Сергей Худиев. "Разбил окно сектанту? Наш человек!"
Достаточно ли быть пламенным борцом с
сектантами и представителями других религий, чтобы
называться православным человеком? О том, почему мы
бываем склонны оправдывать "православную" ксенофобию,
размышляет Сергей Худиев.
Борьба с сектами – очень соблазнительное
занятие, потому что здесь нам легко найти общий язык с
неверующими. Они смотрят на всякие непонятные
религиозные группы косо, мы на них смотрим косо –
давайте будем смотреть вместе.
Борьба с сектами избавляет нас от
необходимости огорчать людей разговорами "о правде, о
воздержании и о будущем суде" (Деян. 24:25), секты – это
легкая тема, она никого не напрягает, кроме, собственно,
сектантов. Но с этим связаны серьезные соблазны, о
которых важно помнить.
Вот недавно прошло сообщение:
"В день после Рождества Христова, в
пятницу вечером, 8 января, в городе Александрове
Владимирской области, когда в [пятидесятнической] церкви
находились двое молодых людей и сторож, в здание
ворвались двое полупьяных мужчин, вооруженных ножом.
Один из них нанес удар рукояткой ножа по
голове одному из молодых ребят, второго ударили в лицо.
Впоследствии одному из ребят потребовалась медицинская
помощь, и его отвезли в травмпункт, где были наложены
швы. Затем один из нападавших, приставив нож к горлу
одного из молодых людей, стал требовать, чтобы сказали,
где пастор и дали списки церкви, при этом всячески
издеваясь над ребятами".
Случай не уникальный, время от времени
приходится слышать о нападениях на те или иные
протестантские общины, когда хулиганы объявляют себя
"православными" и "борцами с сектантами". Люди склонны к
ксенофобии, они обычно относятся враждебно к тем, кто от
них отличается – в частности поведением, в лучшую или
худшую сторону.
Едва ли хулиганы были ревностными
прихожанами Православной Церкви – просто гопники, вполне
чуждые каким бы то ни было религиозным интересам. Но нам
важно задумываться о том, как наше слово отзовется – в
том числе в среде гопников.
Побудить людей к насилию вообще гораздо
легче, чем побудить их к покаянию, вере и исправлению
своих путей. Такова уж падшая человеческая природа.
Потому что покаяние, вера, пребывание в
литургическом общении с Церковью – это труд, и труд,
идущий вразрез с тем, к чему нас тянет наша греховная
природа. А вот бухнуть, а потом камень кинуть или
ножиком грозить – это как раз очень легко. Всегда легче
катиться вниз, чем карабкаться вверх.
И – в силу той же падшей природы – люди
ищут себе благословения на то, чтобы катиться вниз. Это
так с любыми грехами, на Западе как-то больше приступают
к Церкви с требованиями благословений на плотские похоти
и разврат, у нас – на насилие и агрессию.
Люди склонны видеть такое благословение
даже там, где прямо его никто не дает – а просто вот
слышал человек, что "Церковь зовет на борьбу с сектами",
а бороться словом Божиим, проповедями, разъяснениями и
увещеваниями он не может и не знает как. И даже не
знает, что так бывает.
***
Читайте также по теме:
***
Как он будет бороться? Да как обычно в
миру люди борются друг с другом. Угрозами и насилием –
при этом полагая, что он служит Церкви. "Слава
Православию!" – "Героям слава!"
При этом ему в голову не придет менять
что-то в своей жизни или хотя бы регулярно посещать
Литургию – а зачем? Ему же и не говорят, что надо
покаяться и уверовать – ему говорят, что надо "бороться
с сектами". Он и так верное чадо Церкви – вот, сектантам
окно разбил.
Поэтому в отношении обычных людей,
которые членами сект не являются, проповедь "борьбы с
сектами" может быть более развращающей, чем
спасительной.
В отношении же самих сектантов сама
постановка вопроса о "борьбе с" будет неизбежно
контрпродуктивной. Человек нашел веру (да, ошибочную, но
веру), братское общение, чувство осмысленности и
принадлежности, что-то, что человек переживает как нечто
несомненно позитивное и ценное в своей жизни – и тут ему
говорят "щас мы будем со всем этим бороться". Он только
совершенно закроется – а аргументация, основанная на
очернении его общины, произведет обратный эффект.
Он сам честный человек, он знает других
членов своей общины как честных людей – и когда ему
извне начинают рассказывать, что вы там все в вашей
ужасной секте воры, безумцы и злодеи, он увидит в этом
ложь.
Точно с таким же успехом можно
рассказывать православному человеку про то, что в Церкви
все стяжатели и содомиты – он не поверит просто потому,
что его личному опыту это не соответствует. Да и вообще
война компроматов – это не способ обратить человека к
истине.
Люди могут поверить тому, что вы
говорите, когда они доверяют вам и видят в вас человека
доброго и благожелательного. Это не гарантия, конечно –
не существует никаких гарантий, когда вы имеете дело с
существами со свободной волей – но это необходимое
условие. Если в вас видят человека озлобленного и
враждебного, вам не поверят никогда.
Поэтому для любой деятельности очень
важно определиться с ее мотивами – а чего мы хотим-то
достичь в результате нашей борьбы? Зачем мы "боремся с
сектами"? Просто чтобы побороться? Дать выход своей
внутренней агрессии?
Миссия Церкви состоит в спасении душ для
вечности. Церковь борется не с людьми, а за людей.
Церковь видит в любом человеке – сколь угодно
заблуждающемся – прежде всего, драгоценное творение
Божие, призванное к вечной жизни. Цель миссии не в том,
чтобы человек покинул секту – если он останется
неверующим, что толку, он за бортом Корабля Спасения.
Цель миссии – в том, чтобы привести людей к покаянию и
вере во Христа, побудить их сознательно присоединиться к
Церкви и разделить ее жизнь.
Во всех известных мне случаях обращения
от сект к Церкви люди пришли потому, что увидели со
стороны церковных людей уважение, терпение, готовность
дружески общаться, пить чай, внимательно выслушивать –
короче говоря, любовь.
Людей привлекает не борьба с ними –
людей привлекает забота об их душах.
Разумеется, проявлять любовь и терпение
– намного, намного труднее, чем враждебность. Это наша
падшая природа, "плоть", как говорит Апостол. Но мы
призваны поступать по Духу. Как говорит Апостол, "плод
же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22,23).
Бог любит сектантов – и Он также любит
то великое множество неверующих людей, которым вообще
никто не рассказал о Евангелии и пути спасения. Наша
борьба – не с людьми, а за них.
Сергей Худиев
Православие и мир – 24.01.2016.
|