Миссионерская курица
На прошедшем миссионерском съезде в
секции "Методология уврачевания расколов,
противодействие тоталитарным сектам и деструктивным
религиозным движениям" возвысили голоса сторонники
"елейной" апологетики, которые напрочь отвергали
открытое обличение сектантов, какое-либо законно
допустимое ограничение их деятельности, а
выступали только за "миссию" в среде сектантов, и
признавали диспуты как единственно возможный способ
противодействия сектам. Это была прежде всего
последовательница православной полусекты (а может и
секты?!) протоиерея Георгия Кочеткова преподаватель
миссиологии Свято-Филаретовского православно-христистианского института Наталья Адаменко.
Во время полемики, кто-то
в поддержку мнения Адаменко и в качестве примера отношения к
сектантам привел пример, как протоиерей Олег Стеняев поделился своей курицей с неким адвентистом,
который от этого пришел в удивление и умиление (принял ли он после
этого Православие, сообщено не было, или я это упустил из виду).
Надо сказать, никто из православных апологетов в
адекватном уме не возражает против необходимости вести
полемику с сектантом или иноверцем в духе любви и
кротости: "Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем
уповании, дать ответ с кротостью и благоговением"
(1Пет.3:15).
Но надо уточнить, что уважать надо
человека, а не его убеждения и веру. Уважать веру и
убеждения - это значит соглашаться с их правильностью,
но именно они приведут его к погибели! Можно ли уважать
веру наркомана, что наркотики являются для него благом?
Позволю привести слова иерея Даниила
Сысоева: "…мы любим блудника, но ненавидим блуд, любим
пьяницу и ненавидим пьянство, - точно также мы любим
еретика и ненавидим ересь, любим язычника и ненавидим
язычество, любим мусульманина, но ненавидим ислам".
К тому же то, что правильно и вполне искреннее
сделал отец Олег, это не некая сверхдобродетель, которая
должна быть присуща только апологетам, но и всем
христианам. Мне известны случаи, когда, например, жили
дружно и помогали друг другу семья православного
апологета и баптистского пресвитера.
Итак, вернемся к съезду, поскольку для некоторых
присутствовавших на секции слово "контрмиссия" (т.е.
публичное обличение учений и практик сект) имело
исключительно ругательный смысл, случай с курицей,
съеденной адвентистом был высказан именно в этом
контексте.
На вышеупомянутую реплику, молниеносно
и остроумно отреагировал делегат из Пермской
епархии Евгений Ошмарин:
- Допустим, я поделился с курицей с
каким-либо сектантом, оставив без обеда свою семью... Но
вот вопрос, кто из тысяч адептов этой секты по всей
стране будет знать об этом акте моего милосердия и также
проникнется любовью ко мне и Православию? И узнав о
поделенной курице, оставит ли они свою секту, и
прекратят ли совращать русских в свою секту? Нет, тысячи
и тысячи людей будут продолжать попадать в эту секту,
отвергаясь от истинной Христовой Церкви, не зная, что
"церковь", членами которой они стали, приведет их к погибели...
***
Читайте статьи
протоиерея Олега Стеняева:
***
В сборнике "Православная миссия
сегодня", который распространили среди делегатов съезда
в разделе "Стратегия современной миссии" (!) оказалась
статья упомянутой Натальи Адаменко с заголовком "Миссия
или контрмиссия?". Уже только заголовок свидетельствует,
что автор и дилетант, и христианин с явно ложными
установками относительно миссии.
"Миссия или
контрмиссия?"… Спросите: "Вдох или выдох?", - и
читатель поймет мое отношения к этой псевдоаналитической
статье. Личная беседа, вразумление сектанта или
иноверца, индивидуальное консультирование по выходу и
диспут преследуют цель привести корректного человека из секты в лоно
истинной Христовой Церкви. Публичные обличения учений и
практик сект, их преступлений, а также лицемерной, а то
и преступной жизни из руководителей ("Если начаток
свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви"
(Рим.11:16) – в нашем случае это доказывает обратное:
гнилой корень - поврежденные ветви), направлены на
профилактику, на предотвращение попадания людей в ту или иную секту.
Цели и задачи у этих служений
иные, скажу более – даже взаимоисключающие. Так, если на
диспуте апологету приходиться в рамках определенной
методологии ведения диспута быть
предельно острожным в своих словах, максимально
подстраиваясь к индивидуальности собеседника. То в случае с
публичными обличениями заявления типа "представители
данной новой религиозной организации исповедуют ересь
арианства, антитринитаризма, монархианства и т.п.)",
вызовут мягко сказать недоумение, однозначно непонимание
у большинства слушателей, которые далеки от богословия.
Тогда как слова "тоталитарная, деструктивная секта", и
констатация фактов, что сын человека, объявившего себя
богом, - наркоман и т.п. оказывают яркое впечатление и
вразумление. Компромат? Да. Но это правда? Да. Почему же
апологет не может этим воспользоваться?
И апостол Павел не был чужд цитированием
компромата: "Из них же самих один стихотворец сказал:
"Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые""
(Тит.1:12).
***
Читайте также по теме:
***
Как и допустима адекватная ирония: "В
полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите
громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался,
или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит,
так он проснется!" (3 Цар. 18:27).
Конечно, все это вызовет полное неприятие у
самих сектантов, но ведь у этого метода цель не
уменьшить количество сектантов в десять раз, а чтобы их
не стало больше в десять раз.
Поэтому деление с заблудшими куриц
(совместное таскание вязанок дров и т.п.) не должно
становиться единственными методом противодействия
лжеучениям. Хотя, впрочем, практику деления с сектантами
ужина можно сделать обязательной.
В заключении, меня не может не радовать
позиция протоиерея Олега Стеняева, который как мне
кажется, отошел от крайности предпочтения диспута как
единственной формы противодействия сектам с непременной
критикой оппонентов. На обложке его
новой книги "Школа диспута. Выпуск 1" (М.: Три сестры,
2010) читаю: "Миссия среди инаковерующих и миссия среди
сомневающихся и неверующих имеет свои специфические
особенности. Задача данной работы заключается в том,
чтобы показать особенности работы с инаковерующими и ее
отличие от профилактики этого же направления".
Вот именно, есть различия. И следует
воздерживаться от критики людей, которые
предпочтительны к тому или иному методу апологии.
Церковь большая, и каждый ее член уникален, но в
совокупности осуществляемое всеми служение получается
всеобъемлющим.
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 20.11.2010.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|