Религиозные взгляды Марии Монтессори
Мария Монтессори (1870-1952) - это имя
известно педагогам всего мира. Биография данной женщины,
её деятельность вызывают неоднозначные оценки.
Несомненно, она была незаурядной личностью. Такого рода
люди всегда вызывают восторги у одних и полное неприятие
у других. Это естественно. Оставим педагогам давать
оценку педагогическому наследию Марии Монтессори. В
данной статье автор попытается разобраться в её
религиозных взглядах.
Родилась Мария Монтессори в Италии,
получила медицинское и педагогическое образование.
Начинала свою педагогическую карьеру, работая с
детьми-инвалидами. Добилась в этой области больших
успехов. Далее она создаёт и всю жизнь совершенствует
собственную систему воспитания и развития обычных детей.
О жизни и педагогической системе Марии Монтессори издано
немало книг, желающих с ними глубже ознакомиться
адресуем к ним [1], мы же переходим к основной теме
нашего повествования.
Педагогическая система Марии Монтессори
в своих основах опирается на естественно-научную
методологию познания мира. В ней нет места мистицизму,
но при этом Монтессори не была атеисткой. Во что же она
верила [2]?
Мария Монтессори была христианкой. Она
крестилась в Католической Церкви, верила в Пресвятую
Троицу, считала Иисуса Христа Богом, почитала Божью
Матерь. Такие слова, как душа, первородный грех,
смертные грехи [3], ангел-хранитель, Промысел Божий,
очень многое говорили ей, и при этом она понимала их в
строго христианском смысле.
Мария Монтессори отвергала атеизм,
считала, что он ведёт людей к нравственной деградации,
насилию над слабыми, к неуважению ребёнка.
Кроме получения знаний и развития
различных способностей ребёнка, Мария Монтессори уделяла
большое внимание его духовному развитию. При этом
единственным местом, где духовное развитие ребёнка было
на её взгляд возможным, являлась Церковь [4]. Марии
Монтессори были полностью чужды нравственный релятивизм
[5], а также идея, что любое религиозное течение может
быть основной духовного развития человека. Она учила,
что ребёнок духовно развивается по милости Бога, и в
этом ребёнку помогают молитва и участие в литургической
жизни Церкви [6]. Ребёнок должен
обязательно регулярно причащаться, его духовная жизнь
невозможна вне Церкви.
Мария Монтессори писала: "Религиозное
образование, … следует рассматривать не столько как
школьный предмет, а как помощь в духовной жизни, которая
раскрывается сама. Мы нацелены на воспитание религиозной
личности, а не на то, чтобы ребёнок прошёл определённое
обучение" [7].
В основании педагогической системы Марии
Монтессори лежит наука и религия, при этом, как она сама
писала: "… Церковь логически завершала образование,
предлагаемое моим методом" [8].
То, что Мария Монтессори агрессивно не
навязывала своих религиозных взглядов, и в большинстве
написанных ею книг они не отражены, привело к тому, что
ей стали приписывать принадлежность к религиозным
системам, которые ей были чужды. В частности, её
обвиняют в том, что она была теософом, антропософом,
индуисткой.
Попробуем кратко разобрать эти
обвинения.
Прежде всего, в своих книгах Мария
Монтессори нигде не излагает ни эзотерических, ни
индуистских доктрин. Она отрицала теорию реинкарнации
[9], обязательную в эзотерических и индуистских
религиозных системах. В её книгах нет ссылок на
эзотерических или индуистских авторов. Более того, в её
книгах вы не найдёте никакой эзотерической лексики:
карма, реинкарнация, тонкие миры, махатмы, Шамбала и т.д.
Не найдёте вы в трудах Марии Монтессори
и ссылок на какие-либо мистические переживания как на
источник её педагогической системы.
Критикам Марии Монтессори также нужно
полностью игнорировать тот факт, что она сама себя
называла христианкой, а также что она стремилась
воспитывать детей на христианской системе ценностей, а
не какой-либо иной.
Нужно отметить, что существует
"Католическая гильдия Монтессори", т.е. католики считают
для себя возможным применять эту педагогическую систему.
Никаких запретов со стороны руководства Католической
Церкви против применения католиками данной
педагогической системы не существует. Также фактом
является отсутствие православного соборного осуждения
педагогической системы Марии Монтессори. Вряд ли такая
ситуация была бы возможной, если бы эта система была
эзотерической или индуисткой в своих основаниях.
Принятие или отрицание педагогической
системы Монтессори - это вопрос личной симпатии или
антипатии к ней конкретных христиан, это частная
позиция, но не церковная. Если православный христианин
придерживается данной системы в воспитании своих детей,
это никак не удаляет его и его детей от Церкви.
Утверждающие обратное, должны аргументировать свои
заявления не личным мнением, а церковной позицией,
выраженной в тех или иных соборных решениях.
Что бросилось в глаза автору при
знакомстве с критическими материалами, посвящёнными
Марии Монтессори [10]? Очень
мало ссылок на первоисточники, фактически обвинения
получаются голословными, ничем не подтверждёнными.
Значительная часть критических материалов не подписана,
этически это сомнительная позиция, если уж критикуете,
не прячьтесь. Много эмоциональной лексики, взывание к
эмоциям, а не к разуму, не делает чести критикам,
которые так поступают. Многие обвинения исключают друг
друга. Например, нельзя быть теософом и антропософом
одновременно, так как с точки зрения теософии
антропософия - это ересь. Критические тексты содержат
большое количество как орфографических, так и
стилистических ошибок. Если критик не смог овладеть
нормально русским языком, с чего он решил, что обладает
достаточной компетенцией для критического анализа
наследия Марии Монтессори?
Встречались автору и критические
высказывания, подписанные священниками. К сожалению,
уровень апологетической подготовки в большинстве
современных семинарий оставляет желать лучшего [11]. Наличие сана не делает человека ни умнее, ни
образованнее, ни святее. Священство – это форма служения
в Церкви Христовой, и плохо, когда конкретный священник
начинает очень некритически относиться к своим знаниям,
навыкам и талантам. К сожалению, быть священником не
означает одновременно быть хорошим педагогом. Не говоря
уже о том, чтобы грамотно судить о различных
педагогических системах и давать им свои оценки. Потому
авторитет священства не достаточен для любых обвинений
кого-либо, если он не подтверждён фактами из трудов или
биографии исследуемого человека или учения. Не говоря
уже о том, что не все священники отрицают систему Марии
Монтессори, многие относятся к ней более чем лояльно. По
крайней мере, размещение книг Марии Монтессори на
православных сайтах - это факт. При этом почти все
православные сайты имеют благословение тех или иных
священников, а то и епископов.
Перейдём к более подробному анализу
конкретных обвинений.
Первое обвинение, которое мы разберём -
Мария Монтессори была теософом.
Теософы не верят в Бога, отрицают
существование Пресвятой Троицы в христианском Её
понимании, Иисус Христос для них - высшее "Я" каждого
человека и каждый человек может в перспективе стать
Христом, понятие греха отвергается, теософы верят в
законы кармы и реинкарнации. Одной из задач, стоящих
перед теософией, является уничтожение Церкви, как
Католической, так и Православной [12]. Теософии свойственен этический релятивизм [13]. Из всего выше изложенного следует, что Мария
Монтессори никак не разделяла теософические религиозные взгляды.
***
***
Миф о теософических взглядах Марии
Монтессори распространяют теософы для придания себе
большего авторитета. Например, в статье Винифред Уайли
"Монтессори и теософическое общество", опубликованной в
журнале Quest в 2008 году, сказано: "Монтессори было 69
лет, когда она впервые отправилась в Индию. Её пригласил
провести обучающий курс в Адьяре тогдашний президент
Теософического Общества Джордж Арундэйл, когда они с
женой, Рукмини Дэви, посетили её в Голландии. К счастью,
Монтессори приняла это приглашение и покинула Европу,
ведь годом позже разразилась вторая мировая война. Все
центры, где раньше работала Монтессори — Испания, Италия
и Голландия — стали очень опасными местами" [14].
Если Мария Монтессори была теософом,
почему она поехала в штаб-квартиру теософов в 69 лет,
почему не ранее?
Интересно отметить, что Винифред Уайли в
своей статье утверждает, что Адьяр был тем местом, где
смогли понять мистицизм Марии Монтессори. Какой
мистицизм, в чём он выражался, где ссылки на её
мистические произведения или хотя бы на труды, где она
утверждала, что у неё был мистический опыт, есть ли
свидетельства близких ей людей о таком опыте, например,
её сына Марио, который прожил рядом с нею многие десятки
лет? Ничего нет, одни голословные заявления. При этом
даже на личный опыт общения с Марией Монтессори автор не
может сослаться. Статья опубликована в 2008 году, а
Мария Монтессори умерла в 1952.
Её контакт с теософами объясняется очень
просто, В Италии к власти пришли фашисты. Бенито
Муссолини хотел превратить школы Марии Монтессори в
места, где готовят фашистов, Мария отказалась от этой
сомнительной чести. В результате все её школы в Италии
были закрыты, и она была вынуждена бежать.
Теософы действительно первое время
финансово поддерживали Марию Монтессори после её приезда
в Индию, но это не делает её сторонницей теософии.
Монтессори также была знакома и дружила с Махатмой
Ганди, но от этого она не стала индуисткой. Просто время
было тяжёлое, и она приняла помощь оттуда, откуда она
пришла. Ну а желание теософов в свои ряды записать
всемирно известного педагога понятно, но одного их
утверждения и факта кратковременной их финансовой помощи
Монтессори недостаточно для этого.
Автору статьи встречались обвинения
Марии Монтессори в том, что она была антропософом.
Антропософия была создана Рудольфом Штайнером, который
также создал собственную педагогическую систему -
Вальдорфскую педагогику [15].
Если бы Мария Монтессори была антропософом, то логично
было бы ожидать, что это как-то проявится в её
педагогической и литературной деятельности. Однако на
практике её педагогическая система не имеет ничего
общего с Вальдорфской педагогикой. В чём не сложно
убедиться.
Мария Монтессори публично заявляла, что
она христианка, Рудольф Штайнер был антропософом и тоже
этого не скрывал. Антропософия с христианством не
совместима [16].
Монтессори имела педагогическое и
медицинское образование. Штайнер учился в реальном
училище, потом в Венском высшем техническом училище. Ни
педагогического, ни медицинского или психологического
образования он не имел. Он был технарём, увлёкшимся
мистикой, на основании своих мистических переживаний он
и создал Вальдорфскую педагогику.
Мария Монтессори реализовывала на
практике в своей педагогической деятельности приоритет
научного метода познания мира, Штайнер считал, что
естественные науки – это суеверие.
Монтессори делала акцент на развитие
разума, Штайнер на первое место ставил мистические
интуитивные переживания, внутренние ощущения.
Учитель в Вальдорфской педагогике
обязательно должен быть антропософом. Мария Монтессори
считала, что учителю в её системе лучше быть
христианином, хотя и не навязывала этого.
***
***
В Вальдорфской педагогике очень важен
авторитет учителя, учитель должен доминировать над
учениками. В системе Монтессори учитель помощник
ученику, но он не должен над ним доминировать, его
подавлять.
Что общего между этими системами?
Ничего.
Есть ещё обвинения Марии Монтессори в
том, что она была индуисткой. Опять же, никаких
уточнений, к какой школе индуизма она принадлежала?
Индуизм - широкое понятие, это всё равно, что сейчас
себя назвать просто христианином. Есть православные
христиане, Свидетели Иеговы тоже называют себя
христианами, но сказать, что между Православием и
Свидетелями Иеговы нет никакой разницы, не может ни один
хоть немного разбирающийся в религиозных вопросах
человек. Так же с индуизмом. Монтессори была вайшнавом
или шиваиткой? Кто был её учителем-гуру? Когда она стала
индуисткой? Как это проявилось в её педагогической
системе? Где свидетельства этого от близких ей людей? В
каких её книгах мы можем найти хотя бы следы влияния
философии индуизма? На каких источниках основывается
данное заявление? Никаких ссылок обвинители не дают.
Что мы можем сказать в заключение? Право
на критику есть у любого человека, но в Православии
принято быть ответственными за свои слова: "…за всякое
праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в
день суда" (Мф.12:36). Если нужно быть внимательным к
обычным словам, то насколько же ещё серьёзнее нужно
относиться к выдвигаемым обвинениям, чтобы не оказалось,
что они являются ложными. Ведь отцом лжи является не
Бог, а сатана (Ин.8:44), для любого христианина это
более чем серьёзный повод задуматься о своих делах и
словах, и уж если кого-либо в чём-либо обвинять, то
делать это обоснованно.
Автор же, резюмируя, может
сказать лишь одно: никаких оснований считать, что Мария
Монтессори не была христианкой, нет!
Виталий Питанов
Ставрос
Использованная литература и примечания
1. Труды Марии Монтессори:
Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной
педагогики. М.: Задруга, 1913.
Монтессори М. Воображение в творчестве
детей и великих художников. Пер. с итал. А.П.Выгодской
// Русская школа. - Кн.5-6. - 1915.
Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной
педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал.
изданию. M.: Сотрудник школ, 1915.
Монтессори М. Метод научной педагогики,
применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер.
со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл.
И.М.Соловьева. - М.: Задруга, 1915.
Монтессори М. Руководство к моему
методу. М. Типолитогр. Т-ва И.Н.Кушнерев и К, 1916.
Монтессори М. Метод научной педагогики,
применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер.
со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл.
И.М.Соловьева. - 3-е изд. - М.: Задруга, 1918.
Монтессори М. Метод научной педагогики,
применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер.
со 2-го итал., испр. и доп. изд. М.: Задруга, 1920.
Монтессори М. Метод научной педагогики,
применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. -
Казань: Подотд. снабжения и изд-ва Каз. губ. отд. по
просвещению, 1920. - Вып.1.
Монтессори М. Дом ребёнка. - Казань:
Казанское отд. Гос. изд., 1920. - Вып.2.
Монтессори М. Подготовка учительницы.
Пер. с итал. Ю.И.Фаусек/ / Просвещение. - 1921. - №1. -
C.125-133.
Монтессори М. Арифметика в элементарной
школе. Пер. с итал. Ю.И.Фаусек. - Пг.: Начатки знаний,
1922.
Монтессори М. Геометрия в элементарной
школе. Пер. с итал. Ю.И.Фаусек. - Пг.: Начатки знаний,
1922.
Монтессори М. Самовоспитание и
самообучение в начальной школе. Пер. с итал.
Р.Ландсберг. - М.: Работник просвещения, 1922.
Монтессори М. Значение среды в
воспитании. Пер. с итал. К.Памфиловой //Русская школа за
рубежом. - Прага, 1926. - Кн.17. - C.419-424.
Монтессори М. Школьный дидактический
материал. Пер. с итал. Ю.И.Фаусек. - М.: Гос. изд-во,
тип. Печатный двор в Лгр., 1930.
15. Монтессори М. О принципах моей
школы. Пер. с англ. В.Златопольского//Учительская
газета. - 1992. - 4 августа. - C.4.
Монтессори М. Метод научной педагогики,
применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. - М.:
Тип. Госснаба, 1993.
Монтессори М. Развитие потенциальных
возможностей человека. Пер. с англ. Д.Смоляковой. //
Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993.
Монтессори М. Самовоспитание и
самообучение в начальной школе. - М.: Московский Центр
Монтессори, 1993.
Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной
педагогики. Гомель. 1993.
Монтессори М. Разум ребёнка. Москва.
1997.
Монтессори М. Помоги мне это сделать
самому. ИД "Карапуз". М. 2000.
Монтессори М. Дети - другие /перевод с
нем. Н.Нефедововой / c комментариями К.Е. Сумнительного
/ Издательство Карапуз, 2004.
Монтессори М. Помоги мне это сделать
самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов.
- М: ИД "Карапуз". 2005.
2. Религиозные
взгляды Марии Монтессори описываются по книге: Мария
Монтессори, Эдвин Мортимер Стэндинг и др. Ребёнок в
Храме. СПб., 2013.
3. Семь смертных грехов: гордыня,
жадность, зависть, гнев, блуд, обжорство, уныние.
4. "Для католика не
возникает вопроса о том, каким религиозным знаниям
следует обучать. Наш долг родителей и учителей
заключается в том, чтобы донести до наших детей
"сокровище веры", которое в течении многих веков
передаётся Церковью из поколения в поколение. Поэтому
наша задача состоит не столько в том, чему обучать,
сколько, как и когда" Мария Монтессори, Эдвин Мортимер
Стэндинг и др. Ребёнок в Храме. СПб., 2013. С.91.
5. Нравственный
релятивизм — принцип, согласно которому не существует
абсолютного добра и зла, отрицаются обязательные
нравственные нормы. Присутствует в эзотерических
(оккультных) и восточных мистических учениях.
6. "Литургия,
прекрасное выражение сущности веры, вполне может быть
названа "педагогическим методом" Церкви. … обязательной
составляющей религиозного обучения ребёнка является
допуск детей к литургии" Мария Монтессори, Эдвин
Мортимер Стэндинг и др. Ребёнок в Храме. СПб., 2013.
С.46.
7. Мария Монтессори,
Эдвин Мортимер Стэндинг и др. Ребёнок в Храме. СПб.,
2013. С.100.
8. Мария Монтессори,
Эдвин Мортимер Стэндинг и др. Ребёнок в Храме. СПб.,
2013. С.48.
9. "…человек – это
существо, природа которого представляет соединение двух
различных элементов: духа и материи. Но человек не
является чисто духовным существом, который на время и по
ошибке спустился в материальный мир и теперь,
заключённый в человеческом теле, ждёт того момента,
когда высвободится из него. Доктрина о воскресении тела
определённо показывает, что истинная природа человека
представляет собой единение души и тела. Ни одна теория,
описывающая соотношение этих двух элементов, не могла бы
лучше отразить принципы, лежащие в основе методики
работы доктора Монтессори с маленькими детьми. Её теория
"последовательной инкарнации человека" (а не
реинкарнации, заметьте!) основана именно на этой тесной
связи души и тела" Мария Монтессори, Эдвин Мортимер
Стэндинг и др. Ребёнок в Храме. СПб., 2013. С.108.
10. На взгляд
автора, критики религиозных взглядов Марии Монтессори
были просто недостаточно компетентны для такой работы,
поэтому ссылки на них не даются. Любой желающий через
поисковые системы без труда найдёт такие материалы. Нам
более важно не показать пальцем на того или иного
критика, а разобрать принципиально состоятельность тех
или иных обвинений против Марии Монтессори.
11. Это личное
мнение автора, основанное на его практическом опыте как
общения с семинаристами, так и со священниками. Читатели
имеют полное право с ним не соглашаться.
12. "Вера в Бога…
превращает две трети человечества в рабов горстки тех,
кто обманывает их под лживым предлогом спасения их…
Запомните: сумма человеческих бедствий не уменьшится до
тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во
имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари
своих лжебогов" Чаша Востока. Письма Махатм. Рига.
Лигатма. 1992. С.185.
13. См. Священник Димитрий Дружинин.
Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии
Елены Блаватской, Генри Олькотта, Анни Безант и Чарльза
Ледбитера. Нижний Новгород. 2012.
14. http://www.theosophy.ru/ greatmen/montessori.htm
15. Вальдорфская
педагогика не только не совместима с системой Марии
Монтессори, но и с Православием. См.: Хондзинский П.,
свящ. Против Штайнера: Православие и вальдорфская
педагогика // ЖМП. 2000. № 8. С. 71—83; № 10. С. 62—76.
16. Булгаков С.Н. Христианство и штейнерианство // Переселение душ. Сборник. — М., 1994.
|