Что нас разделяет с католиками?
Глава Конференции католических епископов
России архиепископ Павел Пецци на днях дал большое
интервью "Коммерсанту". Он утверждает, что православных
и католиков практически ничто не разделяет, и
православным остается лишь признать главенство Папы
Римского над всем христианским миром.
***
Почему вопрос о
первенстве Римского епископа самый важный, но не
единственный в диалоге между католиками и православными
и что изменилось в понимании роли папства при новом
понтифике, рассказывает профессор МДА протоиерей Максим
Козлов
Архиепископ Павел Пецци
Монсеньор Паоло Пецци утверждает, что "претензии,
которые были со стороны Русской Православной Церкви к
Католической церкви в России, можно считать
разрешенными". По его словам, встрече Папы Римского и
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ничто не
мешает, а ее длительная и подробная подготовка - просто
желание российской стороны, к которому католики
относятся с пониманием. Хорошие контакты с другими
иерархами Русской церкви, особенно с епископами в тех
городах, где действуют католические общины, уже
налажены, а в перспективе, по словам лидера российских
католиков, возможно и объединение Церквей. Главным из
препятствий к единству архиепископ Паоло Пецци назвал
неприятие православными католического догмата о папском
примате и папской веро- и нравоучительной
непогрешимости. "На протяжении первого тысячелетия
истории христианства все поместные Церкви признавали
первенство римского епископа. Вопрос в том, каким
образом оно может сегодня служить на благо всей Церкви.
Поэтому Католическая церковь приглашает всех к
углубленному осмыслению природы первенства в Церкви и
роли римского епископа", - сказал архиепископ Паоло
Пецци в интервью "Коммерсанту".
О том, почему не все так просто с признанием "первенства
римского епископа" и достижением как глобальной цели -
единства Церкви, так и цели попроще - встречи
Московского Патриарха и Папы Римского, "Нескучному саду"
рассказал профессор Московской духовной академии, уже
четверть века преподающий сравнительное богословие
протоиерей Максим Козлов.
***
- Возможно ли, что Православная Церковь последует совету
архиепископа Паоло Пецци и признает первенство Римского
епископа?
- Высказывание председателя конференции католических
епископов России архиепископа Паоло Пецци есть
констатация конкретного факта: в богословском диалоге,
который ведется между Римо-Католической и всеми
Поместными Православными Церквами, главный акцент сейчас
делается на обсуждении примата Римского епископа и
понимания первенства в Церкви в целом. Во время
последних собеседований внимание обеих сторон было
сосредоточено на выявлении роли римского первосвященника
в Церкви первого тысячелетия, то есть до разделения 1054
года. Высказывание архиепископа Паоло Пецци показывает,
насколько по-разному мы подходим и к пониманию этого
диалога, и к видению того, что может быть достигнуто в
его результате.
С точки зрения католиков, исследование истории Церкви
первого тысячелетия должно привести православных к
признанию примата Римского епископа. С точки зрения
православных участников диалога, то же самое должно
привести католическую сторону к выявлению очевидного для
нас факта: то понятие первенства, которое усваивалось
римскому епископу Древней Церковью, никак не
тождественно тому пониманию примата, а тем более веро- и
нравоучительной непогрешимости понтифика, которое
сложилось в Римо-Католической Церкви второго
тысячелетия. С гипертрофированным ростом этого
главенства и, особенно, с принятием на Первом
Ватиканском соборе в 1870 году догмата о папской веро- и
нравоучительной непогрешимости понимание первенства в
Восточной и Западной Церквях решительно разошлось.
***
Читайте также по теме:
***
- Вопрос о примате римского епископа действительно
сейчас разделяет нас жестче, чем понимание других
догматов веры?
- Соглашусь с тем, что этот вопрос самый важный. Это
вопрос о природе Христовой Церкви, о том, как строится
ее бытие. Но нельзя сказать, что нас разделяет только
это. Нельзя считать преодоленным триадологическое
разномыслие, т.е. вопрос о Filioque, об исхождении
Святого Духа, по западному учению, не только от Бога
Отца, но и от Бога Сына. Острота вопроса уже не такова,
как в XV столетии, когда за непризнание Filioque
католики анафематствовали православную сторону на
Ферраро-Флорентийском соборе. Сейчас католики стоят на
позиции "равночестности" двух триадологий. Но нельзя
сказать, что мы пришли к той догматической ясности и
чистоте, какой требует установление евхаристического
единства.
У нас есть существенные различия в области учения о
спасении: например, в православном Предании отсутствует
представление о Чистилище. Также у нас принципиально
разное понимание роли Пресвятой Девы Богородицы Марии в
нашем спасении. Два новейших католических догмата - о
Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы (Ее родителями
Иоакимом и Анной) и о Ее телесном вознесении - не
тождественны православному учению о рождении, жизни и
посмертной славе Богородицы.
- Вернемся к догмату о папском примате: изменяется ли со
временем его понимание у самих католиков?
- Здесь мы наблюдаем два параллельных процесса. С одной
стороны, в официальных документах Римо-Католической
Церкви, включая постановления Второго Ватиканского
собора и написанный и принятый после него новый
Катехизис Римо-католической церкви, никакого
принципиального изменения нет. Повторено учение Первого
Ватиканского собора о веро- и нравоучительной
непогрешимости Папы - а именно оно остается главным
средостением между Православием и Католичеством, даже в
большей степени, чем само учение о примате. Ведь если о
природе первенства Римского епископа можно вести
историческую и богословскую дискуссию, то согласиться с
догматом о том, что Церковь усваивает ему безошибочное
учительство, мы не сможем никогда.
С другой стороны, конечно, Римские папы после Второго
Ватиканского собора - Павел VI, в значительной степени
Иоанн-Павел II и нынешний папа Франциск - далеко отстоят
от образа абсолютного монарха, который управляет
Церковью, исходя только из своих предпочтений и желаний.
В этом смысле можно сказать, что соборное начало - как
выражаются католики, "концилиарность" - прорастает в
практической жизни Католической Церкви. Этому, может
быть, мы могли бы у католиков и поучиться: у нас
соборность нередко декларируется там, где на самом деле
не имеет места. Но пока такая практика не отражена в
официальных догматических документах Римо-Католической
Церкви, она не может служить основанием для заявлений о
преодолении догматических различий. Так что мы
приветствуем эти тенденции соборности, желаем их
углубления, но и ждем их доведения до уровня
догматических текстов.
- Папа Франциск называет себя просто "епископом Рима", а
не понтификом.
- Если бы папа Франциск сделал официальное заявление,
что не считает себя наместником Христа на земле,
преемником князя апостолов, верховным первосвященником
Вселенской Церкви, это бы в значительной степени сняло
бы проблему наших межконфессиональных отношений. Правда,
наверняка породило бы множество внутренних проблем в
Католической Церкви. Конечно, можно порадоваться о
добром и, как кажется, вполне искренне смиренном облике
нового римского епископа, его желании повернуть
Католическую Церковь в сторону тех, кому в этом мире
труднее всего. В области служения тем, кому плохо в
современной, такой благоустроенной на первый взгляд
цивилизации, во-первых, и в области противостояния
вызовам нынешнего секулярного глобализированного мира,
во-вторых, как раз может быть увидена тенденция
сближения Поместных Православных Церквей и Католической
Церкви. Она может быть значима для всего христианского
мира.
- Архиепископ Паоло Пецци говорит, что препятствий для
встречи Святейшего Патриарха и Папы Римского нет. Со
стороны Православной Церкви при возникновении подобного
вопроса обычно напоминают, что не изжита проблема,
возникшая после захвата греко-католиками (униатами)
храмов на Украине в 90-е годы. С тех пор уже третий Папа
взошел на престол. Что должна заявить или сделать
Католическая Церковь, чтобы Русская Православная Церковь
согласилась считать дело решенным?
- Первая и беспрецедентная встреча Патриарха и Папы,
если она когда-либо состоится, не может и не должна
оказаться просто протокольным мероприятием. Ясно, что в
пределах одной Поместной Церкви, даже и столь большой,
как Русская, невозможно решить те догматические
проблемы, которые стоят сегодня между Вселенским
Православием и Римским Католичеством. Значит, речь на
этой встрече может идти о двух главных сторонах наших
отношений: снятие существующих проблем и нахождение
областей взаимодействия.
Во-первых, снятие проблем. Традиционно указывается на
наличие прозелитизма со стороны Римо-Католической Церкви
на канонической территории Русской Православной Церкви и
на проблемы, связанные с униатством. Первая проблема
постепенно теряет свою остроту, по крайней мере на
территории Российской Федерации. Это связано не только с
изменением позиции самой Католической Церкви (хотя при
последних двух Папах есть и это), сколько со
стабилизацией церковно-государственных отношений и
обстоятельств общественно-политической жизни в России в
последние два десятилетия.
А вот проблема униатства на канонической территории
Русской Церкви на сегодня никак не может быть названа
решенной. Проблема даже не в судьбе конкретных храмов на
Западной Украине, а в отсутствии однозначно выраженной
официальной позиции Ватикана. Мы ждем определения,
во-первых, о том, что уния никаким образом не может
стать способом обретения христианского единства.
Во-вторых, нужна христианская оценка действий
греко-католиков по захвату храмов на этих территориях,
даже если они не были напрямую санкционированы Римом, а
были низовой, отчасти религиозной, а отчасти
националистической инициативой, и это должна быть оценка
их как недопустимых по отношению к Церкви-сестре (по
определению самих католиков).
С другой стороны, встреча Патриарха и Папы, если она
состоится, не может не иметь и положительной
составляющей. Это может быть обсуждение уже упомянутых
областей взаимодействия: служение обездоленным и общее
противостояние вызовам агрессивного секулярного
гуманизма, который сегодня уже борется не с конкретной
конфессией или Церковью, а подрывает основы христианской
этики в целом и ставит под сомнение саму
антропологическую тождественность человека. Ведь
новейшие тенденции развития европейского
законодательства - это попытка изменить понимание
человека и его семьи. И в этой сфере совместное
свидетельство Православия и Католичества очень и очень
важно.
Нескучный сад - 01.07.2013.
|