Святоотеческие наставления от суеверий
"Не внимай пустому слуху,
не давай руки
твоей нечестивому,
чтоб быть свидетелем неправды"
Исх.23:1
Грешат тяжко против первой заповеди
Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная
вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных
христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто
предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми
обольщались иногда и древние христиане. Их
предостережения можно подразделить на три вида:
- предостережения от так называемых
примет, когда из самых маловажных случаев выводятся
предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей
жизни;
- предостережения от гаданий или ворожбы,
или сильного желания какими бы ни было, даже темными
средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь,
успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
- предостережения от желания приобрести
силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от
различных бед и опасностей; от использования предметов,
которые не заключают в себе ничего врачебного и по
свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше
благополучие и счастье.
1. Предостережения от примет
"Многим из христиан, – говорит
святой
Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать
истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и
это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по
имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда
– все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие
Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный
порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования,
ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов.
Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев.
19:26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица
твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же
не тако даде Господь Бог твой (Втор. 18:12, 14). Кто
может советоваться с оправданиями Божиими, тому при
рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать
себе в советники, даже не в советники, но в учители и
законодатели, существу неразумные. Птица не знает
собственной своей опасности, которая уже перед глазами;
а тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы
принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с
чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и
напрасное движение птицы обратилось в откровение
будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для
твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым
ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние
диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую
в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на
всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся
орел по недостатку лова приводят в страх суеверное
сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если
показалась кошка, выглянула собака или утром встретился
человек, хотя самый благорасположенный, но с
поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит,
отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее
такой жизни – все подозревать, во всем видеть
препятствие, когда все должно возводить душу его к
Богу?"
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
В одном из огласительных слов
святого
Иоанна Златоустого мы читаем: "Кто, выходя из своего
дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как
примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с
человеком делает день несчастным, а греховная жизнь".
***
Читайте также по теме:
***
2. Предостережения от гаданий
В слове на Новолетие
святитель Иоанн Златоуст
говорит: "Более всего огорчают меня игры, которые
сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и
нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни,
гадают и думают, что если первый день года удастся им
провести в веселии и удовольствии, то и во весь год
будет совершенно то же.
Но год будет для тебя счастлив во всем
не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но
когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что
угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь
ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней,
то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не
сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского
заблуждения".
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
Обличая суеверие, по которому некоторые
дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой
Иоанн Златоуст говорит: "Диавол, стараясь пресечь наши
подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение
души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах
дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или
несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о
добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня
напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так,
напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать,
надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит
собственное его нерадение. Таким образом, то и другое
вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы
безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности
и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола,
отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя
один и любя другой".
Блаженный Августин также строго осуждает
гадания. "Последствия их, – говорит он, – большей частью
сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые
духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему
показом того, что, как они видят, сообразно с его
ожиданием и желанием". "Вообще, – замечает он, – на
мнения людей о важности некоторых гадательных знаков,
установленных предубеждением человеческим, не иначе
надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с
злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке
гадать, которая, собственно, есть только наука
издеваться над другими и обманывать их, за такое
пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию,
подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым
попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую
часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов
происходит то, что суеверное и гибельное искусство
прорицания иногда действительно открывает прорицателям
нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало
такого, что впоследствии отчасти оправдывается
событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают
любопытство, из-за чего они все более и более
запутываются и запутывают других в сети зловредного
заблуждения… Даже верность подобных предсказаний
нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому
святотатственное искусство, при помощи которого вызвана
была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения
и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу,
и предрекла ему истину".
Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия
3. Предостережения от употребления
суеверных средств для исцеления болезней
Резкие обличения против амулетов и
суеверных действий для предохранения от болезней и
несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна
Златоуста на Первое послание к Коринфянам: "После брака,
– говорит он, если родится дитя, мы видим множество
символических действий, достойных смеха: говорить ли о
перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом
другом, доказывающем великое безумие, тогда как не
следует возлагать на младенца ничего другого, кроме
спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший
всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю
силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и
другим подобным привескам вверяется безопасность
младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы
когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека
мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои
хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны,
впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее
обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько
не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту,
приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие
любомудрия держатся таких постыдных обычаев, – это
достойно многих слез". "Что сказать, – говорит в другом
месте святой Златоуст, – о тех, которые привязывают к
ногам и голове медные монеты Александра Македонского?
Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и
смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на
изображения языческого царя?"
После тех обличений суеверия, которые
находятся в писаниях древних святых отцов и учителей
Церкви, напомним, что в книге "Православное исповедание
веры" в ответе на вопрос: "кто грешит против Первой
заповеди и каким образом" – читается следующее: "Против
сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам,
например, те, которые носят привески и значки для
предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к
суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в
болезнях пользуются нашептыванием старух и других
суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого
случая выводят предзнаменования".
***
Преподобный Паисий Святогорец:
"Человеку невнимательному и ведущему
рассеянный образ жизни представляется, что все течет
своим чередом. Все события являются результатом
случайного стечения обстоятельств… Такие люди обычно
бывают в то же время суеверными. Большое значение
придают влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за
всякими глупыми предметами, например: чтобы кошка не
перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не
здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так
далее. У некоторых суеверных людей количество таких
примет достигает огромного числа. Но напрасно эти люди
только усложняют свою жизнь. Если на все эти глупые
суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше
всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека,
в частности, управляет Бог…
…чтобы диавол не прельстил нас с помощью
фантазий, воображения. Воображение - вещь хорошая, и
если она используется с толком, то обладает великой
силой. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное
или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят,
что картина, нарисованная их воображением, является
действительной. Для того чтобы эти несчастные получили
помощь, им следует находиться под постоянным [духовным]
наблюдением, потому что диавол постоянно обводит их
вокруг пальца".
Архимандрит Филофей, игумен монастыря
Каракал: "Лукавый водит людей за нос. Он стремится
заставить человека боятся собственной тени, чтобы он
перестал чувствоваться себя свободным. Вместо того,
чтобы пойти в церковь, он начинает метаться по колдунам,
экстрасенсам, гадалкам и медиумам, тем самым губя свою
душу…
…Сатана делает людей посмешищем. Зачем
нам зависеть от каких-то смехотворных "примет"? Мы
должны оставаться такими как нас сотворил Бог –
свободными. Господь наш Иисус Христос освободил нас от
тирании диавола и смерти. Когда мы наконец это
поймём?...
…Мы не должны бояться того, чего нам не
стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой,
образованные и учёные мужи) имеют такие фобии и
психологические зависимости".
Преподобный Иосиф Исихаст: "Человек
становится посмеянием для бесов. И тогда они издеваются
над ним с помощью картин и видений, явлений и
откровений, символов и чисел, предрассудков и гаданий и
целой кучи суеверий. Бог да сохранит от такого извращения!..
…Итак, ум - это эконом души, который
приносит пищу - то, что дашь ему ты. Итак, когда он
мирен и ты даешь ему что-то хорошее, что ему нужно, он
переносит это в сердце. Сначала он очищается от всех
предрассудков, в плену которых находился в миру".
Преподобный Никодим Святогорец: "Многие
животные оказываются мудрее и умнее вас, ибо они, не
изучая астрономию и не исследуя движение звезд, по своей
природе от рождения способны предвидеть будущее …".
Старец Иосиф Ватопедский: "Труднее
отречься от страстных представлений, желаний и
"предрассудков", как называют отцы действенные грехи,
которые существуют как привычки и воспоминания в
разумной части нашего существа, а главным образом, в
самом нашем сердце".
Афонский Патерик описывает случай с
одним монахом, который нашел гадательную книгу и, из
любопытства разбирая тайны гадания, увлекся ими. И вот,
перед ним встал черный человек исполинского роста и
сказал: "Ты меня призвал – вот я. Что тебе угодно, я все
исполню, только поклонись мне". "Господу Богу моему
поклоняюсь и Ему Единому служу", – ответил монах.
-"Зачем же призвал меня, узнавая мои тайны?". С этими
словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От
боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и
почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем
боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила
инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел
к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери,
святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и
прославил Бога".
Цитировано по:
Азбука.Ru
Православная жизнь
|