Феодор Студит. Поучение на день Пятидесятницы
Память: 26 января / 8 февраля, 11 ноября / 24 ноября
Преподобный Феодор Студит (около 759 –
826) - византийский монах, аскет, церковный деятель и
писатель. Защитник иконопочитания. Главной темой его
произведений служат идеалы аскетической деятельной
добродетели, а непросто созерцательности. Среди
современников пользовался громадным влиянием. Его
завещание ежегодно читалось во время службы в Студийском
монастыре. Главное теоретическое сочинение Феодора
Студита - три книги "Опровержений" (Antirrhetica).
Преподобный Феодор Студит. Мозаика собора монастыря
Неа Мони на острове Хиос, 2-я половина XI века
***
По благодати Пресвятого Духа мы
сподобились праздновать Святую Пятидесятницу - Сошествие
Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне
есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, - да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е.
Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к
вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин.
16:7-13). Это обетование и благодеяние Его столь велико,
что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал
послать не Ангела, не человека, но Самого
Соестественного Духа.
Итак, Единородный Сын Божий, исполнив
Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святый
нисходит: не иной Бог (да не будет!), - но иной
Утешитель, как написано. О, неизреченное человеколюбие!
Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно,
утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от
изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой
Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни, но
утешаяй смиренныя, утеши нас Бог… (2 Кор. 7:5). Он
утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце,
возводя его через дерзновенное упование к непобедимому
мужеству, как свидетельствует святой Давид: "яко Ты,
Господи, помгл ми, и утешил мя еси" (Пс. 85:17). Он
утешает, воодушевляя мятежный ум, что ему дан был пир с
Богом и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: по
Христе молим, яко Богу молящу нами; молим по Христе,
примиритеся, т. е. имейте мир, с Богом (2 Кор. 5:20).
Видишь неисследимое снисхождение? Видишь
дар несравненный? Горе - на Небесах, Единородный Сын
ходатайствует о нас пред Отцом, как написано: "Иже есть
одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас" (Рим. 8, 34).
Долу - на земле, Дух Святой утешает нас многообразно.
Пятидесятница. Икона. Кирилло-Белозерский
историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник, XV век
Что же мы воздадим Господеви о всех сих
дарованиях, яже воздаде нам (Пс. 115:4)? Не то ли, о чем
говорит псалом: "Вся кости моя рекут: Господи, Господи,
кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки креплъших его,
и нища и убога от расхищающих его" (Пс. 34:10). И еще: "Помощь
моя от Господа, сотворшаго небо и землю" (Пс. 120:2). "Аще
не Господь помог бы ми, вмале вселилася бы во ад душа
моя" (Пс. 93:17), "Господь мне Помощник, и не убоюся,
что сотворит мне человек" (Пс. 117:6).
Имея такого Утешителя, Духа Святого,
Непобедимую Силу, Великого Защитника - Бога и Споборника,
не убоимся страха вражия и не устрашимся сопротивных сил,
но мужественно и твердо поспешим на подвиги, переживая в
них дни за днями, не прельщаясь обольщениями змия, и не
изнемогая под непрестанными его нападениями; греховное
пожелание - не удовольствие и радость, а опасная и лютая
болезнь, - не сласть, а умоисступление и злое омрачение.
Знают сие укротившие неистовство плоти, омывшие скверны
ее и всем сердцем прилепившиеся к Единому Богу. Такой
образ жизни есть приятнейший и счастливейший: ибо тогда
человек, хотя находится в плоти и в мире, но духом
обитает в невидимом, упокоеваясь духом от благодатного
дыхания Духа Святого.
Зачем же мы попускаем, чтобы сластолюбие,
победив нас, до того извращало и таким изменениям
подвергало нас, что мы, долу поникши к земле, к плоти и
крови, совсем отчуждаемся от Всеблагого Бога нашего?
Бежим, братие, от всякой страсти: бежим сребролюбия,
которое есть корень всех зол; бежим всякой другой
страсти, какая поборает душу нашу, - гнева, зависти,
ненависти, самолюбия, своеумия, чтобы смерть не застала
нас неготовыми и не удалила нас от Бога; отчуждение же
от Бога есть отчуждение и от Царства Небесного. Суд и
воздаяние вечное тому, кто не сотворит угодных Богу дел;
такого суда не перенесет никакая плоть, ибо и помыслить
об этом в уме своем, прежде нежели подвергнуться
истязанию, есть уже мучение.
Пятидесятница. Мозаичный свод. Собор святого Марка, Венеция
Дабы нам возможно было избежать гнева
Божия, грядущаго на сыны непокоривыя (Еф. 5:6), будем
совершать добрые дела, да возвеселится Господь о делех
Своих (Пс. 103:51).
***
Читайте также по теме:
***
Начнем же неотступно благоугождать Богу,
очистим себя и обновим души свои. Дерзайте: "Близ
Господь всем призывающим Его во истине" (Пс. 144, 18).
Будем ежедневно каяться, и Бог простит нам грехи, утешит
нас и дарует нам Жизнь Вечную, которую да сподобимся
получить о Самом Христе Господе нашем, Ему же подобает
слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
Феодор Студит, преподобный
Журнал Московской Патриархии № 6, 1980. -С.27-28
Православие.Ru - 31.05.2004.
***
Труды преподобного Феодора Студита:
|