Наставления, указы и распоряжения архиепископа Иоанна
Максимовича
Память: 19 июня / 2 июля, 29 сентября / 12 октября
(Обретение мощей)
Из сборника воспоминаний священников,
прихожан и почитателей, проповеди святителя и его указы
- составитель протоиерей Петр Перекрестов...
Святитель Иоанн Шанхайский
Содержание
***
Читайте также:
***
Снестся нами Агнец Божий во священной и
светоносной нощи воскресения. Мы о том молимся еще лишь
начиная готовиться к посту и затем неоднократно в
течение Великого поста: чтобы Господь сподобил нас
приобщиться в нощь Святой Пасхи. Особенно действует
тогда благодать Божия на сердца людей. Мы приобщаемся
тогда Христа Воскресшего, делаемся участниками Его
Воскресения. Конечно надо поговеть раньше и уже
причастившись Великим Постом, снова причаститься Святых
Тайн. Пред Пасхальной Литургией нет времени подробно
исповедываться, это нужно сделать раньше. А в
светоносную ночь, получив общее разрешение приступать к
Божественному Агнцу, залогу нашего Воскресения. Пусть
никто не уходит из Церкви преждевременно, торопясь
вкусить мяса животных, вместо того, чтобы вкусить
Пречистых Тела и Крови Христовых.
Имея главною целью своего служения
возрождение душ человеческих и ведение их к вечному
Царствию Божиему, приявшие дар священства не должны
отвлекаться от делания апостольского и тратить время на
дела мирские. То, что дает людям священник, не может
дать никто иной, и ничто не может сравниться с тем
вечным благом, к которому он ведет людей. Посему
священнослужитель не смеет отвлекаться от своих прямых
обязанностей, заниматься даже полезными мирскими делами,
помня, что он страж душ человеческих и даст ответ на
Страшном Суде Божием за каждую овцу, погибшую по его
нерадению. Пример показали апостолы при возникших в
среде учеников их спорах о раздаянии пособий, сказавшие:
"не угодно есть нам, оставльшим слово Божие, служити
трапезам". Церковные каноны строго воспрещают клирикам
заниматься мирскими попечениями и брать на себя
общественные должности. Однако то не значит, что
священнослужители совершенно могут устраниться от всех
мирских дел. Люди состоят из души и тела, и невозможно,
заботясь о душе, совершенно забыть о потребностях тела.
Господь заповедал проявлять любовь к ближним в делах
милосердия, о которых спросит на Страшном Суде. Многие
святители и преподобные являлись деятельными участниками
событий, происходивших в их времена, иногда даже
возглавляли государства. Но то бывало тогда, когда оно
вызывалось настойчивой необходимостью. Когда нужно
спасать людей в бедствиях, когда необходимо участие
пастыря, чтобы наставить их на правый путь, пастырь не
смеет оставаться безучастным. Он не только может, но и
должен прийти им на помощь. То относится как к делам
частным, так и общим. Побуждать людей к
благотворительности и, если нужно, стать во главе
благотворительных учреждений, дать согласное духу
Христова учения направление общественным делам долг
пастыря. Но при том он должен оставаться всегда
священнослужителем и пастырем. Недопустимо вступление в
какую либо партию с подчинением ея дисциплине.
Неподходяще для пастыря также погружаться в чисто
житейскую сторону дел общественных. Все то, что могут
делать миряне, нужно оставлять им, стараясь
сосредоточиться на делах духовных, являющихся делом
пастырей. Священство есть свет мира, и участие его в
общественной жизни должно заключаться в том, чтоб
освящать путь личной, общественной и государственной
жизни. Долг священнослужителя указывать нравственные
основы, на которых жизнь общества должна устрояться и
вдохновлять его деятельность, напояя ее духом Христова
учения. Не опускаясь сам в гущу житейской суеты, пастырь
должен парить над паствою и, зорко наблюдая над ней,
спускаться, когда нужно поддержать слабых духом или
телом, пресечь и обличить зло, побудить на добрые дела и
подвиги, укрепить в делании добра. Наивысший же и
важнейший дар священнослужителя обществу есть призвание
на него и низведение благословения и благодати Божиих,
для чего пастырь должен быть особенно усердным в молитве
и, памятуя, что прежде всего он является служителем
Божиим, быть "образ верным словом, житием, любовью,
духом, верою, чистотою", молитвою, примером и
наставлением ведя их к Царствию Божиему.
Настоящим имею долг уведомить Вас, что
на прошение Вашем от 2 сего апреля о разрешении Вашему
Кружку раздавать молящимся в Храме-Памятнике после
Пасхальной заутрени красные яйца т.к. большое количество
одиноких, престарелых, немощных и неимущих богомольцев
не могут оставаться до конца Божественной Литургии и
затем возвращаться до своего места жительства в сырую,
холодную погоду, – его Высокопреосвященством,
Высокопреосвященнейшим Архиепископом Иоанном положена
нижеследующая резолюция:
"Главное в Светлый день Пасхи – наше
общение со Христом Воскресшим, что особенно проявляется
в причащении в Светлую Службу, о чем неоднократно
возносим моления в службах Великого Поста.
Уход с Пасхальной службы до окончания
литургии есть грех или непонимание Церковной службы.
Если же то заставляет делать
непреодолимая необходимость, то яйцо, являющееся лишь
символом воскресения, не может заменить самого
действительного вкушения Воскресения в Божественной
литургии, и раздача яиц до литургии была бы презрением к
Божественному Таинству и обманом верующих.
Церковные правила строго воспрещают
приносить к алтарю что либо кроме делающихся Телом и
Кровию Христовыми хлеба и вина, а елея – для лампад и
фимиама, и нарушающий то священнослужитель по 3-му
Правилу Св. Апостол извергается из священного чина.
Призываю всех принять теснейшее участие
в Божественном пире Воскресшего Христа – Святой
Литургии, а уже по окончании его благовестить
Воскресение Его и приветствовать друг друга символом
Воскресения.
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена
буди десница моя, – восклицал пророчески Царь Давид, еще
в дни благополучия Сиона. С горечью воспевали тот псалом
иудеи, во время Вавилонского пленения.
Любил Иерусалим Господь Иисус Христос,
проливая слезы о грядущих на него бедствиях.
Священный для ветхозаветных иудеев
Иерусалим стал еще более священным для Христиан
освятившись стопами, а потом и кровию Божественного
Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Как только прекратились гонения на
христиан, к нему устремляться стали паломники со всех
стран, где прославлялось Имя Христово, начиная от Царицы
Елены, обретшей Крест Господень и построившей в
священных местах земного пути Христова ряд великолепных
храмов.
Места те наполнились также монастырями,
в которых подвижники искали себе и указывали другим путь
спасения.
Порабощение тех стран, иноверными
восточными народами не уменьшило почитание Святой Земли
христианами. Западные народы предпринимали походы для их
освобождения, не достигши, однако, желанной цели.
С крестившейся же тогда Руси, с самого
начала в ней Христианства, пошли новые паломники.
Русская Церковь, с первых ее времен,
находилась в тесном общении со святой Землей. Все
приходившее или принесенное со Святой Земли было
священным в очах русских людей. Предельной же целью
благочестивых людей было посетить Святую Землю.
Отдельным лицам то удавалось даже во времена, когда то
было сопряжено с неимоверными трудностями; в прошлом же
веке, потоки паломников почти не преставая текли туда.
Для облегчения паломничества была
создана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и
Палестинское Общество, которые приобрели в собственность
ряд участков в священных местах, и на них появились
русские обители.
Те обители, с одной стороны давали
возможность русским людям, прибывшим туда, иметь
пристанище во время поклонения святым местам, а желавшим
даже и остаться там до конца своей жизни. С другой
стороны, те обители, благодаря лившимся из России
средствам, могли развивать широкую просветительную
деятельность среди местного населения и тем оказывать
существенную поддержку местному Иерусалимскому
патриархату.
Все то изменилось с наступлением
горестных для России времен.
С начала Первой мировой войны
прекратился поток паломников и средств для деятельности
наших святых обителей, а с окончанием ее, после крушения
Русского Государства, положение их стало еще тяжелее.
После же Второй и разделения Палестины между
Королевством Иорданом и восстановленным государством
Израиль появились новые бедствия и опасности.
Обители, оказавшиеся в Израиле, были
лишены части своего имущества и переданы в ведение
Московского патриарха.
Обители же в Королевстве Иордана
остались в составе Русской Зарубежной Церкви, несмотря
на попытки ^Московской патриархии подчинить их себе; те
Обители и другие православные Русские учреждения там
отказались подчиниться Московскому патриарху из за
связанности его с Советским правительством.
Последнее стремится подчинить себе и
распространить свое влияние на все народы и всеми
способами.
Ради того, на Ближнем Востоке, учитывая
прежнее значение Православной России и ее славу среди
православных народов, Советское правительство, будучи
врагом Церкви и религии, выставляет себя там их
покровителем и всячески стремится установить влияние на
Ближнем Востоке патриарха Московского, находящегося в
руках Советской власти.
Если бы не было противодействия той
деятельности, она могла бы иметь большой успех и места,
с дорогими всему Христианскому миру именами, могли бы
стать базами для влияния противохристианского.
Однако, тот замысел и деятельность
встретили неодолимое препятствие в лице бедных, и
воистину Святых Обителей и Русских православных
учреждений на Святой Земле.
Зная подчиненность Московской церковной
власти Советскому правительству, зная, что Московский
патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви,
а невольник богоборческой власти, те Святые Обители и
учреждения отказались признать его власть и остались в
подчинении власти свободной части Русской Церкви –
Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви
заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие
материальные выгоды.
Русские Обители на Святой Земле – есть
олицетворение чистой христианской совести на Ближнем
Востоке и их наличие и исповедание не дают православным
народам там раскрыть свои сердца для влияния церковной
власти, находящейся в зависимости от врага Церкви и
Бога.
Мужественный подвиг исповедания истины
теми Обителями вызывает чувство умиления и достоин
преклонения пред ним.
Естественно и необходимо, чтобы Русские
люди Зарубежом признали своим долгом оказание поддержки,
моральной и материальной помощи, тому славному подвигу
престарелых монахинь и монахов, терпящих большую нужду
во всем, но крепких духом.
Для организации того дела Архиерейским
Синодом учрежден Палестинский Комитет под моим
председательством.
Приступая к учреждению по всему
Зарубежью представительств Комитета, призываю всех
православных оказать им содействие и дело помощи
Обителям и православным учреждениям на Святой Земле
признать своим священным долгом Церкви и Святой Руси,
которая так искренно и благоговейно почитала Иерусалим.
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена
буди десница моя.
Во избежание замешательств или
недоразумений при сослужении священнослужителей
соблюдать порядок старшинства хиротоний: архимандриты
становятся по старшинству возведения в архимандриты,
протоиереи по старшинству возведения в протопресвитеры,
остальные иереи по старшинству рукоположения во иереи.
Тот же порядок соблюдается диаконами, иподиаконами и
чтецами хотя не возбраняется по какому либо случаю
добровольно предоставлять честь первенства своему
собрату. Священнослужители, запоздавшие к началу
богослужения становятся в конец ряда священнослужителей
дабы не производить замешательство во время службы ибо
благодать Божия почивает на них одинаково на коем месте
ни предстояли Господу Богу.
Указ о недопустимости участия в
развеселениях в канун воскресных и праздничных дней
Священные правила повествуют, чтобы
кануны праздничных дней проводились христианами в
молитве и благоговении, подготовляясь к участию или
присутствию на Божественной литургии. Если к тому
призываются все православные христиане, то тем более то
касается непосредственно принимающих участие в церковной
службе. Участие их в развлечениях в кануны праздников
особенно греховно. Ввиду сего, бывшие в канун
Воскресения или Праздника на балу или подобных
развлечениях и увеселениях не могут на следующий день
участвовать в хоре, прислуживать, входить в алтарь и
становиться на клирос.
Надлежит всегда помнить и сознавать, что
церковное пение есть молитва и, что пение молитв должно
совершаться благоговейно, для возбуждения к молитве
стоящих в церкви. Недопустимы напевы и песнопения лишь
услаждающие слух, но по содержанию или исполнению не
располагающие к молитве, а также несоответствующие
данному богослужению, событию, отмечаемому церковью, дню
и церковному уставу. Вместе с тем поведение поющих
должно быть благоговейным и соответствующим высокому
званию церковных певцов, соединяющих голоса свои с
голосами ангелов.
Наблюдение за тем лежит на обязанности
руководителей пения и на совершающем богослужение
священнослужителе, указания коего должны исполняться
беспрекословно.
Вменяется в обязанность духовенству, и в
особенности настоятелям церквей обращать внимание, чтобы
веющие накрашенные губы не прикладывались к иконам,
кресту и никакой святыне, оставляя на них след губной
помады. Должно быть о том вывешено при входе в церковь и
неоднократно разъяснено в проповедях насколько велик
грех лиц, нечистым прикосновением оскверняющих святыни,
почему идущие в церковь должны смыть краску или ни к
чему не прикладываться и во всяком случае не
приобщаться, не вымыв тщательно губы, Святых Христовых
Тайн.
Ввиду вошедшего в употребление
сокращенного наименования Кафедрального Собора
"Свято-Скорбященским", разъясняется, что означенный
Собор во имя Пресвятой Богородицы имеет своей храмовой
иконой образ не Скорбящей Божией Матери, изображающей
скорбь Ее, а образ Всех Скорбящих Радости, изображающий
радость всей Ею окормляемых и утешаемых. Посему, как
олицетворяющий радость, а не скорбь, образ сей и,
носящий его имя Собор должен называться в случае
сокращения его именования Скорбящим-Радостным или
Радосте-Скорбященским, как и полагается впредь именовать
его при сокращении его имени.
Подтверждается распоряжение, чтобы
церковные Старосты и другие лица, собирающие на храм и
другие нужды во время богослужения, н е входили в
алтарь и не отвлекали священнослужителей от молитвы, а
становились с тарелками против Царских Врат пред
преподанием Архиереем или священником общего
благословения, когда одновременно благословляются
собирающие жертвы.
Напоминается клиру и пастве, что еще в
Ветхом Завете, по Божию повелению были установлены дни
праздничные – "ихже Бог избра и освяти" – как и дни
поста и плача.
Господь Иисус Христос, научив истинному
пониманию смысла праздника, тем не отменил, а утвердил
соблюдение праздников, и новозаветная Христова Церковь с
начала дней своих соблюдала священные дни.
Устанавливая годовой круг богослужения,
Церковь определила праздничные дни, особо выделив из них
те, в кои совершались великие проявления Божиего
промысла и в которые ныне изливается Божия Благодать.
Кроме них заповедуют нам чтить и другие дни, в кои
воспоминаются значительные события в жизни Спасителя и
Божией Матери, знамения милости Божией и памяти
угодников Божиих. Церковь точно установила значение и
порядок их празднования, как и дни в кои они
совершаются, также и перенесение на иные дни в
определенных случаях. По возможности соблюдается
единовременное воспоминание священных событий и святых,
дабы единою мыслию и едиными чувствами объединялись
православные христиане, единодушно вознося молитвы и
славословия, что не исключает однако особых местных
празднований событий или святых, известных или особо
чтимых лишь в отдельной местности.
К числу великих дней для каждого храма,
принадлежит его престольный праздник, т.е, день
празднования священных событий или святого, коему он
посвящен. Храмовые Праздники приравниваются церковным
уставом к Великим Господним и Богородичным праздникам по
своему значению и отмечаются соответствующим
богослужением, предназначенным именно для сего дня,
являющегося днем торжественным и благодатным для
молящихся в храме и его церковной общины.
Посему недопустимо своевольное
перенесение храмового праздника по соображениям
житейским. И священнослужитель и миряне должны ясно
сознавать, что перенесение торжества на иной день не
делает тот день храмовым праздником равно как и не
отмеченный храмовой праздник не умаляется сим в своем
духовном значении и остается таковым вне зависимости от
отношения к нему клира и прихожан. Клир и прихожане
должны всемерно стараться отметить достойно свой
храмовой праздник, возможно усерднейшим принятием
участия в богослужении того дня, собравшись в нем. Не
имеющие же возможности даже на малое время посетить
тогда храм, – умом и сердцем перенеситесь к нему,
приемля хоть тем в себя лучи благодати, излившиеся в
нем.
Составитель:
Петр Перекрестов, протоиерей
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Шанхайскому:
- Молитва святителю Иоанну Шанхайскому.
Этот смиренный аскет и молитвенник, миссионер стал
столпом веры, "зерцалом аскетической твердости и
строгости в наше время всеобщего духовного расслабления"
для русской эмиграции после революции 1917 года.
Святитель Иоанн Шанхайский - небесный покровитель
и образ подражания клира, семинаристов и людей, ведущих
особый аскетический образ жизни. К Иоанну Шанхайскому
молитвенного обращаются за помощью в болезни, для
разрешения нищеты и всякой нужды, конфликтов в
коллективе и общине, вразумления маловеров и сектантов
Акафист святителю Иоанну Шанхайскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Шанхайском:
Труды святителя Иоанна Максимовича:
|