Иоанн Максимович. Положение Православной
Церкви после войны
Память: 19 июня / 2 июля, 29 сентября / 12 октября
(Обретение мощей)
Из сборника воспоминаний священников,
прихожан и почитателей, проповеди святителя и его указы
- составитель протоиерей Петр Перекрестов...
Святитель Иоанн Шанхайский
***
Читайте также:
***
Великая война, потрясшая все
государственные и культурные основы на значительной
части земного шара, давшая новое направление истории
многих народов и государств, конечно, сильно отразилась
и на положении Православной Церкви. Одни поместные
Церкви получили возможность свободнее и лучше
развиваться внутренне и внешне, другие оказались в
положении гонимых и раздираемых внутренними смутами. В
общем же Православная Церковь подвергается серьезному
испытанию и переживает тяжелую эпоху своего
существования и делания в мире.
Для обозрения положения Православной
Церкви в настоящее время, необходимо отдельно
разсмотреть состояние каждой поместной Церкви.
1. Первенствующая из православных
Церквей, Церковь Нового Рима – Константинополя,
возглавляемая патриархом, имеющим титул Вселенского и
посему и сама именуемая Вселенским Патриархатом,
пространственно достигла своего кульминационного
развития в конце XVIII века. В нее входила тогда вся
Малая Азия, весь Балканский полуостров (кроме
Черногории), с прилегавшими к ним островами, т. к.
другия самостоятельныя Церкви на Балканском полуострове
были упразднены и вошли в состав Вселенской Патриархии.
Вселенский Патриарх получил от турецкого султана, еще до
взятия Константинополя турками, титул Милет-Баш, т. е.
глава народа и считался главою всего православного
населения турецкой империи, что не мешало, однако,
турецкому правительству по всяким поводам сменять
патриархов и назначать новые выборы, причем всякий раз с
новоизбранного взималась большая подать. Повидимому,
последнее обстоятельство имело большое значение при
перемене патриархов турками, почему нередко случалось,
что они смененного ими патриарха вновь допускали на
патриарший престол после смерти одного или нескольких
его преемников. Таким образом, многие патриархи занимали
свою кафедру по несколько раз, и каждое вступление на
нее сопровождалось взиманием с них особой подати
турками.
Для восполнения суммы, выплаченной при
вступлении на патриарший престол, патриарх взимал сбор с
поставленных им Митрополитов, а те в свою очередь – с
поставляемого ими духовенства. Такой порядок пополнения
финансов патриархии накладывал отпечаток на весь строй
ея жизни. Также заметно сказывалась на Патриархии
велико-греческая идея, т. е. стремление к возстановлению
Византии, сначала в культурном, а в будущем и в
политическом смысле. Для сего на все видныя места
назначались верные той идее люди, по преимуществу греки
из предместья Константинополя Фанары, в котором
находилась и Патриархия. Почти всегда епископския
кафедры замещались греками, хотя на Балканском
полуострове население было по преимуществу славянское.
С начала XIX столетия начинается
освободительное движение среди балканских народов,
стремившихся освободиться из-под власти турок. Возникают
сначала полусамостоятельныя, а за тем и совершенно
независимыя от Турции государства Сербия, Эллада,
Румыния и Болгария. Параллельно с тем шло и образование
новых поместных Церквей, выделявшихся из Вселенского
патриархата. Хотя и с неохотою под влиянием
обстоятельств Вселенские патриархи допускали автономии
Церквей в вассальных княжествах, а затем признали полную
самостоятельность Церквей в Сербии, Элладе и Румынии.
Лишь Болгарский вопрос осложнился ввиду, с одной стороны
нетерпения болгар, еще не добившихся политической
самостоятельности, а с другой – благодаря неуступчивости
греков. Самовольное провозглашение болгарской
автокефалии на основании султанского фирмана не было
признано Патриархией, и в ряде епархий создалась
параллельная иерархия.
Границы новообразовавшихся Церквей
совпадали с границами новых государств, которыя все
время росли за счет Турции, вместе с тем приобретая
новыя епархии из состава патриархата. Тем не менее в
1912 году, когда началась Балканская война, Вселенский
Патриархат имел около 70 митрополий и несколько
епископатов. Война 1912–13 года отторгла от Турции
значительную часть Балканского полуострова с такими
большими духовными центрами, как Солунь и Афон. Великая
война 1914–18 годов на время лишила Турцию целой Фракии
и Малоазиатского побережья с городом Смирна, впрочем
потерянных Грецией в 1922 году после неудачного похода
греков на Константинополь.
Вселенский Патриарх не мог здесь так
легко отпускать из-под своей власти отторгнутыя от
Турции епархии, как это делал прежде. Шла уже речь о
некоторых местах, искони находившихся под духовной
властью Константинополя. Однако, все же Вселенский
патриарх признал в 1922 году присоединение к Сербской
Церкви всех областей, вошедших в пределы Югославии,
согласился на вхождение в состав Элладской Церкви ряда
епархий в Элладском государстве, сохраняя однако, свою
юрисдикцию над Афоном, а в 1937 году признал даже
автокефалию небольшой Албанской Церкви, первоначально им
не признанной.
Пределы Вселенского Патриархата и число
его епархий значительно сократилось. Одновременно
Вселенский Патриархат фактически потерял и Малую Азию,
хотя она и осталась в его юрисдикции. По мирному
договору между Грецией и Турцией в 1923 году, произошел
обмен населением между этими державами, так что все
греческое население Малой Азии должно было переселиться
в Элладу. Древние города, имевшие некогдо большое
значение в делах церковных и славные в церковной
истории, остались без единого жителя православного
вероисповедания. В то же премя Вселенский патриарх
потерял в Турции свое политическое значение, т. к.
Кемаль паша лишил его звания главы народа. Фактически
Вселенскому патриарху ныне подчинены 5 епархий в
пределах Турции, и Афон с окрестными местностями в
Греции. Патриарх до крайности стеснен в проявлении даже
безспорных его прав в церковном управлении в пределах
Турции, где разсматривается, как обычный турецкий
подданный-чиновник, да еще находящийся под надзором
правительства. Турецкое правительство, вмешивающееся во
все стороны жизни своих граждан, лишь в виде особой
привилегии разрешило ему, как и Армянскому патриарху,
ношение длинных волос и одежды, воспретив это остальному
духовенству. Патриарх не имеет права свободного выезда
из Турции, а в последнее время правительство все
настойчивей домогается перевода его в новую столицу –
Ангору (древнюю Анкиру), где сейчас нет православных, но
где сосредоточено управление всеми отраслями
государственной жизни.
Такое внешнее унижение Иерарха града Св.
Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не
поколебало к нему почтения в среде православных,
благоговеющих перед кафедрой св.св. Златоуста и
Богослова. С высоты ея – преемник св.св. Иоанна и
Григория мог бы духовно руководить всем православным
миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и
истины и широтою взглядов недавнего Патриарха Иоакима
III. Однако, к общему упадку Вселенской патриархии
присоединилось направление ея деятельности после Великой
войны. Потерю епархий, вышедших из ея владения, а также
потерю своего политического значения в пределах Турции
Вселенская патриархия восхотела восполнить подчинением
себе областей, в которых до настоящего времени не было
православной иерархии, а также Церквей тех государств,
где правительство не является правослааным. Так, 5-го
апреля 1922 года Патриарх Мелетий назначил экзарха
западной и центральной Европы с титулом Митрополита
Фиатирского с местопребыванием в Лондоне; 4-го марта
1923 года он же хиротонисал чешского архимандрита
Савватия в Архиепископа Пражского и всея Чехии; 15-го
апреля 1921 года основана митрополия Венгерская и всей
центральной Европы с кафедрой в Будапеште, хотя там уже
был сербский епископ. В Америке устанавливается
архиепископия, подчиненная Вселенскому Престолу; затем в
1924 году создается епархия в Австралии с кафедрой в
Сиднее. С 1938 года Архиепископу Австралийскому
подчинена Индия. В то же время происходит подчинение
отдельных частей Русской православной Церкви,
оказавшихся отторженными от России. Так, 9 июня 1923
года Вселенский Патриарх принимает в свою юрисдикцию
Финляндскую епархию, как автономную Финляндскую Церковь;
23 августа 1923 года на таких же правах подчинена
Церковь Эстонская; 13 ноября 1924 года Патриарх Григорий
VII признал автокефалию Польской Церкви под надзором
Вселенской патриархии, т. е. скорее автономию. В марте
1936 года Вселенский Патриарх принял в свою юрисдикцию
Латвию. Не ограничиваясь принятием в свою юрисдикцию
Церквей, отпавших от России окраин, Патриарх Фотий
принял в свою юрисдикцию русского Митрополита в Западной
Европе Евлогия с подчиненными ему приходами, а 28
февраля 1937 года Архиепископ юрисдикции Вселенского
Патриарха в Америке рукоположил епископа Феодора-Богдана
Шпилько для украинской церкви в Северной Америке. Таким
образом, Вселенский Патриарх стал действительно
Вселенским по пространству территории ему теоретически
подчиненной. Почти весь земной шар, кроме небольших
пространств 3-х патриархатов да территории Советской
России, по представлению деятелей Вселенской патриархии,
входит в состав Вселенского патриархата. Безгранично
расширяя свои вожделения о подчинении себе русских
областей, Константинопольские патриархи стали заявлять
даже о незаконности присоединения Киева к Московскому
патриархату и о том, что существовавшая прежде Киевская
южно-русская митрополия должна подчиниться
Константинопольскому престолу. Таковая точка зрения не
только выражена ясно в томасе от 13 ноября 1924 г. по
поводу отделения Польской Церкви, но и проводится
патриархами весьма последовательно. Так,
рукоположенному, с разрешения Вселенского Патриарха,
викарию Митрополита Евлогия в Париже присваивается титул
Епископа Херсонесского, словно Херсонесс, находящийся
ныне на территории России, подчинен Вселенскому
Патриарху. Следующим последовательным шагом Вселенской
патриархии было бы объявление всей России под
юрисдикцией Константинополя.
Однако, действительная духовная мощь и
даже действительные пределы власти далеко не
соответствуют такому самовозвышению Константинополя. Не
говоря уже о том, что почти везде власть Патриарха
весьма призрачна и заключается главным образом в
утверждении избранных на местах епископов или послании
таковых из Константинополя, многия страны, которыя
Константинополь считает себе подчиненными, совершенно не
имеют паствы, находящейся под его юрисдикцией.
Нравственный авторитет
Константинопольского патриарха также пал весьма низко,
ввиду крайней неустойчивости его в церковных делах. Так,
Патриарх Мелетий IV устраивал "всеправославный
конгресс", из представителей отдельных церквей, который
постановил ввести новый стиль. Постановление это,
признанное лишь частью Церкви, внесло страшный раскол
среди православных. Патриарх Григорий VII признал
постановление живоцерковного Собора о низложении
Патриарха Тихона, которого незадолго перед тем
Константинопольский Синод объявил "исповедником", и
затем вступил в общение с "обновленцами" в России,
которое поддерживается до ныне.
В общем, Вселенский патриархат, в теории
обнимающий почти всю вселенную и фактически простирающий
свою власть лишь на несколько епархий, а в остальных
местах лишь осуществляющий верховный поверхностный
надзор и получающий за то некоторые доходы, преследуемый
властью на месте своего пребывания и не поддерживаемый
никакой государственной силой извне, потерявший значение
столпа истины и сделавшийся сам источником разделения, а
в то же время охваченный непомерным властолюбием, –
представляет жалостное зрелище, напоминающее наихудшия
времена истории Царьградской кафедры.
2. Александрийский патриархат находится
в более благоприятных условиях. Египетския
государственныя власти не ставят препятствий к его
развитию и не стесняют священнослужителей в их
деятельности. Среди православного населения нет полного
единства, так как оно делится на греков и
египтян-феллахов, стремящихся иметь патриархат в своих
руках. В последнее время, благодаря мероприятиям
Патриарха Мелетия, национальная борьба ослабела, но за
то с тем же Патриархом произошла борьба из-за нового и
старого стиля. Материальное положении патриархата
благоприятное. Деятельность патриархии сосредоточена на
вопросах местной жизни.
3. Антиохийский патриархат,
незначительный по размерам и весьма бедный в
материальном отношении, явил в настоящие дни богатство
своего духа. Лишившийся получаемой из России помощи,
патриархат, в лице своих возглавителей, а также и
паствы, сохранил теплыя чувства благодарности к России и
не упускает случая подчеркнуть свою любовь к Русской
Церкви и Русскому народу. Такое отношение Патриархов
Антиохийских, покойного Григория IV и нынешнего
Александра III, выражающего постоянно свою готовность
помочь Русской Зарубежной Церкви в касающихся его
вопросах, представляет большую нравственную поддержку
Русскому Зарубежью, тем более, что Антиохийский
патриархат проявил и проявляет замечательную стойкость в
делах обще-церковных и стоит на страже церковных
канонов.
Антиохийский патриархат успешно
развивает свою деятельность в Сирии и Ливии, не
стесняемый властями, образовавшегося после Великой
войны, нового государства. Раздоры между греками и
сирийцами значительно потеряли свою остроту после
прекращения разделений из-за выборов нового патриарха
после кончины Патриарха Григория, закончившихся
утверждением Патриарха Александра III.
4. Иерусалимский патриархат переживает
тяжелые дни, как ввиду внутренних раздоров между греками
и арабами, так и ввиду общего положения в Палестине.
Раздоры национальные, представляющие общее бедствие трех
восточных патриархатов – александрийского, антиохийского
и иерусалимского – из-за стремления греков иметь в них
исключительно греческую иерархию, несмотря на то, что
они представляют там меньшинство православного
населения, препятствуют уже в течение многих лет
правильному течению жизни в этих патриархатах. В
настоящее время это особенно остро чувствуется в
Иерусалимском патриархате, где новоизбранный Патриарх
Тимофей уже в течение нескольких лет не может вступит во
все свои патриаршия права, т. к. не признается арабским
населением и из-за этого не утверждается государственной
властью.
Таким образом, при существовании там
патриарха, патриархатом продолжает управлять
местоблюститель, а патриарх пользуется признанием и
имеет влияние лишь на часть клира и паствы.
После пойны Палестина выделена в особое
государственное образование, находящееся под
протекторатом Англии. Однако, стремления Англии и других
держав возсоздать еврейское государство, встретило
сильнейший отпор арабского населения. Столкновения между
арабами и евреями, превратившия ныне мирные края в места
боев, где никто из мирного населения не может быть
уверен в своей жизни, напоминают нам грозныя
предсказания Господни о судьбе Иерусалима и показывают
насколько безполезно делать нечто вопреки Провидению.
Кровавыя события в Палестине делают
невозможным мирное благосостояние ея населения, а также
отражаются на притоке богомольцев, и без того сильно
сократившемся после Великой войны. Со времени закрытия
границ России, нет больше богомольцев оттуда,
составлявших прежде главную часть паломников.
Иерусалимская патриархия, страдая и от внутренних
раздоров и от гражданской войны, потерявшая сильную
покровительницу в лице России, терпит еще и сильныя
финансовыя затруднения, осложняющияся, к тому же,
необходимостью немедленной оправки храма, где находится
гроб Господен и являющегося главной святыней
христианского мира.
Остается лишь уповать, что Сам Промысел
Божий спасет Матерь-Церковь.
5. Малая церковь – Архиепископия
Синайская наслаждается сравнительным благополучием, но
весьма не благополучно в древней Архиепископии Кипрской.
Остров Кипр по народонаселению своему исключительно
греческий, почему вполне естественным было бы
присоединение его к Греческому Королевству, чего желает
и население Кипра. Однако владеющие Кипром англичане,
вопреки провозглашенному ими принципу самоопределения
народов, строго карают всякия проявления греческих
национальных стремлений и выслали с Кипра двух
митрополитов. После кончины первенствующего Митрополита
Кирилла, английское правительство не дало разрешения
изгнанным митрополитам вернуться хотя бы временно на
Собор для избрания нового Архиепископа и, таким образом,
единственный, остающийся на Кипре митрополит в течение
нескольких лет, в качестве местоблюстителя, управляет
всеми четырьмя митрополиями – епархией Кипрской Церкви.
Однако недавно английским судом за патриотическую
проповедь он лишен права управления и Кипрская Церковь
осталась без возглавителя.
6. Острова Додеканеза, составляющие
часть Вселенского патриархата, присоединены во время
Великой войны, вопреки принципу самоопределения народов,
к Италии, которая стремится совершенно прервать связь
этих островов с остальными греческими землями, выделив
их в самостоятельную церковную единицу, но вместе с тем
всячески способствует распространению католичества среди
тамошнего населения, издревле православного.
7. Церковь Элладская, возглавляемая
Митрополитом Афинским и Архиепископом всея Эллады,
увеличилась почти вдвое после Великой войны, ввиду
присоединения к ней некоторых епархий в областях,
отошедших к Греции после Балканской войны и подчиненных
прежде Вселенскому Престолу. Элладская Церковь пережила
ряд потрясений, одни из которых связаны были с
политическими событиями, вызвавшими двукратное свержение
Митрополита-Архиепископа Феоктиста, а другие с введением
нового стиля. Новый стиль до сих пор является камнем
соблазна в греческой Церкви, часть иерархов и паствы
которой решительно настроена против него. В остальных
отношениях в Элладской церкви сравнительно благополучно.
Духовное образование стоит на значительной высоте;
афинский богословский факультет является одним из
виднейших центров православной богословской науки.
Святая Гора Афонская, хотя принадлежит
Греческому Королевству, в каноническом отношении
остается в зависимости от Вселенского Патриархата. Афон
испытывает тройное бедствие: прекращение притока
богомольцев и средств из России, реквизиция части
недвижимых имуществ монастырей греческим правительством
и полное воспрещение прибытия туда новых монахов
славянской народности, особенно русских, которых не
пускают даже в качестве паломников. Афон находится в
опасности полного истощения.
8. Церковь Сербская является в настоящее
время наиболее крепкой внутренне и внешне. После Великой
войны совершилось объединение автокефальных церквей
сербской народности и провозглашение Сербского
Патриарха. В возстановленную в 1920 году Сербскую
Патриархию вошли бывшия автокефальныя Церкви: Сербская,
Черногорская и Карловацкая, также епархии населенныя
сербами в Далмации, Боснии и Герцоговине, Старой Сербии
и Северной Македонии, т. е. все области, вошедшия в
пределы Королевства, ныне именуемого Югославией.
Митрополит Буковинский дал письменное согласие на
изъятие из его юрисдикции епархии Далматинской, а
Патриарх Вселенский признал присоединение к Сербской
Церкви епархий, бывших подчиненных ему, особым
"томосом", привезенным в Белград, посланным для той
цели, Митрополитом Германом. Все православныя Церкви
признали Сербскую Патриархию. Сербская Церковь после
Великой войны потеряла значение господствующей, каковое
она имела в Королевствах Сербии и Черногории, но и в
Королевстве Югославии она пользуется поддержкой
государства. Объединенная Сербская Церковь за истекшие
годы окрепла и развилась во всех отношениях.
Богословский факультет в Белграде и 5 семинарий в разных
городах являются в настоящее время разсадниками
богословского образования не только для Югославии, но и
для сербского населения в Румынии и Венгрии, для Албании
и Карпатской Руси; там-же получает богословское
образование и значительная, готовящаяся к служению
Церкви, часть русской беженской молодежи. Значительно
поднялось монашество и создался целый ряд, уже долго не
существовавших у сербов, женских монастырей. Сербская
Церковь имеет много учреждений
церковно-благотворительного и просветительного
характера, находящихся под ея руководством.
Религиозная жизнь сербов, мало заметная
для поверхностного наблюдателя, в действительности бьет
живым ключем, создав особое явление, в виде
"богомольческого движения", широко охватившего всю
страну. Так называемые "соборы" в разных монастырях
собирают тысячи участников, также, как и паломничество
крестным ходом в особо почитаемыя места или монастыри.
Предпринимались неоднократно паломничества в Святую
Землю, возглавляемыя Епископом по назначению Синода.
Особенно сильно выявилась сила православия в Сербии в
тяжелые дни для Сербской Церкви год назад, когда
православные сербы во всей Югославии сплотились вокруг
своих пастырей и архипастырей и не жалели даже жизни,
отстаивая права православной церкви. Сербская Церковь
твердо отстаивает церковные каноны. Сейчас она служит
примером для тех, кто борется за церковные устои, и свою
братскую поддержку она оказывает в ней нуждающимся.
9. Румынская Церковь также, как и
Сербская смогла объединиться после Великой войны и
провозгласить себя Патриархией. В нее вошли прежде
бывшия автокефальными церкви Румынского Королевства и
Трансильванская, также Черновицкая епархия
Буковинско-Долматинской митрополии и часть Темишварской
епархии. Она смогла широко развить богословское
образование, имея три богословских факультета и
несколько семинарий. В монастырях Молдавии заметны
следы влияния учеников знаменитого Паисия
(Величковского). В области религиозно-народной жизни
особенно разительным явлением было за последние годы,
чудеса, совершаемыя простым пастухом Петром Лупу в
Маглавите, привлекшия к нему множество народа,
слушавшего его проповеди о покаянии. Наряду с таким
светлым явлением, есть и темная сторона в Румынской
Церкви. Переход ея на новый стиль лишает ее церковного
мира внутри и того авторитета вне ея, каким пользуется
Церковь Сербская. Другим пятном являются дела в
Бессарабии, присоединенной к Румынскому Королевству
после Русской революции и, вопреки канонам, без согласия
Московского Патриарха подчиненной Румынскому Патриарху.
Русские архиереи, не пожелавшие ему
подчиниться, были лишены там власти и заменены
архиереями, назначенными Румынской Церковью. Началось
вскоре преследование всего русского и славянского,
особенно усилившееся после перехода Румынской Церкви на
новый стиль, т. к. бессарабское население твердо
отстаивает старый стиль. Распоряжением власти были
запрещены богослужения на славянском языке и по старому
стилю; неповиновавшихся арестовывали. В настоящее время
из двух русских священников, до последнего времени
стойко продолжавших отстаивать церковные устои один был
выслан из Румынии, а другой находится в тюрьме...
Террор, направленный против русского населения и
затворивший его уста, повис даже над молдавским
населением Бессарабии.
Долг Русского Зарубежного Собора сделать
все возможное для помощи исповедникам истины в епархии,
которая является частью Русской Церкви, пока не будет
передана другой церкви свободным согласием Всероссийской
церковной власти. Необходимо обратиться нам к Румынским
церковным и гражданским властям вплоть, до Патриарха,
чтобы помочь нашим братьям.
10. Болгарскай Церковь, находящаяся в
разделении с греческой Церковью с 1872 г., после Великой
войны, если не увеличилась пространством, то окрепла и
развивается внутренно. Богословский факультет в Софии
является сосредоточием высшего богословского образования
не только для болгар, но частично и для лиц из других
краев, в частности русских. Много сделано за последнее
время в области духовного просвещения народа, прекрасно
также стоит церковно-издательское дело. Болгарская
Церковь находится в тесных, братских отношениях с
Сербской Церковью, с которой имеет каноническое и
литургическое общение, а также и с Русской Зарубежной
Церковью.
Остается лишь пожелать, чтобы поскорее
были уничтожены все следы бывшей схизмы и было
возстановлено полное общение со всеми Церквами, а
Болгарская Церковь возглавилась Первоиерархом с
титулом, достойным Болгарской Церкви.
11. Самой молодой автокефальной Церковью
является Албанская, получившая признание своей
автокефальности в 1937 году. Она возникла из епархий
Вселенского Патриархата, вошедших в Албанию и 10 лет
тому назад провозгласила свою автокефальность, изгнав
бывших в ней греческих митрополитов, за что была
отлучена от общения с Вселенским Престолом. В настоящее
время общение возстановлено и, по взаимному соглашению,
поставлена новая албанская иерархия, признанная
автокефальной.
12. Церковь Чешская после Великой войны
имела сначала надежды на полный разцвет и духовное
водительство всем Чешским народом. Несогласие по вопросу
об юрисдикции и другия причины остановили массовое
возвращение в православие чехов, которые образовали
особую Церковь протестантского типа. Православная
Церковь в Чехословакии входит ныне в состав Сербской
Церкви и возглавляется епископом Моравским Гораздом.
Кроме него в Праге проживает посвященный в
Константинополе Архиепископ Пражский и всея Чехии
Савватий. Всего в Чехии и Моравии несколько тысяч
православных.
13. В состав Чехословакии входит в
настоящее время и чисто русская область – Карпатская
Русь. Прикарпатская ветвь русского народа, бывшая в
течении столетий под чужеземной властью, ныне
возвращается к православной вере отцов своих, от которой
была отторгнута обманом и насилием. Сербская Церковь
духовно окормляет и опекает этот русский край,
способствуя его духовному возрождению и подготовляя к
соединению с остальными частями Русской Церкви, для
которой так много делает в настоящее время.
14. Российская Церковь, недавно еще
бывшая морем несметных богатств и духовных, и
вещественных, которыми она поддерживала все остальныя
Церкви, ныне лежит на одре тяжелой болезни, сама
нуждаясь в помощи и поддержке. Церковь находится под
властъю советов и сделалась Церковью-мученицей,
испытывая гонения, далеко превосходящия гонения в первыя
века христианства. Она дала множество священно-мучеников
и мучеников, но как всегда бывало при гонениях, есть
много отпавших и возставших на Церковь, и новое
поколение воспитывается в незнании Бога. Внутри Церковь
раздирается разными расколами, так что иногда трудно
бывает решить, какие же иерархи являются действительными
и какие самозванными. Многие, даже ищущие веры,
ошибаются в путях достижения цели и вместо православия
избирают секты.
Все, вместе взятое, заставляет трепетать
за судьбы Церкви в России, где во многих городах уже нет
ни одного храма. Нужно усердно молиться Господу, чтобы
он сократил время испытаний. Части Российской Церкви,
находящияся на территории, независимой от Советов, часто
также находятся в бедственном состоянии. В Европе все
почти оне, кроме Литовской, провозгласили свою
независимость, под главенством Вселенского Патриарха. То
было сделано в значительной части под давлением
Правительств. Однако, правительства не удовольствовались
лишь их отторжением от Российской Церкви и стали во
многих государствах стремиться к полному ослаблению
Православия. К сожалению, этого не поняли многие из
тамошних иерархов, и некоторые сознательно стали
действовать в духе правительственных пожеланий. Лишь
Церковь в Литве осталась в подчинении Московской
Патриархии и почти не терпит стеснений.
Финляндское правительство, удалив
законного Архиепископа Финляндского Серафима и призвав
посвященного в Константинополе Германа, настояло на
введении нового стиля в Церкви и вмешивается в церковныя
дела, стремясь уничтожить все, напоминающее про Россию,
даже славяския надписи на иконах.
Особенно это тяжело отразилось на
Валаамском монастыре, часть иноков которого была
выслана, а оставшиеся там после 300, вместо прежних
1000, разделились на ново- и старо-стильников, не
имеющих между собою общения. Валаамский монастырь идет к
медленной гибели, ибо притока новых монахов нет.
Также обстоит дело в Эстонии, где из
Печерского монастыря удален настоятель Епископ Иоанн и
принимаются меры к эстонизации монастыря, в сущности
ведущия его просто к гибели. Там также проводится новый
стиль и другия реформы.
Церковь в Латвии, несмотря на все
притеснения, была в безопасности, пока не был умерщвлен
зверски Архиепископ Иоанн. После же его кончины Церковь
подчинилась Вселенскому Патриарху и пошла по пути Церкви
эстонской, с коей поддерживает тесную связь. Церковь в
Польше оказалась в особенно тяжелых условиях, мало
лучших, чем в Советской России. Сначала, по настоянию
правительства, русские иерархи в Польше провозгласили
автокефальность Польской Церкви, причем были изгнаны со
своих кафедр, несогласившиеся с этим, 4 иерарха.
Иерархия Церкви в Польше думала своею верностью Польской
Державе приобрести благоволение и поддержку
правительства. Действительно, правительство окружило
иерархию почетом, наряду с сановниками государства, но,
вместе с тем, оно напрягло все усилия, чтобы уничтожить
Православие в Польше. Сотни церквей отобраны, частью
превращены в костелы, частью разрушены. Делаются попытки
расколоть православное население созданием украинского
движения, насильственно вводятся польский и украинский
языки в богослужение и церковныя учреждения. Наконец, в
последнее время употребляются решительныя меры к
переводу православного населения в католичество, при чем
это делается при помощи угроз, насилия и обманов.
Беззаконие, творимое в отношении Православия, вопиет к
небу.
15. Церковь в Америке до Великой войны
представляла русскую епархию, или, точнее, Российскую
Духовную Миссию в Сев. Америке, возглавленную
архиепископом и двумя викарными епископами, один из
которых был сириец.
После войны отдельныя автокефальныя
Церкви установили там свои епископския кафедры, так что
верные в Америке разделены по принадлежности к той
Церкви, из которой прибыли в Америку. Имеются там
архиереи Русской Церкви, архиепископы, подчиненные
патриархам Вселенскому и Антиохийскому, епископ Сербской
Церкви, а кроме того, около года назад, часть униатов
галичан перешла в Православие, получив от Вселенского
Престола особого епископа Украинской Церкви, который
пытается объединить под своей духовной властью
украинцев.
К сожалению, почти во всех Церквах
Америки были нестроения, а иерархии существуют в
некоторых из них в виде двух ветвей, оспаривающих власть
друг у друга. Были попытки объединить всех православных
в одну автокефальную Церковь, но так как эта попытка
была связана со многими нарушениями канонических норм,
то не имела успеха. В последнее время намечается
сближение между различными ветвями Православной Церкви,
но еще далеко до полного благоустройства.
В Южной Америке четыре года назад
установлена епископская кафедра, но часть ея приходов
пока осталась в непосредственном подчинении Председателю
Заграничного Синода. Там идет трудная работа по
духовному окормлению разсеянных русских людей. Такая же
работа идет в Австралии, где имеется два русских прихода
и Сирийские приходы, подчиняющиеся Антиохийскому
Патриарху, независимо от учрежденной там несколько лет
тому назад архиепископии Вселенской Церкви.
16. Дальний Восток имеет иерархию,
подчиненную Заграничному Синоду, кроме епархии Японской,
возглавитель которой, Митрополит Сергий, находится в
юрисдикции Московской Патриархии. Несмотря на отсутствие
государственной поддержки, отсутствие материальных
средств и на то, что православное население живет среди
неправославвого населения, церковная деятельность на
Дальнем Востоке живо развивается.
Большия пространства средней Азии не
имеют православной иерархии, но в последнее время
ощутилось сильное стремление среди монофизитов
(яковитов) в Малабаре вернуться в Православие, почему
сейчас предполагается устройство там православной
миссии.
Таким образом, православная вера,
насмотря на все испытания, местами превосходящия все,
когда-либо бывшия гонения, побеждает все препятствия,
продолжая всюду светить человеком. Врата адовы не
одолеют Христовой Церкви. Не раз Православие казалось на
краю гибели, но затем наступало время его не только
внутренней, но и внешней славы. "Оглянулась на себя
Вселенная и застонала, ибо увидела, что сделалась
арианскою" воскликнул один церковный историк IV века. Но
прошло несколько десятков лет – от арианства ничего не
осталось, а Православие стояло. То-же было и во время
монофизитов и, особенно, иконоборцев, которые, одно
время, казалось, совершенно победили Православие, но
затем пали, а Православие торжествовало свою победу.
Православие, как истинная Церковь, никогда не исчезнет и
не будет уничтожено. Вопрос лишь в том, какую часть
живущих на земле оно будегь охватывать и насколько
называющиеся православными будут исполнителями Христовой
заповеди. Бывают дни подъема и дни упадка духовной силы
православных. Ныне мы переживаем второе; однако, и
теперь видим высокие примеры мученичества и
исповедничества в России. Каково же должно быть наше
отношение к настоящим событиям в церковной жизни? Мы
должны твердо стоять на почве церковных канонов и не
быть с теми, кто от них отступает. В прежнее время для
изобличения канонических неправильностей поместной
Церкви с нею прерывали каноническое общение. Русская
Зарубежная Церковь не может действовать таким путем, так
как положение ея не вполне определилось и утвердилось.
Посему она не должна прерывать общения с другими
Церквами, если оне первыя не сделают этого шага. Но, и
поддерживая общение, она не должна молчать о нарушениях
церковной правды. Признавая фактическую нынешнюю
церковную иерархию, как в других поместных Церквах, так
и в отколовшихся от Российской Церкви некоторых ея
частях, и поддерживая с ними общение, Зарубежная Церковь
не может признать, как канонически правовой факт,
отделение последних от Российского Патриархата, пока то
не будет решено Всероссийской Церковной Властью
свободной России. Вместе с тем, мы признаем до тех пор и
законными архиереями своих епархий изгнанных из своих
кафедр архиереев в Польше, Бессарабии, Финляндии и
Эстонии, почитая в них борцов за правду, верных своей
архиерейской присяге и своей поместной Церкви.
Иоанн Максимович, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Шанхайскому:
- Молитва святителю Иоанну Шанхайскому.
Этот смиренный аскет и молитвенник, миссионер стал
столпом веры, "зерцалом аскетической твердости и
строгости в наше время всеобщего духовного расслабления"
для русской эмиграции после революции 1917 года.
Святитель Иоанн Шанхайский - небесный покровитель
и образ подражания клира, семинаристов и людей, ведущих
особый аскетический образ жизни. К Иоанну Шанхайскому
молитвенного обращаются за помощью в болезни, для
разрешения нищеты и всякой нужды, конфликтов в
коллективе и общине, вразумления маловеров и сектантов
Акафист святителю Иоанну Шанхайскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Шанхайском:
Труды святителя Иоанна Максимовича:
|