Самый результативный воздушный стрелок
Это произошло 9 июля 1941 года, на 18-й
день Великой Отечественной войны. В тот день 3-я
танковая группа Германа Гота подошла к рубежу рек
Западная Двина и Днепр на фронте от Полоцка до Жлобина,
прорвала оборону в стыке 20-й и 22-й армии Западного
фронта, овладела Витебском и захватила плацдарм на
северном берегу р. Западная Двина у Десны. Девятка
бомбардировщиков ДБ-3ф из состава 221-го авиаполка 52-й
дальнебомбардировочной авиадивизии вылетела на
бомбардировку вражеской переправы через Десну.
Советский бомбардировщик ДБ-3Ф
Звено отбомбилось без потерь. Лишь один
из самолётов получил повреждения и стал отставать. Тогда
командир звена Лейтенант Пётр Базелев убавил газ, чтобы
сопровождать отставший самолёт.
Остальные 7 самолётов 221-го
дальнебомбардировочного авиаполка ушли вперед. Стрелок –
радист младший сержант Андрей Пихота находился в средней
части фюзеляжа под прозрачным плексигласовым колпаком,
вращающимся вместе с пулемётом на турели, и один из
экипажа мог вести круговой обзор. Внимательно наблюдая
за воздухом, он заметил 15 истребителей Me-109, шедших
справа наперерез курсу бомбардировщиков. Сообщил об этом
по переговорному устройству командиру и приготовился к
бою.
Уверенные в лёгкой победе, немцы
атаковали повреждённый бомбардировщик, ударив из пушек и
пулемётов. ДБ-3ф вспыхнул и перешёл в крутое пике.
Андрей Пихота с волнением смотрел ему вслед, надеясь,
что экипаж выпрыгнет. Но вместо куполов парашютов увидел
взрыв на земле.
Развернувшись, Мессеры пошли в атаку на
оставшийся бомбардировщик. Пихота, прильнув к пулемёту,
ловил в прицел флагманский самолёт противника. Немец не
спешил, решил ударить с близкой дистанции – наверняка.
Но Пихота опередил его. Скорострельный ШКАС метнул
огненную трассу пуль. Мессер, словно споткнувшись,
клюнул носом и повалился набок. Остальные 14 неслись
один за другим, осыпая бомбардировщик огненными
трассами. Острая боль пронзила в двух местах правую ногу
Пихоты. Стиснув зубы, он развернул пулемёт вслед
последнему истребителю, и, когда тот стал
разворачиваться, нажал спуск.
Тонкий фюзеляж Мессера перечеркнула
огненная трасса и он устремился в своё последние пике.
Пока вражеские машины готовили новую атаку, Пихота
зажимал пальцами кровоточащие раны. В наушниках
прозвучал взволнованный голос Базелева:
– Один двигатель повреждён. Трудно
маневрировать. Штурман ранен. Вся надежда на тебя,
Андрей!
Кабина стрелка в советском бомбардировщике ДБ-3Ф
Стрелок в турели УТК-1 советского бомбардировщика
ДБ-3Ф(колпак открыт)
Потерю двух самолётов немецкие лётчики,
видимо, посчитали нелепой случайностью и вновь один за
другим устремились на ДБ-3Ф. Сжимая окровавленными
руками пулемёт, Пихота сумел дать несколько прицельных
очередей, и вновь точно: ещё на два самолёта у немцев
стало меньше. Тогда они изменили тактику: разбившись на
группы, стали атаковать бомбардировщик с разных сторон.
Вели огонь по одной цели – воздушному стрелку под
прозрачным колпаком. Каждый мускул, каждый нерв Пихоты
были напряжены до предела. Но действовал воздушный
стрелок как и прежде – хладнокровно, быстро и точно.
Как только истребитель, готовя атаку,
заходил в зону, непростреливаемую пулемётом Пихоты, тот
мгновенно докладывал об этом командиру, и Базелев,
отличный пилот, умело маневрировал: бросал самолет
влево, вправо или делал горку, а Пихота, точно
прицеливаясь, вёл огонь. Он в считанные секунды успевал
развернуть пулемёт и дать очередь из своего ШКАСа.
Отважный боец понимал, что судьба экипажа и самолёта
находится в его руках. Это придавало сил. Мастерство и
самообладание Андрея Пихоты выручили, казалось бы,
абсолютно обречённый на гибель экипаж: он завалил ещё
двух Мессеров.
Но всему бывает предел. Андрей, истекая
кровью, потерял сознание, руки выпустили пулемёт, в
котором осталось всего несколько патронов. Теперь
единственным шансом было дотянуть до облаков, укрыться в
них. Базелев сумел это сделать. Летели до полной
выработки горючего. Бомбардировщик приземлился на болото
в районе города Старо дуба Брянской области. Командир и
нижний стрелок вынесли Пихоту из окровавленной кабины и,
когда подоспела помощь, отправили в госпиталь. На
бомбардировщике насчитали несколько сот пулевых и
осколочных пробоин.
Андрей Ефимович Пихота в послевоенное
время
В январе 1942 года, после излечения,
Андрей Пихота был назначен механиком по авиационному
вооружению в 731-й истребительный авиаполк ПВО,
защищавший небо Вологодчины. В 1946 году Андрей Ефимович
демобилизовался, после войны закончил
инженерно-строительный институт, работал инструктором
райкома партии в Киеве, председателем областного совета
по строительству, главным специалистом Комитета по
строительству.
Геополитическое обозрение "Красная армия" - 27.05.2016.
***
Герои Великой Отечественной Войны (1941-1945):
|