Бабьи басни. О книге Зинаиды Ждановой о Матроне
Введение от редакции
Странные, мягко говоря, сведения из
жития Матроны Московской, увы, не являются единичной
проблемой в патристике. Сколько в житиях святых баек,
сказок, лжи, выдумок?! А сколько выдуманных святых вроде
Аддрея Юродивого, Марии Египетской или Марка Афинского.
За давностью времени проверить уже ничего невозможно.
Впрочем честные жития можно еще найти в Православной
энциклопедии. Из которой можно понять, что Мария
Египетская - плод благочестивых монашеских баек, ее
житие чисто художественное произведение. Но кто сейчас
это будет опровергать? Признать, что РПЦ МП молится
и ставит в пример никогда не существовавшую женщин, это
признать что мы столетиями обманываем людей, что мы уже
не столп истины, церковь, заполненная преданием старцев,
а не истиной.
Матрона не единственная, чье житие
наполнено ложью. Другой яркий пример - житие
преподобного Серафима Саровского. В Его жизни не было ни
падения с колокольни, ни кормление медведя, ни стояния
на камне. Сколько написано икон на этих сюжетах?
Кто-нибудь кого-то остановил в распространение лжи? Нет!
На апокрифе о мытарствах Феодоры
современные священники уже начали создавать
боголовски-эсхатологические конструкции. При этом еще
150 лет назад эта книжонка была под запретом в царской
России, как лживый апокриф.
Андрей Юродивый - выдуманный
литературный персонаж. На основе басен из его видения в
РПЦ МП появился целый праздник - Покров Пресвятой
Богородицы. Причем басню о покрове Богородице русские
приняли, а вот его Апокалипсис нет. Странно....
Так называемые
"Апостольские правила" и правила
Иоанна Постника - это также апокрифы, но они почему-то
вошли в каноническое право Православной Церкви.
***
"...но тщетно чтут Меня, уча учениям,
заповедям человеческим" (Матф.15:9). Новый Завет -
вечная книга, она не может потерять актуальность, нельзя
сказать, что Христос учил древних евреев, обличал
заблуждения только того времени, заблуждения давно
умерших людей. Нет! Это сказано о современной Русской
Православной Церкви: "...но тщетно чтут Меня, уча
учениям, заповедям человеческим" (Мф.15:9).
Мне могут возразить - верующие люди не
могут врать! Могут, еще как могут. Привожу длинный
список древней человеческой лжи:
Апокрифические Евангелия
Аграфа [Разные высказывания Господа
Иисуса Христа, не вошедшие в канонические
евангелия]–Апокрифические евангелия
Евангелие от евионитов (сохранившиеся
отрывки)
Евангелие от евреев (сохранившиеся
отрывки)
Евангелие Евы (сохранившаяся
цитата)
Евангелие от Египтян (сохранившиеся
цитаты)
Евангелие от Марии
Евангелие от Никодима
Евангелие от Петра (сохранившийся
отрывок)
Евангелие от Филиппа (сохранившаяся
цитата)
Папирус из Оксиринха (Неканонический
отрывок из синоптиков)
Папирус Эджертона (Неканонический
отрывок из Евангелия от Иоанна)
Тайное евангелие от Марка (отрывок
в Послании Климента Александрийского Феодору)
Апокрифические евангелия детства
Христа
Арабское евангелие детства
Спасителя
Евангелие детства от Фомы
Протоевангелие Иакова (История
Иакова о рождении Марии)
Евангелие от псевдо-Матфея
Апокрифические деяния апотолов
Армянское сказание об апостоле
Ворфоломее
Деяния Андрея и Матафии
Деяния (страсти) апостола
Ворфоломея
Деяния апостолов Петра и Андрея
Деяния Иоанна (сохранившиеся
отрывки)
Деяния святого апостола и
евангелиста Иоанна Богослова
Деяния и мученичество апостола
Матафии
Деяния Павла
Деяния Павла и Феклы
Деяния святого апостола Фаддея,
одного из двенадцати
Деяния Филиппа
Деяния Иуды Фомы апостола
Деяния Фомы:
Песнь о Жемчужине
Песнь о Невесте
Деяние шестое (О юноше, убившем
молодую женщину)
Мученичество св. апостола Павла
Мученичество святого и преславного
первоапостола Андрея
Отрывок из "Церковной истории"
Евсевия Кесарийского о деяниях Фаддея
Страсти апостолов Петра и Павла
(малые)
Страсти апостолов Петра и Павла
(большие)
Учение Симона Кифы в Риме городе
О кончине святого Иоханнана,
апостола и евангелиста
Фрагмент "Деяния Архелая"
Апокрифические послания апостолов
Первое послание Климента Епископа
римского к девственникам
Второе послание Климента Епископа
римского к девственникам
Первое послание Климента Епископа
римского к Коринфянам
Второе послание Климента Епископа
римского к Коринфянам
Послание апостола Варнавы
Послание апостола Петра к апостолу
Иакову
Послание двенадцати Апостолов
Послание к Лаодикийцам
Послание Климента Епископа римского
к апостолу Иакову
Третье послание апостола Павла к
Коринфянам
Послание Дионисия Ареопагита к
Дорофею
Послание Дионисия Ареопагита к
Иоанну Богослову
Послание Дионисия Ареопагита к
Поликарпу
Послание Дионисия Ареопагита к
Сосипатру
Послание Дионисия Ареопагита к
Тимофею
Послание Дионисия Ареопагита к Титу
Послания Дионисия Ареопагита к Гаю
Ферапевту
Апокрифические апокалипсисы
Апокалипсис от Петра (Отрывок)
Апокалипсис Петра (эфиопская
версия)
Откровение Павла (не Наг-Хаммади)
Откровение Иоанна
Богослова (апокрифическое)
Откровение пресвятой
Богородицы (Хождение Богородицы по мукам)
Пастырь Ермы
Другие раннехристианские писания
Апостольские постановления
Дидахе (Учение двенадцати
апостолов)
Церковные правила святых апостолов
Прочие апокрифы
В пятницу цветной недели слово
святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
В субботу цветную слово святого
Иоанна Златоуста о воскресении друга христова Лазаря
Галеново на Гиппократа
Гомилия об архангеле Михаиле
Григория Магистра ответ на послание
сирийского католикоса
Евангелие от Матфея искреннего
Из "Беседы трех святителей"
Книга Иосифа Плотника
О священстве Иисуса Христа
О сошествии Иоанна Предтечи во ад
Обращение Пилата
Переписка апостола Павла с Сенекой
Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии
Письмо Лентула сенату и Римскому
народу
Послание Пилата к Тиверию Кесарю
Прение Господне с диаволом. (В
великий пяток, о посте и о прении Господни со диаволом)
Ответ Тиверия Кесаря Пилату
Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам
числом две тысячи
Сказание о двенадцати пятницах
Слово о крестном древе
Слово о сошествии Иоанна Крестителя
во Ад
Слово о том, как осудила Марфа
Пилата перед Кесарем царем
Смерть Пилата
Сказание Афродитиана о чуде, бывшем
в персидской земле
Тайная книга богомилов
Апокрифы о христианских святых
Житие Андрея Юродивого
Житие и подвиги преподобного отца
нашего Агапия Чудотворца
Житие святого мученика Никиты
Житие святого Федора Тирона
Изречения Египетских отцов
Краткое житие Климента Охридского
Сказание о Макарии Римском
Документы и памятники по истории
христианства
Канон Мypатоpи
Папирусы и эпиграфии о переписке
Христа с царем Авгаром
Эдесская хроника
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Русской Православной Церкви
***
Бабьи басни. О книге Зинаиды Ждановой о Матроне
К сожалению, в сложившемся почитании
блаженной Матроны есть вещи, частично или полностью
противоречащие православному мировоззрению.

Матрона Московская. Фото, 1952 год
Открыв первое неофициальное житие
Матроны - "Сказание о Матроне" Зинаиды Ждановой, - мы
услышим режущие слух христианина истории, например,
о кощунственном совете, согласно которому рвота после
Причастия - это хорошо: бесы, дескать, так выходят,
а "проникают они в человека с воздухом при дыхании,
живут в крови". О том, что народ просил блаженную
"почитать над ними молитвы", "почитать над водой", что
перекликается с практикой, используемой колдунами.
О том, что блаженная якобы просила закрывать окна
и форточки в дни демонстраций, чтобы полчища бесов не
проникали в комнату… Наконец, о том, как возвеличивала
сама себя, якобы открывая Зинаиде Ждановой, автору
жития, во сне, что имеет регалии и награды от Господа.
"Книга Ждановой содержит слишком много
оскорбительных для христианского слуха высказываний,
которые звучат от имени Матроны. И пока не доказано, что
сама Матрона этих слов не говорила, - я буду проходить
мимо ее икон…" - пишет участник одной из
интернет-дискуссий. И как его упрекнуть? Как удивляться,
что в народном сознании после таких историй имя
блаженной Матроны тесно переплетено с именем болгарской
колдуньи Ванги?
Во-первых, книга Зинаиды Ждановой -
первое неофициальное житие блаженной Матроны, имевшее
в свое время колоссальный успех, - была рассмотрена
Синодальной комиссией по канонизации святых
и подвергнута жесткой критике. Церковь не рекомендовала
ее как источник сведений о святой Матроне, несмотря на
то, что Жданова лично знала старицу. Впоследствии и сама
автор призналась, что в этой книге очень много
придуманного ею…
Комиссия ориентировалась на другую
версию жития - "Житие праведной Матроны, блаженной
Московской старицы". И в частности, в этом тексте можно
найти следующие слова: "Помощь, которую подавала Матрона
болящим, не только не имела ничего общего с заговорами,
ворожбой, так называемым народным целительством,
экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими
действиями, при совершении которых "целитель" входит
в связь с темной силой, но имела принципиально отличную,
христианскую природу.
***
Примечание МС. Автор статьи
пишет: "Впоследствии и сама автор (т.е. Жданова)
призналась, что в этой книге очень много придуманного
ею". Так... А что именно она придумала? Где эти
признания? Что именно она придумала? Что если так
называемое официальное житие - лицемерно-намеренное
коррекция реальной темной правды из жизни Матроны?
***
Именно поэтому праведную Матрону
так ненавидели колдуны и различные оккультисты (об этом
свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский
период жизни). Прежде всего, Матрона молилась за людей.
Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше
духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную
помощь недугующим. История Православной Церкви знает
много таких примеров <…> Матрона читала молитву над
водой <…> Содержание этих молитв мы не знаем, но,
конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по
установленному Церковью чину, на что имеют каноническое
право лишь священнослужители. Но также известно, что
благодатными целительными свойствами обладает <…> вода
некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных
пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей".
Во-вторых, увы, нельзя откреститься от
времени, в которое жила блаженная. Ни для кого не
секрет, что в деревнях процветали и колдовство,
и обрядоверие. Один пожилой житель Ижевска,
перебравшийся в город из деревни, рассказывал, как не
могла умереть его родственница, старуха-колдунья, чей
ведовской "дар" не приняли ни дочь, ни внучка - а, не
передав свои знания, согласно народному поверью, ведьма
не может умереть. Как разбирали деревенские жители крышу
и совершали другие действия, чтобы душа несчастной
старухи могла освободиться от тела. Такие истории -
казалось бы, в атеистическое время - были почти
обыденностью в деревнях и вместе с жителями перекочевали
в советские города. В сознании непросвещенных людей до
сих пор перемешаны гадания на святки и святой праздник
Рождества Христова, "Битва экстрасенсов"
и телетрансляция пасхального богослужения, молитвы
и гороскопы - все это так!
Поэтому некоторые почти оккультные
моменты, которые можно найти в первом "житии" Матроны,
до сих пор многими воспринимаются в порядке вещей.

Святая Матрона (слева на фото)
Так, безусловно, одобрение рвоты после
причащения для христианина немыслимо. Даже если
священник случайно прольет Причастие на пол,
богослужение останавливается, и это место в полу
выжигается огнем или вырубается - настолько серьезно
Церковь относится к претворенным в Тело и Кровь
Господни хлебу и вину. Когда оптинского старца Иосифа
(Литовкина) спрашивали, как поступать, если у больной,
причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была
рвота, он отвечал: "От Причастия прошло много, и тут
укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы
сорванное отнести в проточную воду или там к стороне,
где не было бы нечистоты". Это благоговейное отношение,
не в пример описываемому З. Ждановой.
Цитаты о бесах - тоже иллюстрация
совершенно нехристианского отношения к темным силам.
Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: "Если бы
демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то
могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не
находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы
укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не
таковы; могут входить и в запертые двери".
Приписанные блаженной Матроне слова
о наградах от Господа - еще одно противоречащее духу
христианства свидетельство. Оптинский старец Макарий
писал о подобном: "Из одного этого, что странник говорит
вам <…>, что "весь град его молитвами держится", нельзя
поверить его святости; нигде не видим в житиях, чтобы
святые или праведные сами о себе так проповедовали,
а напротив, считали себя прах и пепел и недостойными,
а благодать Божия действовала чрез них".
Вот еще один не согласующийся
с православным мировидением рассказ, якобы записанный со
слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Будто накануне
блокады Ленинграда солдаты пытались вскрыть гробницу
святого праведного Иоанна Кронштадтского, за что он,
восстав, грозил "утопить в крови и уморить голодом"
Петербург... "Рассказ об "утоплении в крови", - пишет
церковный историк Андрей Зайцев, - полностью
противоречит как образу почитаемого святого, так и всей
христианской традиции, зато поразительно напоминает
апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не
вошедшие в новозаветный канон). Например, в "Евангелии
детства Христа" есть рассказ о том, как маленький Иисус
с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над
ним". Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием,
способен вычленить нечто несродное ему из "народных
житий". Если же знакомство поверхностное - возникают
такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил
возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации
святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий,
"канонизация праведника не означает канонизации каждой
строчки, им написанной". Если такова осторожность даже
к словам самих святых, то тем более - к словам о них
других людей…
Очередь
Еще проповедник XIII века епископ
Серапион Владимирский обличал некоторых верующих (или
называющих себя таковыми) в том, что они стремятся
больше к чудесам, колдунам и исцелениям с помощью
"водички", "землички", чем к Причастию и молитве… И
современные священники с болью говорят: "На Крещение, на
"медовый" Спас, в Вербное воскресенье - храм битком,
яблоку негде упасть. Люди толкаются, спешат освятить
мёд, яблоки, вербы, набрать побольше святой воды <…>,
тогда как Христос предлагает каждый день на литургии
нечто несоизмеримо большее - Самого Себя. А нам подавай
мёд и водичку!…"

Покровский женский монастырь, 15-летняя
годовщина канонизации Матроны Московской. Фото
пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, 2014
год
Потому бывает, что человеку,
подкованному в вопросах церковного учения, и нелегко
дается очередь в Покровском монастыре, где столько
разговоров можно услышать и о том, с какой ноги
правильно к мощам блаженной подступать, и о снятии
сглаза при помощи иконы, и еще много "удивительных"
вещей.
Но достойно ли порицать людей, которые
в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на
себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить
христианство? Малую лепту, оформленную в труд, -
приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот,
задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта
вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками,
тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе
просвещенными, знающими, что христианство прежде всего -
о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто
в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут?
"Ледяной дождь, пронизывающий ветер,
очередь людей огибает храм... Я одета в легкие
демисезонные туфли, на плечах плащик. И таких -
раздетых, как я - много… Топчусь, молюсь, прошу подарить
здоровье моей мамочке. Прошло два часа. От холода
с колен пошла жгучая боль по всему телу. И тут
я понимаю, все… больше не могу. "Господи, смилостивись,
дай сил!" Еще час прошел, холод сковал диафрагму,
чувство, что легкие перестают дышать. Звоню родной
сестре, плачу, жалуюсь, прошу поддержать меня в решении
уйти, сил больше нет. Сестра слушает, ей очень жалко
любимую сестренку, всхлипывает вместе со мной, но
молчит. Она понимает, это ради мамы... ради мамочки…"
Это рассказ Елены Александровой (Елена Александрова.
Мама и матушка. - Сайт "Православие.ру"), одной из
женщин в очереди, одной из тысяч. И здоровье мамы,
кстати, пошло на поправку…
Какими словами можно было бы описать
трудную и праведную жизнь блаженной Матроны, и эту
очередь, и сотни и сотни рассказов-благодарностей людей
за помощь, полученную по молитвам святой? Быть может,
этими? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас (Мф. 11:28).
Встреча блаженной Матроны со Сталиным:
было или нет?
Один из мифов гласит, что осенью 1941
года к блаженной Матроне тайно приезжал сам "отец
народов", Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему
победу русского народа в войне и сказала, что он один из
всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об
этом мы находим все в той же книге З. В. Ждановой,
о достоверности сведений в которой уже немало сказано
в нашей статье. Историки Московской духовной академии
специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному
выводу: такого события не было. К такому же заключению
пришла Синодальная комиссия по канонизации святых,
подчеркнув, что ни в одном историческом документе или
свидетельстве нет даже намека на "встречу", и все это -
не более чем выдумки.
Тем не менее миф был подхвачен
в определенных кругах и до сих пор имеет своих
сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме
появилась икона художника И. И. Пивника "Блаженная
Матрона благословляет Иосифа Сталина", что вызвало,
в основном, протест прихожан: "икону" потребовали убрать
из храма. Так комментировал это событие на пике
дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: "Разговоры
о святости Сталина - кощунство над памятью мучеников,
которые погибли во время сталинского режима, ведь при
Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое
было истреблено почти на сто процентов". Вот слова на
эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника
Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова (Гумерова):
"Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной
старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить
из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы
Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне
подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой.
Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет
ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина.
Она была гонимой. В любой день была готова к аресту.
Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая
1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви
верующим христианином и благодетелем Церкви опасна
и может принести только духовный вред. Так размываются
границы добра и зла".
Валерия Михайлова
Фома
- 16.03.2019
|