Макарий Великий. Слово Первое. О хранении сердца
1. Как может, кто бы то ни был, сказать:
"поелику пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение
свое; то я свят?" Ужели кто свят, не очистив внутреннего
человека? Ибо очищение есть не одно воздержание от худых
дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в
совести. Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому
пленнику и рабу греха - уму твоему, и рассмотри этого,
на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так
называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и
гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие
члены души твоей; потому что сердце есть необъятная
бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою
пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся
и грешный, умоляй Бога о тайных твоих.
Преподобный Макарий Великий Египетский
2. Истинная смерть сокрывается внутри, в
сердце; и человек умерщвлен внутренне. Посему, если кто
в тайне прешел от смерти в живот (Ин. 5:24); то истинно
во веки он живет, и не умирает. Даже если тела таковых и
разрушаются на некоторое время; то, поелику они
освящены, восстанут со славою. Почему, успение Святых и
называем сном.
3. Все усилие сопротивника в том, чтобы
придти ему в состояние отвлечь ум наш от памятования о
Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные
приманки, и от действительно прекрасного отвращая нас к
мнимо, а недействительно, прекрасному. Ибо всякое доброе
дело, если и сделает человек оное, лукавый готов
очернить и осквернить, усиливаясь примешать к заповеди
собственное всеяние тщеславия или самомнения, чтобы
делаемое добро совершалось не ради Бога, и не по доброму
только усердию.
4. Итак, что же, и как начать нам,
никогда не входившим в сердце? Стоя вне, будем ударять
постом и молитвою, как повелел Господь, сказав: толцыте,
и отверзется вам (Мф. 7:8). Ибо если пребудем в слове
Господнем, в нищете, в смиренномудрии, во всех
заповедями требуемых добродетелях, день и ночь ударяя в
духовную дверь Господню: то возможем приобрести искомое;
потому что можно получить избавление чрез сию дверь
всякому, кто хочет избежать тьмы. Там обретает он
свободу души, восприемлет ее помыслы и возможность
стяжать небесного Царя Христа.
5. Когда ум забывает духовную и
благочестную скорбь; тогда забывает и заповеди. Оттого,
думая идти вперед, совращается с гладкого пути, ходит по
стезям кривым; а потому, встречает диких зверей. Если бы
не прерывали мы сего труда пребывать в молитве и
уповании; то не подвергались бы заблуждениям. Ибо о
скорбящих душею говорит Писание: верен Бог, Иже не
оставит вас искуситися паче, еже можете (1 Кор. 10:13);
а не вразумляемых срящут злая (Втор. 31:29).
6. Как внешние очи издали видят терния и
стремнины: так и прозорливый ум, будучи быстр,
предусматривает козни и предуготовления сопротивной
силы, и предостерегает душу, служа ей как бы оком.
7. Много потребно борения и тайного
невидимого труда, чтобы испытывать помыслы, и изнемогшие
чувствия души нашей обучить долгим учением в рассуждение
добра же и зла (Евр. 5:14). Непрестанным возбуждением
ума к Богу должно оживлять изнемогшие члены в душе;
потому что ум наш призывается к тому, да будет, по
изречению Павлову, всегда един дух с Господем (1 Кор.
7:17). Сие же тайное борение, и размышление о Господе, и
труд сей надобно нам иметь день и ночь при всяком
исполнении заповеди, молимся ли мы, едим ли, служим ли,
пьем ли, другое ли что делаем, чтобы всякое доброе
начинание, нами совершаемое, совершалось в славу Божию.
Ибо все сообразные с заповедями дела наши освящаются и в
чистоте нами совершаются непрестанным памятованием о
Боге, страхом и любовию к Нему; и тогда бывает уже вне
влияний сквернящего делаемое по заповедям Божиим.
8. И Патриарх Авраам лучшее из добычи
принес в дар священнику Божию Мелхиседеку, и таким
образом, получил от него благословение. Что же иное дает
гадательно разуметь чрез это Дух? Не указывает ли на
высшее умозрение, как превосходнейшее и самые кости из
целого срастворения нашей природы, то есть, самый ум,
самую совесть, самое расположение, самый помысл, самую
силу любви в душе, начаток целого нашего человека, во
всякое время посвящающего себя одному и тому же
памятованию и размышлению о Боге, должны мы прежде всего
приносить всегда Богу, как священную жертву сердца, как
драгоценнейшее и лучшее из добрых помыслов? И в таком
случае, вспомоществуемые Божией благодатью, возможем
ежедневно возрастать и преспевать, и бремя заповедями
требуемой праведности покажется для нас легким; потому
что все заповеди, при содействии самого Господа, будем
исполнять чисто и неукоризненно нашею в Него верою.
Касательно же видимого подвижничества и того, какое
доброе предначинание выше и есть самое первое, знайте,
возлюбленные, что все добродетели одна на другой
держатся, и взаимно между собою связаны, и как бы в
некоей священной духовной цепи одна от другой зависят:
молитва от любви, любовь от радости, радость от
кротости, кротость от смирения, смирение от служения,
служение от упования, упование от веры, вера от
послушания, послушание от простоты. Как и с противной
стороны, пороки один другим производятся: ненависть
раздражительностью, раздражительность гордостью,
гордость тщеславием, тщеславие неверием, неверие
жестокосердием, жестокосердие нерадением, нерадение
разленением, разленение небрежностью, небрежность
унынием, уныние малодушием, малодушие сластолюбием, и
прочие пороки взаимно один от другого зависят: так и на
доброй стороне добродетели во взаимной между собою
зависимости. Глава же всякой добродетели и верх добрых
дел есть постоянное пребывание в молитве; чрез нее,
испрашивая у Бога, можем ежедневно приобретать и прочие
добродетели.
9. Если не будут украшать нас
смиренномудрие, простота и благость; то никакой не
принесет нам пользы молитвенная наружность. Говорим это
не только о молитве, но и о всяком подвиге, или труде,
или девстве, или молитве, или о каком бы то ни было
подвиге и делании, совершаемом ради добродетели. Если не
находим в себе обильных плодов любви, мира, радости,
кротости, смирения, простоты, искренности, веры и
долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши
подвиги; потому что всякое таковое делание и все сии
подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не
оказывается в нас плодов любви и мира; то вотще и
напрасно совершается все делание. Делающие без плодов в
день суда окажутся подобными пяти юродивым девам,
которые, поелику в сосудах сердца не принесли отсюда
духовного елея, то есть, исчисленных выше добродетелей,
то за сие самое названы юродивыми, и не допущены в
духовный чертог царствия. За недостаток добродетелей, за
то, что не имели в себе явственного обитания Духа, и
самый подвиг девства вменен ни во что. Как при
возделывании виноградника все попечение прилагается для
того, чтобы насладиться плодами; а как скоро не
оказывается плодов в винограднике, - весь труд
возделывания становится тщетным и напрасным: так, если,
при действенности Духа, духовным чувством со всей
несомненностью не познаем в себе плодов любви, мира,
радости, смирения и прочих, исчисленных Апостолом,
добродетелей (Гал. 5:22), то напрасен подвиг девства, и
труд молитвы, псалмопения, поста, бдения оказывается ни
к чему не служащим; потому что душевные и телесные сии
труды должны быть совершаемы в надежде духовных плодов.
Плодоношение же Духа в добродетелях есть духовное
наслаждение ими с нерастленным удовольствием для сердец
верных, в которых действует Дух. С великою
разборчивостью разумения да оцениваются делание, труд и
все естественные подвиги, чрез веру и упование
производимые в достойных Духом Святым. Прекрасное дело -
пост, бдение, странническая жизнь; даже это - цвет
доброго жития. Впрочем, есть более внутренний чин
христиан, и никто не должен возлагать упование на сии
одни дела. Случается же, что некоторые бывают
причастниками благодати, и живущий еще в них порок
хитрит, добровольно уступает место и не действует, но
заставляет человека думать, что ум его стал чист и
вводит уже его в самомнение, и говорит он: "совершенный
я христианин". А потом, когда человек подумает о себе:
"я уже свободен" и предастся нерадению; тогда кроющийся
порок наступает на человека разбойнически, искушает его
и низводит до преисподних земли. Если и люди, не раз
занимавшиеся разбоем, или бывшие воинами, умеют хитрить
над неприятелями, делают засады, скрываются, заходят в
тыл врагам, и внезапно их окружают и убивают; то кольми
паче злоба, которая столько тысячелетий занимается сим
делом и губит столько душ, умеет укрыться в сердце, не
действовать до времени, чтобы ввести душу в самомнение о
своем совершенстве.
10. Основанием Христианству служит то,
чтобы человек, если и совершит дела правды, не
упокоевался на них, и не почитал себя великим, но был
нищ духом; и, если соделается причастником благодати, не
думал о себе, будто бы приобрел нечто, не признавал себя
чем-то важным и не начинал учить, но при добром
странничестве, при хорошем житии, много постясь,
странствуя, молясь, став причастником благодати, не
высоко ценил душу свою; особенно же тогда, как
полагается в нем начаток благодати, пребывал в труде, в
жажде, не сознавал себя, как пресытившийся, праведным,
или обогатившимся благодатью, но плакал и проливал
слезы. И как, если бы матерь имела у себя единородного
сына, обучила его, и ему, когда он пришел в мужеский
возраст, приключилась смерть; то сколько ни было бы
утешителей у матери, все они побуждали бы ее к большему
плачу, и матерь оставалась бы безутешною: так и
христианину надобно оплакивать падение свое и
непрестанно проливать слезы, паче же всего иметь
сокрушенное сердце.
11. Если царский дом имеет много
помещений, разные дворы, множество преддверий и
внутренних храмин, где пребывает сам царь, где хранятся
его порфира и сокровища; то вошедший во внешние дворы не
подумает, что вошел уже во внутренние храмины, где слава
царева, и порфира, и сокровища. Так и в духовном.
Постящиеся, пребывающие во бдении, в пении, в молитве да
не подумают о себе, что вошли уже в упокоение; потому
что входят только в преддверия и во дворы, а не туда,
где порфира и сокровища. Посему, братия не должны много
полагаться на внешний образ жизни и говорить о себе: "я
значу нечто". Хотя бы и соделался кто причастником
благодати не должен думать о себе, что он уже достиг
цели, или сделался весьма близким к Царю; потому что
пребывает еще во внешних обителях. Не должно каждому
допытываться: нашел ли он сокровище в скудельном сосуде,
облекся ли в порфиру Духа, обрел ли Царя и упокоился ли?
Потому что душа такова: в ней есть какая-то глубина и
составов у ней много. Вошедший в нее грех обладает уже
всеми ее составами и сердечными помышлениями. Потом,
когда взыщет человек, приходит к нему благодать и
овладевает двумя составами души. Почему, неопытный,
возбуждаемый благодатью, думает, что пришедшая благодать
овладела всеми составами души, и грех искоренен; тогда
как большая часть души обладается грехом, и только одна
часть обладается благодатью; и человек обманывается, и
пребывает в неведении. Нередко благодать действует в
человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле.
Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение
вводит ум. И нерассудительный, как уже достигший цели,
много мечтает о себе и надмевается, как соделавшийся
свободным. А на деле бывает не то; потому что, как
сказал я, сатана скрывается в тайне, не действуя до
времени, чтобы заставить человека подумать о себе: "я
чист и совершен". Кто насаждает виноградник, тот не
вдруг собирает с него грозди, и выделывает вино. Кто
сеет семя в землю, не тотчас уже и жнет, и получает
плоды. И новорожденное дитя не вдруг может прийти в
совершенного мужа. Или, новобранец в войске не тотчас
уже делается начальником; ему надобно прежде потрудиться
и, вступив в битву, одержать победу и быть увенчанным.
12. Прекрасное дело - нестяжательность,
псалмопение, пост, бдение; прекрасно - сподобиться
Божией благодати. Но кто не начал еще рыть и полагать
основание, как должно (а ум и в этом должен быть
неукоризненным и причастным благодати), тот много уже
мечтает о себе, и высоко ценит душу свою. Воззри на
Иисуса: от какой славы и до каких страданий и распятия
нисшел Он, Божий Сын и Бог! И за сие-то смиренномудрие
превознесен и посажен одесную Отца. Змий вначале посеял
в Адаме возношение: "будешь, как Бог". Посему, знаешь,
до какого бесчестия чрез это высокомудрие дошел род
Адамов. Ищу человека нищего духом, и не нахожу. Как иной
богач, имея в доме своем сокровища, представляется
нуждающимся и нищим, ходит и просит у всех: так и
христиане имеют благодать, богатеют в Бога, но нищи
духом, как бы не имеющие у себя ничего. Например:
человеку должно приобрести сто литр золота, и он,
получив пять литр, удовольствовался тем. А у иных, если
можно так сказать, есть десять унций благодати, и
мысленно делают из них сто, чем и хвалятся. И иные не
редко имея у себя пять унций греха, делают из них
полунции. Сие же бывает с ними, или по неведению, -
потому что, обманываясь в рассуждении самой благодати,
не знают дела, или по тщеславию, когда стыдятся сказать,
что действует в них зло; потому что провозглашают уже
себя совершенными. Человек должен и делать и говорить
правду, исповедывать в себе и дары благодати и действие
греха. Лжет, кто говорит, что имеет чистое сердце. На
деле бывает не так, чтобы вдруг, едва благодать
посетила, человек стал уже чист. Предается он врагам и
искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в
искусе; потому что и злое, хотя не по доброму изволению,
содействует доброму. А христианин, имея пять унций
греха, должен говорить: "имею двадцать и переполнен
худым". И имея в себе, например, двадцать унций добра,
должен говорить: "у меня только полунции". Но если из
тщеславия стыдится сказать это: то пусть говорит правду,
исповедует действенность благодати; но пусть исповедует
с другой стороны и грех. А как сказал я выше о душе, что
юна глубока; то, с помощью подобий, изобразим ее
составы. Как есть солнце, и от него много выходит лучей;
или, есть высокое дерево, и у него много ветвей; или
есть великий город, и окружен многими сопредельными
странами: так и умная сущность, бессмертная душа, есть
красота досточестная более всех созданий, образ и
подобие Божие. Теперь приходящая благодать двумя лучами
просиявает в душе; или от целого дерева озаряет две
ветви; или от всего города - две сопредельные страны; но
весьма многие части души одержимы еще грехом, душа же
думает, что она вся и всецело принадлежит к доброй
части, вся в благодати и во светлости; и кто, например,
приобрел пять литр золота, воображает о себе, что
приобретено им сто литр. Разве зародыш в матерней утробе
стал уже совершенным человеком? Или положивший один
камень в основание кончил уже здание? Или семя, зарытое
в землю, стало уже колосом? Разве купец, едва начав
торговать, тотчас и наполнил свою кладовую? И
причастившийся малой доли благодати стал уже от сего
христианином? Даже первые и великие в отношении к
совершенству тоже, что низший чиновник пред главным
начальником, или малый ручей пред рекою Евфратом. Кто
имеет намерение идти в город, отстоящий на тридцать
переходов, тот, если отойдет на два, или на три
перехода, не подумает, что пришел уже в город. Поелику
же сопротивная сила только побуждает, а не принуждает;
то и благодать Божия побуждает, по причине свободы и
трезвенности естества. Если теперь человек, побуждаемый
сатаной, будет делать зло; то не сатана осуждается
вместо его, но терпит истязание и наказание сам человек,
как по собственной воле подчинившийся пороку. Подобным
образом, если человек обратится к добру, и Божия
благодать превозможет: то благодать не себе приписывает
доброе, но воздает за оное человеку, и прославляет его;
потому что человек сам для себя виновник добра (такова
природа его); и приходящая к нему благодать нимало не
связывает его воли принуждающею силою, и не делает его
неизменным в добре, хотя бы он хотел, или не хотел того.
Напротив того, и присущая в человеке Божия сила дает
место свободе, чтобы обнаружилась воля человека, уважает
ли, или не уважает он душу, согласуется ли, или не
согласуется с благодатью. Многие оказали уважение и
согласие, а иные уклонились; ибо Апостол говорит:
наченше духом, ныне плотию скончаваете (Гал. 3:3). Закон
положен не естеству, но свободному произволению, которое
может склоняться на доброе и на худое. Посему-то Господь
говорит: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще
уже возгореся (Лк. 12:49). Господь хочет, чтобы
возгорелся небесный огнь в сердцах человеческих; и одни
хотят сего, а другие не хотят. Подобно сему говорит еще:
колькраты восхотех собрати вас, якоже кокош птенцы своя,
и не восхотесте (Мф. 23:37). Видишь ли, Господь хочет;
но люди опять не хотят приблизиться ко Господу, и
обрести милость?
13. Кто хочет прийти ко Господу,
сподобиться вечной жизни, стать жилищем Божиим и
удостоиться Святого Духа, тот, чтобы ему быть в
состоянии неукоризненно и чисто творить плоды по
заповедям Господним, должен положить такое начало.
Во-первых должно ему твердо уверовать в Господа, всецело
посвятить себя словесам заповедей Его, во всем отречься
от мира, чтобы ум совершенно не был занят ничем видимым;
всегда надлежит ему пребывать в молитве и не
отчаиваться, ожидая непрестанно посещения и помощи от
Господа и во всякое время имея сие целью ума своего.
Потом надобно ему всегда принуждать себя ко всему
доброму, к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы
и не желало того сердце по причине пребывающего в нем
греха; например, принуждать себя быть смиренномудрым
пред всеми людьми, почитать себя всех низшим и худшим,
не ища ни от кого чести, или похвалы, или славы, как
написано в Евангелии (Ин. 5:44), но иметь всегда пред
очами единого Господа и заповеди Его, желая угождать Ему
единому. Подобно сему пусть, хотя бы и не хотело сердце,
принуждает себя к кротости, как говорит Господь:
научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и
обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29); а также, по мере
сил, с принуждением пусть приучает себя быть милостивым,
снисходительным, человеколюбивым, добрым, как говорит
Господь: будьте добры и снисходительны, якоже и Отец ваш
небесный милосерд есть (Лк. 6:36); и еще говорит: аще
любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14:15); и еще:
принуждайте себя; потому что нуждницы восхищают царствие
небесное (Мф. 11:12), и: подвизайтеся внити сквозе
тесная врата (Лк, 13:24). Да имеет же человек всегда
пред очами, как незабвенный образец во всегдашней
памяти, Господне смирение и жизнь, и обращение с людьми.
И, сколько есть сил, да принуждает себя постоянно
пребывать в молитвах, во всякое время прося с верою,
чтобы Господь пришел и вселился в нем, усовершил и
укрепил его во всех заповедях Своих, и чтобы душа его
соделалась обителью Иисуса Христа. И таким образом, если
что делает теперь с принуждением и против желания
сердца, стараясь приобучать себя на всякий час к добру,
всегда памятовать о Господе и ежечасно ожидать Его в
великой благости и любви; то Господь, видя такое его
произволение и доброе рачение, как он непрестанно
принуждает себя к памятованию о Нем и ко всему доброму,
к смиренномудрию, к кротости, к любви, как стесняет не
хотящее сердце и, сколько есть сил, понуждает себя идти
вперед, то, говорю, Господь сотворит с ним милость Свою,
избавит его от врагов его и от живущего в нем греха,
исполняя его Духом Святым. И таким образом, без
принуждения уже и без всякого труда всегда будет он в
самой истине исполнять заповеди Господни, лучше же
сказать, сам Господь совершит в нем заповеди Свои и
плоды Духа, как скоро человек плодоприносит в чистоте.
Но надобно, чтобы приступающий к Господу, даже против
желаний сердца, сперва принуждал себя к добру, постоянно
с несомненною верою ожидая милости Господней; принуждал
себя быть милосердым, иметь сострадательное сердце,
принуждал себя переносить пренебрежение, быть
великодушным, когда уничижают, или бесчестят, не
гневаться, по сказанному: не себе отмщающе возлюбленнии
(Рим. 12:19), принуждал себя к молитве, не имея еще
молитвы духовной. И тогда Бог, видя, что подвизается он
столько и с усилием, даже против воли сердца, направляет
себя к доброму, даст ему истинную Христову молитву, даст
утробы щедрот, истинную доброту, одним словом, соблюдет
ему плод духовный. А если кто, не имея молитвы,
принуждает себя только к молитве, чтобы получить
благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к
соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает
себя; то иногда, по прошению его, дается ему благодатная
молитва, даже отчасти в упокоении и весельи, но нравами
уподобляется он тому же, чему и прежде был подобен. Ибо
не имеет он кротости, потому что не взыскал ея с трудом,
и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет
смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя
к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о
сем попечения, и не искал сего усильно в молитвенном
прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя,
даже против желания сердца, к молитве, надобно также
принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому
терпению, и великодушию, по написанному, с радостью; а
таким же образом надобно принуждать себя к уничижению, к
тому, чтобы почитать себя худшим и низшим всех, чтобы не
беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словесах
Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надобно
принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться, по
сказанному: всяка горесть, и гнев, и клич да возмется от
вас со всякою злобою (Еф. 4, 31), чтобы таким образом
Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и
принуждения совершать все то, что прежде едва мог
сохранять с принуждением, по причине живущего в нем
греха. И все сии начинания добродетели обратятся для
него как бы в природу; потому что приходит к нему,
наконец, Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам
творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его
духовных плодов.
14. Если же кто принуждает себя к
молитве, пока не приимет дарования от Бога, а к этому,
то есть к смиренномудрию, к любви, к кротости и к прочим
добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же
мере: то бывает иногда к нему Божия благодать по его
молитве и прошению; потому что благ и милостив Бог, и
просящим у Него дает просимое. Но, не приуготовив и не
приучив себя к исчисленным выше добродетелям, или
утрачивает он благодать, или приемлет и падает, или не
преуспевает от высокоумия; потому что не предает себя от
всего произволения заповедям Господним. Обитель, или
упокоение Духа есть смиренномудрие, любовь, кротость и
прочие заповеди Господни. Посему, намеревающиеся истинно
благоугождать Богу, восприять от Него небесную
благодать, возрастать и усовершаться в Духе Святом,
должны прежде принуждать себя к тому, чтобы, даже против
воли сердца, сохранять все добродетели, по сказанному:
сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся (Пс.
118:128). Как приневоливает и нудит себя иной к
постоянному пребыванию в молитве, пока не преуспеет в
этом, так да приневоливает и нудит себя и ко всем
предначинаниям добродетели, да приобучается к доброму
навыку. И таким образом, если постоянно просит и умоляет
Господа и получает просимое, возрастает и цветет в нем
дарование духовное; и сие данное ему дарование,
упокоеваясь в его смиренномудрии и в прочих
добродетелях, научает его истинному смиренномудрию,
истинной любви, истинной кротости, к чему прежде
принуждал себя и чего домогался. И таким образом, когда
возрастет и усовершится в Боге; тогда сподобится быть
наследником небесного царствия. Ибо смиренный никогда не
падает: да и куда ему пасть, когда он ниже всех? Великая
высота есть смирение, и почесть, и достоинство есть
смиренномудрие. Будем же и мы, даже против желания
сердца, приобучать и понуждать себя к смиренномудрию,
прося и умоляя Бога с верою, надеждою и любовью, в
непрерывном чаянии того, что пошлет Духа Своего в сердца
наши; и будем молиться и покланяться Отцу Духом, и сам
Дух будет молиться в нас, сам Дух научит нас истинной
молитве, смиренномудрию, кротости, любви, и чего теперь
не можем делать и с принуждением, милосердию, благости,
научит нас истинно исполнять все заповеди Господни без
труда и принуждения, - научит, исполняя нас, как ведает
сам Дух, Своих плодов. А таким образом, когда заповеди
Господни будут в нас исполнены самим Духом, Который один
ведает волю Христову, и очищает нас от греховной
скверны, тогда представит Он нас Христу, как прекрасных,
чистых и непорочных невест, и будем упокоеваться в Боге,
и Христос почиет в нас в бесконечные веки.
Слава щедротам Его, милости и любви Его,
что такой чести сподобил род человеческий, именуя и
соделывая нас Своими братьями и сынами небесного Отца!
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков! Аминь.
Библиотека православной литературы
***
Молитва преподобному Макарию Великому Египетскому:
- Молитва
преподобному Макарию Великому Египетскому.
Преподобный Макарий Великий - один из величайших
монахов и чудотворцев, его жизнь была исполнена
глубоким смирением, мудростью и аскетизмом.
Святого Макария просят о молитвенной помощи во всех
случаях жизни: и в телесной болезни, и в душевной
болезни, при одержимости страстями, в различных
житейских нуждах. Молитва преподобного Макария
многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и
сохраняла от бед и искушений. Покровитель
монашествующих и всех ищущих мудрости и совершенства
Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому:
- Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Макариии Великом, Египетском:
Труды преподобного Макария Великого:
|