Концерт с бесплатной колой
В стремлении привлечь новых прихожан
неопротестанты порой выходят за рамки правового
поля. Вера – тема очень личная, но и она
регулируется законом. Свобода совести и вероисповедания
в нашем светском государстве гарантирована Конституцией.
Каждый волен исповедовать любую религию или не
исповедовать никакой, если он при этом не нарушает
ничьих прав.
В Архангельской области, как и по всей
стране, живут люди разных религий. Представители
конфессий, давно действующих в наших краях, стараются не
нарушать закон о свободе совести и религиозных
объединениях. Но в 2016 году правоохранительным органам
пришлось привлечь к ответственности миссионеров новой
для Архангельска церкви.
От Вологды до Камбоджи
Год назад в областной центр из Костромы
переселилась семейная пара. На прежнем месте жительства
супруги активно участвовали в жизни костромского
отделения церкви христиан веры евангельской "Дом
горшечника". Целью их переезда на Север было основание
здесь такого же филиала.
Что это за церковь? Отдельной статьёй в
Википедии она не обзавелась, но имеет целых три
российских сайта. Один из них уже не обновляется, на
другом доступна лишь главная страница со ссылкой на
онлайн-трансляцию богослужений, которая недоступна, а
вот на третьем можно почерпнуть кое‑какую информацию.
Правда, читать разделы сайта могут только
зарегистрированные пользователи.
По скупым данным из разных источников,
церковь "Дом горшечника" – одно из движений
неопятидесятников. В России действует с девяностых годов
прошлого века. Центр располагается в Вологде, отделения
есть в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Череповце,
Южно-Сахалинске и других городах. Помимо России,
"горшечниками" охвачены Украина, Китай, Монголия,
Камбоджа и Куба.
Считается, что название церкви навеяно
Библией: горшечник – сам Бог, создающий всё в этом мире.
Можно ли назвать эту церковь сектой? У
слова "секта" есть масса определений, многие из которых
содержат такой критерий, как обособленность по отношению
к основным – наиболее массовым – религиям. В этом смысле
"Дом горшечника" вполне можно назвать сектой.
В нашей стране она специализируется на
реабилитационных центрах для алкоголиков и
наркозависимых. Принцип их работы не раз освещался в
СМИ: людей увозят в другой город, забирают у них
документы и селят на съёмной квартире. Затем занимают
тяжёлым и неоплачиваемым физическим трудом. Чаще всего
реабилитируемые работают грузчиками – только за еду и
кров. Вечером – молитва.
Если кто‑то начинает протестовать, его
выставляют на улицу чужого города – как правило, на ночь
глядя. Помыкавшись, он возвращается обратно. Говорят,
что некоторые таким образом, и правда, исцеляются от
пагубной зависимости.
Предупреждать надо!
Но вернёмся к приехавшим в Архангельск
супругам. Кстати, глава семьи, призванный стать пастором
новоиспечённых "горшечников", был судим и тоже страдал
наркоманией.
Вскоре после их приезда в небольшом
конференц-зале на проспекте Новгородском, который днём
служит столовой, по вечерам стали проводить
религиозно-миссионерские мероприятия.
На улицах города появились люди с
флайерами – рекламными листовками, приглашающими на
концерт, кинопоказ, театральный спектакль или другое
шоу.
Такие флайеры обычно раздавали у крупных
торговых центров, на пешеходной Чумбаровке и в прочих
многолюдных местах. В листовках, как правило, не было ни
намёка на религиозный характер мероприятия. Зато крупным
шрифтом сообщалось о том, что на "концерте" будут
бесплатные еда и напитки.
Летом на эти заманчивые предложения
особенно охотно откликались подростки, которым нечем
было заняться. На мероприятии действительно даром давали
колу и крекеры, но – только после выступления адептов
"Дома горшечника". Всё действо устраивалось ради
проповеди и вовлечения в церковь новых членов. Песни,
фильмы и театральные сценки также были на религиозную
тему.
В конце всех приглашали помолиться и
записывали номера мобильных телефонов для продолжения
общения.
Напомним, в приглашениях о подобной
тематике не предупреждали. Во-первых, это нарушение
закона, а во‑вторых, просто не совсем честно. Если же
организатор мероприятия и указывался, то самым мелким
трудночитаемым шрифтом.
Но главное – среди публики оказалось
много несовершеннолетних. Некоторым не исполнилось и
четырнадцати. А согласно закону детей нельзя вовлекать в
душеспасительные беседы без ведома их родителей.
Если на миссионерское мероприятие
случайно придёт взрослый – он может сообразить, что к
чему, и при желании уйти восвояси. Другое дело –
подростки, у которых ещё как следует не сформировалось
сознание. Возможно, поэтому они и составляют главную
целевую аудиторию многих миссионеров.
Сантехник или проповедник?
В пресс-службе УМВД по Архангельской
области нам сообщили, что в 2016 году была проведена
проверка по фактам распространения среди молодёжи
флайеров с информацией о концертах, которые на деле
оказались религиозными собраниями.
Установлено, что эти материалы
распространяли адепты религиозной организации – церкви
христиан веры евангельской "Дом горшечника" в городе
Костроме.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений
Федерального закона "О свободе совести и о религиозных
объединениях".
В отношении пастора и его последователей
составлено пять протоколов об административных
правонарушениях, в том числе по фактам вовлечения
малолетних в религиозные объединения, а также
осуществления миссионерской деятельности с нарушением
требований законодательства.
Также архангельский пастор "Дома
горшечника" привлечён к ответственности за свою
татуировку в виде свастики, то есть за пропаганду и
публичное демонстрирование нацистской атрибутики и
символики.
Суды вынесли соответствующие решения.
Ещё два протокола об административных
правонарушениях за незаконную миссионерскую деятельность
составлены в отношении двух "горшечников", приезжавших в
Архангельск из города Сокола Вологодской области.
По результатам этой проверки, в январе
2017 года управление Минюста РФ по Вологодской области
вынесло пастору религиозной организации "Дом горшечника"
в Соколе предупреждение о недопустимости нарушений
закона.
***
Читайте также по теме:
***
Порой представители этой организации
действуют, что называется, на грани. Так, пастор церкви
в Архангельске работает сантехником и, по имеющимся
данным, использует профессиональное общение с людьми в
миссионерских целях. За это он пока не привлекался, но
по закону миссионерская деятельность в жилых помещениях
также запрещена.
Примечательно, что в самом начале своей
миссии в Архангельске пастор называл себя официальным
представителем костромского "Дома горшечника". Однако
после выявленных нарушений стал утверждать, что
действует как физическое лицо, то есть обычный человек,
который хочет рассказать о своей вере другим.
Технология вовлечения в ряды церкви
новых прихожан известна: сначала выявляются болевые
точки, которые есть у каждого, затем начинается так
называемая бомбардировка любовью. У человека должна
возникнуть уверенность, что его поймут и поддержат
только здесь и нигде больше. Но методы, с помощью
которых будущего прихожанина подводят к этой мысли, не
всегда дают ему ту настоящую свободу выбора
вероисповедания, которая прописана в Конституции.
Дмитрий Тренёв
Правда Севера - 11.02.2017.
|