Речь идет о государственном заповеднике "Аркаим", который
расположен в Челябинской области, Брединском районе, 8,2 км к северо-западу
от поселка Амурский, в 2,3 км к юго-востоку от поселка Александровского.
Заповедник "Аркаим" (основан в 1991 году) является уникальным
памятником древней цивилизации Южного Урала, материальным следом одной
из древнейших цивилизаций на планете (XVII-XVI вв. до н.э.) и представляет
собой огромную ценность для отечественной и мировой науки. На небольшой
территории сосредоточено более 70 памятников древней истории различных
исторических эпох. Мезолитические и неолитические стоянки, несколько крупных
поселений эпохи бронзы, курганные захоронения сарматов и гуннов. Имеет
относительно нетронутую природу.
Аркаим - деревянная модель (реконструкция)
Поселение было расположено на левом берегу реки Большая
Караганка, в месте слияния с рекой Утяганкой, у ее устья. Открыто в 1987г.
отрядом археологической экспедиции Челябинского ГУ под руководством С.Г.
Баталова. С 1987 по 1994 г. исследовалось под руководством Г.Б. Здановича
сотрудниками археологической лаборатории Челябинского ГУ (А.И. Гутков,
С.А. Григорьев, Н.О. Иванова, А.М. Кисленко, В.С. Мосин), дешифрирование
аэрофотоснимков - И.М. Батанина. Геофизические исследования В.Я. Тибелиус,
Б.Н. Пунегов. Палеопочвоведение – И.В. Иванов (Институт почвоведения и
фотосинтеза РАН), четвертичная геология – Ю.А. Лаврушин (Институт геологии
РАН), палеоботаника – Е.А. Спиридонова (Институт археологии РАН), антропология
– Р. Линдстром (Чикагский университет), палеозоология – Л.Л. Гайдученко
(Кустанайский университет), П.А. Косинцев (Институт экологии животных и
растений) УрО РАН;
Аркаим. Остатки древних каменных культовых
сооружения в степи
Однослойное поселение имеет округлую форму, диаметр 145
м. Оборонительные сооружения состоят из внутреннего и внешних валов и рвов,
примыкающих к ним с наружной стороны. Общая площадь поселения в пределах
фиксируемой визуально оборонительной системы составляет около 20.000 кв.
м. Современная высота развала обводной стены 0,6 – 0,9 м.
За 5 лет раскопок (1987 – 1991 гг.) на поселении Аркаим
было вскрыто 8055 кв. м площади, исследовано 28 жилищ, отдельные участки
оборонительных сооружений, северо-западный вход и прилегающие к нему фрагменты
фортификационных конструкций. Собранная археологическая коллекция насчитывает
10 120 единиц, которые позволяют датировать памятник второй четвертью II
тыс. до н.э. (XVIII – XVI вв. до н.э.).
На современной степной поверхности хорошо прослеживается
обводной ров, за ним - два кольца земляных валов, центральная площадь.
Археологические исследования показали, что валы - это остатки оборонительных
стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца,
словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых
каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов - очаги, колодцы,
ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами - крытые
дворики. Сегодня исследовано 29 жилищ. Геофизические методы позволили установить,
что весь комплекс состоял из 60 построек (35 - во внешнем круге и 25 -
во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации,
основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных
стен - все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении
собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических
орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.
Хозяйство жителей городов базировалось на пастушеском скотоводстве
с элементами земледелия. Археологические находки говорят о высоком уровне
металлургии и металлообработки. На керамических изделиях встречаются пиктограммы
- элементы зарождающейся письменности. Аркаим – является мощной крепостью
с храмом, ремесленным центром и жилым поселком.
Могильник Аркаима расположен на левом берегу реки Б. Караганка,
в 1-1,5 км к северо-востоку от поселения Аркаим. Исследовано 5 курганов.
Господствующее положение в могильнике занимают крупные, диаметром 17-19
м, могильные поля, объединяющие 12-20 ям. Своеобразие погребальной архитектуры
определяют глубокие - до 3,5 м - могильные ямы с обширными полыми погребальными
камерами, уступами, несколькими деревянными перекрытиями. Сверху ямы были
перекрыты индивидуальными грунтовыми насыпными конструкциями, либо ложносводчатыми
куполами из глинобитных блоков. Захоронения в ямах одиночные, парные, групповые.
Антропологический тип погребенных - протоевропеоидный. Погребения сопровождаются
богатым инвентарем, особенно в центральных ямах: бронзовые листовидные
ножи, топоры-тесла, долота, шилья, гарпун, наконечник копья, другие изделия
из бронзы, наконечники стрел из камня и кости, каменная булава, принадлежности
конской упряжи, украшения и т.д. В керамических комплексах доминируют острореберные
горшки, украшенные геометрическим орнаментом. Многочисленны останки жертвенных
животных (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот, собака).
По мнению Г.Б. Здановича жители Аркаима были огнепоклонники.
Заповедник работает с 1 июня по 30 октября.
Сотрудниками заповедника организовываются платные экскурсии,
судя по названиями, лишенные в большинстве случаев без оккультной
подоплеки (прочем, не исключено, что даже на экскурсиях
с невинными названиями, экскурсоводы могут преподносить слушателям массу
оккультных откровений а-ля "Аркаим"):
Экскурсия с элементами практики "Древние технологии ткацкого
производства",
"Технологии гончарного производства"
"Историческая и современная геология",
"Птицы музея-заповедника "Аркаим",
"Каменное сырьё и технологии производства каменных орудий
в древности",
Практическое занятие "Древние технологии плетения поясов и оберегов",
"Экскурсия по музею "Природы и Человека",
"Археологический памятник поселение Аркаим",
"Курган Темир"
"Жилище каменного века" и т.п.
В заповеднике также идет бойкая торговля сувенирами, буклетами,
фотография, книгами, а также … амулетами (?!) с аркаимской символикой.
По сообщению агентства АСИ в 2003 году заповеднику Евросоюз
в знак признания его мировой культурной ценности выделил 300 тыс. евро.
Директором заповедника ныне является Зданович Геннадий
Борисович – кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и этнографии
Челябинского государственного университета, человек немало сделавший для
научного исследования, сохранения и создания этого действительно уникального
природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника.
Аркаим, как Мекка для оккультистов и сектантов
Впечатляющая древность раскопанного города - 17 - 20 век
до н.э. (эпоха Крито-Микенской цивилизации и Среднего царства Египта),
сложность и загадочность сооружений, принадлежащих к древнейшей индоевропейской
(точнее, индоиранской) цивилизации, давшей миру Веды и Авесту, будоражит
умы не только ученых со всего мира, но и всевозможных оккультистов и сект,
чье учение имеет хоть малейшую принадлежность культам и религиям
Нового и Древнего Востока и Индии. Версия астроархеолога К.К. Быструшина
о том, что Аркаим является оригинальной пригоризонтной обсерваторией, добавляет
интерес к нему и астрологов.
`Ежегодно в Аркаим со всей страны, и особенно, с близлежащих
регионов – Башкортостана, Челябинской, Оренбургской, Свердловской и др.
областей в заповедник "Аркаим" снаряжаются группы людей, как правило,
оккультно
настроенных, изучающих учения и практики в духе "Нью Эйдж", а также адепты
ряда сект (теософы, последователи
Саи Бабы, славянские
неоязычники и т.п.).
Известны случаи, когда некоторые уфимские "целители", направляли своих
пациентов в этот заповедник.
Постоянным потоком в Аркаим
стекаются потоки различных сектантов, неоязычников,
оккультистов, лжецелителей, гуру, ререхнутых и т.п..
Едут они туда не на историческую экскурсию, они починают
его на "место силы" и пытаются "зарядиться"
всевозможными "энергиями" и исцелиться
Место, где расположены археологические раскопки такие "туристами"
считается "святым", имеющим "положительную энергетику", способную облагородить
человека духовно и исцелить некоторые болезни. Медитация, упражнения Агни-йоги,
обряды магии и неспешные беседы "наставников" со своими учениками – повсеместное явление.
Появились откровения об Аркаиме от "Майтрейя – Владыки
Духовной Обители Шамбалой" и т.п., получаемых от контактеров вроде некоего
"учителя Юста".
К сожалению, масло в огонь подливают и сами ученые. Статья
"Магия Мандалы" доцента кафедры археологии Уральского ГУ (г. Екатеринбург)
Валентины Ковалевой, статьи Геннадия Здановича "Аркаим: Культурное и Духовное
Пространство", "Аркаим в контексте современности" и т.п. хотя и являются
во всех отношениях научными, но имеют очень сильный акцент и восторженный
тон на разъяснении оккультно-религиозных мировоззрений жителей Аркаима
и соответствующей символики архитектурных строений Аркаима. Все это создает
питательную среду для всевозможных мифов и псевдонаучных теорий, пророчеств
и видений российских оккультистов. И в итоге появляются заявления вроде:
Аркаим - место, с которого начнется духовное возрождение России, а зороастрийская
Авеста будет ее "новым и светлым Путем".
Неоязыческая святыня
С начала девяностых "Аркаим" оказался на щите славянских
неоязычников, и органично вплелся в оккультную и псевдонаучную теорию "Гипербореи",
согласно которой прародина "белых людей" - "арийцев" располагалась на Северном
полюсе. Похолодание и наступление ледников заставили этих "арийцев" искать
новое пристанище южнее. Пройдя вдоль Урала, они остановились в благодатном
крае, который отдельные авторы связывают как с "Семиречьем", упоминаемым
в "Авесте", так и с таинственным "Беловодьем" русских сказаний.
Южный Урал является, по мнению неоязычников, "второй прародиной
арийцев", впоследствии расселившихся оттуда по просторам Евразии от Карпат
на западе и до Китая на востоке. Этот регион стал рассматриваться, как
источник ведических верований и местом древнейшей в мире государственности,
столицей которой будто бы являлся "священный" Аркаим. Было время, когда
в заповеднике стоял щит "Здесь родился Заратустра".
Некоторые идут еще дальше, и называют эту государственность
"славянской", "русской", не скупясь на патетические определения. "Была
Русь, была грамота, были свои духовные ценности, и доказательством тому
– Аркаим", - заявляет Е. Щукин из ультранационалистической питерской газеты
"Наше Отечество". Автор "Народной защиты" В. Маликов, считает Аркаим "неотъемлемой
частью истории русского народа". Представитель иркутского отделения Национал-республиканской
партии России Леонид Нечипуренко в газете "Русскiй Востокъ" называет Аркаим
"символом русской славы".
Неоязыческая концепция, безусловно, пропитана расизмом,
апеллирует к "великой арийской цивилизации - матери русского племени",
призывает русских вспомнить о своих "расовых корнях" и "арийском происхождении",
объявляет Аркаим "местом исхода протославянской группы арийского народа".
И в то же время ее идеологи сокрушается по поводу современной духовной
зависимости "белой расы" от чуждой ей жидовской культуры, идущей "от пророка Моисея".
Тема Аркаима освящена на многих российских прославянских
неоязыческих internet-ресурсов.
Однако неожиданно у славянских неоязычников появились тюркские
конкуренты. С середины 1990-х годов в паломничестве на Аркаим стали участвовать
жители Башкортостана. Местные СМИ также начали проявлять интерес к Аркаиму,
соблазняя читателя псевдонаучными сюжетами о якобы особом климате на Аркаиме,
о присутствующей там "биоэнергии", о расположенном там "святом месте" и т.д.
Все это не могло пройти мимо башкирских националистов,
которые, подобно русским, начали лихорадочный поиск своих далеких первобытных
предков. Некоторые из них также обращаются к старой "арийской теории" -
они либо возводят всех башкир к арийским корням, либо стремятся связать
с арийцами какое-либо из отдельных башкирских племен.
Так, руководитель магнитогорской фирмы "Абзелил" Аль-Фатих
Фазылов, избранный в 1994 году вождем башкирского племени тамьян, отождествляет
Южный Урал с мифической Атлантидой, а исходной территорией арийцев называет
Абзелиловский район Башкортостана, где до сих пор живут члены его племени.
Это кажется ему достаточным для того, чтобы называть Аркаим и родственные
ему памятники духовным наследием коренного, т.е. башкирского, народа.
В известно свастике он пытается видеть в свастике отражение сути
древнейшего башкирского мировоззрения. Он придает огромное значение и тому
факту, что в основе планировки Аркаима лежит якобы особая "башкирская свастика".
Скандальный башкирский историк Салават Галямов, автор книг
"Основы башкордской индо-германской философии", "Сопоставительная грамматика
башкордского, курдского, английского, шумерского языков", также не обходит
Аркаим вниманием - строительство поселения он приписывает прямым предкам
башкир, а Заратустру объявляет башкирским пророком (?!!), жившим на Южном Урале.
По мнению С. Галямова мировая философия зародилась не в
Индии, Греции или Китае, ее родина - Башкирия. Он приписал башкирам почти
все достижения человеческой цивилизации и обвинил мировую науку в "своровывании"
их с целью приписки к другим народам. Согласно его теории, древние индийцы
и греки до того, как заселили Индию и Грецию, обитали на Урале и в Западной
Сибири. Следовательно, их философия родилась именно здесь. Ученый утверждает,
что одним из источников возникновения древнеиндийской философии является
башкирский эпос "Урал-Батыр". Так, среди древних индогерманских племен,
которые вторглись четыре тысячи лет тому назад на территорию Индии, был
знаменитый род куру из племени Бхаратов. Именно к этому древнеиндийскому
этнониму "куру" и восходит название двух современных народов – курдов и
башкурдов (башкир). На уровне мифологии это родство доказывается тем, что
древние ведические народы, как и башкорды, считали, что их небесной матерью
является богиня Хомай. Археологические раскопки на Урале последних лет
доказали, что башкорды издревле проживают на своей земле, а лингвистическая
наука подтверждает, что в древности башкордский язык относился к иранской
группе индогерманских языков, утверждает ученый.
С. Галямов в Башкирии не одинок, местный "историк-публицист"
Г. Шафиков объявил башкир прямыми потомками "аркаимцев-ариев", а "Урал
- это мозговой центр мира, границы двух его полушариев".
И масоны тут как тут
В Республике Башкортостан с 1997 года создана общественная
организация "Орден Мира" - классическая масонская секта, которая под видом
организации благотворительных социальным программ пытается внедрить свою
оккультно-сектантскую идеологию в молодежное движение Башкирии. Существует
на зарубежные гранты.
Аркаим стал обязательным местом для посвящения в "миротворцы".
И вот как этот обряд описывается в уставе этой неомасонской ложи:
2.3.5. Церемонии.
2.3.5.2. Присвоение статуса (степенного статуса, должностного статуса):
- присвоение степенного статуса "Подмастерье" производится
после прохождения церемониала "Посвящение в Миротворцы", который включает
в себя следующее: а) церемониал распространяется на представителей организации
прошедших адаптационный период в степенном статуе "Ученик", т.е. кандидата
в Миротворцы, выполнивших процедуру 2.3.4.1. Книги Конституций Ордена б)
время и дата проведения церемониала утверждается на Расширенном Капитуле
в) проводится под руководством "Мастера Ордена" не реже одного раза в год
г) основные требования к церемониалу:
1 - приезд в город Солнца "Аркаим",
2 - вхождение на гору "Покаяния",
где необходимо вспомнить о сотворенном зле и покаяться,
3 - "Очищение Огнем", т.е. прохождение
босыми ногами по трехметровой дорожке сложенной из горящих углей,
4 -"Очищение водой", т.е. войти
в воду реки Караганка и три раза окунуться с головой,
5 - прохождение на городище и
перед очагом священного огня предков нашей земли, произнести "Обет Миротворца"
и там же в качестве кульминации церемониала произнести гармоничную вибрацию
созидательного звука "Ом".
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви
1. Глоба Т. Русский астрологический сборник "Тамара", Москва, 1993.
2. Зданович Г.Б. Феномен протоцивилизации бронзового века
Урало-Казахстанских степей. Культурная и социальная обусловленность //
Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата, 1989.
3. Зданович Г.Б. Архитектура поселения Аркаим // Маргулановские
чтения // Сборник материалов конференции. Москва, 1992.
4. Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале. Гипотеза или установленный
факт? // Фантастика и наука (Гипотезы. Прогнозы). Международный ежегодник.
Вып.25. - Москва, 1992.
5. Зданович Г.Б. Аркаим: культурное и духовное Пространство // www.steppe.ru
6. Зданович Г.Б. Аркаим в контексте современности // www.steppe.ru
7. Ковалева В.Т. Магия Мандалы // www.steppe.ru
8. Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции. Том 1. Религия без Бога. –М.: Отчий Дом, 1997. –С. 227-228; 331-352.
9. Миссионерский путеводитель по Библии. –Киев: ИИЦ Украинской Православной Церкви, 2001. –208с.