Феодор Студит. Василию игумену
Память: 26 января / 8 февраля, 11 ноября / 24 ноября
Преподобный Феодор Студит (около 759 –
826) - византийский монах, аскет, церковный деятель и
писатель. Защитник иконопочитания. Главной темой его
произведений служат идеалы аскетической деятельной
добродетели, а непросто созерцательности. Среди
современников пользовался громадным влиянием. Его
завещание ежегодно читалось во время службы в Студийском
монастыре. Главное теоретическое сочинение Феодора
Студита - три книги "Опровержений" (Antirrhetica).
Преподобный Феодор Студит. Мозаика собора монастыря
Неа Мони на острове Хиос, 2-я половина XI века
***
Василию, почтеннейшему игумену, со всеми
святыми отцами благочестной обители св. Саввы.
1. Когда догматы благочестия стоят
твердо, колебать [их] есть дело смутолюбивое. Когда же
на них восстают, особенно как сейчас в нынешней нашей
Церкви, разве нет необходимости восстать, не щадя
никого, и презреть саму смерть, не боясь ни долгой
дороги, ни иных страданий?! В этом и причина посылки к
вашим преподобиям моих духовных чад Литоия и Симеона,
таков образ страшного Божия испытания в этом самом
странствии. Но, о отцы святые, как рассказать вам
пояснее дерзновенно совершенное тогда против Евангелия
Христова? Многослезный Иеремия говорит в своих
пророчествах что-то вроде того: "Пастыри объюродеша и
Господа не взыскаша". А тут случилось нечто еще более
ужасное и весьма безобразное. Тех же, кто решился
взыскать Его и прибегнуть к закону Его, как
отчуждающихся от Него отлучили анафемой, приложив
анафему одному из них, разумеется, сказавшему: "Отметаяйся
вас Мене отметается, не премляй вас, не приемлет
Пославшаго Мя".
2. Что же это за собор, противоставший
законам и словесам Господним? Так я вам скажу, как это
было. Сам Господь сказал: "Что Бог сочетал, человек да
не разлучит", а некий монашествующий иерей впавшего в
прелюбодейство царя Константина, по слову Господню, с
изгнанием собственной жены и водворением прелюбодейцы,
сочетал! обвенчал! Восстал через молитвенное призывание
на Запретившего блуд и Пригрозившего страшным вечным
наказанием за подобное, бессмысленно воздвиг [на Него]
вражду, запрещая Ему и становясь [Ему] ментором! Если
Христос проклинает блудника, то он, благословив его,
провозгласил всех его подданными! И если Он гневается на
непотребный поступок, то тот сказал, что благословляет
его на это. И если Он через пророков и апостолов
объявляет такого преступника закона бесславным и
лишенным награды, то сей, оказалось, повенчал его в
таком состоянии. Почему и последним символом
бракосочетания - пречистым Телом и Кровью Христовыми -
как чистых и непорочных причастил прелюбодействующих!
А ведь издревле известна эта безобразная
драма. Дело в том, что не Христу, чистому Сочетателю
чистых, вознес сей "благородный [муж]" призывание, но
своему со-детелю и самому начальнику прелюбодейства
Сатане, несвященный, назвав его "Богом" и "Отцом" и дав
среди сатанолюбиво прелюбодействовавших знаки победы
восставшему на самого Христа, Истинного Бога нашего.
3. И вот сперва совершив такое [дело]
против Бога а позднее до [их] смерти и молясь с впавшими
в прелюбодеяние, и преподавая им Божественные Тайны,
хотя после конца прелюбодейного царствования и был
запрещен вышестоящим - что же делается теперь новым
предстоятелем с пятнадцатью иерархами под нажимом
властителя? Выносится решение о том, чтобы ему опять
священнодействовать в той же соборной Церкви!
4. Когда же не вынес Господь такого
[бесчиния] в нашем времени, когда все преклонили колена
Ваалу, нашлись все же некоторые даже и в самое [время]
прелюбодеяния, прежде всего и наперед радеющие о
божественных законах. Когда они объявились, и Он не
попускал их взаимного общения, созывается по царскому
приказу вселенский Собор. Но еще прежде собора бросили
под стражу и окружили ротой солдат тех, кто не позволял
себе собеззаконновать с ними, ставят их перед
синедрионом беззакония, анафематствуют их блудоискусники,
помещают их под замок, ссылают, накрепко запирают одного
от другого, на некоторых даже надев оковы, а иным надев
на ноги деревянные колодки.
5. Такова драматургия возрастания
михианской ереси, отцы. Они [т.е. участники собора -
пер.] сформулировали учение, что над царями не властвуют
и не начальствуют божественные законы, когда те того
захотят, и это совместное с ними беззаконие и разорение
Божественных заповедей они называют "икономией"!
Оттого-то они и говорят, что не надобно в наше время
подражать тем, кто даже до крови перед царями ратует за
исповедание Божественных законов. Таким образом они и
Предтечу не именуют за его обличение царя Ирода
Предтечей, уничижая венец добродетели святого. Я бы
сказал, они даже отказываются от него, как от ненужного.
Они и о Златоусте, светоче миру, и ясно сказать дерзнули
и повторяют, что он неправильно сделал, изгнанный за
пределы вдовьего поля, и когда обличил Евдоксию,
поколебал Церковь! Каждому из иерархов они позволили
действовать по своему усмотрению в случающихся падениях,
а совсем не так, как учит канон, даже если надлежит
очищение. И это они называют икономией! Они говорят:
"Невозможно соблюдать все каноны"!
6. Что еще тут говорить и толочь воду в
ступе? Они соорудили многовидную ересь, отвергающую
священное благовестие, разоряющую божественные каноны,
раздирающую учения богоносных Отцов, приуготовляющую
антихристову апостасию. Вместо этого, они упорствуют в
том, чтобы не следовать вовсе ни Евангелию Христову, ни
апостольским установлениям, ни отеческим заповедям, но
так ли или эдак, сообразно обретающемуся в них лукавому
и вероломному действию, даже не икономии. Ибо никакая
икономия не творит им ни освобождения от канонов, даже
если кое в чем допускается малое попущение, ни отмены
закона или принуждения, или, скажем, очистительного
правила. Это - знак апостасии.
7. Внявши это, отцы святые, сострадайте
нам, смиренным, страждущим за общий удел веры, и
насколько возможно, протяните руку [помощи]. Мы знаем о
вашей жизни в пламени народных испытаний и ублажаем ваше
исповедническое терпение, и не медлим назвать вас
свидетелями Христовыми. Но потщитесь стать гасителями
разгоревшегося у нас огня зловерия, блаженнейшие. Ей, мы
нуждаемся в отеческой вашей любви, ведь вы - равные по
ревности ростки этого божественного и савваитского
корня, который вместе с другими поистине горяч и
пламенен на защиту веры. Известны ведь и прежние
времена, когда блаженные савваиты состязались за истину.
Причастные той же благодати и тому же духу, о
блаженнейшие, не отказывайтесь по возможности явить то
же, что и они, в нынешнем нововведении веры. Тем самым
вы угодите Богу, о Нем же и Слово, и всеблаженному Савве
со всеми святыми. Для искомого было бы достаточно,
прежде всего анафематствовать вам прелюбособор,
анафематствовавший святых, а во-вторых, даровать нам
ваши священные молитвы для снесения творящих зло и для
согласия Церквей Христовых.
Феодор Студит, преподобный
Святоотеческое наследие
Примечания
1. В 795 г. Константин VI, сын Ирины,
отправил в монастырь Принкипо свою супругу Марию
Армянку, чтобы жениться на Феодоте, кузине Феодора.
Патриарх Тарасий отказался благословить такой брак, но
позволил иконому Иосифу венчать и короновать Константина
и Феодору. Как извинение позднее в 809 г. была
представлена "непреклонная воля царя".
2. Словами "драма" и "драматургия" преп.
Феодор показывает, что епископы-михианцы стали игрушками
в руках светских властей.
3. Буквальное значение этого слова -
нечестивый, но тут есть и другой оттенок: Иосиф уже не
считается преп. Феодором за священника.
4. Неологизм преп. Феодора. Здесь блудом
(прелюбодеянием) - называется уже отношение к канонам со
стороны участников собора 809 г.
5. Свт. Иоанн Златоуст был неправедно
осужден лжебратиями на соборе 405 г. "под дубом" и умер
в ссылке. Причиной гнева на него императрицы Евдоксии
была критика святителем распущенности двора.
6. Преподобный говорит здесь о
свидетельстве даже до крови.
7. Это слово - неологизм преп. Феодора.
***
Труды преподобного Феодора Студита:
|