Олег Стеняев. Что такое секты?
Конспект выступления протоиерея Олега Стеняева на встрече с представителями школьных
администраций и родительских комитетов ЮВАО г. Москвы.
Юридически понятия "секты" не
существует. Практически 95 % организаций, обычно
называемых сектами, существуют на законных основаниях:
они официально зарегистрированы в Министерстве юстиции
РФ, имеют движимое и недвижимое имущество, здания,
печатные органы, типографии, учебные заведения и другие
элементы инфраструктуры. Они все делают по закону, и их
права защищены в Конституции России в статье о свободе
совести и вероисповедания.
В классическом понимании секты – это
группы верующих, отклонившиеся от доминирующего
религиозного направления с целью следовать более
верному, по их мнению, учению. Такие отклонившиеся от
доминирующих религий течения бывают и в христианстве, и
в индуизме, и в мусульманстве, и в буддизме – т.е. во
всех традиционных религиях.
На заре нашей эры сектантами были первые
христиане, чье учение возникло из недр Иудаизма. Они
развивали дискурс ряда направлений, отклонившихся от
иудаизма, т.е. ряда иудейских сект, но они и вносили
принципиально новые положения. Главное, в чем учение
христиан было вызовом Иудаизму – это понятие о том, что
богатство не является признаком Божией благодати, а
бедность – не есть наказание за грехи. Именно бедные
люди своим трудом создают земные блага, и они достойны
спасения не меньше богачей. Не случайно первые христиане
проповедовали отказ от собственности и жили коммунами.
***
Читайте также по теме:
***
Христианство – это вызов и для античного
мира
С приходом Христианства человек впервые
стал ЧЕЛОВЕКОМ. Известный атеист Людвиг Фейербах в
работе "Сущность христианства" (1841), писал что
"..человек во время язычества был не человеком вообще, а
человеком определенным национально: греком, римлянином,
египтянином, иудеем. …Это противоречие нашло свое
действительное разрешение только в Христианстве".
Религия Христа уравняла перед Богом людей всех сословий,
самых разных национальностей, она стала могильщиком
рабства, классовой и национальной разобщенности.
Можно по разному относиться к покорению
Америки конкистадорами, мало кто знает, но это именно
христианские католические священники на своем Соборе
доказывали, что у индейцев есть душа, что они такие же
люди, как и их завоеватели. Они привели на Собор
индейских детей, которые пели на латыни хором, играли на
скрипке, читали Библию, т.е. вели себя как обычные
цивилизованные люди. Это очень не нравилось испанцам,
утверждавшим, что индейцы – недочеловеки, и к ним не
применимы нормы нравственности. Говоря о
просветительской миссии христианства, приведу еще
пример. Английские миссионеры остановили в Индии
процветание чудовищного культа "Сати", в соответствии с
которым вдова подлежала сожжению вместе с её покойным
супругом.
Если вас спросят, что христиане дали
миру, то одно из ежедневно используемых изобретений
христианских монахов - это книга, книга с
перелистываемыми страницами. До этого все записи были на
свитках. Это неудобно и недолговечно, а монахи придумали
книгу в том виде, что мы сейчас имеем. Благодаря тому,
что они копировали и переписывали, до нас дошли все
достижения мировой культуры. Античная культура - труды
Сократа, Платона и Аристотеля, Одиссея Гомера - все это
дошло до нас именно в списках христианских монахов,
которые и христианские источники переписывали, и
античную литературу, и еретические труды – все созданное
человечеством сохраняли для будущих поколений.
Когда крестили Русь, не то что был
недостаток книг, а наоборот, книг стало слишком много.
Из Болгарии святыми просветителями Кириллом и Мефодием
было принесено книг больше, чем было в то время на Руси
людей, способных их читать. Вместе с христианством
пришли на Русь азбука и образование. Специально собирали
детей для обучения новому букварю, чтобы могли читать
Библию. Родители не понимали, что это будет за обучение
и прощались с ними, как с идущими на смерть. Это был
миссионерский путь Восточного христианства – всегда
давать новообращенным членам Церкви Христовой Священные
книги на понятном людям языке. С приходом христианства
устанавливалось новое отношение к культуре, социальному
равенству, нравственности, образованию.
А секта – это протест против
установившихся истин, желание утвердить собственное, как
кажется "более правильное понимание", отвечающее
"изначальному учению", "восстановленным от повреждения
истинам". Это обособление от общества, придерживающегося
доминирующего вероучения.
Толстой в своем романе "Воскресение", в
описании судебного процесса над сектантами, говорит, что
в нравственном смысле сектанты выше, чем те, кто их
судит. Это действительно часто бывает так, потому, что
работает эффект малой группы. Сектанты это небольшое
сообщество, где все друг друга знают, и каждый на виду.
К любому домой может придти пастор или соратник-сектант.
И важно, чтобы мнение авторитетных для человека людей
было на высоте. Интересно, что подобный эффект малой
группы можно видеть в любой религиозной общности,
живущей обособленно. Например, в православных диаспорах
за рубежом России тоже можно наблюдать эффект малой
группы. Там, люди объединяются вокруг своего храма в
единую приходскую общность. Все друг друга знают, друг
другу помогают. В отличие от наших прихожан, за границей
православные идут в храм на целый день, взрослые и дети
сами поют на клиросе, после службы всем приходом вместе
трапезничают, играют, мастерят, едут на экскурсии. Живут
как одна семья.
В России сектантство нередко проводит в
жизнь экспансионистские цели зарубежных центров и
миссий, служит реализации их геополитических планов.
Например, в прошлом немецкие власти всегда ставили своей
целью не только завоевать территорию, но и ослабить
религиозное единство населения, насаждать раскол,
поощрять деятельность сект. План Барбаросса содержал в
числе прочих и планы по развитию в каждой деревне не
менее 2-х сектантских организаций. Неслучайно в 30-е
годы перед Великой Отечественной Войной сектанты в
Советском Союзе вдруг стали массово отказываться от
службы в армии. Причем в США те же баптисты или мормоны
не запрещали своим адептам служить в армии, а в нашей
стране это вдруг стало табу. Очевидно, что такой
"избирательный пацифизм" шел от иностранных эмиссаров.
Сектант, живя в своей стране, уходит во
"внутреннюю эмиграцию"
Ведь русских сект у нас в стране очень
мало. В начале ХХ века были молокане, христоверы-хлысты,
духоборы – сейчас уже их давно нет. Из современных
русских сект можно назвать виссарионовцев. Это около
десяти тысяч человек, возглавляемых бывшим милиционером
Сергеем Торопом (зовет себя Виссарионом) живущих в
сибирской тайге. Секта называет себя "Церковью
последнего завета", а ее лидер говорит, что он "Христос,
Слово Божье". Виссарион постоянно пугает своих
последователей концом света, называя при этом конкретные
даты. Так, согласно его учению, в конце XX века должна
была прилететь комета. А в 2001 году в штате Невада
(США) должно было произойти "самовзрывание ядерных
боеголовок". Конец света предрекался и в 2007 году,
когда на Земле не должно было остаться ни одного
неверующего и т. д. Сейчас там тяжелая ситуация – деньги
кончились. И это очень опасно, потому, что в подобных
случаях члены других тоталитарных сект совершали
массовые самоубийства.
В основном секты в нашей стране имеют
зарубежное происхождение. С Запада к нам пришли
неопротестанты: баптисты, адвентисты 7-го дня, мормоны и
т.д., а с Востока - буддийские, индуистские или
синкретические (смешанные учения, например Аум-синрике)
секты. Попадая в такие организации, люди уходят во
"внутреннюю иммиграцию": начинают необычно одеваться,
меняют питание, появляется даже акцент в речи, часто от
них пахнет восточными благовониями. Они читают какие-то
неизвестные ранее книги, старые друзья становятся им
неинтересны, в доме появляются новые знакомые, часто
старше возрастом. Постоянно кто-то звонит по телефону.
Старые привычки уходят и появляются новые. Например,
человек может отказываться отмечать традиционные
праздники, свой день рождения. Так, постепенно меняясь,
сектант внутренне обособляется, в нем начинают жить 2
человека – старый и новый. Раздвоение тяжело для любого
из нас, оно часто приводит к нервным срывам,
неадекватному поведению.
Все это приводит к еще одной особенности
сектантов – это "социальная бесполезность". Адепты сект
уходят из семьи, бросают родителей, детей, супругов,
если те не разделяют их новые убеждения. Они могут
бросить учебу, работу. В новом сообществе их убеждают,
что помогать родителям не нужно, так как у них теперь
новая "семья". Вот пример из жизни. Парень, попавший в
секту, рассказывал, что новые друзья говорили ему:
"через месяц ты перестанешь материться, потом бросишь
пить и курить, а затем твои родители тебя за это
возненавидят". Когда все так и произошло, человек уже
был не способен понять, что родители напряглись совсем
по другой причине. Они ожесточились из-за того, что они
фактически потеряли сына.
Как удается вовлечь в секты? Как
правило, широко применяется метод "бомбежки любовью".
Это когда вдруг ранее не знакомые люди начинают с тобой
активно общаться: берут у тебя номер телефона, дают
свой, часто звонят тебе, приходят домой, приглашают на
мероприятия (собрания, поездки, тренинги, семинары,
утренники для детей т т.д.), дарят книги, сувениры. Твой
день вдруг становится заполнен этим общением до предела,
ты не имеешь ни одной минуты, чтобы побыть наедине с
самим собой или со старым кругом общения. У тебя просто
нет времени одуматься. Очень быстро ты втягиваешься,
старые связи рвутся, а новые опутывают так, что
самостоятельно уже не вырваться.
Кто легче всего попадает в секты? В
группу риска входят люди, переживающие в момент
сектантской вербовки кризис, резкую смену жизненных
обстоятельств.
Это, например, студенты 1-2 курсов. Они
только что сменили коллектив, еще никого не знают,
чувствуют дискомфорт от недостатка общения, понимания со
стороны нового окружения. 3-5 курс – хорошо
сформировавшиеся коллективы, они уже так посылают, что к
ним сектанты и не приближаются, а вот первокурсники
очень легкая добыча для эмиссаров.
Также часто попадают в секты люди,
уволенные в запас из армии и иных силовых структур. Это
люди, привыкшие к дисциплине, к постоянной вовлеченности
в общее дело. Оказавшись вне знакомой среды, они охотно
откликаются на предложения влиться в структуры новых для
них организаций. И есть такие случаи, когда отставники
занимают посты в сектах.
Люди, потерявшие своих близких - это
тоже потенциальные объекты для вербовки. На кладбище
специально могут приходить парочки сектантов с
цветочками. Они заводят разговоры с людьми у свежих
могил. Сочувствие, общие скорбные темы, предложение
помощи, духовного утешения – вот первые шаги для
вовлечения в секты.
Очень часто объектом обработки сектантов
становятся заболевшие люди, пациенты больниц, их
родственники. Группы сектантов могут ходить по
отделениям стационаров, раздавать свою литературу,
приглашать на собрания. Если кто-то заинтересуется, они
начинают часто посещать больного и так вовлекают его в
свою организацию.
В группе риска также находятся люди,
имеющие алкогольную или нарко-зависимость. Известно, что
многие сектантские организации открывают
реабилитационные центры для зависимых граждан. В этих
центрах, наряду с другими методами воздействия, активно
практикуется участие пациентов в религиозных ритуалах,
принятых в данной секте.
Что делать, если человек попал в секту
Если вам кажется, что ваш близкий попал
в секту, прежде всего, перестаньте спорить с ним на
религиозные темы. Прекратите обсуждение и тем более
осуждение его новых взглядов, вообще не высказывайтесь о
чьих-либо убеждениях. Не подсовывайте ему книги и статьи
с критикой сектантства. С этого времени ваша задача
сохранить с человеком, попавшим в секту, хорошие
отношения, доверие с его стороны очень важно!
Другая обязательная мера – обратиться к
специалисту по работе с сектантами. В нашей епархии есть
миссионеры, которые уже более 20 лет выводят людей из
сект, занимаются их церковной реабилитацией. Где их
найти? В Москве работают 3 центра, которые занимаются
церковной реабилитацией лиц, попавших в секты. Это центр
им. Хомякова на Большой Ордынке, центр прп. Иосифа
Волоцкого в Старом Беляеве и центр Иоанна Кронштадтского
в Люблино. Кроме того, в каждом викариатстве работают
центры первичного приема, куда можно прийти с вопросами
по поводу сект, там вас проконсультируют и направят к
специалистам.
Специалисты выслушают вас, определят,
что нужно делать дальше. Как правило, нужно организовать
встречу миссионера с самим сектантом, чтобы можно было
начать с ним правильную работу. Вот здесь и понадобятся
ваши хорошие отношения в семье, то доверие, которое вам
удалось сохранить. И настройтесь, что процесс будет
долгим, полгода, год, несколько лет – вот сроки, которые
может длиться эта противосектантская работа до тех пор,
пока человек, попавший в секту, сможет переосмыслить
свои взгляды.
Как сегодня Русская Православная Церковь
смотрит на работу с сектантами. Еще в 1905 году
Император Николай II отменил репрессии в отношении
сектантов. Потому что опыт более чем 2-х вековой жесткой
борьбы с раскольниками и сектантами не дал желаемых
результатов. Потому, что репрессии не работают в этой
области. Что работает, так это реальная деятельность
миссионеров, начатая в начале ХХ века. Их задачей стало
не сыск производить для выявления отступников и их
наказания, а просвещение в среде различных религиозных
групп. Была разработана система бесед с сектантами на
основе Библии. Выдающимся явлением противосектантской
миссионерской литературы стал капитальный труд Николая
Варжанского "Доброе исповедание. Православный
противосектантский катехизис" впервые вышедший в 1910
году. В том же году появился также конспект его
противосектантских бесед "Оружие правды". Тогда же
диаконом Иоанном Смолиным был написан Миссионерский
путеводитель по Библии, и разработана серия
миссионерских пособий, в которых было дано толкование на
тексты Библии, приводимые сектантами ("Меч духовный в
ограждение от сектантских лжеучений", "Краткий
толкователь", "Миссионерские памятки", "Симфония на
Новый и Ветхий Завет с общими и миссионерскими
параллелями", "Миссионерский Щит веры в ограждение от
сектантских лжеучений".). После высочайшего Манифеста о
даровании свободы вероисповеданий 17 апреля 1905 года
сектанты перестали таиться и подстраиваться под
легальные конфессии. Стала возможна открытая
миссионерская работа с ними. Во всех крупных городах
России заработали противораскольнические и
противосектантские миссии, противосектантские
библиотеки. Но, как мы знаем Божиим попущением после
революции 1017 года вся эта работа была свернута. Новые
власти наоборот поддерживали любые сектантские и
раскольнические движения, ослабляющие и разрушающие
православную Церковь.
По этому пути работа с сектантами должна
строиться и сегодня. В Московской епархии создана
Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от
Православия. Идет подготовка миссионеров как для работы
с сектантами, так и для профилактики отпадения от
Православия. Расширяется просветительская и
катехизаторская работа. Работе с сектантами уделяется
большое внимание не только в нашей Православной Церкви.
Также расширяется противосектантская работа и в
Римско-Католической церкви, и у мусульман, и у
буддистов.
В 1912 году вышел его небольшой курс
сектоведения для церковно-приходских школ "Образец
здравого учения".
Олег Стеняев, протоирей
Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия - 21.02.2020.
|