О первенстве не римских епископов
Оказывается о первенстве не римских
епископов объявлялось неоднократно. Конечно, это
было в частным письмах, и было проявление классического византийского
церковного политеса (панегирика) и говорилось об их
духовном примате, но все же...
***
Примат Киприана Карфагенского
"Киприан находит Бога, делается
священной овцой священного стада! И как сказывал мне
некто, после многих молитв, чтоб в очищение прежней
гордыни любомудренно научиться смирению, сперва был он
придверником храма; а потом стал пастырем, даже
лучшим и опытнейшим из Пастырей. Он первенствует не только в церкви Карфагенской и в Африке,
которая с этого времени и через него доныне знаменита,
но на всем Западе, а почти и на самом Востоке, в странах
южных и северных, куда только проникла слава о нем".
Григорий Богослов, святитель
Святоотеческое наследие
Примат Павлина Тирского
По мнению древнего церковного историка
Евсевия Кесарийского, Павлин Тирский занимал особое
положение в церкви. В похвальном слове о нем Евсевий
пишет:
"Кто мог бы даже заглянуть за священную
его завесу, кроме единого великого вселенского
Первосвященника, Который один имеет право исследовать
тайны разумной души?
Может быть, то же позволено и другому,
занимающему второе по Нем место, именно этому
первенствующему вождю воинства, которого Сам великий
Первосвященник почтил вторым местом священства в
этом храме, пастырю вашего боголюбивого стада,
доставшегося ему по жребию и суду Отца, как Божию
служителю и провозвестнику, новому Аарону или Мелхиседеку, носящему на себе образ Сына Божия".
Азбука веры
Примат Амвросия Медиоланского
"Сам Господь из судей земных возвел
тебя (Амвросия) на Престол апостольский" ("αυτός σε ο Κύριος από των κριτών της
γης επί προεδρίαν των Αποστόλων μετέθηκεν")
Василий Великий, святитель
Цитирование по:
Basil. Ep.
197. по Г.Е. Захароову
ПСТГУ
Примат Мелетия Антиохийского
"…по необходимости объявляем, что весь
Восток желает Мелетия, и нам, с ним во всех отношениях
соединенным, желательно видеть его Правителем Церкви
Господней, потому что он и в вере неукоризнен, и по
жизни не имеет никакого сравнения с другими, и, так
сказать, уже сам собой владычествует над целым телом
Церкви, так что все прочее не более, как только отсеки
частей. Потому во всех отношениях необходимо и вместе
полезно вступить в единение с сим мужем и другим, как
меньшим(! рекам с большей рекою"".
Василий Великий, святитель
Азбука веры
Примат Лупа Труасского
"Ты отец отцов, епископ
епископов, ты - новый Иаков своего времени.
Ты, словно с какой-то дозорной башни любви, которая не
ниже Иерусалима, обозреваешь все члены Церкви
Бога нашего. Ты, поддерживающий всех немощных, достоин
того, чтобы все обращались к тебе за
советом" [1].
"...отец отцов, епископ
епископов, духовный епископ Галлии,
правило веры, столп истины, друг Божий,
посредникмежду людьми и небом" [2].
"Вы отец отцов, епископ епископов,
святой Иаков вашего века… Ваши сподвижники, когда
собираются вместе, слушают Ваши предложения и дрожат
перед Вашим судом; перед
Вашей серьезностью даже пожилые люди чувствуют себя
детьми" [3].
Сидоний Аполлинарий, святитель
Использованная литература
1. 58 том Patrologia Latina стр. 061, а
также стр. 0551
2. Цитирование по книге А. Востокова
"Об отношениях Римской церкви к другим христианским
церквям" Санкт-Петербург 1864г., стр.74-75
3. Цитирование по Макарию
Симонопетрскому http://pravoslavie.ru/55417.html
Примат Тарасия Константинопольского
"(Радуйся) и ты избранный и священнейший
проповедник – последователь святых отцов и председатель
нынешнего нашего собора; ты украшаешь у нас, по милости
Христа, Высший перстов ты зеркало великого и
первого пастыря, чистейшее вместилище Духа,
вернейшие весы православных догматов, чистейший
светильник указывающий правила к жизни во Христе;
ты всецело блистаешь светом седмисвечника. Возблистай
нам светом яснейших и блистательнейших слов как бы из
невидимого светильника священной кафедры. Раздели
алчущим животворный хлеб божественного учения) и
напитай народ, заблудившийся в чужой земле
еретического населения. Соделайся для нас новым Иосифом,
раздаятелем хлеба; разъясни возникающие недоумения при
чтении приточных мест Писания; напитай нас подробными
духовными толкованиями. Воззри и виждь собравшихся пред
тобою детей твоих, которые были
разогнаны стаями волков Быстрым полетом ума твоего чаще предудреждай их и изгоняй твоею премудростию. Постоянно
внушай мир твоей пастве. Наградою тебе будут
частые и громогласные молитвы к Богу, да соделается она
многочисленною как звезды, согласно обетованиям, которые
дарованы тебе в лице Авраама (sic!)"
Цитировано по::
Похвальное слово, сказанное
святому собору Епифанием, диаконом церкви катанской, что
в Сицилии, и местоблюстителем Фомы, архиепископа острова
Сардинии
Азбука веры
***
Читайте также по теме:
***
Примат Кирилла Александрийского
"...дар Божий - Кирилл! ты всех сделал
подобными себе. Достойный пришел к достойному. Народ
твой говорит: сохрани Господи отца епископов. Кстати
пришел ты, епископ православный, учитель вселенский. Кто
верует таким образом, того любят. У великого учителя
великий почитатель"
Деяния Третьего Вселенского Собора
Азбука веры
Примат Аркадия Кипрского
"…председательствующему в качестве
иерарха православной веры, под крылами которого
(Аркадия) мы все, ближние и дальние, обретем святой
покой, имея в качестве единственного основания
священнейших догматов блаженное, от него и через него
(Аркадия) получаемое озарение, которым руководимся и
возводимся в Духе к незатененному Отчему Свету; взирая
на него (Аркадия) как на "предводителя нашего спасения"
(!) после Того, Кто является им по природе и первым (т.
е. Христа)"
Максим Исповедник, преподобный
Примат Афанасия Великого
Св. Василий непрестанно говорит о любви
и уважении к престарелому архиепископу. Св. Афанасий
получил от Бога попечение не только о своей епархии, но
и о всей Церкви:
"Большинству других епископов достаточно
смотреть каждому за тем, что его касается, тебе же этого
недостаточно, но твое попечение о всех церквях столь же
велико, как и о твоей собственной, доверенной тебе общим
Владыкой" [78]. Св. Афанасий - вершина, господствующая
над всеми. "Мы подумали, - пишет ему св. Василий, - дать
самое подходящее начало делам, если мы прибегнем к
твоему совершенству, как к вершине всех, и будем
пользоваться тобою, как советником (!!!) и вождем(!!!) в
делах" [79]. "Мы считаем подобающим, - пишет он в другом
письме, - чтобы в заботе о церквах самая большая часть
падала бы на твою мудрость" [80]. И еще: "Чем более
преумножаются болезни церквей, тем более все мы
обращаемся к твоему совершенству(!!!), убежденные, что в
бедах нам остается одно утешение - твоей
предстательство"
[81].
Как мы видим, св. Василий был уверен,
что его убеждение разделяют все. Св. Афанасий - "врач
недугов церковных, сбереженный для нас нашим
Господом" [82]. Он "наш честнейший отец и епископ" [83].
Он кормчий, с помощью Божьей управляющий церковным
кораблем. "Кто кормчий, способный править в таких
обстоятельствах? - спрашивает св. Василий. - Кто
настолько заслуживает доверия, чтобы восставить Господа
запретить ветру и морю? Кто другой, как не тот, кто с
детского возраста подвизался в подвигах благочестия?"
[84] Отношение к св. Афанасию для него - критерий
православия. "Ревностная преданность блаженнейшему
Афанасию, - пишет св. Василий иеромонаху Асхолию, -
является самым ясным показателем здравых убеждений в
самых важных вопросах" [85]
Василий Великий, святитель
Православие и мир
***
"…дается ему (Афанасию) председательство
в народе или, что то же, вверяется попечение о целой
вселенной; и священство приемлет он (не умею сказать)
как награду за добродетель или как источник и жизнь
Церкви. Ибо нужно было, чтобы Церковь, томимая жаждой
истины и едва дышащая, была напоена, как Исмаил (Быт.
21:15–20), или прохлаждена из источника, как Илия в
земле, иссохшей от бездождия (3 Цар. 17:2–6), и
оживотворилась, чтобы оставлено было семя Израилю (Ис.
1:9).
Посему нам, повергнутым уже долу,
воздвигнут рог спасения, благовременно ниспослан
(Афанасий) краеугольный камень, связующий нас с самим
собой и друг с другом.."
"…на святом Соборе в Никее, среди этого
числа избранных мужей, которых Дух Святой собрал
воедино, он (Афанасий), насколько зависело от него,
прекратил недуг. И хотя не был еще возведен в сан
епископа, однако же удостоен первенства между
собравшимися; ибо добродетель уважалась не меньше
степеней…"
"Дает он (Афанасий) законы
вселенной;
обращает к себе умы всех, к одним пишет послания, других
призывает к себе, а иные приходят непризванные и
получают назидание…
Между Востоком и Западом был в это время
спор, синонимичны ли понятия "ипостась" и "лицо".
Афанасий "со всей кротостью и человеколюбием пригласив
обе стороны и строго исследовав смысл выражений, когда
нашел их не отступающими от здравого учения и нимало не
отличающимися в понятии, предоставляет им употребление
разных именований, связует же во едино самим именуемым…"
"Дела и нравы его (Афанасия) служат
правилом для епископов, а догматы его – законом для
православия"…
Григорий Богослов, святитель
Библиотека Одинцовского благочиния
Примат пресвитера Пирра
"Святое твоё, богоугодный отец, прочитав
письмо, узнал я, что ум твой весь просветлён полнотой
Духа, и распознал, что он настолько же
превосходит естественную сообразительность, насколько
достиг Божественной и сверхприродной мудрости.
Мне ведь казалось, что я сквозь письмена вижу пред собой
сам твой богомудрый ум, сверкающий одними лишь чистыми
лучами Духа, которыми тому свойственно
преображаться в нечто более близкое к Божеству,
кто удостоился усыновления Отцу всяческих, и настолько
же ОСВОБОЖДАЮЩИЙ МЕНЯ ОТ НЕВЕДЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО УЧЕНИЯ,
насколько мне раньше казалось, что я обладаю знанием о нём.
Что же иное мог я сказать тебе, честной
отец, зная, что ты стал родителем таких Слов, в которых
как бы с некоей возвышенной горы ведения ты раскрыл
постановление о Божественном учении,
будто богоначертанные скрижали, обретённые и
явленные через нового Посредника, нам посланного
великого Моисея, ИЕРЕЯ ИЕРЕЕВ и ГЛАВУ НАД
БОЖЕСТВЕННЫМ СВЯЩЕНСТВОМ ВСЕЙ ЗЕМЛИ; а постановление это
святая и единопоклоняемая Троица сообщила посредством
вышеназванного архиерея".
Максим Исповедник, преподобный
Азбука веры
Примат Петра Александрийского
"Имея благочестивое помышление над
страстьми самодержца, претерпе неуклонно мечем, горькую
кончину и смерть, всеблаженне, имже Божественнаго
блаженства получи и сладкаго Спасова причастия, и
красоты насладитися сподоби, Петре блаженне, каменю
веры, конец Божественных мученик, святителем удобрение,
Христа моли послати душам нашим велию милость".
Канон, песнь 4
Новый Петр некий нам явился еси, истинно
апостольскими сияя дарованиями, священнодетель же и
свидетель страстей Владыки твоего, всебогате.
Икос Петра
В дивной Александрии потщимся шествовати
умом и узрим великая странная, тамо совершаема, како на
жертву себе предлагает, яко овча незлобивое,
первосвященник и великий поборник Петр и ныне созывает
нас зде, и святую свою главу предложив, яко же снедь
честную, еяже насладившеся вси, православно возопием:
радуйся Петре, КАМЕНЮ ВЕРЫ
Тропарь Петра, глас 8
От вышняго суда Христова
председательствова стаду, на пажитех благожизненных упасл
еси всемудрыми твоими догматы, отгнав Ария, яко волка
некроткаго, вшедшаго в них безбожными учении. Тем же и
душу свою твою твою положил еси за них, пастырь нареклся
еси, яко рече Господь, иерарше Петре блаженне, моли
Христа Бога грехов оставление даровати чтущим любовию
святую память твою
Стихира на хвалитех Святого
Петра, глас 3
***
О ты, призванный к первосвященичеству,
подобно священнику Аарону, или, вернее, поставленный
выше Аарона, ибо он был священником во образе, ты же был
им въяве. О ты, одаренный благодатью исцелений, подобно
Петру, первоверховному апостолу, твоему соименнику, от котораго ты
унаследовал полученную им власть вязать и решить на Небесах! О ты, проповедовавший подобно Павлу,
укрепляя, как и он, твоими вселенскими посланиями,
сердца верных из стада твоего! О ты, который, подобно
Иоанну Богослову, заградил уста еретиков!
Александр Александрийский, святитель
Примат Евсевия Кесарийского
Послание императора Константина к
Евсевию Кесарийскому:
"Почитай себя счастливым и потому уже,
что свидетельство целой, так сказать, Ойкумены признало
тебя достойным епископства над всей церковью"
Азбука веры
Примат Осии Кордубского
"Когда церкви пребывали в мире и народ
молился во время богослужения, Либерий, Епископ Римский,
Павлин, Епископ митрополии Галльской, Дионисий, Епископ
митрополии Италийской, Люцифер, Епископ митрополии
Сардинской, и Евсевий, Епископ Италийский, все епископы
благочестивые и проповедники истины, вдруг похищены и
заточены без всякого на то предлога…
А о великом маститом старце и истинном
исповеднике Осии излишним для меня будет и говорить. Ибо
всякому, может быть, известно, что и его довели до
изгнания; потому что он был старец не безызвестный, но
особенно из всех и паче всех знаменитей. На каком соборе
не был он руководителем? Не убеждал ли всякого правыми
вещаниями? Какая Церковь не имеет прекраснейших
памятников его предстательства? Кто когда, приходя с
печалью к нему, отходил от него не с радостью? Кто
просил его в нужде, и удалился, не получив желаемого?"
...И на такого старца замыслили они
простирать свое неистовство, не устыдились, что он
отец епископов, не уважили того, что был он исповедником, не
почтили долголетнего епископства, в котором пребывал он
более шестидесяти лет. Напротив того, все вменили в
ничто, а имели ввиду одну только ересь эти, подлинно ни
Бога не боящиеся, ни людей не стыдящиеся люди. Поэтому,
приступив к Констанцию, обратились опять к нему с такими
словами: "все мы сделали, заточили римского Епископа,
а прежде него заточили многих других епископов, и
всякое место наполнили страхом; но ни к чему не служат
нам такие действия твои, и нимало не успевает дело наше,
пока остается Осия. Поелику он между своими, то и все
при своих церквах; он один словом и верою может
восставить всех против нас. Он председательствует на
Соборах, писаниям его везде внимают; он и в Никее
излагал веру"
Афанасий Великий, святитель
Библиотека Одинцовского благочиния
Католикам о Православии - 04.10.2018.
|