Свято ли место языческих капищ?
Аркаим, тольтекские дольмены и т.п. обнажили проблему почитания: древних языческих религий и божеств,
которых почитали люди тех времен; мест древних языческих храмов (капищ),
когда тем придаются свойства священности, особой
благодатности для духовности и физического здоровья человека.
Аркаим. Каменный идол. Судя по
растоптанной земле у этой "святые" оккультистов к ней не
прекращается поток молитвенников и идолопоклонников
***
Читайте также по теме:
***
В этом контексте нельзя не обойти вопрос
туризма, в основе которого "всего лишь" праздное
любопытство. К сожалению, это явление, начиная с ХХ века,
стало массовым, особенно на Западе, когда толпы туристов
рвутся "невинно" поглазеть на египетские пирамиды и храмы,
на буддийские и индуистские храмы Юго-Восточной Азии и
Индии, и, конечно, на наши российские языческие
достопримечательности – Аркаим, тольтекские дольмены и т.п.
И, конечно, приобрести "освященных"
неизмеримой "благодатью" сувениров...
Примечание. Тема новейших языческих верований, которые в современной
России растут, как грибы на "костях" забытых древних
религий, в том числе и на "костях" Аркаима, наиболее полно
обсуждается на отдельной странице "Неоязычество", поэтому
некоторых моментов этой проблемы в данной главе мы не будем касаться.
Боги древних языческих народов – кто они?
И надо ли нам их почитать?
Первая заповедь, данная евреям по выходе из
Египта, указывает на спасительную для души человека
необходимость почитать единственного Бога, истинного
создателя человека, "неба и земли":
"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из
земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других
богов перед лицем Моим" (Втор. 18:6).
Слова "Я Господь, Бог твой" внешне
кажутся тавтологичными, потому как саморазумеющимся для
современного человека кажется то, что Бог – это в любом
случае Господь. Однако в древности это было далеко не так.
"Ибо хотя и есть так называемые боги, или на
небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,
но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и
один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1 Кор.8:5-6).
У каждого народа был завет со своим
"господом", который покровительствовал ему. "Я Господь,
Бог твой", как замечает о. Андрей Кураев – это настоящий
Символ Веры, раскрывающий израильскому народу то, что их
Господь-покровитель, выведший их из Египта, является Богом
вселенной, создавшим ее и управляющим ею. Так или иначе, это
многократно раскрывается в Пятикнижие и последующих книгах
Ветхого Завета, и делает религию Израиля поистине
уникальной, среди верований народов тех времен, т.к. ни один
народ не признавал за своим "господом" право считаться
Первобогом и Демиургом вселенной.
"…велик Бог наш, выше всех богов" (2Пар.2:5).
"Бог Богов, Господь возглаголал и
призывает землю, от восхода солнца до запада" (Пс. 49:1).
"…ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов" (Пс. 95:4)
"Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его" (Пс. 13:5).
В десятой главе пророка Даниила Ангел,
которого он молил о помощи, смог прейти к нему только через
три недели после обращения к Нему пророка. Причину своей
задержки Ангел, который был, между прочим, "великой силы"
(Дан. 10.1), объяснил так: "…с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть
разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои
услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства
Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот,
Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я
остался там при царях Персидских" (Дан. 10:12-13).
То есть вестник Бога не смог беспрепятственно
проникнуть в мир людей, т.к. некие духи - покровители
персов, оказали такое сопротивление благодати, что только
вмешательство архангела Михаила, являющегося "архистратигом
небесных сил", разорвало блокаду. И то это произошло не
надолго "…теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот,
придет князь Греции" (Дан. 10:20).
Из всего этого следует, что "господа и боги"
язычников, однозначно, не являются частью "небесного
воинства", подчиненного Творцу, т.к. они активно
противились Божьему Ангелу. Из этого чего логично
заключить, что они являются падшими духами, изгнанными с
небес вместе со своим начальником - сатаною.
Какая честь может быть у падших духов –
богопротивников, во главе с диаволом, который к тому же есть
"человекоубийца …в нем нет истины… и он лжец и отец лжи…"(Ин. 8:44)?
Вся Библия пропитана презрением и осуждением
к бесам – богам и господам язычников:
"…и не обращайтесь вслед ничтожных богов,
которые не принесут пользы и не избавят; ибо они – ничто" (1Цар. 12:21).
"…все боги народов - идолы, а Господь
небеса сотворил" (Пс. 95:5).
"Чтущие суетных и ложных богов оставили
Милосердаго своего…" (Ион. 2:9).
Очень показателен Псалом 81:
"Бог стал в сонме богов; среди богов произнес
суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать
лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте;
угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте
бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не
знают, не разумеют, о тьме ходят; все основания земли
колеблются. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы".
Из псалма следует, что бесы, хоть и являются
отступниками и богопротивниками, обладают огромной силой
(вспомним случай описанный в книге пророка Даниила),
подчиняются и вынуждены подчиняться воли Бога, их
создавшего, и, в конце концов, будут им судимы, как и обычные люди.
"Страшен будет для них Господь, ибо
истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый
со своего места, все острова народов" (Соф. 2:11).
Еще Тертуллиан (род. 150 – 160 г.),
перешедший в христианство в зрелом возрасте, будучи
образованнейшим язычником, в своей блестящей "Апологетике"
в полемике с язычниками указывал на то, что удивляющие
язычников явления (чудеса, знамения и т.п.), происходят от
демонов. Эти демоны, вся деятельность которых направлена на
зло, и главным образом к усилению языческого идолопочитания
и бесопочитания, делают предсказания, узнавая их из Св.
Писания; наслав на людей болезни, потом их исцелив их,
заставляют верить в их могущество. Они участвуют и в
гаданиях, и в прорицаниях оракулов одним словом – они
всячески стараются показать, что они боги, именами которых они прикрываются.
Служение иным богам недопустимо и не угодно Богу:
"Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и
что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…"(Втор. 18:7-10).
Соломон за то, что начал служить "Астарте,
божеству Сидонскому, и Милхому", которых Сам Господь
называет не иначе как "мерзость Аммонитская", делал
"неугодное пред очами Господа" , и разгневал Его,
тогда Бог пообещал лишить царство, нынешнего могущества? разделить его на два, при этом его сыну достанется ни меньшее, что
и в последствии произошло (3Цар. 11:5-11).
За почитание иных богов, идолослужение,
являющееся, без всякого сомнения, тягчайшим грехом, рано или
поздно следовало жесткое наказание: "Забыл Израиль Создателя своего и устроил
капища, и Иуда настроил много укрепленных городов; но Я
пошлю огонь на города его, и пожрет чертоги его" (Ос. 8:14).
Новый Завет не улучшил отношение к язычеству:
"В ожидании их в Афинах Павел возмутился
духом при виде этого города, полного идолов" (Деян.17:16).
"Дети! храните себя от идолов…" (1Ин. 5:21)
"Итак, возлюбленные мои, убегайте
идолослужения" (1Кор. 10:14).
"Какая совместность храма Божия с идолами?
Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и
буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16).
"Ибо знайте, что никакой блудник, или
нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не
имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (Еф. 5:5).
"Блаженны те, которые соблюдают заповеди
Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город
воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и
идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду" (Откр. 21:14 – 15).
"Боязливых же и неверных, и скверных и
убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех
лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откр. 21:8).
Поскольку языческие боги - бесы, в
апостольских посланиях идолослужение приобретает значение "бесослужения",
причем в контексте потворства греху, как таковому.
"Итак, умертвите земные члены ваши: блуд,
нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть
идолослужение…" (Кол. 3:5).
"Дела плоти; известны; они суть:
прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение,
волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,
разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства,
пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и
прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не
наследуют" (Гал. 5:19-21).
По этой причине языческие верования,
потворствуют грехопадению человека и безнравственным поступкам:
"Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни
поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям
(мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству
в пище и питии и нелепому идолослужению" (1Пет. 4:3).
Свято и благодатно ли место Аркаима?
В древности, да и в ближайшие времена вплоть
до начала 20 века, как у язычников, так и у израильтян (в
последствии у христиан), будь то в городе и деревни, храмы
занимали особое, главенствующее положение. Они находились в
центре города (крупных районов) и деревни, при возможности
на самом возвышенном месте, при этом выше храмов не строился
не один жилой дом. Храмоцентричность древней архитектуры
отражала суть религиозного мировоззрения древних, для
которых Бог (для язычников – божества) и служение Ему
занимал центральное место в жизни людей тех времен.
Значение храма в ветхозаветные времена: Храм Божий – это место Его особого
присутствия:"И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою
и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по
молитве твоей]. Я освятил сей храм, который ты построил,
чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и
сердце Мое там во все дни" (3Цар. 9:3), и при том
вечного "…Я построил дом и жилище
Тебе (Святый), место для вечного Твоего пребывания" (2Пар.6:2).
Храм устраивается для славы Божией:"…воздайте Господу славу имени Его;
поклонитесь Господу в благолепном святилище Его"
(Пс. 28:2), "…чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я
видел Тебя во святилище" (Пс. 62:3).
Храм Божий – это место для молитвы:
"…ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов"
(Ис. 56:7) и богослужения "Вот я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему,
чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять
постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения
утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники
Господа Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю"(2Пар. 2:4).
В Храме Божием Господь являл особенную
милость к молящимся: "…и не могли священники стоять на
служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила
храм Господень" (3Цар.8:11).
Бог даровал израильскому народу храм, как
величайший дар благоволения за благочестие народа, которого
он мог лишиться, и лишался за богоотступничество:
Если же вы и сыновья ваши отступите от
Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих,
которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и
поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую
Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну
от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех
народов" (3Цар. 9:6-7).
"И сожгли дом Божий, и разрушили стену
Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все
драгоценности его истребили" (2Пар. 36:19).
По Преданию Церкви всякий храм после
освящения алтаря получает не только небесного покровителя, в
честь которого он именуются, но и ангела-хранителя (возможно
даже и несколько), при этом до скончания века ангелами на
месте алтаря будет находится, даже если храм давно разрушен, а на его месте
безбожниками устроен театр или клуб.
По этой аналогии можно предположить, что и
языческие храмы получали и получают своих особых
демонов-"хранителей", которые могут обитать до сих пор на
руинах языческих храмов, собственно, это признают и
некоторые оккультисты, говоря о духе хранителе "Аркаима".
Языческие храмы и жертвенники, кумирни и т.п.
как место служения бесам, и место их обитания не могут быть
святыми и благодатными, более того они представляют духовную
опасность. Языческие капища, которые строились в периоды
отступления израильтян от веры на территории их государства,
после вразумления народа без сожаления уничтожались, а места
их расположения не почитались, как священные, а иногда
подвергались специальному осквернению:
"… вынесли статуи из капища Ваалова и
сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище
Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня. И
истребил Ииуй Ваала с земли Израильской" (4Цар. 10:26-28).
"… пошел весь народ в капище Ваала, и
разрушили его, и жертвенники его и истуканов его сокрушили;
и Матфана, жреца Ваалова, умертвили пред жертвенниками" (2Пар. 23:17).
"… низверг чужеземных богов и идола из дома
Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома
Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город" (2Пар.33:15).
"После всего того, что сделал Иосия в доме
Божием [и как сжег огнем царь Иосия и чревовещателей, и
волхвов, и капища, и идолов, и дубравы, бывшие в Иерусалиме
и Иудее, чтобы утвердить слова закона…" (2Пар. 35:20).
Священнодействия языческих жрецов называлось
"беснованием" (3Цар. 18:29), и как видно из слов Св.
Писания, израильтяне не церемонились и с языческими жрецами,
умерщвляя их без сожаления. Более того, в одно время по
приказу пророка Илия было умерщвлено 200 (!) жрецов Ваала:
"И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых,
чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их
Илия к потоку Киссону и заколол их там" (3Цар. 18:40).
Подобные действия, которые по нынешним
законам, квалифицировались бы как "ущемление прав человека и
гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания",
"воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и
свободу вероисповедания… сопряженное с насилием над
личностью, с умышленным оскорбление религиозных чувств
граждан, с пропагандой религиозного превосходства, с
уничтожением имущества…", и подпадали под уголовную
ответственность, объясняются не жестокостью религиозных
фанатиков. Однако нужно знать, что в те времена в жертву
Ваала регулярно приносили… младенцев.
Кстати, религиозные изуверства вызывали столь
сильную ненависть не только у иудеев. Пунические войны,
которые вел Рим под клятвой "Карфаген должен быть
уничтожен!", были обусловлены не только
политико-территориальными причинами. Не в меньший степени
тогдашний языческий Рим был поражен и возмущен жестокостью
массовых человеческих жертвоприношений карфагенян.
Таким образом, ни почитание древней религии аркаимских божеств, ни почитание за святое место древнего
городища Аркаим и его храма, не может быть приемлемо для
христианина, потому как это является "духовных блудом"
(1Пар. 5:25; Ис. 1:21; Иер. 2:20; Иез .6:9; Ос.1:2 и т.д.) и
"вероотступничеством" "Не преклоняйтесь под чужое
ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с
беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие
между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с
неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?" (2Кор. 6:14–15).
Христианам нужно осознавать, что наш Бог
является истиной "Господь Бог есть истина" (Иер. 10:10),
"…так как истина во Иисусе" (Еф. 4:21), "…ибо закон дан чрез
Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа"
(Ин.1:17), и всякое слово Божье является истиной
"…слово Твое есть истина" (Ин.17:17). Об этом говорили
не только пророки, но и Сам Христос свидетельствовал о Себе
"Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не
приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6).
Иисус Христос будучи святым, желает святой
и Свою Церковь: "Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви" (Рим.11:16).
И эта вечная Истина является главой и
Спасителем Церкви, членами которой мы являемся "…Он есть глава тела Церкви" (Кол.1:18),
"…Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф.5:23),
Церкви, которую Он Сам создал, и которую Он оберегал, и
будет оберегать до конца века - "Я говорю тебе: ты -
Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18).
И поскольку глава нашей Церкви Бог-Истина,
то и Церковь в своей соборности "…столп и утверждение истины" (1Тим.3:15).
Итак, мы – православные христиане, являемся
членами Святой Церкви, обладающей всей полнотой истины,
необходимой и для нашей земной жизни и для спасения после
смерти, при этом каждый раз в Таинстве Святого Причастия мы принимаем Бога-Истину!
И нужно ли нам блудить духовно, ища
"душеспасительной мудрости" в древних языческих верования,
искать святости и благодати на "мерзостях" - языческих капищах?
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
26.09.2007.
|