Григорий Палама. Изъяснение десяти
заповедей*
Память: второе воскресенье Великого поста, 14 / 27
ноября
Святитель Григорий Палама (~1296–1357) –
архиепископ Фессалоникийский, христианский мистик,
византийский богослов и философ, систематизатор и
создатель философского обоснования практики исихазма.
***
Содержание
Заповедь I
II III IV
V VI VII
VIII IX X
Заключение
"Господь Бог твой, Господь един есть"
(Втор. 6,4; Иоан. 1, 1–4, 15, 26; Евр. 1, 1–10; 1Иоан.
5, 7), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце
нерожденном, в рожденном безначально, безлетно,
безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание
восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом
нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог
истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по
естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам
божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи
всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея
силы твоея (Втор. 6:13; Мф. 22, 37; Мк. 12, 29–30. Лук.
4, 8, 10, 27). Да пребывают в твоем сердце глаголы и
веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах
твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и
встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем;
страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его.
За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не
требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и
любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава
твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о
премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем
из лика их всезлобном духе, хитром и коварном
обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу.
Созерцая величие небес, разнообразные
движение небесных тел, сияние солнца, свет луны,
мерцание звезд, благотворные дыхания ветров,
производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо
все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его
воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша;
Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и
Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию,
и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных
согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив,
многомилостив и благ на век. Чтущим Его и покланяющимся
Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и
дарует царствие небесное, нескончаемое, живот
безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог
ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель.
Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и
отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь
неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная,
одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний,
ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это
уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем
прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца
своего в делах, словах и помышлениях (Матф. 24, 51,
Матф. 25, 41, Мк. 9, 44, Ис. 66, 24).
"Не сотвори себе... всякого подобия,
елика на небеси горе, и елика на земли низу, да не
послужиши им" (Исх. 20, 4, 5; Втор. 5, 8; Рим. 1, 23;
1Иоан. 5, 21). Не воздавай им божеских почестей: ибо все
они суть творения единого Бога, созданные Сыном и Словом
во Святом Духе. Сие Слово Божие, в последние веки
восприявши плоть от девственного чрева, явилось на земле
и обитало между людьми. Для спасение человеческого
подъявши страдание и смерть и воскресши, Оно вознеслось
с плотию на небеса, и возсело одесную величие на
высоких. С сим же телом опять приидет во славе судить
живых и мертвых.
Посему из любви к Слову,
вочеловечившемуся ради нас, имей изображение Его, чтобы
оно напоминало тебе о Изображаемом, коему ты и должен
поклоняться, поклоняясь иконе, возводя чрез нее ум свой
к самому достопоклоняемому телу Спасителя, возседшему
одесную Отца на небесах. Подобно сему имей и иконы
святых, покланяйся им, не как богам, – что нечестиво, но
с телесным поклонением и расположением к ним, и с
подобающим чествованием, возносясь умом чрезь образ к
изображенному. Так и Моисей поставил изображение
херувимов во святилище (Исх. 25, 18–20, 37). Самое
святое святых служило образом пренебесных (предметов), а
часть скинии, доступная мирским людям, носила образ
всего мира. Моисей назвал эти отделение скинии святыми,
восхваляя не твари, но чрез них содетеля мира – Бога
(Исх. 26, 33; Числ. 6, 20; Евр. 9, 1–5). Подобно сему и
ты не боготвори икон Владыки Христа и святых, но чрез
них покланяйся сначала Сотворшему нас по образу Своему,
а потом, по неизреченному человеколюбию, благоволившему
возстановить в нас образ Свой и восприявшему его на
Себя. Покланяйся не только иконе Бога, но и образу
креста Его. Ибо крест есть знамение величайшее и
победоносное оружие Христа над диаволом и всеми силами
врагов, так что, видя изображение его, они трепещут и
обращаются в бегство. Это изображение явилось очень
славным и соделало величайшие чудеса еще во времена
пророков [1], когда не явилось еще Первообраза. При
втором же пришествии распятого на нем Господа Иисуса
Христа, грядущего судить живых и мертвых, явится пред
Ним и это великое и страшное знамя Его, "с силою и
славою многою" (Матф. 24, 30).
Итак, чествуй его ныне, чтобы тогда ты
мог взирать на него с упованием и удостоиться
спрославление с ним. Покланяйся и иконам святых, как
сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем,
и приводя на память, что они соделались общниками
Христовых страданий. Равным образом чествуй и священные
гробницы, и нетленные останки их; ибо благодать Божия не
оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого
Тела Христова во время живоносной Его смерти. Делая это,
и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам
совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с
ними от Бога, и воспоешь с Давидом: "мне зело честни
быша друзи Твои, Боже" (Псал. 138, 17).
"Не возмеши имени Господа Бога Твоего
всуе" (Исх. 20, 7; Втор. 5, 11). Не клянись ложно по
каким-либо человеческим расчетам, по страху людей, или
из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть
отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда
правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам
своим силу клятвы. Если же когда-либо случится тебе
прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то,
поклявшись сделать что-либо согласное с законом Божиим,
исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай
строго побуждения, кои довели тебя до клятвы,
благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями
телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если
же ты поклялся сделать что-либо противузаконное, не
совершай преступного для того только, чтоб сдержать
слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце (Матф.
14, 7, 9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе
за правило вовсе не клясться, и вместе с тем
умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со
слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.
Один день недели, называемый Господним,
посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и
предпоказавшему и предуверившему нас в общем
воскресении. В этот день успокойся от всех мирских
земных дел (Исх. 20, 10; Втор. 5, 12; Апок. 1, 10);
освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме
самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим
с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы
единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию,
воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о
будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях
Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего либо,
не сделал ли упущений, исправляй себя во всем.
Пребывай в храме Божием, находись при
общественном Богослужении и с светлою верою и незазорною
совестию приобщайся Св. Тела и Крови Христовой. Положи
начало жизни совершеннейшей и обнови себя, уготовляя
себя к приятию будущих вечных благ, ради коих и в другие
дни тебе не должно чрезмерно прилепляться к земным, в
день же Господень ты должен воздержаться от всех, чтоб
непрестанно пребывать с Господом, кроме самых
необходимых и таких, без которых жить невозможно. Таким
образом, ходя пред Богом, ты избегнешь поводов ко греху,
не преступишь закона, не воспламенишь огня страстей, не
подъимешь на себя бремени греха (Исх. 12, 16; Иер. 17,
24; Неем. 13, 15; Матф. 12, 2; Иоан. 5, 10), и освятишь
день субботный, субботствуя бездействие относительно
грехов. Подобно дню Господню проводи и прочие
установленные Церковию великие праздники, соблюдая
относительно их вышеизложенные наставления и
предостережения.
"Чти отца твоего и матерь твою" (Исх.
20, 12; Втор. 5, 16; Матф. 19, 19). Ибо чрез них Бог
даровал тебе жизнь, и после Бога они виновники твоего
бытия. Посему и ты почитай и люби их после Бога, если
любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не
ведет к любви Божией, убегай от них вовсе. А если они
будут тебе препятствовать (служить Богу), особенно если
они будут действовать ко вреду истинной и спасительной
Веры, держась чуждых ей мнений, не только убегай, но и
возненавидь их, и не их одних, а и всех родных, всех
друзей и близких, все твои члены со всеми их
похотениями, самое тело твое с его расположением к
страстям, памятуя слова Христовы: "аще кто... не
возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и
братию, еще же и душу свою,... и не приимет... креста
своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин"(Лук.
14, 26, 27; Матф. 10, 37; Втор. 13, 6; Втор. 33, 9).
Так сказано об отцах, друзьях и братьях
по плоти. Но присных в вере, не препятствующих спасению,
почитай и люби. Если же ты обязан почтением и любовию
плотским отцам, то тем более – отцам, родившим тебя
духовно. Из бытие они пересоздали тебя в благобытие,
озарили светом ведения, возвестили откровение истины,
возродили банею пакибытия, окрилили тебя надеждой
воскресения, безсмертия, нескончаемого царствие и
наследие и соделали тебя из недостойного достойным
вечных благ, из земного – небесным, из временного –
вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека
Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположение и рекшего:
"отца не зовите себе на земли,... ни наставника,... един
бо есть Отец ваш"... и наставник Христос (Матф. 23,
8–9). Итак, ты обязан духовным отцам (Евр. 15, 13; Евр.
7, 24) всякою любовию и честию, так как почтение к ним
относится ко Христу и Всесвятому Духу, в Котором ты
восприял сыноположение, и к пренебесному Отцу, от "Него
же всяко отечество на небеси и на земли именуется"
(Ефес. 3, 15). Потщись же во всю жизнь иметь духовного
отца, открывай ему все согрешение и всякий помысл и
принимай от него исцеление и прощение. Ибо отцам
духовным дана власть вязать и разрешать души, и все,
"что свяжут... они... на земле, будет связано... и на
небе, а что разрешат... они... на земле, будет разрешено
на небесах" (Иоан. 20, 23; Матф. 16, 19; Матф. 18, 18,
Иак. 5, 16). Такую благодать и власть они прияли от
Христа. Посему безпрекословно покоряйся им, чтобы не
сделаться тебе виновным в погибели собственной души. Ибо
если прекословящий родителям по плоти в тех предметах,
которые не возбранены законом Божиим, повинен смерти по
закону (Исх. 21, 16; Матф. 15, 4), то прекословящий
духовным отцам не отгоняет ли от себя, тем более, Духа
Божие и не губит ли собственной души? Посему следуй
внушениям твоих отцев духовных и будь покорен им, чтобы
спасти свою душу и соделаться наследником вечных и
неистленных благ.
"Не убий" (Исх. 20, 13; Втор. 5, 17;
Матф. 5, 21, 39, 40; Лук. 6, 29), чтобы не лишиться
сыноположения, дарованного тебе Животворящим мертвых, и
не быть, по делам, сыном человекоубийцы искони. А так
как убийство происходит от удара, удар от продерзости,
продерзость от гнева, гнев от нанесенного нам другими
вреда, или удара, или оскорбления, то отнимающему у тебя
ризу не возбрани взять и срачицу, биющего не бей,
оскорбляющего не обижай. Чрез это и себя и делающего
тебе зло спасешь от греха – убийства. Равным образом
оказывай снисхождение и к согрешившим против Бога, ибо
сказано: аще отпущаете, отпустится вам. А того, кто
дозволяет себе говорить и делать худое, постигнет
отмщение и наказание вечное. Иже бо аще речет брату
своему, уроде: повинен есть геенне огненней, сказал
Христос. Итак, если можешь с корнем исторгнуть зло и
стяжать душе блаженное незлобие, прославь Христа,
Наставника и споборника в добродетелях, без Которого,
как ты знаешь, мы безсильны сделать что-либо доброе. А
если не можешь пребыть безгневным, укоряй себя, когда
увлечешься гневом, и исповедуйся и Богу, и тому, кого ты
оскорбил словом, или делом. Ибо кающийся в начале греха
не доведет его до конца, а небрегущий о малом впадет в
большее зло.
Не любодействуй [2], дабы из члена
Христова не соделатьcя тебе членом блудницы, не
совлечься божественного тела, не лишиться Божие наследие
и не быть вверженным в геенну. Ибо если дочь жреца, ятая
в любодеянии, сожигалась по закону, как обесчестившая
отца (Лев. 21, 9), тем более повинен вечному наказанию
осквернивший тело Христово такою нечистотою. Если же
можешь, будь ревнителем девства: чрез него ты всецело
соделаешься Божиим, соединишься с Ним совершенною
любовию, непрестанно ходя пред Ним и неразвлеченно
заботясь всегда о Господнем, и, желая получить будущую
жизнь (1Кор. 7, 25, 32–35; Матф. 19, 12; Ис. 56, 3),
живи на земле подобно ангелу Божию (Матф. 22, 29; Лук.
20, 36). Ибо им свойственно девство, и ревнитель
девства, насколько это возможно, уподобляется им;
преимущественно же и прежде всего (он уподобляется)
прежде всех веков девственно родившему Отцу,
девственному и от девственного Отца в начале
происшедшему чрез рождение, а в последние веки
Родившемуся плотию от Девы Матери [3], и несказанно
происшедшему от одного Отца, не чрез рождение, но чрез
исхождение, Духу. Сему-то Богу уподобляется и в
непорочном браке соединяется с ним стяжавший истинное
девство, девствующий по духу и по телу, и
благоукрашающий доблестями девства все свои чувства,
слова и помыслы. Но если ты не изберешь девства, не дашь
такого обета Богу, тебе дозволяется законом иметь одну
жену в Господе (Быт. 2, 24; Матф. 19, 5; Ефес. 5, 32–33;
1Петр. 3, 7 и сл.), с ней одной сожительствовать и
владеть ею как собственным твоим сосудом во святыне. А
чужих жен ты должен удаляться всеми силами. Можешь
воздержаться от них совершенно, если станешь избегать
неблаговременных встреч с ними, не будешь внимать
блудным словам и прельщениям, будешь отвращать от них
самый взор твой телесный и душевный, сколько возможно, и
оставишь привычку с любопытством смотреть на красоту
лиц. Ибо "иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже
любодействова с нею в сердце своем" (Матф. 5, 28).
Посему он нечист пред Христом, взирающим на сердце,
посему же он, несчастный, приобретает расположение к
телесному студодеянию. Но что я говорю о прелюбодеянии,
блуде и других естественных безстудствах? От праздного
воззрение на телесную красоту, человек нагло предается и
всем противоестественным мерзостям. Итак, ты изторгай из
себя горкие корни, чтоб не принесли они смертоносных
плодов, но возрасти плод целомудрия и святыни, "ихже
кроме никтоже узрит Господа" (Евр. 12, 14).
"Не укради" (Исх. 20, 14; Втор. 5, 19;
Матф. 19, 18), да Ведущий сокровенное не воздаст тебе,
пренебрегшему о Нем, сугубым наказанием. Но старайся и
от даваемого тебе тайно уделять нуждающимся, чтобы
приять от Бога, видящего в тайне, сторицею, и
наследовать жизнь вечную в грядущем веке.
"Не лжесвидетельствуй" (Исх. 20, 16;
Матф. 19, 18; Лев. 19, 11). Иначе уподобишься искони
клеветавшему Еве на Бога и подвергнешься равному с ним
осуждению (Быт. 3, 1, 5, 14). Лучше, поэтому, если не
произойдет отсюда какого-либо вреда для многих, прикрой
грех ближнего. Чрез это уподобишься не Хаму, а Симу и
Иафету, и получишь благословение (Быт. 9, 22, 23, 26).
Не пожелай чего-либо, принадлежащего
ближнему твоему, "ни села его," ни богатства его, ни
славы, и ничего, чем пользуется ближний твой (Исх. 20,
17; Матф. 8, 28; Рим. 7, 7; Рим. 13, 9). Ибо похоть
заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть.
Посему не желая чужего, воздерживайся, если можешь, и от
любостяжания. Еще лучше, если от своей собственности
станешь уделять просящему, по мере сил, будешь милостив
к нуждающимся в милости, и не будешь отвращаться от
хотящего у тебя занять. Если найдешь потерянное,
возврати потерявшему, хотя бы он был из числа твоих
недоброжелателей (Исх. 23): таким поступком и его
примиришь с собою и "победишь благим злое," что и
заповедует тебе Христос (Рим. 12, 21; Матф. 5, 44; Лук.
6, 27).
Соблюдая все вышеизложенные наставление
и располагая сообразно с ними всю свою жизнь,
приобретешь для души своей сокровище благочестия,
благоугодишь Богу, приимешь благое от Бога и от людей
Божиих, и соделаешься наследником вечного блаженства. Да
сподобимся его все мы благодатию и человеколюбием
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому
подабает всякая слава, честь и поклонение со
безначальным Его Отцем, и пресвятым, благим и
животворящим Духом Его, ныне и всегда, и во веки веков.
Аминь.
Великий в сонме иерархов, св. отцев и
учителей Церкви, св. чудотворец Григорий Палама жил
около половины четырнадцатого столетие (1340–1354 г.).
Он родился в Азии от именитых родителей, и с самых юных
лет воспитывался при константинопольском дворе. Но
оставив мир и почести мирские, уединился на святую гору
Афонскую и начал там проводить иноческую жизнь. Всецело
посвятив себя Богу и аскетическим трудам, и
совершенствуя душу подвигами благочестие и созерцанием,
он соделался достойным сосудом благодати Всесвятого
Духа. Призваиный отсюда Богом на святительство, он был
рукоположен в сан митрополита фессалоникийской Церкви,
где и оставался архипастырем до самой кончины своей, и
по смерти не перестает пасти и управлять ею чрез
чудодейственные и священнейшие свои останки, кои, по
благодати Божией, невредимо и нетленно почивают в храме
митрополии.
Григорий Палама, святитель
Цитировано по:
Святого отца нашего Григория Паламы,
архиепископа Фессалоникийского,
изъяснение
десяти заповедей. / "Духовная Беседа",
еженедельно издаваемая при
Санктпетербургской
Духовной Семинарии. - СПб.: В
Типографии Департамента
Уделов, 1860. - Том IX. - С. 273-285
Азбука веры
Примечание
* Предлагаемое читателям творение св.
Григория Паламы переведено с изданной в Афинах на
греческом языке брошюры под заглавием τοῦ έν άγιοις
πατρός ήμῶν Гρηγόριου άρχιεπίσκοπου Θεσσαλλονίκης, τοῦ
Παλαμα, – Δεκαλογος τῆς κατα Χριστοῦ νομοθεσιας ητοι τῆς
νεας διαθήκής. 1851 г. К брошюре приложено предисловие.
Извлекаем из него несколько строк, относящихся к лицу
сочинителя.
Абзацы в тексте расставлены нами. –
Редакция "Азбуки Веры"
1. Так Моисей, крестообразно разсекая
жезлом воды, разделял и соединял Чермное море (Исх. гл.
14); так он воздвигал на кресте медного змие (Числ. 21,
9;Иоан. 3, 14).
2. 1Кор. 6, 10, 3. вместо: не прелюбы
сотвори (Исх. 20, 14; Втор. 5, 18). Ср. Матф. 5,
32;Матф. 15, 19; Матф. 19, 9
3. Здесь опущено: "Сыну".
Труды святителя Григория Паламы:
|