Разъяснение Синодального отдела по взаимоотношениям
Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу
использования новых документов и технологий
идентификации граждан
По благословению Святейшего Патриарха
Кирилла председатель Синодального отдела по
взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод
Чаплин напомнил позицию Церкви по вопросу использования
новых документов и технологий идентификации граждан.
Авторам обращений по вопросу
использования новых документов и технологий
идентификации граждан были направлены ответы следующего
содержания:
На имя Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла поступают коллективные и
индивидуальные обращения людей, обеспокоенных
использованием новых документов и технологий
взаимодействия граждан с властью.
Авторы обращений вынужденно не получают
медицинскую помощь, пенсию по возрасту и другие выплаты,
не могут устроиться на работу, совершать нотариальные
действия с имуществом, оплачивать коммунальные услуги,
приобретать проездные документы и так далее. Создается
реальная угроза здоровью и благополучию тысяч граждан,
среди которых – немало чад Русской Православной Церкви.
Данное положение усугубляется действиями
и призывами некоторых пастырей и мирян, расходящимися с
позицией церковного Священноначалия.
В связи со сложившейся ситуацией Его
Святейшество поручил мне напомнить всем верным чадам
нашей Матери Церкви ее позицию, основанную на
православном вероучении и выраженную в церковных
документах.
Из слов Господа и Спасителя мы знаем,
что врата ада не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16:18).
Господь дал апостолам и поставляемым ими епископам
власть "вязать и решить", сказав: "Что вы свяжете на
земле, то будет связано на небе; и что разрешите на
земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18).
39-е Апостольское правило гласит:
"Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не
совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст
ответ о душах их". В соответствии с 34-м Апостольским
правилом, епископам всякого народа подобает знать
первого у них и признавать его, как главу, и ничего,
превышающего их власть, не творить без его рассуждения:
творить же каждому только то, что касается до его
епархии и до мест, к ней принадлежащих.
Таким образом, соответствующие решения
Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси являются
нормативными для всех пастырей и чад Русской
Православной Церкви.
В Обращении к органам власти стран
Содружества Независимых Государств и Балтии,
направленном Священным Синодом Русской Православной
Церкви 6 октября 2005 года, в частности, говорится:
"Священный Синод с пониманием относится к заботе власть
предержащих о должной организации учета населения,
полагая, что нет ничего греховного в самом факте учета
граждан государством. Испокон веков взаимоотношения
между людьми и народами начинались с решения вопроса,
заданного Иисусом Навином архистратигу Михаилу у
Иерихона: "Наш ли ты, или из неприятелей наших?" (Нав.
5:13). Одно из первых в истории мероприятий по
исчислению народа было совершено по прямому Божию
повелению: "Исчислите все общество сынов Израилевых по
родам их, по семействам их, по числу имен" (Числ. 1:2).
Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились
законному требованию власти и приняли участие в переписи
населения Римской империи в Вифлееме".
В упомянутом выше Обращении Священного
Синода говорится: "Нет ничего греховного и в
использовании для учета граждан, для обеспечения
безопасности человека и общества последних технических
достижений, в том числе электронных средств, лишь
развивающих уже привычные методы. Так, описания и
изображения человеческого лица и тела использовались в
целях безопасности еще в древние века. Совершенствование
способов их записи не несет в себе ничего принципиально
нового".
Таким образом, нет ничего греховного в
участии людей в мероприятиях, связанных с учетом граждан
и подтверждением их личности при контактах с
государством. Такое участие может выражаться в получении
и предъявлении соответствующих документов, в том числе
использующих новые технологии, при условии, что человек
знает всю информацию и символику, хранимую и
передаваемую при помощи этих технологий, и она не
вступает в противоречие с его убеждениями и
волеизъявлением.
Однако существует реальная опасность,
напрямую связанная с данными нововведениями: "Вместе с
рядом технических преимуществ, создание и объединение
массивов личной информации, а также развитие электронных
средств опознания личности таит в себе немало
опасностей, – говорится в Обращении. – Возрастает
зависимость человека от неизбежных технических сбоев,
ошибок, халатности персонала или вмешательства
злоумышленников. Не исключена возможность
централизованного сбора сведений о частной жизни граждан
и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе
личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью
человека, в том числе за его мировоззрением. Такое
развитие событий усиливает опасность предвзятого
отношения к человеку на основании его религиозных,
политических или иных взглядов".
Данная опасность приобретает весьма
реальные очертания в момент, когда в национальном и
международном праве закрепляются идеи нравственного и
мировоззренческого релятивизма.
В Определении Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви 2008 года "О вопросах
внутренней жизни и внешней деятельности Русской
Православной Церкви" (п. 54) говорится: "Отвечая на
обеспокоенность некоторых верующих, Собор считает, что
сохранение человеческой свободы должно предполагать
знание человека о том, когда он подвергается
идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и
используются государством. Недопустимы такие средства и
методы электронного учета перемещений и действий людей,
которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы
возможным тотальный контроль над личностью и управление
ею".
В принятых тем же Собором Основах учения
Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и
правах человека сказано: "Частная жизнь, мировоззрение и
воля людей не должны быть предметом тотального контроля.
Для общества опасны манипуляции выбором людей и их
сознанием со стороны властных структур, политических
сил, экономических и информационных элит. Недопустимы
также сбор, концентрация и использование информации о
любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях,
когда того требуют защита Отечества, сохранение
нравственности, охрана здоровья, прав и законных
интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие
преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о
человеке может совершаться без его согласия. Однако и в
этих случаях получение и использование информации должно
осуществляться сообразно заявленным целям и с
соблюдением законности. Методы сбора и обработки
информации о людях не должны принижать человеческое
достоинство, ограничивать свободу и превращать человека
из субъекта общественных отношений в объект машинного
управления. Еще более опасным для свободы человека
станет внедрение технических средств, постоянно
сопровождающих человека или неотделимых от его тела,
если их можно будет использовать для контроля над
личностью и управления ею" (п. IV.7).
***
Читайте также по теме:
***
В п. V.2 того же документа "недопущение
тотального контроля над человеческой личностью, над ее
мировоззренческим выбором и частной жизнью через
использование современных технологий и политических
манипуляций" выделено в качестве особой области
правозащитных трудов Церкви.
Для православных христиан, верующих
нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по
масштабу и жестокости гонения за исповедание имени
Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам
веры. В связи с этим Священноначалие Русской
Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть
имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный
народ о ходе и результатах такого диалога".
Русская Православная Церковь признает
право людей не принимать определенных символов и
технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в
обществе по этому вопросу.
Святейший Патриарх Кирилл и
уполномоченные представители Церкви регулярно и
небезуспешно поднимают данную тему на встречах с
должностными лицами, ответственными за принятие решений
в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей
Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на
исключительной добровольности участия людей в новых
формах идентификации личности, что обычно находит
понимание со стороны государства.
Обращаюсь к каждому православному
христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов
нашего Первосвятителя.
Господь да помогает всем чадам Русской
Православной Церкви в добрых делах, совершаемых во славу
Божию в духе христианского трезвения и богомудрого
рассуждения.
С уважением, Председатель
Отдела Московского Патриархата по
взаимоотношениям Церкви и общества
протоиерей Всеволод Чаплин
Патриархия.Ru - 07.07.2010.
|