Азы практического сектоведения
Начинать любую апологетическую и
миссионерскую деятельность надо с людей, которые хотят,
знают и умеют это делать. В нашем случае мы решали эту
проблему следующим образом. Прежде всего привлекли к
нашей деятельности людей бывших когда-либо в различных
сектах, а также тех, кто в миссионерских целях в течении
длительного времени общался с различного рода
сектантами, атеистами и представителями традиционных
религий, вышли мы на этих людей через наблюдение
различных сайтов, полемики на форумах, а также через
различные специализированные группы в социальных сетях,
в которых интересующие нас люди себя проявляли.
Со временем создалась группа экспертов,
состоящая из православных христиан, живущих в разных
городах и странах. Среди них есть как миряне, так и
священнослужители. Образовавшаяся группа включает в себя
экспертов в совершенно разных темах, что позволяет при
необходимости проводить мозговой штурм для решения
возникающих проблем. По сути, Православный
миссионерско-апологетический центр "Ставрос" - это во
многом именно это сообщество.
Первая проблема, с которой сталкиваются
все, апологеты и миссионеры, это недостаток знаний. С
этой проблемой столкнулись и мы. Для её решения мы
начали изучать уже имеющийся опыт как прошлого, так и
настоящего, мы не перенимали его вслепую, а творчески
переосмысливали, пытаясь приложить его к практической
деятельности. Наш опыт в этой сфере выразился в ряде
лекций, статей и книг, которые размещены на сайте
http://stavroskrest.ru/.
Постепенно объём собранного и
переработанного материала позволил нам создать
"Апологетические курсы". В течении ряда лет мы читали
лекции, кроме сотрудников нашего центра приглашали
специалистов извне, со временем, оценив плоды своей
деятельности мы пришли к выводу в неэффективности такой
формы работы. Объём выделенного на обучение времени:
один год, по два дня в неделю, каждая встреча по две
пары оказался мизерным. Мы не смогли в этот срок
укладывать тот материал, который считали необходимым
дать учащимся. Люди, учившиеся у нас, все работали или
учились, что также накладывало свой отпечаток на учёбу.
Потому мы решили сменить форму обучения и создали
"Заочные апологетические курсы".
Данные курсы представляют из себя набор
тематических блоков. Каждый блок состоит из набора
подобранных нами статей, книг, записей лекций. Материалы
подобраны так, что по результатам своего изучения у
человека складывается чёткое представление об изучаемой
теме на базовом уровне. При этом материалы подобраны
практиками с целью не теоретической, а чисто
практической миссионерской работы с людьми. К каждому
учебному блоку прикреплён эксперт по теме и у учащихся
есть возможность консультироваться у него. Оттачивать
практическое мастерство бесед мы предлагаем на
тематических форумах для атеистов, сектантов и
иноверцев. Через такую практику общения, мы можем видеть
плоды нашей деятельности и совершенствовать учебную
программу.
Заочная форма курсов имеет ряд
преимуществ перед очной системой, прежде всего есть
возможность охватить большую аудиторию. Учащийся сам
определяет время, выделяемое на учёбу, нет временных
ограничений на скорость усвоения материала, так же,
учащийся может осваивать лишь те учебные блоки, которые
считает для себя необходимыми. На данный момент мы имеем
полностью сформированные следующие блоки: вводный курс,
атеизм, эзотеризм, постпротестантизм и
псевдохристианство, неоязычество, неоиндуизм. Частично
разработанные блоки, которые будут дополняться:
необуддизм, китайские секты, исламские секты,
нетрадиционная медицина. Также готовящиеся, по которым
материал пока не выложен: Практическая миссиология,
Церковь первых веков христианства, Православие и
психология, Деструктивные тренинги. В будущем могут
появиться и другие учебные блоки, но пока мы планируем
ограничиться таким списком.
В очной форме мы тоже видим пользу,
прежде всего это рекрутинг деятельных людей по месту
существования нашего центра. В будущем мы планируем
проводить очные учебные мероприятия, правда уже не в
такой форме как раньше, они будут приложением к "Заочным
апологетическим курсам". Мы планируем что теория будет
изучаться самостоятельно, благодаря учебным блокам, а
встречи будут ориентированы на практику. Практика может
быть в форме дискуссии с сектантами, учебные дискуссии,
когда учащиеся полемизируют с нашими преподавателями, а
также беседы с аудиториями, имеющими различные
ценностные установки.
Если у вас есть идеи по практике наших
учащихся, буду признателен если вы ими поделитесь с
нами.
Мы видим перед православными апологетами
три задачи, выполнять которые и пытаемся их научить.
а) Развеивать мифы о Церкви, активно
распространяемые по невежеству или сознательно Её
недругами.
б) Раскрывать православное
мировоззрение, показывая в доступной форме разумность,
красоту и высоту православного христианства.
в) Уметь осуществлять сравнительный
мировоззренческий (богословский) анализ христианства с
иными религиями, сектами, секулярными идеологиями.
При работе с сектантами, атеистами,
иноверцами мы исходим из принципа что никакой человек не
желает себе зла, что люди истину предпочитают лжи. А
потому наша задача заключается в том, чтобы помочь им
научиться отделять зерно от плевел, лож от истины.
Главный наш посыл в нашей деятельности основан на
библейском призыве "Все испытывайте, хорошего держитесь"
(1Фесс.5:21). Мы готовы к проверке истинности
Православия и предлагаем нашим оппонентам сделать тоже
самое!
В моём докладе "Методология
апологетической деятельности православных апологетов и
миссионеров" я описываю общие принципы апологетической
деятельности, которые являются базовыми для нас. На
данный момент мы не видим больших проблем с методиками
подготовки православных апологетов и миссионеров, если
будут желающие этим заниматься, наш центр может помочь в
их подготовке.
Виталий Питанов
Виталий Питанов
- 13.05.2016
***
Психология деструктивной религиозности:
- Что такое деструктивная секта - Пси-Фактор
- Контроль сознания и феномен культа - Стивен Хассэн
- Феномен деструктивных культов и контроля сознания - Евгений Волков
- Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) - Евгений Волков
- Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах - Евгений Волков
- Новейшие секты в странах СНГ - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Психологические особенности сектантства - Андрей Тимченко, Виктор Шапар
- Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе - Вера Целикова
- Методы религиозных культов - Пси-Фактор
- Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию - Елена Лещинская
- Как стать лидером культа - Элиот Аронсон, Энтони Праткин
- Почему люди тянутся в тоталитарные секты - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Иерархия тоталитарной секты: "Живые боги" и администраторы, или Власть и Деньги - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Как противостоять вербовке в тоталитарную секту - Игорь Олейник, Виктор Соснин
- Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости - Николай Орел
- Классификация сект - Пси-Фактор
- Психодинамика сект - Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
- Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) - Игорь Молчалин
- К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах - Михаил Балакин
- К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект - Михаил Вершинин
- Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности - Михаил Вершинин
- Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп - Михаил Вершинин
- Признаки религий, сект и тоталитарных сект - Олег Заев
- Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. - решение психологических проблем людей после выхода из сект... - Маргарет Сингер
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия - иерей Евгений Тремаскин
- Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа - Артём Григорян
|