Об опасностях борьбы с сектами
Как сообщается в новостях, Комитет
Госдумы по делам общественных объединений и религиозных
организаций создает рабочую группу по изучению
деятельности представителей нетрадиционных религий - в
просторечии именуемых сектами – на территории России.
Это сообщение пришло в годовщину трагического штурма
поместья "Гора Кармель" в США - когда погибли десятки
членов религиозной секты "Ветвь Давидова"
Лжепророк Дэвид Кореш как-то убедил
своих последователей, что вот-вот разразится последняя
битва сил добра и зла, сектанты засели в поместье "Гора
Кармель" и стали закупать оружие. Когда представители
властей явились, чтобы задать вполне понятные вопросы,
по ним открыли огонь.
Пожар в "Маунт Кармел" -
усадьбы секты Дэвина Кореша "Ветвь Давида". Фото: Ron Heflin / AP
Власти осадили поместье, и, после
50-дневной осады, пошли на штурм. Штурм привел к пожару,
в котором погибли 79 членов секты. Когда у выживших
сектантов спросили, почему же они не оставили своего
безумного лидера во время осады и не перебежали к
полиции, те отвечали, что все действия властей во время
осады подтверждали "пророчества" Дэвида – он же
предсказывал, что силы зла явятся, просыпаемся – а они
под окнами.
Это - один из самых ярких, но не
единственный пример того, как религиозные психопаты
приобретают жуткую, поистине демоническую власть над
своими последователями, к их не только душевной, но и,
нередко, вполне физической погибели. Вспомним Дэвида
Джоунса, который заманил в джунгли Гаяны и там
полусклонил - полупринудил к самоубийству около тысячи
своих адептов, Секо Асахару с его газовой атакой - эта
секта проехалась и по нашей стране - и множество
лжехристов и лжепророков поменьше, которые, хотя не
достигли такого размаха в убийствах, тем не менее несут
ответственность за поломанные жизни людей, да и немалый
материальный ущерб - обратим внимание хотя бы на
мошенников из "Кингз Кэпитал", действовавших под
прикрытием неопятидесятнической общины "Посольство
Божье".
***
Поэтому желание депутатов присмотреться
к деятельности религиозных (и квазирелигиозных)
сообществ понятно и совершенно оправдано. В некоторых
случаях государство может и должно вмешиваться, и у него
должны быть инструменты для этого. Однако тот же случай
с "Ветвью Давидовой" побуждает задуматься об опасностях,
которые тут могут возникнуть. Представители государства,
очевидно, хотели, как лучше - и они боролись с по -
настоящему опасной сектой. Но их необдуманные действия
привели только к укреплению власти Кореша над своими
последователями, и, в итоге – к десяткам жертв.
Поэтому нам стоит рассмотреть побочные
эффекты, которые могут возникать при борьбе с сектами –
и то, как она может повлиять на самих сектантов, и то,
как она может повлиять на общество в целом.
***
Читайте также по теме:
***
И их стоит предвидеть; потому что
бессмертное изречение Виктора Черномырдина "хотели как
лучше, а вышло как всегда" описывает как отечественный,
так и мировой опыт – а в английском языке есть похожая
поговорка про благие намерения.
Секты часто носят отчетливо
апокалипсический характер – конец света наступает
вот-вот, мир поделен на избранных, которые переживут все
бедствия и войдут в рай на земле (это члены секты и
только они) и отверженных (всех остальных), которые
погибнут в ходе последней битвы.
Преследования сект превосходно
вписываются в эту картину – "сыны тьмы ополчаются на
сынов света, мы же вам говорили". "Всемирная империя
лжерелигий преследует истинных рабов Бога". "В Библии
ясно сказано, что истинные верующие будут гонимы, мы,
как видите, гонимы – следовательно, мы и есть истинные
верующие". Преследования убеждают сектантов, что они
находятся на правильном пути, и что им следует и дальше
доверять своему руководству. Более того, боль и обида,
вызванная преследованиями, побуждает людей искать
поддержки и утешения – и, как Вы думаете, у кого они
будут ее искать? Правильно, у собратьев и наставников в
той же секте; чем более враждебным будет выглядеть
окружающий мир, тем более секта будет становиться
единственным источником любви, тепла и человеческого
участия.
Борьба с сектами - это та область, где
интересы государства и Церкви пересекаются - но не
вполне совпадают. Государство озабочено предотвращением
посюстороннего, материального ущерба, оно должно
защищать жизнь, здоровье и имущество людей.
Церковь, полностью поддерживая его в
этом, обращена к другому - к вечному спасению.
В глазах Церкви лжеучение есть
лжеучение, даже если его нельзя упрекнуть в нанесении
физического ущерба.
Соблазнительно позвать городового для
вразумления еретиков - тем более, когда городовой, по
своим соображениям, и так к ним присматривается. Но у
этого есть неизбежный побочный эффект – кто тут еретик,
а кто нет, в итоге будет решать именно городовой.
Множество Православных мучеников пострадали от
христианских византийских императоров – которые впали в
ересь и взялись насаждать ее силой государственной
власти.
Случаи, когда само по себе исповедание
истинности Православной Веры вызывало обвинение в
"экстремизме" уже были – и если мы признаем за городовым
право преследовать людей за их религиозные взгляды, мы
сами окажемся в опасности.
Механизмы преследования, созданные в
ходе борьбы с сектантами, могут быть очень скоро
развернуты против нас. В Европе существует мощная
тенденция к насаждению светлого царства абортов шаговой
доступности и гомосексуализма начиная с детских садов,
тенденция, связанная с подавлением – за "гомофобию" и
другие ужасные злодеяния – всех, кто с этими
нововведениями не согласен. Как повернется развитие
событий у нас, мы не знаем – и приучать городового к
преследованиям за религию не стоит.
Что же стоит делать? Есть известный
стишок про то, как солнце поспорило с ветром, кто
быстрее сможет заставить путника снять плащ. Холодный
ветер дул изо всех сил, но путник только сильнее кутался
в плащ. Но когда пригрело солнце, он сам снял его и
убрал в мешок. Члены сект – люди с глубоким и искренним
интересом к духовной жизни; чтобы присоединиться к очень
непопулярному меньшинству, с перспективой различных
неприятностей, надо достаточно серьезно относиться к
Богу. И это люди, к которым православное свидетельство
должно быть обращено в первую очередь.
Многие люди пришли в Церковь из сект. К
обращению их побудила встреча с дружелюбными
православными – православными, которые пили с ними чай,
терпеливо и грамотно отвечали на их вопросы, и, не
только своими словами, но и своим поведением
растапливали тот лед недоверия, который сформировался
отчасти под влиянием учения секты, отчасти под влиянием
враждебности внешнего мира.
Православная вера – истинна; и там, где
она возвещается искренне и с усердием, сам Бог, "Который
хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания
истины" (1Тим.2:4) помогает свидетельству церковных
людей.
Государство, несомненно, может и должно
преследовать деяния, опасные для физической жизни,
здоровья и имущества граждан. Однако его не следует
поощрять преследовать ересь как таковую. Борьба с ересью
должна совершаться мечем слова Божия, а не дубинкой
полицейского - и ее должна вести Церковь, а не
государство.
Сергей Худиев
Православие и мир – 19.04.2013.
|