Обвиняемый Гуру - о лжи и мошенничестве Саи Баба
Краткое содержание
В течение примерно года, особенно в
сети Интернет, индийскому гуру Шри Сатья Саи Бабе
предъявляются серьезные обвинения. Большинство обвинений не
являются новостью для многих его преданных. Однако истории,
которые в прошлом отвергались как ничего не значащие слухи,
многими больше не отрицаются. Некоторые преданные стали
бывшими преданными за последнее время около 15 месяцев.
Однако многие продолжают сохранять веру в своего Свами,
несмотря на те трудности, с которыми их вера порой сталкивается.
Чтобы обрести более широкое и
осмысленное понимание Саи Бабы и выдвигаемых против него
обвинений, необходимо чтобы люди, не принадлежащие к кругу
преданных (и бывших преданных) присоединились к
расследованию. В настоящее время точки зрения преданных и
бывших преданных различаются так сильно, что трудно ожидать,
что они смогут прийти к какому-либо согласию по этому вопросу.
Введение
Шри Сатья Саи Баба, известный индийский
гуру, многим знаком своей запоминающейся внешностью - пять
футов роста, пышные волосы - и своими материализациями.
Кажется, что прямо из воздуха он материализует вибхути
("священный пепел"), кольца, часы, ожерелья. "Чудеса - это
мои визитные карточки" - такое объяснение Саи Бабы чаще
всего цитируется для объяснения этих феноменов.
Большую часть времени Саи Баба живет в
своем ашраме Прашанти Нилаям ("Обитель Высшего Мира"), в 150
км к северо-востоку от Бангалора. Ашрам был построен в
1948-1950 годах и с тех пор существенно расширился. За эти
годы прилегающая деревня выросла в процветающий город с
аэродромом, музеем, музыкальной академией, столовыми и
зданиями для многих преданных, которые совершают свои
паломничества к Саи Бабе, чтобы получить его даршан
("лицезрение великой личности и получение благословений").
Второй ашрам в Бриндаване, в Уайтфилде, расположен в 20 км к
северо-востоку от Бангалора. Третья, временная резиденция
находится в Кодайканале на высоте 2100 м над уровнем моря в
120 км к северо-востоку от Мадурая.
Говорят, что количество его
последователей достигает 50 миллионов, или даже больше, и,
хотя Саи Баба путешествовал за границу только единственный
раз в 1968 г. в Уганду, за рубежом существует 2650 центров
Саи Бабы в 165 странах. Согласно главному биографу Саи Бабы,
Нараяну Кастури, Саи Баба начал свою миссию в 1940 году в возрасте 14 лет.
Известно, что Саи Баба особое значение
придает образованию. В Индии и за рубежом были основаны 75
школ для мальчиков и для девочек, которые носят его имя.
Существуют также колледжи и университет, Институт Высшего
Образования Шри Сатья Саи. Здравоохранение - это еще одна
область, где хорошо известно имя Сатья Саи Бабы. С помощью
пожертвований были построены два "супер-специальных"
госпиталя, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь.
Проект питьевой воды - это третья крупная инициатива,
предпринятая его организацией, чтобы помочь нуждающимся.
Его учение можно выразить всего в
нескольких словах, сфокусировав его на пяти общечеловеческих
ценностях: истина, праведное поведение, мир, любовь и
ненасилие. Эти слова, либо символы пяти крупных мировых
религий, расположенные в пяти лепестках цветка, являются
эмблемой организации. Саи Баба говорит, что он воплотился не
для того, чтобы основать новую религию, что он пришел для
всех религий, что он пришел, чтобы помочь человечеству выйти
из эры Кали Юги, в которой человечество живет в настоящее
время. Этот период характеризуется упадком нравственности и
эгоизмом. Сам Саи Баба утверждает, что он является живым
примером бескорыстной любви и служения, что его цель -
помочь человечеству найти свой путь в новый золотой век,
когда наше сознание будет поднято на более высокий уровень
к более тесной связи с Богом и к отсутствию эгоизма. Любовь
является двигателем нашей духовной эволюции. Другими
словами, Саи Баба является гуру для каждого, кто приходит к
нему, независимо от его религиозной принадлежности. Согласно
многим из его преданных, он является воплощением
долгожданного Мессии, другие видят в нем Будду-Майтрейю или
Кришну. По словам самого Саи Бабы он является божественным
воплощением, Богом в человеческой форме, аватаром.
Если смотреть на все это с точки зрения
его добрых дел и того вдохновения, которые люди получают от
него, то кажется неудивительным, что за эти годы о Саи Бабе
были написаны сотни книг и были снято много видео фильмов
[1]. Кроме этого было проведено несколько академических
исследований, затрагивающих различные аспекты этого святого
и его последователей. Чудесные "материализации", например,
были исследованы Эрлендуром Харальдсоном (Erlendur
Haraldsson); социальные исследования были проведены учеными
из Англии (Donald Taylor), Индии (Lawrence Babb), Малайзии
(Raymond Lee) и Тринидада (Morton Klass); глубокое изучение
вопроса о том, что Саи Баба, как он сам утверждает, является
воплощением Шивы, было проведено Деборой Сволоу (Deborah
Swallow) [2]. Все они обнаруживают интригующие и порой
озадачивающие детали, проливающие свет на удивительного
богочеловека Шри Сатья Саи Бабу и на людей, вдохновленных
им. Это позволило Джорджу Криссайдсу (George Chryssides) в
своей книге "Исследуя Новые Религии" написать:
"Покажется, вероятно, странным, что Саи
Баба привлекает так мало внимания антикультовых организаций,
тогда как движение обладает значительным числом
характеристик, связанных с понятием "культа" в
социологическом смысле. (...) Относительная защищенность Саи
Бабы от критицизма несомненно связана с тем фактом, что
(...) Саи Баба никогда не был вовлечен ни в какой
сексуальный или финансовый скандал, а живет согласно своему
учению. Единственное крупное противоречие, связанное с
движением, касается самих материализаций. Индийская
Ассоциация Рационалистов критикует Саи Бабу как одного из
многих ложных чудотворцев, эксплуатирующего предрассудки
малообразованного индийского населения" [3].
Однако цель этой статьи - представить
альтернативную картину, потому что существует нечто больше,
чем просто "единственное крупное противоречие, связанное с
материализациями", которое отметил Криссайдс. Данные,
противоречащие общей картине, понемногу появлялись в течение
последних 30 лет, по крайней мере, но особенно обильно в
2000 году, когда во многом благодаря Интернету были
обнародованы многие нелицеприятные истории и печальные
свидетельства. Но даже это, возможно, является лишь верхушкой айсберга.
Информация для этой стать взята из
многих источников: книги и статьи, частый просмотр сети
Интернет с июня 2000 г. по февраль 2001 г. и общение с
некоторыми бывшими преданными, часть из которых очень
активна в своих попытках обнародовать неизвестную сторону Саи
Бабы. То, что происходило в сети Интернет представлено в другой статье [4].
Ниже приведены различные обвинения
против Саи Бабы в порядке возрастания их значимости. Затем
рассмотрены вопросы о том, как преданные и бывшие преданные
относятся к этим обвинениям. По-видимому, в мире существует
еще много преданных, которые ничего не знают об этих
серьезных обвинениях, но те, кто знают о них и, тем не
менее, сохраняют веру в своего гуру, видят их совсем в
другом свете по сравнению с тем, кто относительно недавно стали бывшими преданными.
Обвиняемый Саи Баба
Критика и обвинения в отношении Саи
Бабы приходят с двух сторон: от скептиков-рацоналистов (как
отметил Криссайдс) и от бывших преданных. Первые
фокусируются на вопросах о паранормальных,
сверхъестественных способностях Саи Бабы, в то время как
вторые видят ситуацю в более широком контексте.
Невыполненные обещания
Выйдя в отставку после службы в
вооруженных силах за рубежом в европейских странах, Н.С.
Ганпули (N.C. Gunpuley) пожертвовал семь акров земли Сатья
Саи Бабе. Он хотел оказывать служение больным бедным в
своей собственной стране, и Саи Баба обещал ему построить на
этой земле больницу на 30 коек и бесплатную аптеку для
неимущих. В течение пят лет г-на Ганпули ожидала долгая
череда разочарований и беспокойств. Саи Баба "не выполнил
своего обещания, а также не выказал никакой озабоченности
бедными и больными", а в какой-то момент он даже хотел
построить коттеджи для иностранных преданных на этой земле [5].
Сходный случай касается также семьи
Преманандов (Premanand). В сентябре 1969 г. д-р П.Б. Менон (P.B. Menon)
из фонда Сатья Саи (Sri Sathya Sai Trust) посетил 100 акров
поместья Шри Шайла в Керале. Оно принадлежало семье
Преманандов, и они хотели пожертвовать эту собственность
организации с тем, чтобы там были построены колледжи, дома
для инвалидов или научные учреждения. Г-н Менон согласился
рассмотреть предложение о передаче земли под строительство
колледжа, но окончательное решение было в руках Сатья Саи
Бабы. После нескольких месяцев переговоров казалось, что
передача земли состоится, но 24 января 1970 г. выяснилось,
что Саи Баба отменил все программы, связанные с Кералой, что
означало невозможность для Фонда Сатья Саи принять это
пожертвование. Когда старший Премананд приехал к Саи Бабе
неделю спустя, Саи Баба сказал ему, что он ничего не знал о
поместье Шри Шайла. Это было странным, так как Саи Баба
видел три альбома с фотографиями и пригласил семью приехать
к нему, чтобы официально оформить передачу земли как
пожертвование. Несмотря на тот факт, что в марте 1975 года
90 акров земли все же были переданы Фонду и, в конечном
счете, на этой земле был построен колледж Сатья Саи, два
брата Басава и Дайананд Премананды крайне критически
относятся к действиям Саи Бабы в 1970 году, рассматривая их
как нарушение данного обещания [5].
***
Читайте также по теме:
***
Неподтвержденные паранормальные способности
Доктор Абрахам Ковур (Abraham T. Kovoor)
из Индии был рационалистом по убеждению и в 1974 г. в
возрасте 74 лет был первым человеком получившим докторскую
степень за исследования в области парапсихологии. В середине
70-х годов он был одним из инициаторов создания Комитета
Нарасимхая для проверки способностей Сатья Саи Бабы в
контролируемых условиях. Ни Комитет, ни сам д-р Ковур так и
не получили разрешения на проведение таких исследований, что
побудило их публично выразить свои сомнения в виде вопроса:
"Почему Саи Баба никогда не создает больших объектов, типа тыквы?" [7]
Хотя Эрлендур Харальдссон, в отличие от
Ковура и Комитета, был благосклонно принят в ашраме и имел
несколько интервью с Саи Бабой, у него не было возможностей
для контролируемых наблюдений. После нескольких лет
исследований он не смог ни доказать, ни опровергнуть с
определенностью утверждения о сверхъестественных
способностях Саи Бабы. Дейл Бейерштейн (Dale Beyerstein),
скептически настроенный философ из Канады, предпринял другой
подход. В конце 80-х и в начале 90-х годов он собрал тексты,
касающиеся утверждений о всезнании и всемогуществе Саи
Бабы, о воскрешении двух мертвецов, о паранормальных
исцелениях, материализации небольших предметов и исполнении
древних пророчеств. В результате он пришел к заключению, что
истории о человеке, способном творить такие вещи нуждаются в
тщательном подтверждении, и что существующих подтверждений недостаточно [8].
Ловкость рук
В 1992 г. профессор психологии Пьет
Вроон (Piet Vroon) из Нидерландов был приглашен
присоединиться к съемочной группе, которая получила
разрешение на съемки документального фильма о Саи Бабе в
ашраме. Вроон увидел, что "материализации" Саи Бабы являются
ловкостью рук и категорично написал об этом в нескольких
своих статьях, опубликованных в еженедельной национальной
голландской прессе [9].
Два года спустя появилась видео запись,
содержащая фрагмент новостей индийского телевидения,
которая, как утверждалось, показывала, что Саи Баба не
"создавал" золотую цепочку, а выполнял трюк. Многие
согласились с этим обвинением, однако проф. Харальдссон не
был в этом убежден [10]. В настоящее время в сети Интернет
существует несколько фрагментов видео с так называемыми
"материализациями" Саи Бабы, давая возможность людям самим
судить, действительно ли, хотя бы в некоторых случаях,
присутствует ловкость рук [11]. Вдобавок к этому есть люди,
которые утверждают, что они способны выполнять подобные
чудеса [12], но наиболее обескураживающими являются
признания бывших студентов Саи Бабы, рассказывающих, как
некоторые из них по указаниям Саи Бабы подготавливали кресло
Саи Бабы в комнате для интервью, "начиняя" его украшениями и сувенирами [13].
Убийства
6-го июня 1993 года четверо бывших
студентов из колледжа Саи Бабы, Суреш Кумар, 28 лет (E.K.
Suresh Kumar), Джаганнатан (N. Jagannathan), Суреш Прабху,
37 лет (?) (Suresh Prabhu) и Саирам, 22 лет (K. Sairam),
вооруженные ножами, проникли в комнаты Саи Бабы. На своем
пути они ранили двух человек и двух человек убили. Имена
убитых: Радхакришна 45 лет (N. Radhakrisha), личный помощник
и водитель Саи Бабы, и Саи Кумар Махаджан (Sai Kumar Mahajan),
студент (или преподаватель?). Эти двое человек спали в
комнате по соседству с комнатами Саи Бабы. Согласно одной
версии двое нападавших хотели убить Саи Бабу, согласно
другой версии они хотели известить Бабу о том, что ими была
получена надежная информация о попытке похитить Саи Бабу. В
то время как четверо нападавших пытались преодолеть
сопротивление, Саи Баба включил охранную сигнализацию и
покинул комнаты, спрятавшись в гараже. Четверо нападавших,
не найдя Саи Бабы, заперлись в его комнатах. Согласно
официальным лицам Саи Организации бывшие студенты были
расстреляны полицией после допроса; согласно Хари Сампату (Hari
Sampath), который в то время был добровольным членом отдела
безопасности ашрама, они были забиты насмерть толпой,
состоявшей примерно из 60 человек, а затем полиция
выстрелила в уже мертвые тела. Фотографии, показывающие тела
в лужах крови, были опубликованы во многих региональных
газетах. До сегодняшнего дня остается неясным, каков был
истинный мотив нападавших; этот случай так и не был официально расследован [14].
Есть и другие истории, касающиеся
убийств в ашраме. Однако они еще менее ясные и более
таинственные, чем события 1993 года [15].
Гомосексуализм
Сексуальность рассматривается в учении
Саи Бабы как сила, которая мешает преданному фокусироваться
на своем духовном росте и которая должна использоваться для
продолжения рода. Мужчины и женщины строго разделены в жизни
ашрама, и только парам, состоящим в браке, разрешается жить
вместе в одной комнате. В течение долгого времени - за
последние несколько лет здесь произошли изменения - Саи Баба
приглашал только преданных мужского пола для "личного
интервью", встречи, во время которой человек остается
наедине с Саи Бабой. Он никогда не оставался наедине с
женщинами, потому что, как он однажды объяснил, хоть он и
находится "за пределами человеческих атрибутов", ему
приходится регулировать "социальное поведение" и быть "вне
малейшего намека на подозрение и мелочных разговоров" [16].
Тем не менее, слухи, и даже более, чем слухи, вышли на
поверхность. Не от женщин, а от мужчин.
Первым человеком, который написал об
этом, был американец Тэл Брук (Tal Brook), который оставался
с Бабой в течение полутора лет в 1970-1971 годах. Саи Баба
обнимал его во время личных интервью и своей рукой пытался
вызвать возбуждение у Брука. Около 1980 года возникли
волнения в Малайзии: (...) некоторые члены начали тихую
кампанию по дискредитации Саи Бабы, после того как они
провели личное расследование его образа жизни и поведения
[17]. Эта кампания по разоблачению Саи Бабы была основана,
главным образом, на магнитофонных записях, на которых
несколько малазийских студентов индийского происхождения
заявляли, что они подверглись сексуальным домогательствам со стороны Саи Бабы. (...)
(Примечание. Двое из тех людей, с
которыми мне довелось разговаривать, сообщили мне, что они
некогда ездили в Индию и записали на пленку интервью с
малазийскими юношами индийского происхождения, которые
заявляли, что они были соблазнены Саи Бабой в то время, как
они учились в одном из многих колледжей, основанных им [18].
В январе 1992 года сексуальный вопрос
стал обсуждаться среди преданных в Голландии, когда история
о том, как Баба обнимал и массировал гениталии Кита Орда (Keith
Ord) из Великобритании во время личного интервью весной 1990
года, появилась в национальном еженедельном журнале [19].
Группа американских преданных мужского пола под руководством
Роджера Делано Хинкинса (Roger Delano Hinkins), основателя
Церкви Движения за Внутреннее Духовное Осознание, была
приглашена на интервью. "Пятиминутная личная церемония
включала в себя "помазание гениталий маслом".[20].
За последний год еще больше подобных
историй выплыло на поверхность. Основываясь на информации,
найденной в сети Интернет и в литературе, был составлен
список около двадцати случаев [21] (см. приложение 1), в
которых мужчины, преданные, вынуждены были снимать штаны, и
либо их гениталии массировались (не всегда сексуальное
возбуждение имело место), либо Саи Баба обнимал и ласкал их
и даже заставлял их принимать участие во взаимном оральном
сексе. Люди, расследовавшие эти признания, среди них авторы
"Изысканий", документа собравшего большое количество
разнообразных обвинений, взятых главным образом из сети
Интернет [22], были вынуждены прийти к заключению, что эта
практика Саи Бабы должно быть продолжается уже, по крайней
мере, около 30 лет и в нее были вовлечены преданные мужского пола из многих стран.
Педофилия
Такие же отношения, которые были
засвидетельствованы по отношению к молодым мужчинам,
существуют и по отношению к несовершеннолетним.
Свидетельства, которые невозможно игнорировать, получены от
одного пятнадцатилетнего юноши и "Сэма Янга" ("Sam Young"),
относящиеся к его шестнадцатилетнему возрасту (см. также
табл. 1) [23]. Еще более тревожным является письмо, которое Басава Премананд получил в декабре 1998 года и которое было
написано одним из учеников школы Саи Бабы в Путтапарти.
Ученик детально объяснял, как некоторые учителя специально
сажают симпатичных мальчиков (от семи лет и старше) в первые
ряды на даршане. Если мальчик понравится Саи Бабе,
"Бабаджи" приглашает его на интервью.
"Вот так протекает жизнь в Общежитии
Шри Сатья Саи для мальчиков. (...) Директор начальной школы
г-жа Мунни Каул (Munni Kaul) слишком хорошо знает, что ее
благополучие целиком зависит от того, выставляет ли она в
первые ряды симпатичных, обычно светлых и иногда похожих на
девочек мальчиков, потому что, как хорошо известно, Баба Джи
питает слабость к таким мальчикам. Этих невинных мальчиков
под разными предлогами заставляют выходить вперед, чтобы
держать открытки, подносы и так далее. В этом самом по себе
нет ничего страшного в отличие от того, что происходит дальше.
Бабаджи какое-то время внимательно
наблюдает за этими молоденькими симпатичными мальчиками,
которые в основном еще не вступили в подростковый возраст.
Позже, в какой-то день эти мальчики приглашаются на личное
интервью. Что происходит с этими мальчиками в комнате для
интервью известно многим, но все помалкивают об этом, потому
что от этого зависит их благополучие. Бабаджи приглашает
этих мальчиков по одному в комнату для личных интервью за
занавес. В течение какого-то времени он ласкает их, а затем
внезапно расстегивает их штаны и спускает их вниз, а за ними
и трусы. Затем Бабаджи массирует и ласкает половые органы
мальчиков, которые ничего не понимают и думают, что это
своего рода духовность. Бабаджи часто обнимает и целует
мальчиков, пока они стоят обнаженными, а затем отсылает их
назад. Это само по себе достаточно травматическое и
болезненное переживание для мальчика 5-го или 6-го класса.
Но в этом есть и определенные преимущества для них, так как
этих мальчиков начинают называть "форменные мальчики", и они
всегда на виду у директора, которая в действительности
прекрасно осознает судьбу этих несовершеннолетних детей. Эти
мальчики часто получают цепочки, кольца и часы от Бабаджи
как особое благословение или в мирском смысле "плату" за
"продажу" своего тела, даже не зная об этом" [24].
Очевидное злоупотребление не
ограничивается начальной школой. Автор письма заявляет, что
это продолжается и по отношению к студентам колледжа. Он
даже упоминает учителя, который, сам будучи использованным
сексуально Бабой, стал интересоваться мальчиками и также был
замешан в подобного рода делах. Премананд - по следам этого
письма, одного из нескольких, полученных им на эту тему -
послал 9 декабря 1998 г. заказное письмо вице канцлеру
Института Высшего Образования Сатья Саи, прося разрешения
расследовать, что стоит за содержанием этого письма.
Никакого ответа не последовало, и Премананд решил
опубликовать это письмо в журнале "Индийский скептик" в
августе 1999 г. Прочитав его в июле 2000 г., бывший
преданный Саи Бабы Дэвид Бейли (David Bailey) знал уже , что
это правда [25]. Он вспомнил учителя, о котором шла речь, и
вспомнил свое удивление и непонимание того, что происходит с
этими малышами каждый раз, когда они входят в комнаты Саи
Бабы и выходят оттуда с печальным и обескураженным видом.
Дьявол
В своих духовных поисках Барбара
Шандоровска (Barbara Szandorowska), жительница Канады
польского происхождения, путешествовала по всему миру и
прибыла в Путтапарти, чтобы стать преданной Сатья Саи Бабы.
Однажды в ноябре 1981 г. чувство огромной тяжести навалилось
на нее ( никакие медикаменты не использовались). Когда это
ощущение в теле закончилось, она чуствовала себя совсем
другой, даже хотя ее изображение в зеркале ничуть не изменилось. Затем:
"Внезапно передо мной возникло лицо Саи
Бабы. (...) Оно было темным и страшным и мерцало неясным красным светом.
"Ха-ха-ха! - засмеялся он жутко. - Ты
предала себя дьяволу!" [26].
Голос пришел изнутри, и Шандоровска
поняла, что Саи Баба был связан с темными силами. Он раскрыл
себя перед ней как дьявол. Она обратилась в христианство, и
несколько месяцев спустя, будучи в Канаде, после того как
помощник евангелиста Майкл Грин наложил на нее руки и
прочитал короткую молитву, тяжесть спала с ее плеч. Она
почувствовала себя наконец-то свободной: Христос обладает
силой, которой повинуются демоны, и Саи Баба, наконец-то, ушел [27].
Сходным образом и Тал Брук (Tal Brook),
который первым написал о гомосексуальных наклонностях Саи
Бабы, воспринял Саи Бабу как темную сущность и обратился в христианство [28].
Анализ обвинений
Первый тип обвинений, перечисленных
выше, хорошо известен многим преданным. Существует гораздо
больше примеров того, как Баба не сдерживал слово, например,
относительно интервью или украшений, которые он обещает
подарить, или поездок, которые он собирается совершить в
Соединенные Штаты. Преданные не получают интервью, им дарят
браслет вместо часов, либо не дарят вообще ничего. Кроме
единственной поездки в Африку Саи Баба никогда не
путешествовал за границу. Существует гораздо больше пунктов,
которые обсуждаются между преданными и которые могут быть
обозначены как "обвинения" [29]. Временами Саи Баба делает
ошибочные или противоречивые заявления. Он советует сатвическую (сбалансированную, здоровую) пищу, однако
столовые в ашраме не следуют этому. Просьбы о пожертвованиях
не делаются, однако каждые три месяца Шри Саи Падука Траст
извещает по почте сотни преданных о том, что те, кто хочет,
могут внести пожертвования. И почему это Саи Баба нуждается
в телохранителях, если он превыше всех вещей? Обычно это
объясняется как часть лилы Саи Бабы, его "божественной
игры". Все это - обучающий прием; преданные могут чему-то
научиться посредством этого; они проходят проверку на свою
веру в Свами. В конечном счете, все сводится к тому, чтобы
доверять ему, Саи Бабе, проявленному Богу, воплощению Любви.
Это стержень веры многих преданных Бабы. Все остальное не так важно для них.
Схожий тип рассуждений используется
преданными для объяснения его неподтвержденных
паранормальных способностей и даже для подтвержденных
случаев ловкости рук. Саи Баба испытывает: верит ли
преданный в него из-за его чудес, или благодаря его учению,
любви, которую он излучает, личным взаимоотношениям, опыт
которых есть у каждого преданного? Происходит ли крушение
веры, после того как человек становится свидетелем фокусов и
обмана? Часто вера становится более глубокой после того, как
преданный, испытав потрясение от увиденной ловкости рук,
сумеет справиться с потрясением. Кроме того, несмотря на то,
что исследование, проведенное Харальдссоном, не смогло
привести к каким-либо определенным заключениям, и несмотря
на убедительные выводы Бейерштейна, необходимо признать, что
это не доказывает, что все истории о чудесах суть вымысел. У
преданных есть свои собственные доказательства того, что Саи
Баба именно тот, за кого он себя выдает. Существуют сны и
мистические видения, в которых фигурирует Саи Баба;
маленькие кучки вибхути обнаруживаются в местах, где их
никто не мог оставить. Также для многих преданных существуют
невероятные совпадения, когда на молитву, обращенную
к Свами, приходит чудесным образом ответ.
Последний тип обвинений в том, что Саи Баба
является дьяволом, в зависимости от угла зрения, под которым
мы смотрим на вещи, будет либо легким, либо трудным для
ответа. Существует ли что-либо вроде дьявола [30]? От
ответа на этот вопрос зависит то, как человек отнесется к
опыту Шандоровски. Может быть и правда, что Саи Баба
находится в союзе с темными силами (или является воплощением
Сатаны), либо это некий психологический феномен, связанный с
ее конкретным видением. Ее вера в Иисуса как истинного
Спасителя могла вызвать цепочку мыслей о том, что Саи Бабу
нужно бояться. Вера в определенные психологические
конструкции может приводить к альтернативным объяснениям.
Обсуждение этого аспекта выходит за рамки данной статьи, и
нам остается рассмотреть теперь обвинения, связанные с
гомосексуализмом и педофилией.
Некоторые преданные и среди них молодые
мужчины, которые испытали на себе массаж, объятия, ласки и
т.д. Саи Бабы, продолжают верить, что посредством этих
действий Саи Баба оказывает любезность преданному: очищает и
инициирует его. Это убеждение связано с так называемой силой
"кундалини". В индийских эзотерических учениях существует
представление о том, что каждое человеческое тело несет в
себе духовную энергию. В свернутом и спящем состоянии эта
божественная энергия, кундалини, находится в первой чакре,
энергетическом центре, называмом муладхара, расположенном в
основании позвоночника. Будучи разбужена, энергия кундалини
движется, подобно змее, вверх через другие чакры, пока она
не достигнет сахасрары, чакры, расположенной на верхушке
головы. В этот момент человек переживает просветление. Микро
и макро космос сливаются, становятся одним; происходит
постижение Бога. Гуру может инициировать пробуждение
кундалини, и один из способов сделать это, для мужчин,
заключается в том, что гуру дотрагивается до определенного
места между тестикулами и анусом [31]. Некоторые преданные
слегка изменяют это объяснение и думают, что Саи Баба
помогает преданным преодолеть их слишком сильные сексуальные
импульсы и легче концентрироваться на духовном пути.
Использование силы кундалини для
объяснения действительно имеет смысл для тех случаев, где не
возникало сексуальное возбуждение. Оно не годится для тех
случаев, когда имело место массирование гениталий, поцелуи в
губы и оральные контакты. Именно в этом месте некоторые
преданные, которые пытаются понять эти интимные сексуальные
взаимоотношения, становятся бывшими преданными. Шок
усугубляется, когда слышишь или читаешь о подобных действиях
с несовершеннолетними мальчиками. Как только сдвиг
восприятия произошел, автоматически все другие обвинения
вырастают в целую гору обвинений против Саи Бабы, который
выступает теперь как мошенник, плут, обманщик, шарлатан,
убийца и, наконец, гомосексуалист и педофил. Кажется, что
Саи Баба вовсе не живет согласно своему учению.
Многие преданные все еще ничего не
знают о тех доказательствах, которые появились за последний
год. Согласно бывшим преданным, этих людей необходимо
предупредить, и они считают своим долгом не допустить, чтобы
все новые юноши попадали в ловушку Саи Бабы. Бывшие
преданные считают, что уполномоченные структуры нашего
общества должны провести расследование, и Саи Баба должен предстать перед судом.
Преданные, которые знают об обвинениях
в гомосексуализме и педофилии, по-разному относятся к этому.
Некоторые знают это понаслышке и не хотят глубоко
погружаться в это, потому что рассматривают это как
негативную энергию и предпочитают фокусироваться на
позитивном. Другие идут глубже и критикуют многие
разоблачительные материалы, подчас вполне справедливо.
Например, Тал Брук, христианин-фундаменталист, и Басава
Премананд, скептик-рационалист, столь категоричны в своих
убеждениях, что кажется доходят до крайности, и люди более
не воспринимают их аргументы серьезно. Преданные, смотрящие
немного дальше, по-видимому, пытаются придумать рациональное
объяснение и, таким образом, разделаться с обвинениями. Это
может быть следующий ход рассуждений. Саи Баба - это Бог,
пути Господни неисповедимы, поэтому надо верить, что все
хорошо и что все это Его божественная игра. Возможно, это
делается во многом из-за подсознательного страха того
психологического кризиса, в котором можно оказаться, если
допустить, что их любимый гуру является отъявленным преступником.
Преданным, ставшим бывшими преданными,
приходится справляться с глубочайшим горем, связанным с
психологической потерей Саи Бабы и с эмоциональной болью
из-за того, что иногда именуется как духовное изнасилование.
Вдобавок к этому, остается фактом, что некоторые официальные
лица Саи Организации знают о сексуальных деяниях Саи Бабы,
но не информируют преданных. Почему эта информация
игнорируется, или, хуже того, скрывается в течение
десятилетий? Гнев и разочарование этих бывших преданных
делают для них очень трудным общение с теми, кто продолжает
считать себя преданными Саи Бабы.
Дальнейшее расследование
Как было сказано выше точки зрения
преданных и бывших преданных так сильно различаются, что
кажется невозможно найти какие-либо общие основания для
расследования обвинений внутри самого движения Саи Бабы.
Поскольку обвинения в гомосексуализме и педофилии слишком
серьезны для общества в целом, чтобы их игнорировать,
кажется абсолютно необходимым, чтобы группа людей, не
принадлежащих ни к одной из сторон, подключилась бы к
разрешению вопроса. Однако даже в этом случае предвидятся проблемы.
Так как вера в то, что Саи Баба
является аватаром, то есть Богом, явленном в человеческом
теле, достаточно необычна для человека со стороны, не
преданного, ему будет трудно понять точку зрения преданного
Саи Бабы. У преданных есть основания для такой веры, и они
также должны быть приняты во внимание.
Можно ли рассматривать Саи Бабу как
человека и относиться к нему соответственно? Будет ли
справедливо рассматривать только обвинения? Могут ли сотни,
или тысячи, или даже, возможно, миллионы людей, которые
разными путями получили положительный опыт, связанный с Саи
Бабой, быть попросту невежественными, легковерными и глупыми
духовными искателями? Что позволяет Саи Бабе, этой хрупкой
фигуре в оранжевом одеянии, чье учение распространилось по
всему миру, выходить сухим из воды по отношению к тому, что
западное общество в целом осуждает как сексуальные
преступления? Если это своего рода учение, которое он несет
человечеству, или отдельному преданному, что именно
заключено в этом учении? Должны ли мы поискать какие-либо
социологические или психологические сходства среди жертв,
перед тем как формулировать обвинение? Является ли Саи Баба
уникальным случаем, или существуют другие схожие случаи?
(Вероятно, не в таком масштабе, но, тем не менее,
сравнимые.) Готовы ли мы разбираться в до сих пор
неподтвержденных свидетельствах о чудесах или мы полагаем,
что все это обман? Не должны ли мы, как общество, взглянуть
сначала на себя, перед тем как распинать его? Не оттого ли
массы людей устремляются в Индию за благословением некоего
гуру, что мы, как общество, никак не можем найти смысл
нашего человеческого существования? Не может ли этот смысл
содержаться в учении Саи Бабы, адресованном всему
человечеству? Принимая во внимание все обвинения,
выдвигаемые против Саи Бабы, готовы ли мы, как общество,
рассматривать эти вопросы или мы хотим побыстрее осудить его
как преступника, которого ждет тюрьма?
Заключительное замечание
Разнообразные обвинения, кратко
упомянутые в этой статье, могут показаться недостаточно
обоснованными. Однако они циркулируют в обществе - главным
образом среди бывших преданных - в течение довольно
продолжительного времени. В настоящее время, когда некоторые
люди более открыто рассказывают о своих сексуальных связях с
Саи Бабой, и из-за того возмущения, которое нарастает в
связи с этими откровениями, кажется необходимым тщательно
расследовать все обвинения. Для того чтобы понять, кто такой
Шри Сатья Саи Баба из Путтапарти и что он из себя
представляет, будет необходимо рассмотреть полный спектр
чудес, приписываемых Саи Бабе и описанных в многочисленных книгах.
Благодарности
Если бы Басава Премананд не начал
выпускать свой журнал "Индийский Скептик", много
критического материала о Саи Бабе до сих пор было бы
разбросано и существовало в изолированном виде. Если бы Тал
Брук не описал бы свой личный сексуальный опыт с Саи Бабой в
своей книге "Аватар Ночи", другим людям, имевшим сходный
опыт, не с чем было бы его соотнести. Даже хотя я не
согласна с их выводами относительно Саи Бабы, я благодарна
им за то, что они были первыми в своих попытках найти истину.
Спасибо Брайану Стилу, который помог
мне с моим английским языком.
Приложение 1
Список людей, чьи
свидетельства о сексуальных связях с Саи Бабой были
опубликованы на страницах печати или в сети Интернет (см.
например www.exbaba.com).
Истории из первых рук:
сексуальные контакты с Саи Бабой
1. Tal Brooke, USA, 1948. Stayed in the ashram during 1970-1971
and had several private interviews.
2. Conny Larsson, Sweden, 1949. Had many private interviews between
1978-1983 and his three open letters
to Sai Baba asking Baba for an explanation are on Internet.
3. Keith Ord, England, 1966. One group interview
and two private interviews in spring 1990.
4. Said Khoramshagol, Iran/USA, 1972. Seven private interviews in 1991, 1993; info on Internet
5. Jens Sethi, Germany, 1964 Private interview in
1996; info in The Findings.
6. Hans de Kraker, Australia / Netherlands, 1967
Several private interviews in 1996; info in The Findings.
7. Sam Young, USA, 1979. Many private
interviews between 1995-1998.
8. 15-year old, USA, 1984. Took down precise
notes of his two private interviews in September 1999,
which were hand copied, xeroxed and distributed with an accompanying
letter to many devotees in April-May 2000 .
Истории из вторых рук: сексуальные контакты с Саи Бабой.
9. Dr N. Bhatia, India, 1951. Was head of the
bloodbank in Sai Hospital during 1993-1999, and admitted
to have had a sexual relationship with
Sai Baba for sixteen years; info in The Findings
10. Malaysian Indian students, Malaysia. These students must have had interviews around 1979-1980.
11. S.P., USA, 1962. Attended a Sai Baba
school in Puttaparthi and had interviews between
1977-1980. The American Sai Organisation was informed about it.
12. 23-year old, Sweden, 1963. Had an interview in
1986 which was attended by Conny Larsson; committed
suicide a few years later; info on Internet.
13. Michael Pender, England, 1967. A friend of Keith
Ord, who committed suicide in Jan 1990 after many
private interviews between May-Nov 1989; info on Internet.
14. Golden Boy X, Sweden, 1980. Eight private
interviews in December 1998-January 1999, two in June
1999; Conny Larsson went with him; info on Internet.
15. Indian students, India. Several letters of a
students of Sai Baba schools in India confess Sai Baba's sexual abuse.
Истории из первых и из вторых рук
16. M.T., USA, 1972
Letter from a concerned mother about
her son's experiences in a private
interview in 1988; info on Internet.
17. Jed Geyerhahn, USA, 1973 Four private
interviews in 1989; info on Internet.
18. Matthijs van der Meer, Netherlands, 1970
One private interview in 1990; wrote
an article about his quest in 2000.
19. David Paul 'dpmeg', England, 1961
Two private interviews in 1990; info on Internet.
20. Marc-Andry St-Jean, Canada, 1972. Three private interviews in 1992; info on Internet
21. John-Roger Hinkins followers, USA. Private interviews.
Использованная литература
1. Steel, Brian The
Sathya Sai Baba Compendium. A Guide to the First
Seventy Years, York Beach, ME: Samuel Weiser Inc., 1997. The following
informative, journalistic study is recommended: Brown, Mick The
Spiritual Tourist. A Personal Odyssey Through the Outer Reaches of
Belief, London: Bloomsbury, 1998:25-94.
2. Babb, Lawrence A. "Sathya Sai
Baba's Magic", in Anthropological
Quarterly, 56(3), 1983:116-124; Id. "
Sathya Sai Baba's Saintly Play", in
Saints and Virtues, John Stratton Hawley
(ed.), Berkeley, CA: California
University Press, 1987:168-186;
Haraldsson, Erlendur Miracles are my
Visiting Card. An Investigative Inquiry
on Sathya Sai Baba, an Indian
Mystic with the Gift of Foresight
Believed to Perform Modern Miracles,
Prasanthi Nilayam, India: Sai Towers Publishing, 1998 (1987);
Haraldsson, Erlendur Karl Osis "The Appearance and Disappearance of
Objects in the Presence of Sri Sathya Sai Baba", in The Journal of the
American Society for Psychical Research, 71, 1977:33-43; Klass, Morton
Singing with Sai Baba. The Politics of Revitalization in Trinidad,
Boulder: WestView Press, 1991; Lee, Raymond L.M. "Sai Baba, Salvation
and Syncretism: Religious Change in a Hindu Movement in Urban Malaysia",
in Contributions to Indian Sociology (NS), 16(1), 1982:125-140; Sharma,
Arvind "New Hindu Religious Movements in India" in New Religious
Movements and Rapid Social Change, James A. Beckford (ed.), Unesco: Sage
Publications, 1991 (1986):220-239; Swallow, D. A. "Ashes and Powers:
Myth, Rite and Miracle in an Indian God-man's Cult", in Modern Asian
Studies, 16 (1), 1982:123-158; Taylor, Donald "Charismatic Authority in
the Sathya Sai Baba Movement", in Hinduism in Great Britain, Richard
Burghart (ed.), London, New York: Tavistock Publications, 1987:119-133;
Thomas, Caroline M. "God Men, Myths, Materializations and the Kalas of
Immortality", in Journal of the Society for Psychical Research,
55 (816): 377-403, 1989. Although mainly on
Shirdi Sai Baba, of interest is White, Charles S.J.
"The Sai Baba Movement: Approaches
to the Study of Indian Saints", in
Journal of Asian Studies, 31(4), 1972:863-878.
3. Chryssides George D. Exploring New Religions, London/New York:
Cassell, 1999:179-192, quote on p. 180.
4. Nagel, Alexandra H.M. "De Neergang van een goeroe door het
internet. Sai Baba, van avatar tot homo-pedofiel" [The downfall of a
"text" guru through the Internet. Sai Baba: from avatar to homo-paedophile],
unpublished paper in Dutch for the course 'Religious sociology and
psychology: new religious movements' of the Educational Institute
Theology and Religion studies, University of Amsterdam, January 2001, 35
pages. In preparation: Id. "For and against
Sathya Sai Baba on the Internet".
5. Mangalwadi, Vishal The World of Gurus, New Delhi: Vikas Publishing
House, 1977:158. In the same book on page 164, there is a letter to the
Editor of the Illustrated Weekly of India, December 28, 1975, which
reads: A suit was filed in 1973 in the
Civil Judge's Court, Bangalore district,
against Sathya Sai Baba for recovering
from him a sum of Rs 94,800.
After one year's litigation the case
was withdrawn on September 1974.
It is to be noted that Sathya Sai Baba talks of Dharma and
non-attachment but owns extensive immovable properties in many parts of
India, owns posh cars, lives in style and, as the said court proceedings
have revealed, indulges in business dealings
amounting to lakhs of rupees.
6. Premanand, Basava Divine Octopus,
Podanur, India: B. Premanand, 1977.
7. Karanjia, R.K. "Bhagawan
Sri Sathya Sai Baba's First Interview Given to a
Journalist", in Blitz News Magazine, September 1976;
reprinted in Samuel H. Sandweiss Spirit and the Mind, San Diego:
Birthday Publ., 1985:251-253. Premanand, Basava (ed.) Dr Kovoor
Octogenary [sic] Souvenir, Trichur, Kerala, India:
Rationalist Study Corner, 1977.
8. Beyerstein, Dale Sai Baba's Miracles. An Overview,
Vancouver: private publication, 1992.
9. Nagel, Alexandra H.M. "The Sai-paradox: tegenstrijdigheden van en
rondom Sathya Sai Baba", in Religieuze Bewegingen in Nederland nr 29,
1994: 123-153; Vroon, Piet "Santa Claus in
India", in Indian Skeptic 6 (4), 1993:8-16.
10] Haraldsson, 1998:295-302.
11. Videos can be seen on www.exbaba.com,
www.sathyasaivictims.com and
http://members.tripod.com/ ~dlane5/saidebate.html.
12] Kovoor and Premanand could perform similar tricks. See also:
Roveta, Mariana "Sai Baba, los detractores hablan de "fraude".
Cuestionan las materializaciones de objetos y las sanaciones", in La
Maga, Argentina, 8 May 1996:46; Thapa, Vijay Jung et al. "Test of Faith,
a God Accused", in India Today, 4 December, 2000: 42-43.
13. Bailey, David Faye The Findings, Conwy, North Wales: private
publication, 2000:15-16, 18-20; available on:
www.exbaba.com, www.snowcrest.net/sunrise
or www.sathyasaivictims.com.
14. Riti, M.D. Stanley Theodore "High Intrigue: Deadly Power Struggle
in Puttaparthi", in The Week, 20 June 1993:25-33; Highcourt of
Judicature in Hyderabad "Judgment in writ appeal no. 184 of 1995 for a
CBI enquiry into the six murders in Sai Baba's bedroom and other murky
happenings", in Indian Skeptic, 8(6), 1995:5-16, 35. See also Bailey
2000:16, and message # 7786 on http://clubs.yahoo.
com/clubs/ sathyasaibabadiscussionclub.
15. See several clippings from Indian newspapers in Indian Skeptic,
6(4) August 1993:25-37, and Nagarajan, T.M. Satya Sai Baba: Godman or
Fraud? Murder at the Ashram, New Delhi: Prime Books, 1993.
16. Mc Martin (1982, unpublished) cited by Klass, 1991:104.
17. Brooke, Tal Avatar of Night. Special Millennial Edition, Berkeley,
California: End Run Publishing, 2000 (1972):111, 136-139.
18. Lee 1982:131. The many communications stirred up after the
publication of The Findings (see note 13), revealed that the uproar in
Malaysia is related to case number 11 in Table 1.
19] Nagel, 1994.
20. McWilliams, Peter Life 102: What to do When Your Guru Sues You, Los
Angeles: Prelude Press, 1994:60. Roger D. Hinkins
changed his first nameto John-Roger.
21. When reading the material available thoroughly, more cases could be
added to the list. For example, Andйn, Britt-Marie To
anyone who may be concerned about the
sexual abuse involving youths and children that have
been reported about Sai Baba, unpublished document dated 24 October
2000, on http://www.exbaba.com, refers to several more cases than the
'Golden Boy X' and the '23-year old' mentioned in Table 1. In another
reprint of Brooke 2000 (namely 1982:391-392), a letter dated 24 January
1980, is added from John Worldie, who wrote to Brooke:
My son just returned from U.K. with your book. (…) Tal, B…. did the same
number to me (…). The 'test' he put me to [included] fondling my dick,
taking my valuables, (…). I never could figure out why he played with my
penis so I rationalized it as he was 'purifying' me.
22. See note 4.
23. Copies of the diary notes of the 15-year old have been distributed
to many devotees to make them aware of Sai Baba's initiatives during
private interviews. The story of 'Sam Young' is to be read in Brown,
Mick "Divine Downfall", in The Daily Telegraph, 27 October, 2000.
24. Anonymous "'Betrayal' by Sai Baba", in Indian Skeptic 12 (4),
1999:20-28; also available on www.exbaba.com.
25. Private communication with David Bailey.
26. Szandorowski, Barbara Escape from the Guru, Eastborne, Sussex:
MARC, Monarch Publications, 1991:124.
27. Id., p. 181-182.
28. Brooke, 2000, and Brooke, Tal
Riders of the Cosmic Circuit. Rajneesh, Sai Baba, Muktananda … Gods
of the New Age, Herts, UK: Lion Publishing, 1986.
29. See among others: Babb, 1983 and 1987; Klass 1991:103-104; Steel,
Brian The Powers of Sathya Sai Baba, Delhi: B.R. Publishing Corporation,
1999; 139-150; Taylor, 1987:131-133.
30. An interesting study is O'Grady, Joan The Prince of Darkness,
Shaftesbury, Dorset: Element Books, 1989.
31. Mookerjee, Ajit Kundalini: the Arousal of the Inner Energy,
London: Thames Hudson, 1982; Swami Muktananda Kundalini, the Secret of
Life, South Fallsburg, New York: SYDA Foundation, 1994 (1979).
(английскую версию статьи под названием
"Guru Accused" вы можете найти на сайте www.exbaba.com в
разделе "English", секция "News" a также на сайте
www.saiguru.net/english/ в разделе "Articles")
Александра Нагель (Alexandra Nagel)
Нидерланды, август 2001
E-mail: xnagel@yahoo.com
|