Иоанн Максимович. Святой благоверный
князь Александр Невский
Память: 19 июня / 2 июля, 29 сентября / 12 октября
(Обретение мощей)
Из сборника воспоминаний священников,
прихожан и почитателей, проповеди святителя и его указы
- составитель протоиерей Петр Перекрестов...
Святитель Иоанн Шанхайский
***
Читайте также:
***
Просветитель Руси Святой
Равноапостольный Князь Владимир (1015, память 15\28
июля), оставив престол великого княжения, отошел к
самому Престолу Царя Небесного, чтоб перед Ним
ходатайствовать за Русскую Землю. Святитель Иларион,
Митрополит Киевский и всея Руси (1067, память 21
октября\3 ноября) в княжение Ярослава Мудрого (1054),
обращаясь ко гробу Святого Владимира, как к живому
взывал к нему: "Возстани, о честная главо!" И когда
наступило нужное время, действительно, явно для всех
восстал за Русь Святой Владимир. Прошло уже двести
двадцать пять лет со дня его кончины, и Русь постигли
тягчайшие испытания. Татары опустошили Русскую Землю и
завладели ею. Стольный Киев – купель Руси – был сожжен.
А с севера и запада двигались новые враги, желавшие
уничтожить Православие и лишить русский народ того
безценного бисера, которым обогатил его Святой Владимир.
Первый удар тех врагов должен был принять на себя
Новгород. Тот Новгород, в котором провел свое отрочество
Святой Владимир, будучи тогда его Князем.
Теперь в нем княжил славный потомок
Владимира – Александр (1263, память 23 ноября\6 декабря
и 30 августа\12 сентября), который своим благочестием и
мужеством был подобен своему родоначальнику. Узнав, что
шведское войско под начальством Биргера двинулось на
Новгород и вступило в новгородские пределы, он понял,
что новгородская рать одна не сможет защитить Русь и что
ей нужна помощь. Где искать помощь? Александр знал, где.
Он обратился не к чужестранным государствам и даже не к
тогдашним князьям разоренной татарами Руси. Он взывал к
родоначальнику Князей Российских, к тому, кто Крещением
освободил русский народ от рабства диаволу. Он просил у
него предстательства пред "единым сильным Царем
царствующих и Господем господствующих" (1Тим. 6:15), на
Которого возлагал все свои надежды! И "упование не
посрамило" (Рим. 5:5). Настало пятнадцатое июля – день
кончины просветителя Руси. Новгородское войско,
немногочисленное, но крепкое верой, готовится к битве.
Ночью перед тем днем стоит страж у реки Невы и зорко
следит, чтобы шведы не воспользовались темнотой и не
напали на спящих воинов. Вдруг видит: плывет по реке
ладья. "Кто плывет? "Наш ли еси, или от супостат наших"
(Нав. 5:13), – готов был вопросить страж
Филипп-Пелгусий. Но не успел еще он задать вопроса, как
заметил, что в ладье стоят двое в алых одеждах, оба
одеянные мглой, и ясно слышит, как один говорит другому:
"Брате Глебе, вели гребсти, да поможем сроднику нашему
Александру". Понял Филипп-Пелгусий, что необычные гребцы
находятся в таинственной ладье, и поспешил к Князю
Александру возвестить о виденном.
Воспрянул духом Князь. "Услышана молитва
наша, – сказал он. – Ныне с нами наш Великий Князь
Владимир. Се грядут посланные им его любимые чада Святые
Борис и Глеб к нам в помощь". Усердно помолившись, он
ринулся в битву на только что высадившихся на берег Невы
шведов. Мало было его войско, но верил он, что "не в
силе Бог, а в правде". С светлым сияющим лицом сражался
он, сознавая, что творит Божие дело и что Сам Бог
совершает через него суд над хотящими лишить русский
народ Православия. Как молодой лев врывается он в ряды
неприятелей, нанося им удары, и собственноручно своим
копием "кладет печать на лице" воеводы шведского
Биргера. Воодушевленные примером Князя также храбро
сражаются русские воины, а разбитое наголову шведское
войско спешно садится обратно в корабли, наполняет их
мертвыми телами своих павших соратников и покидает
пределы русские. Ликуют новгородцы, ликует с ними вся
Земля Русская. Отражен гораздо сильнейший неприятель.
Отвоевана свобода не только государственная, но Спасла
Русь крепкая вера, вера Православная, которую принес на
Русь Святой Владимир и выразителем коей в сей день
явился Благоверный Князь Александр, с тех пор называемый
"Невским". Он находился в тот день, день памяти
просветителя Руси, в тесном духовном общении со своим
Равноапостольным предком, и через него как бы действовал
сам Владимир Красное Солнышко. Русские люди почуяли
сердцем, что Солнышко Руси, зашедшее двести тридцать
пять лет пред тем в Киеве, возсияло светло над Русью в
сей день с берегов Невы. Несомненным стало для них, что
Великий Князь Владимир не покинул Земли Русской, что он
не только был, но продолжал еще и в большей степени быть
ее защитником и хранителем.
Благоверный Великий Князь Александр –
сей достойнейший потомок и преемник Святого Владимира,
имевший соратниками своими Святых Благоверных
Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (1015, память 24
июля\6 августа), стал как бы новым ее "Солнышком
Красным", согревшим Русь в дни ее испытаний, во время
нашествия на нее неприятелей с востока и запада. Вслед
за шведами отразил он ливонцев и тевтонских рыцарей. Он
утешал и укреплял сердца русских людей во время
татарской неволи. Он был не только Великим Князем Руси,
но и ходатаем за Землю Русскую. Подобно тому, как ему
помог Святой Владимир через Святых Благоверных Бориса и
Глеба в день Невской битвы, и сам Александр явился
помощником позднейших Великих Князей Российских во время
их борьбы с татарами и другими неприятелями. День
Невской битвы утвердил на Руси почитание Святого
Владимира как просветителя ее и крестителя. Тот же день
выявил Благоверного Князя Александра Невского как ее
нового защитника. Оба они ограждали некогда Русскую
Землю от неприятелей внешних и утверждали ее внутреннее
благосостояние. Оба ныне, предстоя Престолу Божию, они
ходатайствуют за нее пред Богом.
"Якоже сродники твои Борис и Глеб,
явишася тебе с небесе в помощь, подвизающемуся на
Велгера свейскаго и воев его; тако и ты ныне, Блаженне
Александре, прииди в помощь твоим сродникам, и побори
борющия ны" (кондак Св. Александру Невскому).
Иоанн Максимович, святитель
Цитировано по:
Наши Вести. 1997. № 448 / 2749. -
С.1-2. Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Шанхайскому:
- Молитва святителю Иоанну Шанхайскому.
Этот смиренный аскет и молитвенник, миссионер стал
столпом веры, "зерцалом аскетической твердости и
строгости в наше время всеобщего духовного расслабления"
для русской эмиграции после революции 1917 года.
Святитель Иоанн Шанхайский - небесный покровитель
и образ подражания клира, семинаристов и людей, ведущих
особый аскетический образ жизни. К Иоанну Шанхайскому
молитвенного обращаются за помощью в болезни, для
разрешения нищеты и всякой нужды, конфликтов в
коллективе и общине, вразумления маловеров и сектантов
Акафист святителю Иоанну Шанхайскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Шанхайском:
Труды святителя Иоанна Максимовича:
|