Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Атеизм


Сегодня я спорил с человеком о том, есть ли Бог, и потерпел неудачу

Не опускайте руки! Неудача - это больно и стыдно, но в данном случае она может послужить вам стимулом отточить навыки. Дуглас Хайд, марксист, ставший впоследствии христианином, рассказывал, что прежде всего новообращенного марксиста отправляли на улицы доказывать прохожим преимущества коммунизма, прекрасно зная, что его ждет интеллектуальный разгром. Они понимали, что новообращенный нуждается в таком унижении, которое побудит его овладеть аргументацией и научиться дискутировать.

Уильям Лейн Крейг - американский философ, историк, христианский теолог и апологет. В 2016 году Уильям Лейн Крейг попал в число 50 самых влиятельных ныне живущих философов. Сэм Харрис (один из американских апологетов атеизма) однажды описал Крейга как "христианского апологета, который, вложил страх перед Богом во многих моих друзей-атеистов". Крейг получил известность благодаря своим пяти аргументам в пользу существования Бога (включая исторический аргумент в пользу Воскресения Иисуса Христа)

Всем нам знакомы ваши чувства. Помню как однажды, уже окончив Уитонский колледж, я попытался поделиться своей верой с университетским профессором и в результате был постыжен и разочарован своими знаниями (или их отсутствием). Я хотел встретиться с профессором еще раз, надеясь исправить ситуацию, однако он не проявил интереса! Важно извлечь урок из такого опыта. Задумайтесь о том, что вы сделали не так, и предпримите конкретные шаги, чтобы в следующий раз лучше подготовиться.

Интересно, что, судя по вашему рассказу, ваш собеседник не выдвинул никаких возражений, на которые вы не могли бы ответить. Проблема не в том, что вы зашли в тупик и теперь нуждаетесь в ответах. Вы знаете ответы, вам просто нужны другие методы. Я бы посоветовал вам ознакомиться с книгой Грега Коукла "Тактика", чтобы научиться вести с неверующими диалог о христианской вере. Вы поступили правильно, позволив собеседнику выговориться, но допустили ошибку, позволив ему завладеть инициативой. Коукл пишет, что два простых вопроса: (1) "Что вы имеете в виду?" и (2) "Почему вы так думаете?" - помогут вам сохранить инициативу в разговоре и не позволить собеседнику сложить с себя бремя доказательства.

Когда в самом начале беседы он называет себя атеистом, важно в точности понять, что он имеет в виду. Он просто агностик или убежден, что Бога нет? В последнем случае, на чем основана столь радикальная позиция? Вы могли бы отметить, что доказать отсутствие Бога очень трудно, показав тем самым, что хотите услышать доводы против существования Бога. Если он ответит: "Нет никаких доказательств того, что Бог существует?" - у вас появится прекрасная возможность сказать: "Постойте, Вы ведь криминалист? Как криминалист Вы должны понимать, что отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия. Я бы хотел услышать, на каком основании Вы считаете, что Бога нет".

***

Читайте также по теме:

***

Если он скажет: "Абсолютная истина непознаваема", - будьте к этому готовы. Возьмите лист бумаги и запишите его слова, а потом покажите записанное собеседнику и спросите: "Это абсолютная истина?" Если нет, значит, это всего лишь его частное мнение? Если да, то откуда он это знает? Разве это утверждение не противоречит само себе? Будьте вежливы. Скажите: "Я правда пытаюсь понять, как Ваши слова могут не противоречить сами себе"

Если он скажет: "Не знать чего-то - нормально, и нам следует более спокойно относиться к неопределенности", - ответьте так: "Разве я говорил, будто наверняка знаю, что Бог есть? Я сказал всего лишь, что с учетом всех обстоятельств существование Бога более вероятно". Спросите, согласен ли он с такой постановкой вопроса. Если нет, то почему?

Вы должны быть готовы к тому, что он потребует аргументов в пользу существования Бога. У меня сложилось впечатление, что Вы не могли привести аргументы по памяти. Если вы заучите основные тезисы, то наверняка не потеряете нить рассуждений. Просто скажите: "Я могу привести по крайней мере пять доводов в пользу существования Бога!" И когда ваш собеседник спросит, какие, воспроизведите аргументы, которые вы заучили наизусть:

Бог - лучшее объяснение того, почему что-то вообще существует.

Бог - лучшее объяснение происхождения вселенной.

Бог - лучшее объяснение приспособленности вселенной для существования разумной жизни.

Бог - лучше объяснение существования объективных нравственных ценностей и обязанностей.

Сама возможность существования Бога указывает на то, что Бог существует.

Средний неверующий будет обескуражен этим списком. Если он захочет обсудить один из пунктов подробнее, воспроизведите по памяти тезисы, например:

Если Бога нет, нет и объективных нравственных ценностей и обязанностей.

Объективные нравственные ценности и обязанности существуют.

Значит, Бог есть.

Стоит даже записать эти тезисы на листе бумаги, чтобы они были у вашего собеседника перед глазами.

Если кто-нибудь в ответ на ваши доводы перейдет на личности - например, скажет: "Наверное, на Вашей совести много грехов, поэтому Вам и нужен Бог", - просто скажите с улыбкой: "Разве Вы не знаете, что аргумент ad hominem - логическая ошибка?" (Переход на личности показывает, что вы имеете дело с ехидным человеком, а потом можете позволить себе высказываться без обиняков.) "Если даже и так, это не имеет никакого отношения к здравости моих аргументов. Если Вы не согласны с моим выводом, это значит, что один из моих тезисов ошибочен. Какой именно тезис Вы считаете ошибочным и почему?" Если вы заучите эти фразы наизусть, то в нужный момент вам не придется лихорадочно подбирать слова.

Я предлагаю вам заучить эти ответы наизусть, но, пожалуйста, не поймите меня так, будто вам не следует стремиться к искреннему диалогу с неверующими. Напротив, эти приемы помогут вам направить беседу в плодотворное и интересное русло. Даже управляя ходом разговора, вы можете проявлять к собеседнику искреннюю любовь и заботу.

Итак, "сущность всего", говоря словами Павла, - "для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22). Конечно, ваши аргументы могут не убедить неверущего. Но вы сеете и поливаете в надежде, что когда-нибудь зерно прорастет и принесет плоды.

Уильям Лейн Крэйг

Центр апологетических исследований

 

 
Читайте другие публикации раздела "Атеизм. Христианская критика атеизма"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru