Каждый из нас уже с рождения неоднократно
"пронумерован" в самых разных инстанциях
Комментарий к
проекту документа "О
позиции Церкви в связи с появлением и перспективами
развития новых технологий идентификации личности".
Выдвинутый на обсуждение Комиссией
Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия
Церкви, государства и общества проект документа "О
позиции Церкви в связи с появлением и перспективами
развития новых технологий идентификации личности", на
мой взгляд, очень обстоятельный и весьма неожиданный,
даже для многих воцерковленных людей, потому что сама
тема отношения Православной Церкви к подобным
технологиям, казалось бы, была полностью
монополизирована маргинальными и малоадекватными
кругами, которые эту тему дискредитировали на корню. Но
сама проблема, между тем, осталась и очень хорошо, что в
этом документе упоминаются предшествующие документы РПЦ,
уже затрагивающую эту тему.
Почему эта проблема, на самом деле, не
иллюзорна? Потому что одним из самых главных
мировоззренческих открытий христианства является
представление об онтологической ценности каждой
человеческой личности, как созданной по образу и подобию
Бога, и призванной к обожению. Поэтому, как бы это ни
было странно слышать либеральным критикам Церкви, именно
в христианстве отстаивается настоящая свобода и
достоинство человека, и именно в христианском, церковном
богословии эта свобода получает своё онтологическое
обоснование. Следовательно, именно Церковь всегда будет
до конца стоять за свободу человеческой личности, каждый
раз напоминая людям о всех возможных формах рабства и
духовной зависимости, в которых они могут ненароком
оказаться, в то время как всевозможные секулярные
общества прав человека совершенно не замечают эти
опасности.
Приведу один пример: многие из нас
постоянно пользуются электронными карточками различных
магазинов и супермаркетов, а иные каждый день ходят в
один и тот же, например, продовольственный супермаркет,
и на их карточку годами накапливается информация о том,
что они все эти годы покупают. Конечно, с первого раза
трудно представить себе, как эта информация может быть
использована против носителя этой карточки, но в любом
случае эти сведения – очень личные, это почти тоже
самое, как если бы кто-то постоянно был в курсе
содержимого вашего холодильника. Вроде бы, ничего
особенного в этом нет, но для тех, кто хотел бы
контролировать вашу жизнь, это очень существенная
информация, и сейчас эта информация хранится в каких-то
неизвестных базах данных, и какие-то неизвестные чужие
дяди и сегодня, и через сто лет имеют возможность
получить эту информацию. А теперь представим себе, что
речь идет не только о вашем рационе или гардеробе, но и
о вашем здоровье, и о том, что какие-то совершенно
случайные люди смогут однажды узнать о вас абсолютно
всё, только лишь сняв информацию с какой-то пластиковой
карточки. И это не какие-нибудь спецслужбы, а люди, не
имеющие никакого отношения к охране чьей-либо
безопасности. В данном случае я привел лишь самый
поверхностный пример, но в документе хорошо обозначено,
какие ещё опасности несет с собой эта система.
Вместе с этим, позиция Церкви в
отношении новых технологий идентификации личности имеет
очень четкие рамки: с одной стороны, Церковь признает
необходимость и неизбежность применения подобных
технологий в определенных случаях, прежде всего, для
учета и безопасности самих граждан, но с другой стороны,
призывает не навязывать людям эти технологии и
предупреждает самих людей о возможной опасности при
использовании этих технологий. Конечно, если человек
хочет вести активный образ жизни в современном мире, то
использование этих технологий становится неизбежным, и
чем дальше, тем больше, но если есть люди, которые
отказываются их использовать, то государство не должно
им их навязывать – вот тот минимум требований, которые
Церковь в данном случае выдвигает в этом документе. Да,
эти технологии приносят людям определенные блага, иначе
бы их просто не было, но если совершеннолетний человек
отказывается от этих благ, то это его полное право.
Что касается эсхатологического аспекта
этой темы, который так любят акцентировать наши борцы с
ИНН и паспортами, то здесь, конечно, не стоит умножать
сущности больше надобности. Я полагаю, что реальный
порог, после которого можно на полном серьезе говорить
об апокалиптике – это не присвоение каких-то номеров,
документов и карточек, а именно вмешательство в
человеческую природу, конкретно говоря, в человеческое
тело. Ведь что касается всевозможных номеров, то каждый
из нас уже с рождения неоднократно "пронумерован" в
самых разных инстанциях и мы даже можем не подозревать,
как много документов заведено на наше имя, что
совершенно естественно. Но если подобные номера начинают
имплантироваться в наше тело, как будто мы какие-то
страшные преступники и за нами нужно все время следить,
вот тогда апокалиптические метафоры перестанут быть
метафорами.
Таким образом, этот документ достаточно
актуален и очень хорошо, что в его последнем абзаце идет
призыв к христианскому трезвомыслию, которое должно быть
главным критерием в решении подобных проблем.
Аркадий Малер
Религия и СМИ
- 31.05.2012.
***
Читайте также по теме:
|