Феодор Студит. Торговцу воском
Память: 26 января / 8 февраля, 11 ноября / 24 ноября
Преподобный Феодор Студит (около 759 –
826) - византийский монах, аскет, церковный деятель и
писатель. Защитник иконопочитания. Главной темой его
произведений служат идеалы аскетической деятельной
добродетели, а непросто созерцательности. Среди
современников пользовался громадным влиянием. Его
завещание ежегодно читалось во время службы в Студийском
монастыре. Главное теоретическое сочинение Феодора
Студита - три книги "Опровержений" (Antirrhetica).
Преподобный Феодор Студит. Фреска, около 1350 года. Церковь Христа Пантократора, Дечани. Сербия (Косово).
***
Феодор Студит. Торговцу воском
В эти дни приветствие или простое
обращение к изгнанным за Христа служит сильным
доказательством дружбы и благочестия. А рассылка даров -
это признак величайшей преданности и ревности по Богу.
Таков мой возлюбленный господин в отношении к моему
смирению. Твои посылки - приятные для меня источники
света, они - знак твоей душевной чистоты и светлого,
православного образа мыслей. Ведь теперь, как видишь,
церковные дела объяты тьмой и бурей, которая поглощает
не тела, что было бы еще на так страшно, а потерпевшие
крушение бессмертные души. О, ужасное бедствие! Не видно
поблизости ни маяка, ни пристани. Поэтому остерегайся,
возлюбленный, направляя свою жизнь по-православному,
чтобы не объяла тебя еретическая буря, - возводя взоры к
небу, откуда и ожидаем Спасителя, Господа славы,
Которого иудействующие осмеливаются бесчестить чрез
поругание Его иконы. Таково в ответ на любовь наше малое
приветствие к твоей любезной честности с нашей грешной
молитвой, кроме которой у нас нечем воздать вам.
Феодор Студит, преподобный
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Св. Феодор так называл иконоборцев; вот как он
объяснял такое наименование в другом письме: "Иудей или
язычник говорит христианину: отрекись от Христа и Марии.
То же самое говорит и иконоборец, ибо икона Христа и
Богородицы носит то же имя: Христос и Богородица. Таким
образом, говорящий об отречении от иконы, открыто
требует отречения от того, чья эта икона. Это слова не
меня, ничтожного. Послушай, что Бог всяческих говорит
Моисею: сотвориши два херувима (Исх.25:18), то есть
повелел ему сделать изображения херувимов. Если бы
имелась в виду природа херувимов, то едва ли можно было
приказать представить их. И опять: сотвори себе змию
медяну (Числ.21:8). И здесь также повелевает сделать
образ змия. Но таково по природе соотношение
первообразного и производного, что производное, то есть
образ, называется именем первообраза. При отрицании
одного отрицается и другое, ибо они существуют во
взаимной связи" (Феодор - возлюбленным братиям, за
Господа содержимым в различных темницах: радоваться о
Господе).
***
Труды преподобного Феодора Студита:
|