Григорий Палама. Ответ Павлу Асеню
Память: второе воскресенье Великого поста, 14 / 27
ноября
Святитель Григорий Палама (~1296–1357) –
архиепископ Фессалоникийский, христианский мистик,
византийский богослов и философ, систематизатор и
создатель философского обоснования практики исихазма.
***
Во святых отца нашего Григория,
архиепископа Фессалоникийского и Нового Богослова [1]
послание к досточтимому иеромонаху господину Павлу Асеню,
вопросившему о принятии великой и ангельской схимы.
Благослови, отче.
“Вы имеете помазание от Святаго и знаете
все помазание, которое вы получили от Него, в вас
пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас”, –
говорит Богослов, весьма возлюбленный Христом (1Ин
2:20,27). Но поскольку твоя Честь как одно из проявлений
похвального смирения, которого ты достиг, добровольно
испросила письменного совета, и совета у нас
недостойных, о принятии великой схимы при ведении
отшельнической жизни, мы, по долгу любви сочтя твою
просьбу приказом, посылаем тебе краткий, насколько
возможно, ответ.
Всякий, имеющий помазание от Святого и
поэтому названный по имени Христа [2] должен и жить
свято, делами, словами и помыслами проявляя и
подтверждая свое имя. Ибо это имя означает власть над
страстями и стяжание богатства добродетели. Суть же
всего этого состоит в любви к Богу и через Бога – к
ближнему. Человеку, вращающемуся в мире, связанному с
женщиной и подвластному житейским заботам, невозможно
всем своим разумом двигаться к этой цели: ибо он, как бы
ревностен он ни был, разделяется и делит свои стремления
между Богом и миром, плотью и духом. Поэтому и ты,
наученный и почтенный Богом, отче и брате, возлюбленный
Величайшим, расстался с противоречиями этой жизни и
перешел к единой жизни – монашеской – и прекрасно
сделал. Предав себя целиком Божественной любви, ты
сможешь стяжать совершенную любовь в своем сердце, уже
ни во внешнем, ни во внутреннем, не сообразуясь с миром
сим, не склоняясь к телесным наслаждениям или к
человеческой угодливости ни волей, ни делом, ни
помыслом, но восходя в сердце своем, через обновление
ума преображаясь Величайшему. А если ты когда-нибудь и
претерпишь от какой-либо хитрости лукавого, стоящего на
пути у стремящихся к Богу, то тотчас, уразумев, ты
будешь возвращаться на этот путь, через скорбь по Боге
соделывая в себе (самом) непреложное покаяние ко
спасению.
Сие – великая и монашеская схима. А
малой монашеской схимы Отцы не знали и не передали нам.
Некоторые из позднейших Отцов полагали, что одна схима –
в двух. Но их рассуждение неверно, ибо, рассмотрев, ты
обнаружишь в обеих одни отречения и обеты. Поэтому и во
святых Феодор Студит, более прочих сведущий в вопросах
монашества, запрещает говорить о великой и малой
монашеских схимах или принимать их. И мне кажется, что
те, кто позднее разделили предписанные одеяния по
схимам, оставили себе и отняли у молодых аналав и
куколь, поскольку эти одеяния наиболее почитаемы людьми,
которые их видят, а также теми, кто только стал монахом,
как еще не утвердившимися в священном смирении и легко
увлекаемыми к показу внешнего.
Однако, если ты до сих пор еще не носил
их, а теперь хочешь с молитвою в них облачиться – хорошо
поступишь. Но утверди в своем уме и запомни: пусть тебе
не покажется, что те, кто стремится быть недоступным и
невидимым для толпы, являются какими-то великими людьми,
необычной жизни, проводящими большую часть их жизни в
святых местах. Так и ты имей поддержку в том, что толпа
видит крест у тебя на плечах и куколь беззлобия на
голове, и ты тотчас начинаешь ей казаться славным и
совершеннейшим в добродетели. Но, видя это, держи в
памяти свой долг, обещание Богу не творить зла и вести
совершенную и богоподобную жизнь, которая выше плотских
страстей, и так старайся, чтобы внутреннее расположение
твоей души лучше соответствовало внешним символам. А так
как ты принес обет иметь подобное расположение души и
без этих символов, поскольку ты удостоился избрания
монашеской жизни, должен ты и ныне ничуть не меньше
каяться, смиряться ради Бога и спасения и призывать Его
помощь в усердной молитве. Если ты и увидишь, что над
тобой берут верх родственные отношения или телесные
желания, или человеческие мнения и оценки, поскольку так
ты приобретаешь и иные добродетели, через них с Божией
помощью преуспеешь, а сверх того ты приумножаешь и
смирение. Посредством всего этого, претыкаясь в
каких-либо трудных обстоятельствах, ты возвращаешься на
путь спасения. И в смертный час ты получишь восполнение
своего несовершенства по человеколюбию Того, Кто
человеколюбиво установил для человеческого рода закон
покаяния.
Однако под страхом смерти ты разумно
помышляешь об обращении своей жизни к Величайшему.
Должно тебе, благоразумному по милости Христовой,
понимать, что это не просто перемена одежды, но
изменение жизни к лучшему и полезнейшему. Но что такое
эта жизнь? Что такое ее обеты? Что – приметы более
совершенной жизни для лежащих в могилах или для тех, кто
уже оставил жизнь и полностью готов к погребению? Итак,
не болезнь, угрожающая смертью, которая заставляет
ожидать ухода из жизни, но боязнь того, что угрожает
после смерти живущим беспечно, и влечение к благам,
обещанным ревностным, пусть приведет тебя к принятию
богоугодной жизни, ее обетов и внешних признаков, чтобы
ты был более стоек и способен не только молиться, но и
воздавать, по слову псалмопевца: "Делайте и воздавайте
Господу, Богу вашему" (Пс 75:12).
Григорий Палама, святитель
Перевод с греческого Н. Холмогоровой
под ред.
Ю. Казачкова. Журнал "Альфа и Омега"
Азбука веры
Примечание
1. Григория Паламу, как и преп. Симеона,
называли Новым Богословом, однако после падения Византии
за Паламой это прозвище утратилось. – Пер.
2. То есть христианином. – Пер.
Труды святителя Григория Паламы:
|