Макарий Великий. Слово третье. О молитве
1. Главное во всяком добром речении и
верх преспеяний есть прилежание к молитве, которою
приобретаем и все прочее, когда Призываемый нами
простирает к нам содействующую руку; потому что молитвою
в удостоившихся совершается общение таинственной
действенности, посредством несказанной любви ко Господу
сочетание расположения к святости пред Богом и самого
ума. Ибо сказано: дал еси веселие в сердце моем (Пс.
4:8). И сам Господь говорит: царствие Божие внутрь вас
есть (Лк. 17:21). Словами же: внутрь вас царствие, что
иное означается, как не то, что небесное веселье Духа в
душах достойных выражается явственно? Ибо достойные души
чрез действенное общение Духа здесь еще приемлют залог и
начатки того наслаждения, той радости, того духовного
веселья, которых Святые в царстве Христовом приобщаться
будут в вечном свете. Сказано: сердце мое и плоть моя
возрадовастася о Бозе живе (Пс. 83:3). Слова: яко от
тука и масти да исполнится душа моя (Пс. 62:6), и другие
согласные с сим изречения ведут к той же мысли и дают
разуметь действенное веселье и утешение, подаваемые
Духом.
Преподобный Макарий Великий Египетский
2. Как дело молитвы выше других; так и у
прилежного к молитве велика должна быть попечительность,
чтобы, неприметным образом, не окрала его злоба. Ибо у
кого попечение о большом добре, того большему искушению
подвергает лукавый; почему, нужно будет много
трезвенности, чтобы плоды любви, смиренномудрия,
простоты, благости и рассудительности ежедневно
возрастали в том, кто пребывает в молитве, и как в нем
самом производили явственное преспеяние и возрастание в
Божественном, так и других призывали к равной ревности.
3. Непрестанно молиться и постоянно
пребывать в молитве научают нас, как и сам божественный
Апостол (1 Сол. 5:17), так и сказанное Господом: кольми
паче Бог сотворит отмщение вопиющих к Нему день и нощь
(Лк. 18:7); и еще: бдите и молитеся (Мф. 26:41). Посему,
подобает всегда молитися и не стужати (Лк. 18:1). Но как
постоянно пребывающий в молитве избрал для себя самое
главное из всех дело; так надлежит ему пребывать в
великом подвиге и неослабном напряжении; потому что
встретит много препятствий, поставляемых злобою
прилежанию к молитве: сон, уныние, тяжесть в теле,
преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабление и
прочие начинания злобы, а потом скорби и восстания самих
лукавых духов, упорно воюющих с нами и
противоборствующих нам и недопускающих приблизиться ко
Христу душу, которая поистине непрестанно взыскует Бога.
4. Со всяким рачением, с трезвенностью,
с терпением, с душевным борением и телесным утруждением
надлежит мужаться попечительному о молитве, чтобы не
ослабеть в духе, предавшись рассеянности помыслов, или
многосонливости, или унынию, расслаблению, смущению, и
занявшись шумными и непристойными речами, или обратив
мысль на что-либо подобное, удовлетворяясь одним
постоянным стоянием и преклонением колен, а уму позволяя
блуждать где-либо вдали от совершаемого наружно. Ибо,
если строгим трезвением не приуготовит кто себя,
противясь множеству излишних помыслов, подвергая каждый
из них испытанию и разбору, и всегда вожделея Господа;
то ничто не воспрепятствует, чтобы или неприметно
различными способами уловляла его злоба, или сам он
превознесся над теми, которые не могут еще постоянно
пребывать в молитве. А в следствие таковых ухищрений
злобы испортит он прекрасное делание, и предаст оное
лукавому демону,
5. Если смиренномудрие и любовь,
простота и благость не будут в нас тесно соединены с
молитвою; то самая молитва, лучше же сказать, эта личина
молитвы, весьма мало может принести нам пользы. И сие
утверждаем не об одной молитве, но и о всяком подвиге и
труде, девстве, или посте, или бдении, или псалмопении,
или служении, или о каком бы то ни было делании,
совершаемом ради добродетели. Если не увидим в себе
плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще,
смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько
должно великодушия, дружелюбия: то трудились мы без
пользы; потому что для того и предприемлем труды, чтобы
воспользоваться плодами; а когда не оказывается в нас
плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно.
Почему, таковые ничем не отличаются от пяти юродивых
дев, которые за то, что здесь еще не имели в сердцах
духовного елея, то есть, духовной действенности
исчисленных выше добродетелей, наименованы юродивыми, и
жалким образом оставлены вне царского брачного чертога,
ничем не воспользовавшись от подвига девства. Как при
возделывании виноградника все попечение и весь труд
прилагаются в надежде плодов; а если плода не бывает,
напрасным оказывается делание: так, если не увидим в
себе, по действию Духа, плодов любви, мира, радости,
всего прочего, перечисленного Апостолом (Гал. 5:22), и
не возможем признать их в себе со всею несомненностью и
по духовному чувству, то излишним окажется подвиг
девства, молитвы, псалмопения, поста и бдения. Ибо труды
сии и подвиги душевные и телесные должны совершаться,
как сказали мы, в надежде духовных плодов; а
плодоношение добродетелей есть духовное наслаждение
нерастленным удовольствием, неизреченно производимое
Духом в сердцах верных и смиренных. Почему, труды и
подвиги должны быть почитаемы, каковы они и
действительно, трудами и подвигами, а плоды - плодами.
Но если кто, по скудости ведения, делание свое и подвиг
почтет плодами Духа; то оказывается, что он явно
обольщается, сам себя обманывая, и таким своим мнением
лишая себя великих подлинно плодов Духа.
6. Как всецело предавшийся греху с
наслаждением и удовольствием, как нечто согласное с
природою, усвояет себе противуестественныя постыдные
страсти то есть, распутство, блуд, любостяжание,
ненависть лесть и прочие порочные начинания: так и тот,
кто поистине и в совершенстве христианин, с великим
наслаждением и с духовным удовольствием без труда уже и
легко, как нечто естественное приобретает все
добродетели, и все сверхъестественные духовные плоды, то
есть, любовь, мир терпение, веру, смирение и прочие,
подлинно золотые добродетели всякого рода, неборимый уже
вредоносными страстями; потому что совершенно избавлен
от них Господом, и от благого Духа приял в сердце полный
мир Христов и радование. Он прилепился ко Господу, и
пришел в един Дух с Ним.
7. Тем, которые, по духовному
младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви
духовной, надлежит принять на себя служение братьям с
благоговением, с верою и со страхом Божиим, и служить
как Божией заповеди и как делу духовному, а не ожидать
себе от людей награды, или чести, или благодарности,
вовсе не давать места ропоту, или высокоумию, или
нерадению и разленению, чтобы не осквернилось и не
повредилось доброе сие дело, но тем паче было
благоугодно Богу по нашему благоговению, страху и
радости.
8. С таким-то человеколюбием и благостью
(подлинно велико Божественное милосердие!) снисходит
Господь к людям, промышляя о том, чтобы никого не
оставить без награды за доброе дело, но всякого от малых
добродетелей возводить к большим, и за чашу студеной
воды не лишать воздаяния. Ибо сказал: иже аще напоит
чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю
вам, не погубит мзды своея (Мф. 10:42); и еще: понеже
сотвористе единому сих, Мне сотвористе (Мф. 25:40).
Пусть токмо делаемое делается по Богу, а не для славы;
ибо присовокупил: токмо во имя ученика, то есть, со
страхом, из любви Христовой. А тех, которые делают добро
напоказ, Господь укоряет, и подтверждая слово
решительным приговором, присовокупляет им: аминь глаголю
вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6:5).
9. Прежде всего простота и искренность,
и взаимная любовь, и радость, и смирение всеми способами
да будут полагаемы как бы некиим основанием в братстве,
чтобы не соделать нам подвига бесполезным, превозносясь
друг пред другом и ропща друг на друга. И кто
непрестанно пребывает в молитвах, тот да не
превозносится над неспособным еще делать тоже. И кто
посвятил себя на служение, тот да не ропщет на
пребывающего в молитве. Если с таковою простотою и с
таким расположением будут обходиться между собою братия;
то избытки пребывающих в молитве вознаградят недостатки
служащих, и наоборот, избытками служащих восполнятся
недостатки пребывающих в молитве. И таким образом, всего
лучше соблюдено будет равенство, по сказанному: не
преизбыточествова, иже много, и иже мало, не мнее прият
(Исх. 16:18).
10. Тогда бывает воля Божия, яко на
небеси и на земли, когда, как сказано, не превозносимся
друг пред другом, когда не только без ревности, но и в
общении простоты, любви, мира и радости, соединены
бываем между собою, преспеяние ближнего почитая своим
собственным, сколько должно, и лишение его вменяя в
утрату себе самим. Кто ленив в молитве и в служении
братьям, и в другом каком-либо деле, совершаемом ради
Бога, ведет себя лениво и нерачительно, того Апостол,
прямо называя человеком праздным, оглашает недостойным и
самого хлеба; ибо сказал: праздный ниже да яст (2 Сол.
3:10). И инде сказано: праздных и Бог ненавидит; и:
праздный не может быть даже верным. И Премудрость
изрекла: мнозей злобе научила праздность (Сирах. 33:28).
Посему, надобно, чтобы каждый плодопринес какое бы то ни
было дело, совершаемое ради Бога, и хотя бы к
чему-нибудь одному доброму расположен был ревностно; а
иначе, оказавшись совершенно бесплодным, будет вовсе
непричастным вечных благ.
11. Утверждающим, что невозможно
достигнуть совершенства и полного освобождения от
страстей, хотя бы и сподобился кто причастия и
исполнения благим Духом, необходимо представить
свидетельство из Божественных Писаний и доказать, что
худо знают они дело и говорят ложно, а вместе и с
опасностью для себя. Господь говорит: будите убо и вы
совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.
5:48), означая сим совершенную чистоту. И: хощу, да
идеже есмь Аз, и тии будут со мною, да видят славу Мою
(Ин. 7:24). Это слова Рекшего: небо и земля мимоидет,
словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24:35). К той же мысли
ведет и сказанное Апостолом: да представим всякаго
человека совершенна о Христе (Кол. 1:28); и: дондеже
достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в
мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова
(Еф. 4:13). А таким образом, имеющие в виду совершенство
достигают двух прекрасных приобретений: в усиленном и
непрерывном подвиге стремятся они к концу в надежде
прийти в сию меру и даже присовокуплю: в надежде
восхождения; и не уловляются кичливостию, но скромно о
себе думают и признают себя малыми, как недостигшие еще
совершенства.
12. Утверждающие сказанное выше
причиняют весьма великий вред душе тремя способами:
во-первых, оказываются неверующими Божественным
Писаниям. Во-вторых, не предположив себе высшей и
совершенной цели Христианства, и не усиливаясь
достигнуть оной, не могут иметь труда и рачения, алкать
и жаждать правды; но, удовлетворяясь внешними образами и
обычаями и малыми какими-нибудь заслугами, лишены
блаженного упования, и совершенства, и всецелого
очищения от всех страстей. В-третьих, думая о себе, что
достигли преспеянием в малых, как сказано, добродетелях
самого верха и не стремясь к совершенству, не только
всего менее могут иметь смирение, нищету и сердечное
сокрушение, но оправдывая сами себя, как уже достигшие
цели, неспособны к ежедневному преспеянию и возрастанию.
13. Почитающих невозможным сие
преспеяние, совершаемое в людях Духом, и которое есть
новая тварь чистого сердца. Апостол явно уподобляет тем,
которые за неверие не сподобились войти в землю
обетования, и ихже кости за сие падоша в пустыни (Евр.
3:17). Ибо что там, видимым образом, земля обетования,
то здесь, по таинственному знаменованию, избавление от
страстей, которое, и по указанию Апостола, есть конец
всякой заповеди. И это есть истинная земля обетования;
ее то ради все оное предано в образах. Посему-то и
богомудрый Павел, заботясь о безопасности учеников,
чтобы не был кто уловлен мудрованием неверия, говорит:
блюдите, братие мои, да не когда будет в некоем от вас
сердце лукаво неверия, во еже отступити от Бога жива
(Евр. 3:12). Слово же отступити употребил он в означение
не отречения, но неверия Божиим обетованиям. И именно,
иносказательно описывая, что было с Иудеями
прообразовательно, и применяя сие к самой истине,
продолжает он: Нецыи бо слышавше Его прогневаша, но не
вси изшедшии из Египта с Моисеом. Коих же негодова
четыредесять лет? Не согрешивших ли? Ихже кости падоша в
пустыни. Которым же клялся не внити в покоище Его, яве,
яко противльшимся? И видим, яко не возмогоша внити за
неверствие (Евр. 3:16-19). И еще присовокупляет: Да
убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в
покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам
благовествовано есть, якоже и онем: но не пользова онех
слово слуха, не растворенное верою слышавших. Входим бо
в покой веровавшии (Евр. 4:1-3). И несколько ниже
продолжает еще: потщимся убо внити в оный покой, да не
кто в туже притчу противления впадет (11). Какое же иное
упокоение христианам, кроме избавления от греховных
страстей, самого полного и действенного вселения благого
Духа в чистом сердце? Посему, возводя их опять к вере,
говорит: да приступаем со истинным сердцем во извещении
веры, окроплени сердцы от совести лукавыя (Евр. 10:22);
и еще: кольми паче кровь Иисусова очистит совесть вашу
от мертвых дел, во еже служити Богу живу и истинну (Евр.
9:14). Посему, надлежит нам, как признательным рабам,
исповедывать обетованную в сих речениях безмерную
благость Божию к людям, и обетования сии признавать
истинными и твердыми, чтобы, если, по недеятельности и
немощи произволения, несовершенно посвящали мы себя
Создавшему, и не стремились достигнуть высоких и
совершенных степеней добродетели; то, по крайней мере,
могли получить хотя некоторую милость за правый и
непревратный образ мыслей и за здравую веру.
14. Дело молитвы и служения слову,
совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели
и заповеди. И сему свидетель сам Господь. Ибо когда
пришел в дом Марфы и Марии, и Марфа занята была
служением, а Мария сидела у ног Его, и наслаждалась
сладостию Божественных уст Его, сестра же порицала ее,
что не помогает ей, и потому приступила с жалобою ко
Христу: тогда, отдав преимущество главнейшему пред
второстепенным, Господь сказал; Марфо, Марфо печешися и
молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария же
благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк.
10:41-42). Сие же Он сказал, как заметили уже мы, не
дело служения осуждая, но отдавая, без сомнения,
преимущество большему пред меньшим. Иначе, допустил ли
бы Он сие служение? Почему и Сам оказывается
исполнителем сего, умыв ноги ученикам? Но Господь
столько далек от намерения воспрещать служение, что и
ученикам повелевает таким же образом поступать друг с
другом. А можешь также видеть, что и сами Апостолы,
которые сначала совершали служение при трапезах,
предпочли сему высшее дело, разумею молитву и служение
слову. Ибо сказали: несправедливо нам, оставльшим слово
Божие, служити трапезам. Но помолившись, мужи исполнены
Духа Святаго поставим над службою сею: мы же в служении
слова пребудем и в молитве (Деян. 6:2-4). Видишь, как
первое предпочли второму, хотя знали, что то и другое
суть отрасли одного доброго корня.
Библиотека православной литературы
***
Молитва преподобному Макарию Великому Египетскому:
- Молитва
преподобному Макарию Великому Египетскому.
Преподобный Макарий Великий - один из величайших
монахов и чудотворцев, его жизнь была исполнена
глубоким смирением, мудростью и аскетизмом.
Святого Макария просят о молитвенной помощи во всех
случаях жизни: и в телесной болезни, и в душевной
болезни, при одержимости страстями, в различных
житейских нуждах. Молитва преподобного Макария
многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и
сохраняла от бед и искушений. Покровитель
монашествующих и всех ищущих мудрости и совершенства
Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому:
- Акафист преподобному Макарию Великому, Египетскому
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Макариии Великом, Египетском:
Труды преподобного Макария Великого:
|