принимал непосредственное участие и
сам отец Вадим, получив об этом соответствующий
сертификат. С участием отца Вадима в семинарии
готовились к проведению 26 марта круглого стола
совместно с психологами по теме "Вопросы духовного
наставничества в паллиативной помощи", но карантин
изменил все планы.
Отец Вадим принимал непосредственное
участие в программе практических занятий совместно с
психологами, задача которых – дать знания и выработать
умения, навыки для проведения индивидуальных бесед с
разными коммуникативными пастырскими задачами. О
разработке занятий по практике упоминается в заметке на
семинарском сайте от 22 февраля, и на тот момент у отца
Вадима замечаний не было. В настоящее время рабочая
программа практик продолжает корректироваться, и,
конечно же, проводиться она будет, как и раньше,
совместно психологом и священнослужителями.
***
Читайте также по теме:
***
3. Особенно о. Вадим сетует на то, что
педагогический состав был увеличен, и священники
составляют в нем меньшинство. Действительно, добавились
преподаватели по специализированным дисциплинам, но что
же со священниками – если говорить о конкретных цифрах?
Оказывается, что в прежнем профиле их было столько же,
сколько мирян – 11, в то время как в новом профиле их
будет 16. То есть в полтора раза больше. Более того, из
числа преподавателей предыдущего пастырского профиля в
священном сане все до одного продолжат преподавание.
Включая самого о. Вадима с его авторским курсом
"Православная антропология". Преподавателей, не имеющих
священного сана, также будет 16.
Таким образом, никакого крена в
педагогическом составе в сторону увеличения числа мирян
за счет уменьшения духовенства не произошло.
4. Крайне острой проблемой автору
видится отсутствие базового богословского образования у
большей части преподавателей. В прошлом профиле оно было
у 13 из 22 преподавателей. В новом профиле –
богословское образование есть у 19 из 32. Соотношение,
как мы видим, такое же: имеющих базовое богословское
образование чуть больше половины. И снова приходится
признать, что никакой "секуляризации" профиля не
происходит.
5. К сожалению, о. Вадим не замечает
того, что действительно изменилось. Число остепененных
преподавателей профиля значительно выросло, причем не
только за счет светских специалистов, но и за счет
священнослужителей. Если раньше на профиле было 7
кандидатов наук (5 мирян и 2 священника) и 1 доктор
наук, то теперь – 14 кандидатов наук (7 мирян и 7
священников) и 4 доктора наук.
В заключение стоит подчеркнуть, что
программы нового профиля, упомянутые о. Вадимом,
находятся в процессе доработки и согласования с Учебным
комитетом. На первом заседании кафедры "Пастырского
душепопечения" было отмечено, что это – проекты
документов, открытые к внутрикорпоративному обсуждению.
В свою очередь, было бы по-пастырски корректно, прежде
чем выносить их содержание на широкую публику – на что,
к слову, о. Вадима никто не уполномочивал, – поговорить
о них со своими же давними соработниками по СДС лицом к
лицу. Спокойно, по-пастырски терпеливо и рассудительно.
Ради "конструктивной дискуссии на важную церковную
тему".
Не будем забывать о мудрой притче о
мальчике-пастухе, который забавлялся, прибегая в деревню
и крича "Волки! Волки!"
Павел Великанов, протоиерей, первый
проректор
Сретенской духовной семинарии,
Стефан Домусчи, иерей,
и.о. руководителя магистерской программы "Пастырское душепопечение и миссия
в современном мире"
Сретенской духовной семинарии
Православие.Ru - 10.06.2020.
|