Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Аркаим оккультно-сектантский


Аркаим: виртуальный мир неоязычников

Перед вами - статья, подробно рассматривающая "оздоравливающее" учение и безграмотные историко-лингвистические построения Владимира Путенихина, ежегодно читающего свои лекции на Аркаиме.

Владимир Путенихин, оккультист и руководитель общественной организации "Новый Аркаим"

 

Владимир Путенихин, оккультист и  руководитель общественной организации "Новый Аркаим"

***

Одним из новых направлений в исследованиях взаимоотношений мира и человека является "география восприятия". По своей структуре она подразделяется на несколько разделов: анализ состава образов; зависимости их содержания от особенностей индивидуума, его системы ценностей и психологической ориентации; изучение индивидуальных и стереотипных представлений пространства; изучение комплекса процессов познания среды индивидуумом; изучение смысла и ценности места. Такая методика сейчас применяется в основном для изучения городских сообществ. Существование человека в условиях "второй природы" - техносферы, а в дальнейшем и "третьей природы" - виртуальной реальности, приводит к настоящему времени, к разрушению понятия реальности как такового. Развитие урбанизации оторвало большую часть населения от взаимодействия с природными системами и переориентировало ее на существование в техногенных структурах, все более изолирующихся от природного мира. Льюис Мамфорд определяет человеческую цивилизацию как мегамашину, в которую иррациональные факторы включены как структурообразующие элементы. После того как эта мегамашина вырвала человека из природной среды, превратив его в социальную функцию, человек утрачивает отношение к миру как к живому и сакральному. Именно тогда вместо одухотворенного мира появляются храмы, жреческие таинства.

Аркаим. Остатки древних каменных культовых сооружения в степи

Аркаим. Остатки древних каменных культовых сооружения в степи

Современное неоязычество не выходит за рамки укоренившегося в обществе урбанистического мировосприятия. Мировоззренческая установка неоязычников на восстановление личного сакрального взаимодействия с миром в значительной степени реализуется через "святые места", притягивающие к себе тысячи паломников, жаждущих соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума тайной. В данном случае мы имеем дело не с возвращением к древнему языческому мировосприятию, а с перенесением функции храма на природный объект или чаще на археологический памятник.

Каждое природное место вызывает у человека или группы людей особые ощущения, имеющие смысл и значимость в системе ценностей. Символика мест часто влияет на поведение людей. Образ среды ассоциирован с определенными эмоциями и поведенческими ожиданиями, при этом воздействие среды может не осознаваться. На Южном Урале этот процесс можно проследить на примере Аркаима - протогорода эпохи бронзы, превращенного в сознании неоязычников в псевдохрам. Организация пространства и мистический ореол, которым она обладает, наделяет Аркаим свойствами виртуальной реальности.

***

Читайте также по теме:

***

Девид Дойч определяет виртуальную реальность не просто как технологию моделирования физических сред с помощью компьютеров. Виртуальная среда создается для нас нашим бессознательным. Она включает знание нефизических миров логики, математики, философии, а также воображение, вымыслы, искусство и фантазии. Таким образом, термин "виртуальная реальность" применим к любой искусственно сконструированной среде, в которой могут быть актуализированы миры, созданные сознанием. "Виртуальные миры" играют в наше время значительную роль в сложной сети взаимоотношений между человеческим "я" и реальностью. Внутри них мир приобретает магический смысл, и возникает иллюзия возможности "подчинить" себе силы природы. Вокруг Аркаима на ментальном уровне моделируется именно такая "реальность", вводящая человека в пространство фантазий и абстракций, где он теряет критерии различия реального и иллюзорного. Ее воздействие на человека сродни воздействию компьютерной виртуальной среды на оператора.

Но имеется одно существенное различие - искусственно сконструированный мир в сознании адептов неоязыческих культов и есть реальность. В соответствии со своими мистическими свойствами он призван наделять единичные события, происходящие здесь, символическим значением. Это можно проиллюстрировать при помощи одного из типичных описаний ощущений мистически настроенных людей от Аркаима, сделанных Л.Ю. Воинковой, представительницей курганского центра космоэнергетики "Жемчужина", "на каждой вершине мы подолгу сидели, впитывая их вибрации. А на горе Любви случилось вот что. На самой вершине мы взялись за руки и начали вслух хором читать молитвы. Затем более опытная, прочитавшая книги про Аркаим, Мария Григорьевна предложила нам помолиться четырем стихиям. Она молилась, мы ей вторили с энтузиазмом. Стояли мы на горе (стихия Земля), нам светило солнышко (стихия Огня), обдувал ветерок (стихия Воздуха). Не хватало стихии Воды, и она не замедлила появиться. С совершенно ясного неба нас окропило легким дождиком. Мы были в восторге, это было настоящее чудо. Через некоторое время легкое маленькое облачко чуть прикрыло солнце и еще раз побрызгало на тех, кто видимо еще сомневался. Ни до, ни после этого никакого дождя на Аркаиме в этот день не было". Таким образом, цель паломничества на Аркаим - ожидание чуда в режиме реального времени.

Мир для неоязычников сакрален не сам по себе. Сакральны виртуальные энергии, пронизывающие пространство. Бытие одухотворенных природных стихий, экзистенциально воспринимаемое древними язычниками, переосмысливается в рамках физикалистских категорий, свойственных современной эзотерике. Основной задачей адептов неоязыческих групп при взаимодействии с "виртуальной моделью" Аркаима является не столько объяснение мира, сколько овладение им. Сама "модель" творится в полном соответствии с этими целями. Она включает в себя изобретение псевдоисторических концепций, объектов, персонажей и четкую структуризацию сакрального пространства. Лидеры неоязыческих групп активно используют при воздействии на адептов методики погружения в виртуальную среду, которая должна способствовать быстрому программированию сознания. Американский писатель и публицист Джозеф Сизар использует для описания процессов воздействия на сознание применяемых "Церковью Саентологии" термин "психонаркотик". Воздействие психонаркотиков на волю человека сродни воздействию других страстей таких, как химические наркотики или азартные игры. По моему мнению, данный термин корректно использовать и по отношению к методам, используемым на Аркаиме лидерами неоязыческих групп.

Языческая духовность основана на личном опыте как абсолютном стандарте достоверности. Поэтому для адепта, введенного в соответствующее психоэмоциональное состояние посредством воздействия на сознание виртуальной среды, такой опыт может быть смоделирован.

При описании виртуальных сред программисты используют термин "фантомный образ". Это объект виртуального мира, свойства которого не встречаются в физической реальности, но вполне реальные в информационных системах. Он позволяет "погруженному" оператору почувствовать обратную связь от устройств, имитирующих реакцию виртуальной среды на различные виды воздействия. Любые изменения душевного состояния, происходящие на Аркаиме, адепты неоязыческих культов склонны связывать с прямым контактом с высшими силами. Прислушиваясь к этим изменениям, человек экзистенциально ощущает обратную связь сил и энергий Аркаима, преобразованных сознанием в "фантомные образы", а структура среды нивелирует индивидуальность отдельных действующих лиц и как бы предписывает нормы, образ поведения и сходную реакцию. Организованное пространство Аркаима вызывает чувства и ассоциации, которые, в общем, соединяются в ощущение всего окружающего. Это делает его, как и другие "святые места", высокоэффективным средством прямого и целенаправленного воздействия на процессы образного мышления мистически настроенных людей.

В структуру пространства Аркаима входит как сам протогород, так и окружающие его природные объекты, в основном высоты - сопки. Каждый элемент этой системы имеет особую функцию и символическое значение. Центром ее является сам Аркаим как точка, в которой пересекаются энергетические потоки от окружающих его объектов. Лидер одной из неоязыческих групп С.П. Мальцева определяет Аркаим как точку, которая соединяет в себе все виды существующей энергии, а для людей - конечный пункт движения энергии эпохи Кали Юга и отправная точка движения энергии новой эпохи - Сати Юга, то есть Аркаим соединяет в себе конец и начало для земли и для людей. Сам протогород воспринимается как место с мощной универсальной энергией, хранящейся в законсервированном состоянии. Высвобождение этой энергии способно принести общемировое избавление от зла и даровать бессмертие. В настоящее время для людей "открыта" только ее малая часть. "Ключ" от этой "энергетической кладовой" сможет получить новый "мессия" Эпохи Водолея. В настоящем ее хранят "Высшие духовные силы", отождествляемые С.П. Мальцевой с древним населением Аркаима. Протогород выполняет в системе "виртуального" пространства функцию энергетического центра, способного исцелять болезни, отпускать грехи и изменять мироощущение людей.

Но, по утверждению лидера организации "Новый Аркаим" В.П. Путенихина, для овладения силой Аркаима необходима подготовка. Неподготовленные люди нечего не видят и ничего не достигают. Подготовку предлагается пройти а виде тренингов, в ходе которых участники вводятся с помощью особых психотехник в измененное состояние сознания. При этом искусственное сакральное пространство служит для создания моделей коллективного поведения адептов, в целом схожих у всех неоязыческих групп при посещении Аркаима. Вот как описывает свои ощущения "Космоэнергет третей ступени" Светлана Рыжкова из уже упоминавшегося Центра космоэнергетики "Жемчужина": "В 9 часов утра идем на Городище вместе с Учителем и теми, кто будет получать Посвящение. Космоэнергеты встали, образовав два больших круга. Я подошла к Городищу поближе, все рассмотрела, тихонько постояла, потом легла на траву, закрыла глаза. Тут же мне показали необычные картины. Видения быстро сменили друг друга, я будто ушла в другую реальность. Из этого состояния меня вывели, обратившись ко мне: нам нужно было возвращаться".

Уральские неоязычники верят, что Аркаим сегодня равен по эзотерическому смыслу Шамбале. В рамках этой теории особый мистический смысл придается Великой Отечественной войне. Утверждается, что Гитлер стремился именно в Аркаимскую долину, желая обрести абсолютную власть при помощи его энергетики. Знания об этом нацисты якобы получили через мистические изыскания, проведенные институтом Аненербе.

Аркаим. Каменный идол. Судя по растоптанной земле у этой "святые" оккультистов к ней не прекращается поток молитвенников и идолопоклонников

Аркаим. Каменный идол. Судя по растоптанной земле у этой "святые" оккультистов к ней не прекращается поток молитвенников и идолопоклонников

Окружающие Аркаим высоты получили от адептов новых религиозных движений специальные названия, соответствующие их роли в виртуальной конструкции. Новая топонимика представляется как полученная через откровение от "Высших духовных сил" - "сверху идет напутствие нам, обычным людям, которые должны понять название гор не в обычном человеческом понимании, а по Истине".

Гора Шаманка занимает среди них ключевое положение. Свое неофициальное название она получила от участников раскопок Аркаима. Эта вершина является центром Аркаимской долины. Укрепленные поселения синташтинской культуры ХIХ-ХVI вв. до н.э., как правило, размещались рядом с такими высотами, игравшими большую роль в религиозных представлениях древних индоевропейцев. Среди адептов новых религиозных движений эта высота носит также название "гора Покаяния и Силы воли". Они верят, что энергетика этого места способствует обретению власти над собой и дарует откровения. На вершине горы несколько лет назад ими была выложена каменная спираль. По ней нужно пройти к центру и обратно, обращаясь к "Высшим силам" с просьбой даровать прощение и прощая других. Совершая этот ритуал, "мы попадаем в иное измерение, где разрушение организма прекращается, мы выздоравливаем и избавляемся от проблем". Считается также, что если намерения человека чисты, гора даст просящему все, что он пожелает. Чтобы эта "машина" для исполнения желаний сработала, проводится следующий обряд: нужно взять четыре небольших камня и, пройдя по спирали к ее центру, бросить их по четырем сторонам света, проговаривая про себя свое желание. Этот обряд совершают целые группы по 20-30 человек под руководством наставников.

Гора Любви (Воронья) - господствующая вершина Аркаимской долины. Здесь адепты обращаются к "Высшим силам", "несущим добро и любовь", для осознаня миссии, с которой человек послан на землю. С горой Любви связана родившаяся в среде неоязычников легенда: когда молодые люди, жившие в древнем Аркаиме, создавали семью, после свадьбы их увозили в храм Любви, который стоял на вершине горы, и оставляли там на 31 день. Им приносили еду и все необходимое. Никто не мог их видеть и говорить с ними. Там проходил великий ритуал, там создавалась Семья там зачинался первый ребенок. Считается, что в наше время на этом месте люди могут найти любовь и примирение. Никаких остатков древних сооружений археологами на вершине не обнаружено, но это не мешает существованию легенды о храме Любви. Кустарник на вершине покрыт огромным количеством лент, которые принято здесь повязывать на удачу. Этот обычай широко распространен на Урале. Ленты часто повязывают в определенных местах, например, во время свадеб. Здесь мы имеем дело с элементом древней тюркской традиции повязывания в священных местах матерчатых лент - кыйра. Это обряд почитания природных объектов и стихий. Содержание обряда - самоотдача человека, его благодарность Богу за жизнь, за природу, за стада. Традиционно кыйра принято повязывать при растущей луне, утром или днем - и никогда на закате солнца. Причем, поскольку это обряд благодарности природе, состояние души должно быть радостным. Изначального смысла этого обряда современные адепты, как правило, не понимают, но продолжают совершать, придавая ему иное, более утилитарное значение. Чаще всего ленты в наше время повязывают, сопровождая этим свою просьбу к высшим силам.

Еще одним "энергетическим центром" является гора Разума (Черкасинская сопка). По сложившейся на Аркаиме легенде, она способна избавить человека от любых жизненных ошибок в будущем.

Большую роль в формировании виртуальной среды Аркаима играют псевдоисторические концепции, призванные найти истоки его мистических свойств и доказательства древности, изначальности предлагаемой веры. Характерное для язычества представление о непосредственном участии потусторонних сил в жизни людей порождает представление об истории человечества как арене непрестанной борьбы сил света и тьмы. Временная победа последних в "Эпоху Рыб" породила, по мнению неоязычников, лжеисторию, а открытие Аркаима, в преддверии наступления "Эпохи Водолея", сделало доступным прямой контакт с силами света и позволяет познать истину через откровения.

Уральские Анастасиевцы заявляют, что "Аркаим был создан расой, рожденной от богов, взамен цивилизации "атлантов", погибшей, не выполнив своей миссии. "Из всех рожденных от "Богов" самых способных отбирали и собирали в Аркаиме для обучения. Всего четыре поколения, что от "Богов с небес сошедших" были рождены, прошли курс обученья в Аркаиме. Когда "совет Богов" решил, что знание, что ариям было дано, уже не сможет затеряться среди людей, они ушли с Земли. А город-школу Аркаим последние ученики сожгли перед уходом, землей засыпав, чтоб скрыть то место от других племен". Славянские неоязычники представляют уральский Аркаим, как "святой Кайле-град прародителя Богумира или родовича Имы, согласно "Веде славян" и "Книге Велеса". И более известный град авестийского, то есть древнеиранского, царя Йимы".

Вариантов псевдоистории Аркаима у неоязыческих движений великое множество, но все они сходятся в том, что это древний сакральный центр, созданный сверходаренным в духовном плане народом, находившимся в прямом контакте с высшими силами и выполнявшим миссию просветления человечества. Причем любые научные теории отвергаются как сознательное искажение истины, а историки, в том числе научные сотрудники Центра "Аркаим", обвиняются в замалчивании подлинного положения вещей. Эти представления базируются на концепции древнейшего "Мирового Заговора", имеющего целью свернуть человечество с пути истинной духовности на путь тьмы. Авторы псевдоисторических концепций в данном случае вовсе не стремятся создать целостную картину прошлого. Их цель иная. Это психологическая подготовка мистически настроенных людей к некритическому восприятию религиозных концепций и образов виртуальной среды Аркаима. Все, что противоречит этому, объявляется сознательной ложью и происками "тьмы".

Существует целый ряд неоязыческих движений, которые не просто используют виртуальную среду Аркаима в мистической практике и воздействии на сознание адептов, но и предлагают его в качестве базовой основы своих идеологических конструкций. Среди них можно выделить как коммерческие, занимающиеся торговлей спиритуальным товаром, так и группы богоискателей. Эти движения, различные как по мировоззренческим установкам, так и по целям, объединяет признание Аркаима важнейшим духовным центром Евразии. Некоторые из них используют Аркаим как бренд для привлечения клиентов. Типичными организациями, позволяющими проиллюстрировать мировоззрение и основные цели культов подобного типа, являются "Новый Аркаим" и "Школа Аркаим". Среди нескольких десятков околоаркаимских движений они наиболее последовательно пропагандируют мистические свойства памятника.

Общественная организация "Новый Аркаим", зарегистрированная в Республике Башкортостан и активно действующая на территории Южного Урала, является типичным движением коммерческой направленности. Лидер организации, Владимир Петрович Путенихин, по специальности психофизиолог, по роду деятельности - бизнесмен, автор ряда книг и статей в области оздоровительных и духовных практик. Как большинство движений, так или иначе связанных с Аркаимом, организация строит свою идеологию на собственных трактовках феномена южноуральской "Страны городов" и переосмыслении в оккультном духе древних языческих представлений народов Евразии. Вместе с этим В. Путенихин утверждает, что движение "Новый Аркаим" занимается "изучением путей спасения от надвигающейся катастрофы, которая в результате неразумной деятельности человека стоит на нашем пороге".

Как большинство оккультных групп, движение детерминировано гностическими установками на преобразование окружающего мира и человека через сверхъестественные практики. Общим мотивом для всех участников движения являются идеалы "саморазвития" и "просветления". Вероучение движения "Новый Аркаим" носит компилятивный характер. В. Путенихин снимает поверхностную кальку с древних пультов, совмещая их с магическими ритуалами собственного изобретения. Сам автор определяет себя как ниспровергателя "искусственно навязанных" представлений и борца за возрождение древней истины. Бог представляется кап совокупность полей, энергий и мыслеформ. непрерывно взаимодействующих между собой. Человек, посредством определенных техник, может "общаться с богом непосредственно". Таким образом, духовная жизнь превращается в технологию, которой можно овладеть под руководством лидеров движения.

Идеологический фундамент движения - псевдоисторическая концепция, изложенная В. Путенихиным в ряде брошюр, где автор пытается доказать, что вся мировая цивилизация имеет уральские корни. В концепции причудливо переплетены выдержки из публикаций уральских археологов, исторических трудов, "Тайной доктрины" Е. Блаватской, произвольно выбранные места из древних индийских текстов и собственные размышления. Причем автор использует в своих работах даже байки, родившиеся в среде археологов, выдавая их за древние предания: к примеру, о том, что на Аркаиме жил Заратуштра. Своим работам В. Путенихин пытается придать форму научного труда, в котором "синтез методов биологии, географии, истории и лингвистики позволил отбросить надуманные факты, отказаться от предрассудков, обнаружить ключи, открыть двери и прочитать сообщения наших предков". Следует заметить, что обо всех этих науках автор имеет сугубо приблизительные представления.

Псевдоистория В. Путенихина строится на парадоксальной гипотезе о существовании в древности на территории современной Челябинской области и Башкортостана мифической "Уранской империи", одним из центров которой был Аркаим. Будущие жители Урании появились на Урале после гибели северного материка Арктиды и обрели здесь "вторую прародину". Сам Южный Урал представляется как библейский Эдем. Автор указывает даже его точные координаты - это гора Иремель. откуда в форме свастики растекаются в разные стороны четыре великих реки Эдема - Уфа, Урал, Волга и Обь.

Постоянным потоком  в Аркаим стекаются потоки различных сектантов, неоязычников, оккультистов, лжецелителей, гуру, ререхнутых и т.п.. Едут они туда не на историческую экскурсию, они починают его на "место силы" и пытаются "зарядиться" всевозможными "энергиями" и исцелиться

Постоянным потоком  в Аркаим стекаются потоки различных сектантов, неоязычников, оккультистов, лжецелителей, гуру, ререхнутых и т.п.. Едут они туда не на историческую экскурсию, они починают его на "место силы" и пытаются "зарядиться" всевозможными "энергиями" и исцелиться

Постоянным потоком  в Аркаим стекаются потоки различных сектантов, неоязычников, оккультистов, лжецелителей, гуру, ререхнутых и т.п.. Едут они туда не на историческую экскурсию, они починают его на "место силы" и пытаются "зарядиться" всевозможными "энергиями" и исцелиться

Общество в древней Урании, по мнению В. Путенихина, делилось на касты, которые отличались друг от друга не только общественными функциями, но и внешним обликом. Позднее эти касты трансформировались в этносы тюрок, славян и прочих евразийских народов. Таких каст насчитывалось восемь: урусы (русы) - административно-управленческая, варяги — торговая, тюрки (они же половцы, кипчаки, казаки) - военная, арии - жреческая, шумеры - научная, самураи - разведывательная, харибу - финансово-ростовщическая, маги - врачебная. Далее с Южного Урала шло распространение народов к югу, где они вели войны с черными потомками атлантов. Движением "Новый Аркаим" даже была предпринята экспедиция с целью доказательства возможности добраться с Урала в Аравию водным путем. Причем, как утверждает автор, только война в Ираке воспрепятствовала ее успешному завершению. Эта вполне сознательная фальсификация, рассчитанная на мистически настроенную часть населения Башкирии и Урала, т.е. именно того региона, где движение активно вербует потенциальных адептов. Для доказательства своих идей автор приводит различные псевдолингвистические реконструкции. Достаточно небольшого примера: автор заявляет, что этнонимы ирландцы, ирокезы, сирийцы, иранцы и прочие содержат в себе корень ИР (тюрк. - мужчина) и являются потомками "племенного союза ИРА", а название столицы Башкортостана Уфа - это УРА, одна из столиц Урании". В своих трудах В. Путенихин эксплуатирует понятие "уральская раса", приписывая ей роль изначального носителя истиной веры и духовного наставника человечества. К уральской расе автор относит тюрок, славян и ряд других евразийских народов, призывая их встряхнуть с себя проклятое оцепенение, вызванное параличом памяти и возродить древний культ, реконструируемый лидером движения.

Термин "уральская раса", используемый в антропологии, означает расу, занимающую промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами. Характеризуется прямыми тёмными волосами, средним развитием третичного волосяного покрова, умеренной пигментацией кожи, преимущественно карими глазами, иногда уплощённым лицом, сильно развитой складкой верхнего века, узким, умеренно выступающим носом с вогнутой спинкой. Распространена в Западной Сибири (ханты, манси, северные алтайцы и некоторые группы хакасов). Конструируя новую "историческую реальность" В. Путенихин отождествляет "уральскую расу" с народами Урании и использует этот термин для пропаганды среди своих последователей модели социального поведения, основанной на осознании расовой исключительности. Эта, безусловно, конфликтная модель усугубляется тем, что серьезно воспринять идеи В. Путенихина готовы люди с низким уровнем социализации и образования, то есть маргинализированные элементы общества, представляющие из себя взрывоопасную среду. Самооценка таких индивидов поднимается до статуса потенциальной элиты, не подкрепляясь реальным положением вещей.

Религиозная концепция движения строится на гипотезе о существовании в древности "единой великой религии". "Творец в этой (древней) религии носил одно и то же имя. Его называли Сварог на славянском, Тенгра на тюркском. Аэсура на иранском, Зевсом на греческом, Тиу на древнегерманском. Но все это не есть "голубое небо", это не персонификация небес - это имя значит нечто большее. Оно означает "Небесный отец", Божественный отец". "Всевышний". Причем зороастризм, митраизм, славянское и тюркское язычество суть варианты единой веры, которые принадлежали не отдельным этносам, а именно уральским кастам. Переосмысливая, таким образом, тезис о существовании древней индоевропейской общности, В. Путенихин делает вывод о духовном родстве народов Евразии. Но этот вполне здравый вывод служит в идеологии движения поводом для конфронтации с мировыми религиями. "Новые" религии" - христианство и ислам - "сфабрикованы теми, кто хотел властвовать над миром", постепенно лишая евразийские народы "истинной веры" и осознания своего религиозного единства. Христианство объявляется порождением ассирийских лунных культов, откуда иудаизм, а затем христианство заимствовали ряд базовых мифологических сюжетов. Нападки на христианство и ислам, как у ряда других подобных течений, основываются на тезисе о запуске в человечестве программы низведения человека до положения раба и "лишения человека его божественной сущности".

Возможность приобщения к сакральному адепты движения "Новый Аркаим" видят в вычленении осколков "веры предков" в зороастризме, митраизме, тюркском и славянском язычестве и пр., предлагая митраизм в качестве основной альтернативы христианству и исламу. Причем культ Митры должен способствовать достижению адептом состояния человекобога. Ему дается "власть над материей" и "все мировые тайны становятся прозрачными" перед ним. Поэтому, по мнению В. Путенихина, народу в древности давались лишь внешние образы, а посвященным открывалась тайна того, что обряды имеют реальную силу. Автор склонен приписывать митраизму обряды собственного изобретения. В частности, он заявляет, что способен путем особых поз и дыхательной гимнастики накапливать энергию Солнца. Митраизм, по словам В. Путенихина, в настоящее время "сохраняя молчание, накапливает духовную и физическую мощь. Непобедимый бог ждет своих последователей".

Истинные цели движения на самом деле далеки от духовных. Провозглашаемое возрождение древней веры ставится на сугубо коммерческую основу. Объявив Аркаим наполненной светлой энергией прародиной человечества, где "духи наших предков улыбаются нам", В. Путенихин предлагает попавшимся на крючок заплатить за "овладение силой Аркаима" в рамках "школы успеха". Поскольку природа божественна, а Сознание и энергия биоценоза Земли на ступень выше человеческих, существуют точки наибольшей концентрации божественной энергии. Аркаим провозглашается одним из таких мест. Известный футуролог Э. Тоффлер дал прекрасное определение для подобного рода деятельности - "торговля спиритуальным товаром". Бизнес на мистических настроениях общества приобрел в наше время широчайшие масштабы.

В свете этого религиозные и исторические новации В. Путенихина предстают как рекламная компания, основной слоган которой звучит так: "Аркаим это центр духовности. Это призма веры, через которую можно узреть новый мир - мир успеха, в котором нет места болезням и страданиям, слабостям и разочарованиям". Клиентам предлагается пройти четыре ступени совершенствования. На первом этапе они знакомятся с Путенихинским видением истории "аркаимской" цивилизации и преподносимыми как древние "методиками оздоровления". Далее следует 24-часовая "школа успеха", включающая "овладение навыками оздоровления, очищения, магнетической силой, овладение непроявленными законами достижения успеха в бизнесе, спорте, науке, управлении и обучении". Дальнейшие занятия проводятся в виде 4-х дневных тренингов с выездом групп на Аркаим, где методисты движения "подключают" клиентов к "энергии Аркаима", учат "навыкам общения с эгрегорами и реализации желаний".

Четвертый этап предполагает достижение совершенства, которое понимается как духовное и физическое преобладание над людьми. При этом уже готовые адепты движения приобщаются к "тайнам древних религий и сокровенным ритуалам древней магии". Таким интенсивным погружением в "мистический опыт" достигается эффективное психологическое воздействие на участников. Этот конвейер "совершенствования" заканчивается выдачей соответствующих сертификатов. Но именно четвертый этап наиболее важен для движения "Новый Аркаим". Здесь отфильтровываются "случайные" люди и вербуются адепты веры, готовые к восприятию неоязыческой концепции в качестве собственного мировоззрения. Обыденная рефлексия адептов на действительность преломляется через миф. При этом заново "преображенный" адепт искренне считает, что на самом деле несет свет "истиной веры". Такая мотивация участников движения позволяет эффективно использовать их в достижении коммерческих целей проекта.

Неоязыческая группа "Школа Аркаим" также тесно связывает свою деятельность именно с этим археологическим памятником. По утверждению лидера движения Светланы Петровны Мальцевой, она получает здесь откровения от "Высших духовных сил" и является проводником энергетики солнца и Аркаима, способна ее аккумулировать и передавать людям. Лидер группы уверена в своей особой миссии, суть которой - помочь возможно большему числу людей "легче перенести конец апокалипсиса и войти в новую эпоху Водолея, а, следовательно, в жизнь вечную". Осуществить это возможно через синхронизацию собственной энергетики человека с энергией Космоса. Если человек встроится в эти энергетические потоки, то он достигнет гармонии. Причем такое встраивание легче всего может быть осуществлено на Аркаиме. Само учение не представляет большого интереса. Это нагромождение из некоторых христианских идей и элементов идеологии "Нью эйдж", переосмысленных с учетом отрывочных знаний создательницы о философии и религии.

Но нас в данном случае интересует пример личностного опыта восприятия лидером и адептами виртуальной среды Аркаима. Учение практически целиком строится на придании символического значения всем событиям, происходящим на Аркаиме. Любое природное явление воспринимается как знак свыше. Расшифровка их "скрытого мистического смысла" - основная задача групп, привозимых сюда С.П. Мальцевой. Обычное изменение цвета луны при восходе трактуется как знак, данный Богородицей о том, что "святая земля" готова предавать свою энергию и знания. Лидер движения утверждает, что "Высшие духовные силы Аркаима" руководят ей непосредственно и "вдохновляют" ее на написание книг "откровений". Эти книги, как и аудиокассеты с записями целительских сеансов, С.П. Мальцева активно реализует через Интернет. Наибольшее влияние эти мистификации имеют на людей, связанных с городской средой. Оторванность от природы, адаптация к искусственным условиям существования делают горожан более подверженными воздействию столь же искусственных идеологий таких, как доктрина "Нью эйдж". Подтверждением этому могут служить результаты исследований, проведенных нами в летний сезон 2006 г. на Аркаиме. Более 80 % опрошенных указали в графе "что привлекло вас на Аркаим" - "высокая энергетика этого места", при этом 90 % из них являются именно жителями городов.

Виртуальная среда Аркаима сочетает в себе комплекс пространственных объектов и связанных с ними мифологем, которые возникли в процессе переосмысления его пространства в эзотерическом плане. Важным параметром этой среды, определяющим эмоциональный фон ее восприятия, является иллюзия включенности в значимые процессы и самореализации через них. Попадая на Аркаим, человек оказывается внутри нового мифа, а миф как универсальный символический комплекс, задающий человеку программу определенных смыслов и тем самым моделирующий его деятельность, создает соответствующий среде стереотип поведения. В этих условиях среда начинает самостоятельно воздействовать на сознание подготовленного индивида своими символами и облегчает лидерам различных псевдорелигиозных групп возможность манипуляции. Внутри подобных виртуальных сред духовное совершенствование из длительной и кропотливой работы над собой превращается в магический конвейер. Таким образом, вульгарные религиозные концепции, в большинстве своем лишенные философской глубины и высокой этики и не способные волновать умы в реальном мире, находят свою питательную почву в виртуальном пространстве, созданном на Аркаиме неоязыческими движениями.

Михаил Угаев, специалист

Челябинского Центра научно-технической информации

 

Опубликовано по:

Степи и лесостепи Зауралья: материалы к исследованиям.

Челябинск: издательство "Крокус", 2006.  - С.176-183

 

 
Читайте другие материалы раздела "Культ Аркаима. Аркаим как "святыня" неоязычников, оккультистов и сектантов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru