Томос Константинопольского собора 1484 года с осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора
Сей святой, великий и вселенский собор,
по изволению Божию, при содействии Божественной
благодати и благодаря усилиям блаженных и святейших
патриархов царствующего града Константинова собравшийся
в Божественном и всечестном храме Пресвятой Богородицы
Паммакаристы, когда кормило Кафолической Церкви держал
сперва ныне покойный славный кир Максим, а затем ныне
правящий кир Симеон, определяет следующее:
Веруем во единаго Бога Отца,
Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и
невидимым; и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына
Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех
век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша,
нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и
вочеловечшася, распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,
и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день
по Писанием, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную
Отца, и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа
животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и
Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во
едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем
воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Храм Пресвятой Богородицы Паммакаристы в
Константинополе, где проходил в 1481 году собор,
осудивший решения униатского Ферраро-Флорентийского
собора
Этого почтенного и святого Символа веры,
сохраняемого в неизменности, было достаточно, чтобы в
совершенстве утвердить благочестие и познавать его. Ведь
об Отце, Сыне и Святом Духе он учит в совершенстве и
ясно представляет Домостроительство воплощения Бога
Слова, так что не было никому нужды доходить до такого
бесстыдства, чтобы прибавлять к нему что-нибудь или
что-либо отнимать от него.
Но никогда не знает покоя изобретатель
зла и изначальный враг рода человеческого, до сего дня
не перестающий учинять новшества и с мальчишеской
дерзостью нападать на благочестие. Он, увидев, что все
его замыслы всегда терпят крах, поскольку священные
таинники Церкви, жившие в различные времена, выходили на
бой с его хитростями и соборно низвергали его
злоумышленные козни, направленные против святых, понял,
что нужно вложить еще одно, последнее, богохульство в
род италийцев и через него изрыгнуть во вселенную мнение
крайне нелепое и опасное: будто Всесвятой Дух,
единосущный, равночестный и совечный Отцу и Сыну,
исходит также и от Сына и бытие (ὑπαρξιν) имеет от Него,
якобы словно как и от Отца, посредством того же
неизреченного и безначального прохождения (πρόοδον), - и
сделать прибавку к Символу веры, содержащую это учение.
Из этого положения следует немало
богохульств: выходит, что в Троице соединены два начала
Святого Духа, что принижает Его достоинство и
значимость. В этом учении вновь оживает немало давно
ушедших ересей и лишаются силы постановления Вселенских
соборов, относящиеся к данному вопросу, ведь они все
учили, что Дух Святой исходит от Отца; и, что даже
важнее этого, отвергается богословское учение Самого
Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал:
Когда же придет Утешитель, Которого Я
пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит,
Он будет свидетельствовать обо Мне (Ин. 15:26).
Впрочем, этот вопрос не был оставлен
бывшими прежде блаженными Отцами без исследования и
попечения. Поэтому потребовался Вселенский собор – тот,
что при блаженном Фотии, Константинопольском
предстоятеле, -- который и был собран в царствующем
граде; он предал вечной анафеме тех, кто баснословит,
будто Всесвятой и поклоняемый Дух имеет бытие также от
Сына, и вставляет в Символ соответствующие выражения.
Точно так же, спустя много лет, был собран Великий собор
против Века [1], и вынес подобное постановление. Но
изобретатель зла неспособен унять свое буйство; под
видом якобы вселенского собора – того, что недавно
состоялся во Флоренции, что в Италии, -- он не преминул
обновить ту давно ушедшую ересь, о которой мы говорили
выше, и немало иных странных учений.
Поскольку со времени собора во Флоренции
и до сего дня Церковь пребывала во смятении и немалом
волнении, ведь многие даже из тех, кто был вскормлен
нашей Церковью, приняли те ереси, о которых мы сказали
выше, и вопреки воле Божьей старательно держались их,
ныне созванный Святой и Вселенский собор архиереев и
патриархов рассудил, что необходимо в настоящем
определении злые и нелепые догматы и деяния собора во
Флоренции как ложные и чуждые Кафолической Церкви
сокрушить, смуту, которая началась после него,
прекратить, и привести Христову Церковь в согласие и
благое единство со Вселенскими соборами.
Поэтому мы душой и помышлением веруем, а
языком проповедуем и исповедуем, что всемогущий и Святой
Дух оным неизреченным и вечным прохождением, по слову
Господню, исходит от Бога и Отца, то есть единственно из
Отеческой ипостаси по сущности Его, причем Сын
совершенно ничего не привносит в исхождение Святого Духа
и не посредствует в нем, чтобы не мыслилось в Троице
двух причин или двух начал в Нетварном Божестве,
поскольку рождать и изводить — это свойство не сущности,
но ипостаси, причем только Отеческой. Таким образом, мы
ведаем, что единый источник и причина Тех, Что от Него,
— это Бог-Отец.
В этом мы наилучшим образом следуем
богословию Господа и суждениям священных и великих
богословов Церкви: Дионисия Ареопагита, который говорит:
«Единственным Источником сверхсущественной
божественности является Отец» [2] и «Как от
невещественного и неделимого Блага происходят в сердце
благостные светы?» [3], Богослова Григория, который
говорит: «И Отцу, и Сыну, и Святому Духу суть общи
неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу
принадлежит иметь бытие от Отца» [4] и Григория Нисского:
«Одно и то же есть Лице Отца, от Которого рождается Сын
и исходит Святой Дух» [5], и утверждениям еще множества
святых, направляющих ум к одному и тому же смыслу. Мы
молимся, чтобы нам до конца пребывать неколебимо в этом
благочестивом учении. А от тех, кто об исхождении
Святого Духа иначе мыслит, или проповедует, или вопреки
истине держится этого мнения и пустословно провозглашает
его, мы отвращаемся как от еретиков и предаем анафеме.
***
Читайте также по теме:
***
Кроме того, этим соборным томосом мы
низвергаем собор, состоявшийся во Флоренции, и все
главы, которые содержатся в его определении, объявляем
пустыми и не имеющими никакой силы. Этот собор отныне
таков, что мы считаем и будем считать его вовсе не
бывшим, ибо он по вопросу об исхождении Святого Духа и
всем прочим не согласуется с постановлениями восьми
Святых и Вселенских соборов и прямо противоречит им.
Также мы отвергаем принесение Жертвы на опресноках и все
прочее, что утверждалось во Флоренции и содержится в
определении веры этого собора, как было сказано выше.
Мы во всем согласны с догматами и
обычаями Церкви, писаными и неписаными, и с бывшими
прежде Святыми и Вселенскими Восмью соборами. Мы желаем
и молимся, чтобы все те догматы, которые ими
установлены, сохранялись непоколебимо, без искажений под
покровом и при помощи Святой, Нетварной и Единосущной
Троицы, единого владыки вселенной – Бога, Которому
подобает слава, честь и великолепие в бесконечные веки.
Аминь.
Подписан сей священный томос и утвержден
всеми, кто составляет сей Святой и Вселенский собор, в
год 6992 второго индикта во всечестном храме Богородицы
Паммакаристы.
† Симеон, милостью Божией
архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский
патриарх.
† Я, смиренный митрополит Эфесский и
всей Азии Даниил, кафолический местоблюститель
святейшего папы и патриарха Александрийского кир
Григория, все вышесказанное определил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Халкидонский
Иосиф, кафолический местоблюститель святейшего
престола Иерусалимского, хранящий суждение митрополита
Никейского, местоблюстителя святейшего
престолаАнтиохийского, все вышесказанное определил и
подписал.
† Я, смиренный мирополит Гераклейский
Каллист все вышесказанное определил и подписал.
† Я, смиренный митрополит
Фессалоникийский, занимающий также место митрополита
Анкирского, все вышесказанное утвердил, определил и
подписал.
† Я, смиренный митрополит Анхиальский
Неофит вышесказанное утвердил, подтвердил и подписал.
† Я, смиренный прежний митрополит
Сугдейский вышесказанное утвердил, подтвердил и подписал
Феофан.
† Я, смиренный митрополит Писидийский
Митрофан написанное выше утвердил, подтвердил и
подписал.
† Я, смиренный митрополит Энский Нифонт
написанное выше утвердил, подтвердил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Митиленский
Мефодий вышесказанное подтвердил, утвердил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Готфский
Григорий вышесказанное утвердил, подтвердил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Лакедемонский
Герасим, экзарх всего Пелопоннеса, также занимающий
место митрополита Сидского, вышесказанное утвердил,
подтвердил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Варненский
Каллист вышесказанное утвердил, определил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Мидийский
Неофит вышесказанное утвердил, определил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Мифимны Матфей
вышесказанное утвердил, определил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Сильверийский
Иосиф вышесказанное утвердил, определил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Перифеорийский
Матфей вышесказанное определил, подтвердил и подписал.
† Я, смиренный митрополит Пурсский
Феодал вышесказанное подтвердил, определил и подписал.
Переведено по изданию: Μ. Παΐζη -
Ἀποστολοπούλου καὶ Δ.Γ. Ἀποστολοπούλου,
Ἐπίσημα Κείμενα τοῦ Πατριαρχείου
Κωνσταντινουπόλεως. Τὰ σωζόμενα ἀπὸ τὴν περίοδο
1454-1498, ἔκδ. Ἐθνικό Ἵδρυμα Ἐρευνῶν, Ἀθήνα 2011, σ.
184-189 (доступ: http://sathanasoulias.blogspot.com/2016/10/1484.html?m=1)
https://vk.com/@photian-tomos-1484
Католикам о Православии
1. Влахернский собор 1285 г.; его
итоговый документ – Томос веры против Векка – можно
видеть здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprskij/izlozhenie-svitka-very-protiv-vekka/
2. http://krotov.info/acts/05/antolog/page18.htm#02
3. http://krotov.info/acts/05/antolog/page18.htm#01
4. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/25
5. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/k_ellinam/
|