Методы изучения и классификации
околоцерковных суеверий
Околоцерковные суеверия чрезвычайно
вредны, так как они уводят людей от истинного
богопознания, а также от благочестивого образа жизни и
правильного участия в Православном Богослужении.
Следовательно, с суевериями необходимо вести
бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности,
необходимо изучение существующих суеверий. Всякое
изучение группы явлений или фактов требует их
классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая
задача найти методику классификации суеверий при всей их
многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности,
бессмысленности.
Информацию о суевериях, распространенных
среди людей, можно получать следующими способами:
- На основании вопросов, которые люди задают священнослужителям.
- Путем анализа вопросов, задаваемых сотрудникам службы консультантов в храме (ведется журнал учета вопросов).
- Путем опроса образованных постоянных прихожан храма об известных им распространенных в народе суевериях.
- Путем критического анализа публикаций и выступлений в околоцерковных и псевдоцерковных средствах массовой информации, а также светских СМИ на церковные темы.
Возможны также и другие методы выявления
суеверий.
Предлагаю следующую возможную методику
классификации суеверий. В Православном богословии
существует положение, согласно которому зло не имеет
своей собственной сущности, а является извращением
добра. Суеверия, как частный случай зла представляют
собой искажения тех или иных положений Православного
учения и богослужебной традиции. Таким образом, можно
классифицировать суеверия в соответствии с теми пунктами
Православного учения, на которых они паразитируют.
Существуют немногочисленные суеверия,
связанные с вероучением. Их немногочисленность
объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не
знают Православного вероучения. Пример: "Троица – это
Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай".
***
Читайте также по теме:
***
Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений
- Пасха: благоговейное отношение к
скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно
перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.
- Родительские субботы, Радоница: можно
поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня
т.к. после этого времени души усопших уже не
присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на
парастас, получают усопшие и др.
- Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.
- День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
- Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
- Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
- Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
- Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), "сильнее", чем освященная в сам праздник (или наоборот).
- Сретение: зима с летом встречается.
Суеверия, связанные с церковными Таинствами
- Крещение. Суеверные побуждения к Таинству: "чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше
плакал; чтобы не сглазили". Просят назвать крещаемого
другим именем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с
постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.
- Миропомазание. Многие прихожане думают, что елеопомазание на Всенощном Бдении это и есть миропомазание.
- Исповедь. Люди рассказывают не о грехах,
а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться.
Люди перечисляют грехи без покаяния. Просят порвать
листок со списком грехов, воспринимая это как
священнодействие. В продаже появляются нелепые
руководства для подготовки к исповеди, например, "1000 и
один грех" или "10000 грехов".
- Евхаристия. Причащают детей, чтобы
животик не болел, взрослые причащаются для поднятия
гемоглобина. Некоторые понимают Причащение как
"прочищение", например, организма. Считают, что нельзя
после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на целуемый предмет.
- Соборование. Люди воспринимают
соборование как последнее (предсмертное) помазание, если
же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть
мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь. Имеет
место суеверное отношение к остающимся после таинства
рису и елею.
- Венчание. Просто красивый торжественный
обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
- Священство. Многие люди уверены, что
священнослужителем человек становится в силу самого
факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости
таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим
совершением таинства не выявлено, но имеет место
суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры:
люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам,
не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно
следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться
к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его
лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.
Примечание: ряд примеров для данного
раздела заимствован из доклада священника Александра
Дягилева.
Суеверия, связанные с обрядами
- Погребение. Отпевать можно даже
неверующего, лишь бы был крещеным. Родственникам нельзя
нести гроб с телом усопшего. Кладут в гроб различные
посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные
телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
- Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.
- Суеверия, связанные со святынями.
- Магическое отношение к святыням.
- Использование святынь для колдовства.
- Неправильное почитание икон (Какая
икона лучше Казанская или Владимирская?)
- Неправильное отношение к Св. Кресту.
(Дарить крестик это не грех? Боязнь подобрать найденный
на улице крестик)
- Многочисленные заблуждения связаны со
свечами и правилами их постановки перед иконами. Люди,
загадав желание, ждут пока свеча догорит, для того чтобы
оно исполнилось.
- Суеверное отношение к святой воде
(смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что
смесь "сильнее", чем вода, взятая в одном храме)
- Известны также многочисленные суеверия,
связанные с пасхальным артосом и просфорами.
Суеверия, связанные с поминальными записками
- Магическое отношение к сорокоустам.
- Вопросы: какая записка лучше
(проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)
- Указание в записках лиц, поминовение
которых запрещено церковными канонами, в полной
уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
- Поминовение живых за упокой, с целью
навредить этим лицам.
***
Вот далеко не полный перечень суеверий,
распространенных в церковной и околоцерковной среде.
Можно заметить, что значительная часть суеверных методик
выражает стремление людей к достижению телесного
здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто
земным благам люди зачастую обращаются к колдунам,
экстрасенсам, целителям и от них получают различные
указания суеверного характера.
Важным методом борьбы со всякими
суевериями является духовное просвещение мирян через
церковно-приходские школы, различные богословские курсы,
через церковные СМИ. Также необходима катехизация людей,
желающих принять Таинство Святого Крещения и лиц,
готовящихся стать крестными.
Константин Горбунов, диакон
Азбука
Примечания редакции. К сожалению,
автор зачем-то привел к суевериям "погодно-календарные"
народные наблюдения. Поскольку народ-то был
православный, то природный календарь люди неизбежно
накладывают на церковный календарь.
Например, "День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня".
Мне об этом говорила бабушка, но как она это объясняла?
После Илии пророка вода в реках становиться холодная,
поэтому уже не купаются. Это совершенно верное
наблюдение для Сибири и Урала. Ночи уже становятся
холодными, и вода в реках все более и более остывает.
Далее... "Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается"
и "Сретение: зима с летом встречается". так оно и есть!
Это не суеверия а погодные наблюдения, которые, как
правило, старшие говорят детям.
"Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла".
Ну какое это суеверие? Середина октября и до сих
пор не заклеить окна? Правда сейчас, с распространением
пластиковых окон это уже не актуально.
|