Пять принципов (шагов) обличения человека или сообщества людей
Подытоживая пятнадцать лет своего миссионерского и
апологетического служения, череду своих ошибок и
интуитивных своих и чужих удач, сейчас хочу изложить
теорию обличения, которая, как мне кажется, даст
наиболее положительный миссионерский эффект при ее
применении, и которая очевидно выходит из всего
положительного опыта православных апологетов и
проповедников.
Обличение Давида пророком Нафаном.
Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
"...и не участвуйте в бесплодных
делах тьмы, но и обличайте"
Еф.5:11
Принцип (шаг) первый. Прежде чем обличать
кого-то, обличи самого себя или недостатки нашей прошлой
и современной церковной жизни..
Принцип (шаг) второй. Найди все положительные
стороны (дел) жизни обличаемого или деятельности
обличаемого сообщества (секты, общины).
Принцип (шаг) третий. Найди оправдание
некритическим недостаткам обличаемого:
"Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти"
(1Ин.5:17).
Принцип (шаг) четвертый. Обличи только после
предыдущих шагов: "Вы - соль земли. Если же соль
потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни
к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание
людям" (Мф.5:13) и "...и не участвуйте в бесплодных
делах тьмы, но и обличайте"
(Еф.5:11)
Принцип (шаг) пятый. Предложи
обличаемому его же положительную (см. шаг второй) жизнь,
но без недостатков (см. шаг четвертый), и с новыми
совершенствами (см. Священное Писание и учение
Православной Церкви): "Все Писание богодухновенно и
полезно для научения, для обличения, для исправления,
для наставления в праведности" (2Тим.3:16) и
"...ты знал, как должно поступать в доме Божием,
который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение
истины" (1Тим.3:15).
Не нужно думать, что применение этих принципов даст
просто чудесный эффект, увы, "Ибо есть много и
непокорных, пустословов и обманщиков" (Тит.1:10),
но от применения этих принципов у вас будут все шансы не
испортить сильно отношения с обличаемым, а значит, оставить для него открытыми врата для обращения через
некоторое время.
Но и не только в этом польза этих принципов. Уже неоднократно
поднимаю в своих публикациях тему внутренней
духовно-психологической безопасности апологета и
миссионера. Неправильное, лицемерное обличение может
привести деградации самого апологета и миссионера:
"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы,
духовные, исправляйте такового в духе кротости,
наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным"
(Гал.6:1).
"Итак, неизвинителен ты,
всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким
судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя
другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть
суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты,
человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие
дела и (сам) делая то же?" (Евр. 2:1-3).
Первый принцип не даст миссионеру впасть в лицемерие
- один из самых страшных пороков вероучительства (см.
Мф. 23). Он также расположит к тебе обличаемого, ибо
никто так не знает наши недостатки, как наши противники.
Второй принцип помимо того, что все более расположит к
тебе обличаемого, предохранит миссионера от
духовно-психологической деградации, ибо полагаю, что
отрицание и нежелание признавать за каким-либо человеком
явных добродетелей, приведет, что эти же вами отрицаемые
(незамечаемые) добродетели
начнут в тебе деградировать. Игнорирование этого
принципа мною глубокоуважаемым Александром Леонидовичем
Дворкиным, которого я считаю своим первым учителем в
сектоведении, приводит к жуткой аллергии на его имя
практически у всех сектантов, из-за чего все его
последующие обличения проходят мимо их ушей, и
срабатывают только на как профилактика среди пока еще
невовлеченных или неукоренившихся.
Третий принцип помимо того, что все более и более расположит
к тебе обличаемого, опять же предохранит
миссионера от духовно-психологической деградации.
Как? "...и прости нам долги наши, как и мы прощаем
должникам нашим" (Мф.6:12) и
"...ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2).
Оправдывая терпимые немощи, мы даем Богу повод
снисходительно относиться к нашим собственным
некритическим немощам.
Исполнение четвертого принципа является
исполнением заповедей Божиих: "Итак идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20),
многократных призывов апостолов к обличению пороков и
ересей. Обличение как раз является не служением
для внесения раздоров и скандалов, а служением
миротворцев! Вот, что пишет блаженный Феофилакт
Болгарский на слова Господа: "Блаженны миротворцы, ибо
они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9):
"Разумеются не только те, которые сами живут со всеми
мирно, но и те, которые примиряют враждующих.
Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине
врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и
Единородный Сын Божий примирил нас с Богом".
Комментировать пятый принцип, думаю, нужны нет.
Его неотвратимая необходимость очевидна: "Итак идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я
повелел вам" (Мф. 28:19-20)
***
Собственно все эти принципы я реализовал в данных публикациях:
Очевидно, и то, что должна быть пятая
статья "Система Лапкина без лапкиновшины" или
"Православие без человеческой лапкиновщины".
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" -
22.12.2015.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|