Макарий Великий. Слово пятое. О возвышении
ума
1. Блаженный Моисей в той славе Духа,
которая сияла на лице его, и на которую не мог взирать
ни один человек, представил нам образ, как в воскресение
праведных прославлены будут тела Святых тою славою,
какую верные души Святых еще ныне сподоблены иметь во
внутреннем человеке. Ибо сказано: мы откровенным лицем,
то есть во внутреннем человеке, славу Господню взираем,
в той же образ преобразующеся от славы в славу (2 Кор.
3:18). О Моисее написано еще, что сорок ночей и столько
же дней не вспомнил он ни о пище, ни о питии; а это
свойственно не человеческой природе, разве только Моисей
приобщался духовной пищи, - той самой, какой святые души
еще ныне причащаются от Духа.
Преподобный Макарий Великий Египетский
2. Та слава, какою здесь еще обогащаются
души Святых, в воскресение покроет и облечет нагие тела,
и восхитит их на небеса; и тогда уже будут они вместе и
телом и душею непрестанно упокоеваться в царствии
Божием. Бог, сотворив Адама, не дал ему телесных крыл,
как птицам, потому что намерен был по воскресении
даровать ему духовные крыла, чтобы на них воспарял и
восхищаем он был, без сомнения, куда восхощет Дух. Сии
же умные крыла дано еще ныне иметь душам Святых, и они
восторгают Святых к небесному мудрствованию; потому что
у христиан иной мир, иные одеяния, иная трапеза, иное
наслаждение. Ибо знаем, что Христос придет с небес
воскресить почивших от начала века, как учат и
Божественные Писания, и что разделит Он воскрешенных на
две части, и так далее.
3. У кого в попечении, как можно
совершеннее, преуспеть в христианской жизни, тем
преимущественно надлежит со всею рачительностию
позаботиться о смысле, рассудке и о владычественной силе
души, чтобы, в точности произведя различение хорошего и
худого, и от чистой природы отделив страсти привзошедшие
вопреки природе, могли они жить непреткновенно,
рассудком пользуясь, как оком, и в состоянии были не
соглашаться на побуждения к пороку. Ибо в душе есть
желание - телесные члены соблюдать чистыми от
испорченности чувств, ограждать себя от мирских
развлечений, охранять сердце, чтобы помыслов своих не
рассеивало по всему пространству мира, но отвсюду их
собирало и удерживало от земных попечений и
удовольствий. Посему, Господь, когда видит, что человек
живет таким образом, ведет себя с такою строгостию и
готов служить Ему со страхом и трепетом, тогда подает
ему помощь благодати Своей. Но что было бы делать Богу с
тем, кто добровольно предает себя миру и ходит во след
его удовольствий?
4. Пять оных трезвившихся дев, которые в
сосуды сердца взяли необычайный для их природы елей, то
есть благодать Духа, возмогли войти с Женихом в брачный
чертог. Другие же юродивые и злые девы, удовлетворившись
собственною своею природою, не трезвились и не потщились
в сердца свои взять тот же елей радования, но как бы
предались сну по причине нерадения, лености и самомнения
о своей праведности; почему и чертог царства для них
заключен. Ибо явно, что были они задержаны какими-нибудь
мирскими узами и мирскою приязнью, а потому и не оказали
небесному Жениху совершенной своей любви и
приверженности. А души, взыскавшие сей необычайной для
природы их святыни Духа, всею своею любовью
прилепившиеся ко Христу, там ходят; там молятся, там
рассуждают, там размышляют, удалившись от всего прочего.
Ибо пять душевных чувств: разумение, ведение,
рассудительность, терпение, милость, если приимут свыше
благодать и святыню Духа, будут истинно мудрыми девами.
Если же остаются при своей природе; то подлинно делаются
юродивыми, и оказываются чадами мира.
5. Как порок есть нечто странное для
нашей природы, - он вкрался в нас вследствие
преступления первого человека, и мы приняли его, и со
временем сделался он для нас как бы природою: так сим
необычайным для нашей природы (разумею дар небесного
Духа) надлежит нам опять изгнать порок из естества
нашего, и восстановить себя в первобытную чистоту.
Почему, если не достигнем сего многими молениями, верою,
внимательностью и отвращением от мирского, и если
оскверненная пороком природа наша не будет освящена оною любовию, то есть, Господом, и не пребудем до конца
непреткновенными, исполняя Божественные Его заповеди; то
не возможем получить небесного царства.
6. Намереваюсь по возможности изложить
некоторое тонкое и глубокое учение. Беспредельный и
бесплотный Господь по беспредельной благости плототворит
Себя; Великий и Пресущественный, как сказал бы иной,
умаляется, чтобы прийти в возможность срастворяться с
умными Своими тварями - душами, разумею Святых и
Ангелов, чтоб и для них сделалось возможным причащаться
бессмертной жизни Его Божества; потому что всякая тварь,
и Ангел, и душа, и демон, по собственной своей природе,
есть тело. Ибо хотя они утонченны; однако же, в существе
своем и по отличительным чертам и по образу
соответственно утонченности природы своей, суть тонкое
тело, тогда как это тело в существе своем дебело. Так и
душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась
членами сего тела, облеклась оком, которым смотрит,
облеклась и этим ухом, которым слышит, и рукою, и
ноздрями, и одним словом, душа облеклась всеми членами
тела и срастворилась с ними; вследствие чего и совершает
все отправления, какие предлежат ей в жизни. Подобным же
образом, неизглаголанная и недомыслимая благость
Христова умаляет, плототворит себя, срастворяется с
верными и любящими Христа душами, объемлет их и, по
изречению Павлову, бывает с ними един дух (1 Кор. 6,
17), душа, так сказать, в душу и ипостась в ипостась,
чтобы таковая душа могла жить Его Божеством, достигнуть
бессмертной жизни и наслаждаться нерастленным
удовольствием и неизреченною славою.
7. Для такой души Господь, когда угодно
Ему, бывает огнем, пожигающим в ней все негодное и совне
привзошедшее, как и Пророк говорит: Бог наш огнь
потребляяй есть (Втор. 4:24); а иногда бывает
неизреченным упокоением, иногда же радостью и миром
согревает и объемлет душу. Ей только должно прилагать
старание любить Его и угождать Ему добрыми нравами, и на
самом опыте, для самого чувства осязательным образом,
увидит она те неизреченные блага, ихже око не виде и ухо
не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2: 9),
и какими только бывает Дух Господень то в упокоение, то
в радость и наслаждение и в жизнь душе, оказавшейся Его
достойною; потому что плототворит Себя как в духовную
пищу, так и в ризу и в неисповедимые лепоты, чтобы таким
образом исполнить душу духовного веселья. Ибо говорит:
Аз есмь хлеб животный (Ин. 6:51), и: пияй от воды, юже
Аз дам, будет в нем источник воды текущия в живот вечный
(Ин. 4:14).
8. Так Бог являлся каждому из иереев и
Святых, как Его была на то воля, и как полезно было
сподобившемуся видения; например: иначе являлся Аврааму,
иначе Исааку, иначе Иакову, Ною, Даниилу, Моисею, Давиду
и каждому из Пророков, умаляя и плототворя Себя, как
сказано, преображаясь, и сим любящим Его, по великой и
недомыслимой любви, какую имел к ним, давая Себя видеть,
не каков Он Сам в Себе, потому что Бог невместим, но
соответственно их вместимости и силе.
9. Душа, сподобившаяся вместить в себе
силу свыше и оный Божественный огнь, имея в членах своих
срастворенную любовь небесного благого Духа, совершенно
отрешается от уз порока. Как железо, или свинец, золото
и серебро, вложенные в огонь распускаются и твердость
своего естества пременяют в мягкость и, пока бывают в
огне от силы огня делаются неупорными, уступчивыми,
сложившими с себя естественную свою твердость: так душа,
прияв в себя небесный огнь духовной любви, устраняется
от всякого пристрастия к духу мира, освобождается от уз
порока, отлагает естественную свою греховную жесткость,
все мирское почитая малым и недостойным уважения.
Сказываю же, что, если будут у ней крайне любимые
братья, и станут ей препятствовать в оной любви, то и от
них отрекается душа, плененная такою любовью. Ибо, если
плотская любовь вступающих в брачный союз разлучает с
отцем, с матерью, с братьями, и если кто любит кого из
них, то любит не много, все же расположение и всю
привязанность устремляет к сожительнице своей, и если
плотская приязнь так отрешает от всякой другой мирской
приязни: то предавшиеся оной бесстрастной любви едва ли
могут быть задержаны чем-либо мирским.
10. Бог, как благий и человеколюбивый,
долготерпелив и весьма ожидает покаяния от каждого из
согрешающих, обращение кающегося вменяя в небесный
праздник. Ибо Сам говорит: радость будет на небеси о
едином грешнице кающемся (Лк. 15:7). Но, если кто, видя
сию благость и долготерпение, видя, что, Бог не
наказывает за каждый грех, ожидая, как сказали мы,
покаяния, презрит заповедь и самую благость, - увы! -
обратит в повод к небрежению, присовокупляя грех ко
греху, на одном грехопадении созидая другое, леность
прилагая к лености; то исполнит он меру грехов, и
уловлен уже будет таким грехом, из которого невозможно
ему восстать, и он погибает, вотще спасаясь от
сокрушения и в конец преданный лукавому. Так было с Содомлянами; они исполнили, даже превзошли, меру грехов;
и, когда не осталось в них, так сказать, искры покаяния,
- по суду Божию стали добычею огня. Так было при Ное.
Предавшись необузданным стремлениям к пороку, не
показывая в себе никакого покаяния, люди собрали для
себя такое бремя грехов, что совершенно растлили в
совокупности всю землю. Так к Египтянам, которые много
согрешали и оскорбляли народ Божий, Бог был благ, не
предавал их совершенному истреблению, но разными казнями
вел к покаянию. Когда же, едва обратившись к Богу, снова
возвращались к пороку, предавались прежнему неверию, и
напоследок погнались за изведенным Божиим народом: тогда
суд Божий истребил и погубил их совершенно. Так, когда
Израиль много согрешал и убивал Пророков Божиих, - Бог
сохранял обычное Ему долготерпение. Но когда Израильтяне
до того преуспели в злобе, что не устыдились достоинства
Владыки, но и на оное возложили убийственные руки: тогда
навсегда они отвержены и низринуты; отняты у них
пророчество, и священство, и богослужение, и даны
уверовавшим язычникам.
11. Усердно притечем к зовущему Христу,
изливая пред Ним сердца, не будем с упорством
отчаиваться в своем спасении. Ибо и это ухищрение
лукавого - напоминанием о прежних грехах доводит до
отчаяния. Но нам должно представлять, что если Господь,
пришедши, был врачом и целителем слепых, расслабленных и
глухих, воскрешал подвергшихся уже тлению мертвецов; то
кольми паче исцелит слепоту ума, расслабление души и
глухоту нерадивого сердца; потому что не иной кто, но Он
же Сам, сотворивший тело, сотворил и душу. И если так
благоволил и милостив был к тому, что разрушается и
умирает; то не тем ли паче человеколюбиво уврачует
бессмертную душу, которая была одержима недугом порока и
неведения, и потом к Нему притекает и Его просит? Ибо
Его это слово: Отец Мой небесный не сотворит ли отмщение
вопиющих к Нему день и нощь? Ей глаголю вам, сотворит
отмщение их вскоре (Лк. 18:7). И также: просите, и
дастся вам (Мф. 7:7); еще: аще и не даст ему, зане друг
ему есть: но за безочство его востав даст ему, елика
требует (Лк. 11:8). А сим убеждает Он просить неотступно
и постоянно; потому что ради грешников и пришел, чтобы
их обратить к Себе. Только мы, отступив от прежних худых
дел, предадимся Господу; а Он не презрит, но готов будет
подать нам Свою помощь.
12. Как в рассуждении одержимых болезнью
и немощью, когда тело их не в состоянии уже принимать
пищи и пития, ведет сие к отчаянию и служит признаком
смерти; почему, друзья и родные начинают при сем
плакать: так Бог и Ангелы достойными великой скорби и
слез признают те души, которые не в состоянии питаться
небесною пищею. Посему, если сделался ты престолом
Божиим, и Бог восседает в тебе, если душа твоя стала вся
духовным оком, вся - светом, насыщена оною пищею Духа,
напоена живою водою, духовным вином, веселящим сердце,
если облек ты душу в ризу неизреченного света, если
опытно и несомненно дознал все сие внутренний твой
человек: то живешь уже ты вечною жизнью, и в настоящее
время упокоеваясь во Христе. Если же не получил ты сего
и не вошел в обладание сим; то проливай горячие слезы и
рыдай, что не имеешь еще такого богатства, и да будут у
тебя и забота и непрестанное моление о нищете твоей. И о
если бы хотя ощущение своего убожества явилось в том,
кто пребывает в оном, и не вел бы он себя беззаботно,
как пресытившийся Божественным богатством! Ибо сказано:
ищай обретает и толкущему отверзется (Мф. 7:8).
13. Если и оный составный елей имеет
столько силы, что помазанные им вступают уже в
царственную славу; то кольми паче те, у которых ум и
внутренний человек помазаны освящающим елеем радования,
и которые прияли залог благого Духа, взойдут в меру
совершенства, то есть, царства и сыноположения Христова,
соделавшись сотаинниками самого Царя, когда угодно, имея
право входить ко Отцу и исходить от Него. Ибо хотя и не
получили они совершенного наследия, будучи обложены еще
тяготою плоти: однако же, по причине залога Духа,
несомненно для них уповаемое, и что воцарятся со Христом
и будут в обилии и полноте Духа, не сомневаются они в
этом, потому что, находясь еще в плоти, испытали уже
оную силу и оное наслаждение. Ибо нисходящая благодать
чрез очищение внутреннего человека и ума совершенно
отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей
преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий
нечистый помысл, с тою целию, чтобы душа соделалась
чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами
и невозбранно взирала на славу истинного света. И
таковые здесь еще бывают восхищены в оный век, и
созерцают тамошние красоты и чудеса. Как телесное око,
когда ничем не страждет и здорово, смело смотрит на
солнечные лучи: так и они, имея просвещенный и чистый
ум, во всякое время созерцают непреступное сияние
Господа. Но таковая степень нелегко достигается людьми;
напротив того, потребны для сего продолжительные труды,
неисчислимые подвиги и поты. Ибо много таких, в которых
присутствует действующая благодать, и от которых также
нимало не отступал кроющийся в них порок, напротив же
того, два духа - дух света и дух тьмы действуют в одном
и том же сердце. А сказанное: кое общение свету ко тме
(2 Кор. 6:14), и: свет во тме светится и проч. (Ин.
1:5), должно принимать в различных отношениях, а не
односторонним образом. Иные в такой мере упокоеваются
благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не
уступать над собою победы живущему в них греху. И
случается, что иногда, пребывая в прилежной молитве, они
упокоеваются, а потом подвергаются действию нечистых
помыслов и окрадываются грехом, хотя в них же пребывает
и самая благодать. Почему, люди легкомысленные и не
постигшие в точности, сколько действует в них
Божественная благодать, думали, что вовсе истреблен в
них грех; имеющие же рассудительность и ум не будут
отрицать, что, когда обитает в них и Божия благодать,
приводятся они в колебание скверными и неуместными
помыслами.
14. Нередко видели мы, что некоторые из
братии получали богатую благодать, и, в продолжение пяти
или шести лет действия, похоти совершенно в них увядали
и угасали, а потом, когда думали, что достигли пристани
и тишины, порок, как бы явившись из засады, так
неприязненно и свирепо нападал на них тогда, что
приводило их сие в изумление и недоумение. Посему, никто
из людей проницательного разума не осмеливался говорить
о себе: "поелику пребывает со мною благодать; то
свободен уже я от греха;" потому что, по сказанному
выше, в одном и том же уме действуют два духа. И хотя
люди легкомысленные и невежды, имея в себе какую-нибудь
тонкую духовную нить, говорят уже: "мы победили!" однако
же, кажется мне, в действительности бывает дело так.
Когда и чисто сияет солнце, - нашедший вдруг потемненный
воздух, или туман, помрачает прекрасный свет его. В
таком же почти положении бывают и те, которые
сподобились благодати Божией, но не во всей полноте
очистили себя, и во глубине одержимы еще грехом; почему,
действительно нужно много рассудительности, чтобы
поверить это самым совершенным опытом.
15. Как без глаз, языка, ушей и ног
невозможно видеть, или говорить, слышать, или ходить:
так без Бога и от Него подаваемой действенности равно
невозможно соделаться причастником Божественных таин и
познать Божию премудрость, или обогатиться по духу.
Мудрые у еллинов занимаются словесными науками и усердно
проводят время в словопрениях; а рабы Божии, хотя и
незнакомы бывают с словесными науками, усовершаются
Божественным ведением и Божиею благодатью.
16. С уверенностью же сказываю, что и
самые оные Апостолы, исполненные благого Утешителя, не
были вполне свободны от забот, но за весельем и
неизреченною радостью следовал некоторый и страх в
следствие самой даже благодати, а не потому, чтобы
давали они предлог действовать в них злобе. Ибо сама
благодать поставляла их в безопасность даже от малейшего
уклонения с пути правого. Как ребенок, бросив небольшой
камень в стену, ничего ей не сделает, или как слабая
стрела нимало не повредит крепкую броню: так и
какая-либо часть порока, приразившись к ним, оказывалась
недейственною и тщетною; потому что хорошо были
ограждены Христовою силою. Однако же и при всем
совершенстве была в них свобода произвола. И неразумно
говорят некоторые, что после благодати бывает отрешение
и освобождение от забот. Господь и у совершенных
взыскует душевного изволения на служение Духу, чтобы
взаимное было согласие. Ибо Апостол говорит: Духа не
угашайте (1 Сол. 5:19).
17. Передать дело словом простым всякому
по силам и удобно. Так, скажем для примера, всякому
легко сказать, что хлеб приготовлен из пшеницы; но,
чтобы подробно описать его приготовление, не у всякого
достанет знания, и могут сделать сие только люди
опытные. Подобно сему сказать просто о бесстрастии и
совершенстве нетрудно и удобно, но дознать дело опытом
значит тоже, что самым делом и на самой истине
постигнуть, как приобретается совершенство.
18. Тех, которые предлагают духовное
учение, не вкусив и не изведав опытом, уподобляю
человеку, который летом, во время самого полдня, идет по
пустынной и безводной равнине, потом, при сильной и
палящей жажде, представляет в уме своем, что близ него
находится прохладный источник с сладкою и прозрачною
водою, и воображает, что он без всякого препятствия
наслаждается водою в сытость; или, уподобляю человеку,
который не вкушал и капли меда, но пытается объяснить
другим, какова его сладость. Таковы поистине и те,
которые, не дознав на самом деле и по собственному
своему удостоверению, что такое совершенство, святыня и
бесстрастие, хотят растолковать сие другим. Ибо если Бог
даст им получить хотя малое сознание о том, о чем
рассуждают они; то, без сомнения, узнают, что истина и
самое дело несходны с их толкованием, но весьма много
отличны. Евангелие решительно повелевает всякому
человеку одно делать, а другое не делать, чтобы стать
угодным человеколюбивому Царю. Ибо говорит: не гневайся,
не пожелай: аще кто тя ударит в десную ланиту, обрати
ему и другую (Мф. 5:39). Апостол же, постепенно объясняя
заповеданное, наставляет и в том, как мало помалу должно
совершаться дело очищения, а именно, с терпением и
великодушием, и сперва питает млеком, как младенцев,
потом приводит в возрастание и наконец в совершенство.
И, сказать так для примера, Евангелие предписало: сделай
из волны совершенный хитон. Апостол же прекрасно
объяснил, как должно прясть волну, соткать и приготовить
хитон.
20. Иные воздерживаются от явного блуда,
татьбы, любостяжания и подобных худых дел, и потому
ставят себя в числе Святых; но им многого не достает,
чтобы стать святыми на самом деле и поистине; потому что
нередко в уме еще скрывается, живет и пресмыкается
порок, и вовсе не удалялся от них. Святый же есть тот,
кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека.
Некто из братьев, молясь вместе с другими братьями,
пленен был Божественною силою и в восхищении видел
горний град Иерусалим, светлые тамошние жилища,
беспредельный и неизреченный свет, слышал голос, который
говорил: "вот место упокоения праведных"! Потом
надмившись и возымев высокое о себе мнение, впал в
глубину греха, и в последствии стал добычею великих зол.
Если же так было с ним; то возможно ли простому человеку
сказать: "поелику пощусь, веду странническую жизнь,
раздаю имение, сохранил себя от упомянутых худых дел, то
ничего уже не остается, чтобы и мне быть Святым?"
Воздержание от видимых худых дел не есть еще
совершенство, как сказано; но очищение ума - вот
совершенство!
21. Ты, предполагающий это, при
бдительном надзоре над своими помыслами, войди к уму
твоему, пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на
дне его, во глубине твоих помыслов, - этого, разумею,
змия, гнездящегося в так называемых тайниках души твоей
и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей. Ибо
сердце подлинно есть необъятная бездна. Посему, если
убил ты сего змия, если очистил себя от всякого
беззакония, изринул из себя грех; то похвались о Боге
чистотою; а в противном случае, смирившись, как скудный
еще и грешный, приступи ко Христу, молясь о тайных
твоих. Ибо все ветхое и новое Писание рассуждает,
по-видимому, о чистоте; и всякому человеку, Иудею и
Еллину, слово о чистоте вожделенно, хотя и не во всех
действенно. Достигнуть же сего, то есть, чистоты сердца,
не иначе возможно, как чрез единого Иисуса. Ибо Он есть
ипостасная и сущая Истина, и без сей Истины невозможно
как познать истину, так и улучить спасение.
Библиотека православной литературы
***
Молитва преподобному Макарию Великому Египетскому:
- Молитва
преподобному Макарию Великому Египетскому.
Преподобный Макарий Великий - один из величайших
монахов и чудотворцев, его жизнь была исполнена
глубоким смирением, мудростью и аскетизмом.
Святого Макария просят о молитвенной помощи во всех
случаях жизни: и в телесной болезни, и в душевной
болезни, при одержимости страстями, в различных
житейских нуждах. Молитва преподобного Макария
многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и
сохраняла от бед и искушений. Покровитель
монашествующих и всех ищущих мудрости и совершенства
Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому:
- Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Макариии Великом, Египетском:
Труды преподобного Макария Великого:
|