Феодор Студит. О почитании икон
Память: 26 января / 8 февраля, 11 ноября / 24 ноября
Преподобный Феодор Студит (около 759 –
826) - византийский монах, аскет, церковный деятель и
писатель. Защитник иконопочитания. Главной темой его
произведений служат идеалы аскетической деятельной
добродетели, а непросто созерцательности. Среди
современников пользовался громадным влиянием. Его
завещание ежегодно читалось во время службы в Студийском
монастыре. Главное теоретическое сочинение Феодора
Студита - три книги "Опровержений" (Antirrhetica).
Преподобный Феодор Студит. Фреска, около 1350 года. Церковь Христа Пантократора, Дечани. Сербия (Косово).
***
Феодор Студит. О почитании икон
Письмо преподобного Феодора Студита
своему духовному отцу Платону
Мы утешаем самих себя, когда говорим со
священною главою нашею. Ибо что утешительнее для сына,
как не беседовать с отцом, особенно же с таким отцом, и
столь великим, что его добродетель прославляют многие
города, страны и острова? Таков мой любезный отец, хотя
плод не похож на дерево, по причине негодности моего
смирения. Но мы имеем в тебе образец благочестия, - и не
только мы, но и все, избравшие благочестивый образ
жизни, окрыляются мужеством и побуждаются к преуспеянию
и совершенствованию.
Но так как давно требовала твоя святыня,
чтобы я объяснил, каким образом должно почитать
священное изображение Христа, - не потому, что ты этого
не знаешь, но желая этим побудить мое неразумное слово,
- а мне, однако, доселе не удавалось ответить, то
теперь, вспомнив об этом, я решил, что, насколько
возможно, должен исполнить порученное мне, при
содействии твоих священных молитв; хотя кое-что о сем
предмете я, кажется, достаточно высказал в другом месте.
Итак, всякое искусственное изображение
является подобием того предмета, с которого оно сделано,
и путем воспроизведения показывает очертание
первообраза, как говорит искусный в божественных вещах
Дионисий: "Истина - в подобии, первообраз - в образе;
каждое из двух - в каждом из двух, исключая различия
сущности".
Итак, покланяющийся изображению
покланяется тому, кого верно представляет изображение.
Ибо не сущности, т.е. не веществу изображения он
покланяется, но начертанному на нем, - и в отношении
тождества поклонения изображение неотделимо от
первообраза, ибо в отношении подобия изображение
тождественно первообразу. Поэтому и Василий Великий
говорит, что царем называется и изображение царя, хотя,
однако, не два царя, ибо ни сила не рассекается, ни
слава не разделяется. Ибо как правящее нами господство -
одно, и власть - одна, так и воссылаемое нами
славословие одно, а не многие. Поэтому честь изображения
переходить к первообразу. Если же она переходит к
первообразу, то не разное, но одно и то же бывает
почитание и поклонение, как один и тот же первообраз,
которому воздается поклонение и в изображении.
Но одно дело - природный образ, и другое
- образ, получаемый через воспроизведение. Одно, по
сравнению с причиной, имеет не природное различие, но
личное, как Сын по отношению к Отцу; ибо одно Лицо Сына,
и другое - Отца, природа же очевидно одна. Другое же,
напротив, имеет различие природное, но не личное, - как
образ Христа по отношение к Самому Христу.
Одна природа вещества изображения, и
другая - природа Христа; Лицо же не иное, но одно и то
же Лицо Христа, хотя бы оно и было начертано на иконе,
как тот же божественный Василий говорит: "Что там образ
по воспроизведению, то здесь Сын по природе; и как в
произведениях искусства является подобие в отношении
наружного вида, так в Божественной и несложной природе -
единство, вследствие общности Божества".
Заметь различие: в природном образе и
причине, то есть в Отце и Сыне, как одна природа, так
одно и поклонение вследствие тождества природы, а не
Личности. Так как мы исповедуем одну природу Святой
Троицы, то исповедуем, что Ей принадлежит и одно
поклонение и славословие; но Лица - три: Отца, и Сына, и
Святаго Духа. Относительно же образа, воспроизведенного
искусством, - и в первообразе, то есть во Христе, и в
изображении Христа (ибо здесь одно Лицо Христа) бывает
одно и поклонение - по причине тождественности единого
Лица, хотя природа Христа и изображения различны.
Если же мы скажем, что одно поклонение
образу и первообразу бывает как по причине тождества
Лица, так и по причине тождества природы и не признаем
различия образа и изображаемого, но признаем как одно
Лицо, так и одну природу изображения Христа и Самого
Христа, - то впадем в эллинское многобожие, обоготворяя
всякое вещество, употребляемое для начертания образа
Христа. И этим мы откроем уста иконоборцам, давая им
повод обвинять нас в том, что, покланяясь Единому Богу в
Трех Лицах, мы покланяемся многим богам и почитаем их.
Если же кто-либо скажет, что ни по
тождеству Лица, ни по тождеству природы поклонение,
воздаваемое изображению, не относится к первообразу, то,
очевидно, тем самым он рассечет силу и отделит славу
первообраза от изображения и, таким образом, покланяясь
изображению Христа, явно будет идолопоклонствовать,
вводя не одно, но два поклонения.
Это и стараются доказать иконоборцы. Но,
естественно, на этом основании отрицая то, что Христос
описуем по плоти, они изобличаются в нечестии подобно
тем, которые учат, что Бог обитал на земле с людьми в
призраке и воображении.
Но пусть нечестие тех и других одинаково
будет низвергнуто в свойственную им тьму. Истинная же
вера христиан - это уже было сказано - как во Святой
Троице исповедует одно поклонение по причине общности
Божества, так и по отношению к изображению Христа
признает одно и то же поклонение, по причине тождества
Лица Христа. Ибо поклонение воздается одному и тому же
Лицу, хотя бы оно и было начертано, в противном же
случае - если бы изображение в отношении воздаваемой
чести было отделено и оторвано от первообраза, - это был
бы не образ, но некоторый предмет, существующий
самостоятельно. Наконец, и в поклонении иконе Христа -
одно поклонение и славословие усердно прославляемой и
Блаженной Троице.
Может быть, кто-нибудь скажет: так как
поклонение есть служение, то, следовательно, иконе
Христа приносится служение, вместе со Святою Троицею. Но
таковой представляется не знающим различия в поклонении.
Мы покланяемся святым, но не приносим им
божеского служения; и хотя признаем их нашими вождями в
законе Божием, но божеского служения им не воздается.
Кроме того, пусть таковой знаете, что поклонение
воздается не веществу изображения, ибо это нам чуждо и
есть дело служащих твари помимо Творца; но когда в
изображении Христа поклонение воздается Христу, то
вещество изображения остается совершенно не участвующим
в поклонении, воздаваемом изображенному на нем Христу, -
ради того подобия, которое принадлежит Лицу Христа и
которое мыслится отдельно от вещества, хотя и в нем
бывает видимо.
Это, мне кажется, похоже на отражение в
зеркале, так как и здесь лицо смотрящего как бы
начертывается в зеркале, но подобие остается вне
вещества. И если бы кто-то захотел поцеловать свое
изображение в зеркале, то поцеловал бы не вещество, ибо
не ради него и стоит перед зеркалом, но - отображенное в
нем подобие себя самого; поэтому он и прильнул к
веществу. Конечно, если он удалится от зеркала, то
вместе с ним отступит и образ, как не имеющий ничего
общего с веществом зеркала. Таким же образом следуете
рассуждать и относительно вещества изображения: если
уничтожено подобие, которое было на нем видимо и к
которому относилось поклонение, то вещество остается без
почитания, как не имеющее с подобием ничего общего.
Еще пример - оттиск перстня, на котором
начертано изображение царя, на воске, на смоле и на
глине. Печать, конечно, будет одна и та же, неизменная
на всех веществах, вещества же друг от друга отличаются.
Печать и не может не остаться неизменною на различных
веществах как не имеющая ничего общего с материалами,
но, отделенная от них мыслью, она остается на перстне.
Таким же образом и подобие Христа: на
каком бы веществе ни было начертано, не имеет ничего
общего с этим веществом, оставаясь в Лице Христа,
Которому оно принадлежит. Говоря кратко, Божеское
почитание принадлежит не иконе Христа, но Христу,
Которому в ней воздается поклонение; и покланяться ей
должно ради тождества Лица Христа, несмотря на отличие
сущности иконы.
Таким образом, очевидно, почитание иконы
Христа основывается на учении Святых Отцов. Если
почитание иконы уничтожается, вместе с тем уничтожается
и домостроительство Христа; и если поклонение не
воздается иконе, точно так же уничтожается и поклонение
Христу.
И поэтому, святой отец, должно со
страхом и благоговением приступать к иконе и покланяться
ей, так как поклонение переходит ко Христу, и должно
веровать, что в ней обитает Божественная благодать и что
приступающим к ней с верою она сообщает освящение.
Ибо как в образе Животворящего Креста,
так и в иконе Всесвятой Богородицы и всех святых -
всякое освящающее почитание икон через посредство
изображенных на них первообразов восходит к Богу. И
поэтому одно и только одно Божеское поклонение воздается
Святой и Единосущной Троице, ради Которой бывает
различное поклонение и другим и к Которой относятся все
другие поклонения.
Если же, по неведению, я сделал ошибку:
сказал или менее того, что следовало, или же более, - то
ты, как добрый отец, удостой одно исправить, другое
восполнить, а иное и уничтожить, молясь, и усиленно
молясь о моем смирении, чтобы я и мыслил правильно, и
говорил без преткновения, и поступал, не заслуживая
порицания.
Феодор Студит, преподобный
Цитировано по:
Преподобный Феодор Студит. Великое
оглашение. Часть II. - М.: Издательство им. Свт. Игнатия
Ставропольского, 2001, с. 307-311. // Творения
преподобного Феодора Студита в русском переводе. Том I,
II. СПб, 1907-1908. Издание С.-Петербургской Духовной
Академии.
Святоотеческое наследие
***
Труды преподобного Феодора Студита:
|