Почему православные и католики празднуют
Пасху в разные дни
Почему христиане празднуют пасху в
разные дни? Этот вопрос часто смущает тех, кто приходит
в Церковь. В последние годы мы все громче слышим голоса,
призывающие всех христиан праздновать Светлое Христово
Воскресение в один день. Но возможна ли такая ситуация в
наши дни?
Вопрос о времени исчисления Пасхи
волновал христиан с первых веков своего существования.
Внешне правила вычисления даты Воскресения Христова
очень просты:
Пасха празднуется в первый воскресный
день после первого полнолуния, которое наступило после
дня весеннего равноденствия. В начале IV века, когда на
I Вселенском соборе было зафиксировано это правило, в
Риме весеннее равноденствие наступало 18 марта, в
Александрии 21 марта.
И Рим, и Александрия в тот момент
считали Пасху по юлианскому календарю, по которому до
сих пор живет Русская Православная и ряд других
Поместных Православных Церквей.
Юлианский календарь, до сих пор
поражающий воображение своей простотой, был введен Юлием
Цезарем в 45 году до нашей эры. Он должен был решить
расхождение между традиционным египетским календарем, в
котором всегда было 365 дней в году, и периодом
прохождения Солнца между двумя точками равноденствия
(момента, когда центр Солнца пересекает небесный
экватор). Он составляет 365 дней 5 ч. 48 м. 46 с.
Юлианский календарь предложил исправить это расхождение,
добавляя каждые 4 года 1 дополнительный день. Такой год
стал называться високосным и длиться 366 дней. Юлианский
календарь при всей своей простоте содержал в себе одну
ошибку. Раз в 128 лет расхождение между реальными
точками весеннего и зимнего равноденствия и календарной
датой по юлианскому календарю составляло 1 день. Иными
словами, каждые 1280 лет точка равноденствия будет
смещаться на 10 дней. Рано или поздно мог бы настать
момент, когда на календаре у нас в России было бы первое
января, а за окном бы весело щебетали птицы, а в далеком
будущем мы бы встречали новый год по юлианскому
календарю, купаясь в реке. Иными словами, за простоту
юлианского календаря далеким потомкам приходится
расплачиваться празднованием Рождества Христова летом.
Александрийская пасхалия, которой мы
пользуемся до сих пор, считает датой весеннего
равноденствия 21 марта, и это достаточно условная дата,
как видно из предыдущего абзаца. За период прошедший с
325 по 2013 год Александрийская пасхалия стала отставать
от реальной точки весеннего равноденствия на 13 дней (в
2013 году оно было 20 марта по новому стилю, то есть 7
марта по юлианскому календарю), так что православные
смотрят на первое полнолуние после 21 марта по
юлианскому календарю, а католики – по григорианскому. И
здесь скрыта первая причина для расхождения дат
празднования Пасхи.
Но существуют и иные предпосылки для
разного вычисления дня Пасхи, поскольку лунный календарь
короче солнечного и составляет всего 354 дня. Лунный
месяц всегда длится 29, 5 суток, то есть полнолуние
происходит каждые 29 с небольшим дней. Иными словами,
первое полнолуние после 21 марта может наступить в
разные дни, что приводит к перемещению и дня Пасхи.
Согласно Александрийской пасхалии период, в котором
нужное полнолуние может произойти колеблется от 21 марта
до 18 апреля (29 дней лунного месяца). Есть некоторая
вероятность, что луна не попадает в этот цикл поскольку
лунный период между полнолуниями чуть больше чем 29
суток, но для простоты рассуждений мы ей пренебрежем,
как и некоторыми параметрами – важными для вычисления
даты Пасхи, но не показывающими причину разницы между
православными и католиками.
Теперь посмотрим на мартовские и
апрельские полнолуния в 2013 году. 27 марта по новому
стилю (то есть по григорианскому календарю, по которому
католики считают Пасху после реформы Григория XIII в XVI
веке, о которой мы скажем немного ниже) происходит
первое полнолуние после точки равноденствия 21 марта, но
по юлианскому календарю 21 марта еще не наступило, а
потому Православные Поместные Церкви ждут следующего
полнолуния, которое произойдет 25 апреля по новому
стилю. Иными словами, православная Пасха в 2013 году не
могла наступить раньше 28 апреля – первого воскресенья
после полнолуния, но здесь в силу вступают
дополнительные параметры вычисления пасхалии, по которым
Пасха переходит на 5 мая по новому стилю, которыми в
данной ситуации мы тоже можем пренебречь.
Вернемся к папе Григорию XIII, который 4
октября 1582 года постановил прибавить 10 суток и
считать следующий день 15 октябрем. Сделал он это для
того, чтобы исправить ошибку юлианского календаря (1
день в 128 лет) и вернуть "правильную" с астрономической
точки зрения пасхалию. Нетрудно заметить, что за время,
прошедшее с момента григорианской реформы, расхождение
между календарями достигло 13 дней. Произошло это вот
почему. В Григорианском календаре последний год века не
является високосным, если он без остатка делится на 400.
В юлианском же календаре високосные годы строго следуют
один раз в 4 года. В результате, к 2100 году расхождение
между календарями достигнет не 13, а 14 дней, и нашим
потомкам придется праздновать Рождество уже не 7, а 8
января по новому стилю.
Осталось ответить на один вопрос. Почему
же Православные Поместные Церкви, живущие по новому
стилю, празднуют Пасху в один день с теми, кто живет по
юлианскому календарю. Дело в том, что они пользуются не
григорианским, а новоюлианским календарем, который будет
совпадать с григорианским до 2800 года, но дату Пасхи
вычисляют по Александрийской пасхалии и юлианскому
календарю, то есть одновременно с нами.
***
***
Точно также в этом году поступят и
католики на Святой Земле, которые будут отмечать Пасху
не по григорианской, а по юлианской пасхалии. Такое
решение приняла в октябре прошлого года ассамблея
католических епископов-ординариев Святой Земли.
Исключение – католики в Иерусалиме и Вифлеем.: они
сохранят григорианскую пасхалию, поскольку иначе будет
нарушен режим "статус кво" в богослужениях у главных
христианских святынь. В течение двух лет на православную
пасхалию перейдут все местные католические общины, к
этому времени Ватикан одобрит или отвергнет результаты
эксперимента.
Остается ответить на вопрос, почему в 30
% случаях православная и католическая Пасха
могут совпадать, как это было, например, в 2004 году. В
тот год полнолуние приходилось на 5 апреля понедельник
(по юлианскому календарю 23 марта). И в Григорианской и
в Александрийской пасхалии это было первое полнолуние
после 21 марта, и 11 апреля, в ближайшее воскресение к
этому дню, православные и католики вместе отмечали
Пасху.
Андрей Зайцев
Нескучный сад - 29.03.2013.
|