Всегда радуйтесь. "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Фил.4:4)
Призыв апостола к "всегдашней радости" нередко вызывает
некоторое недоумение и смущение: как же возможно
смиренному христианину, постоянно пребывающему в
состоянии сердечного сокрушения и "плача о грехах
своих", тем не менее "всегда радоваться"? Непонимание,
как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых
состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию
самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни
православного христианина. Иногда само упоминание о
радостном чувстве в церковной среде признается
недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого
песнопения "Свете тихий…" говорится вовсе не о
"тихом", а о "радостном" свете (ilaron
- веселый, радостный [1, c. 627])).
Для "обоснования" такого "безрадостного"
мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ.
Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны
осуждающих радость и веселье, а с другой - восхваляющих
сетование о гресех: "Сердце мудрых - в доме плача, а
сердце глупых - в доме веселья" (Еккл.7:4), "горе вам,
смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.6:25),
"Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь" (Лк.6:21). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания
можно прийти к выводу, что любые проявления радости в
принципе недопустимы, а скорбь душевная является
несомненной добродетелью.
1. Два типа "радости" и "печали"
Тем не менее, опыт Церкви говорит о
существовании двух родов "радости" и "печали": "о
Господе", т.е. имеющие свой источник в Боге, и
"мирские", ведущие к отрыву от Божественной жизни.
1.1. Мирская радость
Действительно, "мирская радость" часто
несовместима не только с покаянными чувствами, но и
вообще с памятованием о Боге: "Но вот, веселье и
радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют
вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис.
22:13). Для такой "радости концом бывает печаль"
(Прит. 14:13) и именно такая "радость" неприемлема для
христианина: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш
да обратится в плач, и радость - в печаль" (Иак. 4:9).
1.2. Чрезмерная печаль
С другой стороны, "чрезмерная печаль"
(2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с
проявлениями таких смертных грехов как уныние и
отчаяние. По словам архим. Кирилла "Павлова), "человеку
в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны.
Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет,
обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет,
по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь
бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние
приводит к другому, более опасному душевному состоянию,
называемому отчаянием, когда человек нередко допускает
мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже
существенным благом на пути своей земной жизни" [2]. По
словам ап. Павла "печаль мирская производит смерть" (2
Кор. 7:10).
1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
Если же говорить о "печали и радости" в
религиозном контексте, то необходимо признать, что
настоящим христианином, может стать и является лишь тот
человек, который видит свое духовное и нравственное
несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет
исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек
способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно
это является "печалью ради Бога", которая "производит
неизменное покаяние ко спасению", в то время как
неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней
"суровостью" и "угрюмостью" очень часто свидетельствует
скорее об ущербности покаяния или же об его полном
отсутствии: "те, которые почитают добродетелью
чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха,
не разумея, что это происходит у них от гордости и
самомнения... они изумляются, как встречающие нечто
неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим
и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя
самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды.
Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было
прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится,
однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо
знает, что это случилось с ним от его собственного
бессилия, опыт которого в падении для него не
неожиданная новость" (Невидимая брань) [3, cc. 27-28].
Внешнее сетование часто есть лишь
признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига
самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к
обновлению души, иметь просто "вид благочестия"
(2Тим. 3:5), "принимая на себя мрачные лица, чтобы
показаться людям" (Мф. 6:15-18) - а иногда и самим себе -
кающимися. Подобный самообман и лицемерие во "всплеске
эмоций" не имеют никакого отношения к истинному
покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в
глубине своего "я". Таким образом "сетование" не довлеет
само по себе - оно лишь средство к достижению
Богообщения: "печаль по Богу не ввергает человека в
отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает
человека в воле Божией", - говорит авва Исаия [4,
c. 200]. А все внешние проявления покаяния являются лишь
средством или следствием этой личной встречи
человеческой души со своим Спасителем. По слову преп.
Серафима Саровского "не в делании только их состоит цель
нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми
средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни
христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего".
***
Читайте также по теме:
***
1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
И как бы естественным следствием
обращения к Богу является радость духовная: "Возврати
мне радость спасения Твоего и Духом владычественным
утверди меня" (Пс. 50:14). Даже пост - время сугубого
покаяния - должен проявляться не в духовным бесплодии, а
в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это
время сетования в радость: "так говорит Господь Саваоф:
пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым
торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8:19),
"им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей
радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут
их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его"
(Ис. 61:3, 58:14).
2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
Можно заметить, что тема перемены плача
в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании.
Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские
пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение
обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии:
"радуйся, Благодатная!" (Лк. 1:28). В греческом тексте
слово c¼r= (корень слова "радость") звучит дважды: в
слове "радуйся" (ca_re) и в слове "Благодатная"
(kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское
"радуйся, обрадованная" или "радуйся, полная радости"
[5, c. 30] - ведь с приходом Христа миру действительно
была дарована полнота радости и "радости вечной"
(Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и
вифлеемским пастухам "не бойтесь; я возвещаю вам великую
радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам
в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос
Господь" (Лк. 2:10-11).
Пасха же Христова без всякого сомнения
является самым радостным, самым светлым "праздником
праздников и торжеством всех торжеств" для всех
православных христиан. В этот светлый день каждый
приобщается небесной радости по обетованию Христа:
"радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не
отнимет у вас" (Ин. 15:11; 16:22).
3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости - в Боге
Эта Божественная радость не обусловлена никакими
житейскими факторами, наоборот, - она помогает перенести
все житейские испытания: по слову пророка Аввакума "хотя
бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных
лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы
не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но
и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге
спасения моего" (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при
впадении в различные искушения принимать их "с великою
радостью" (Иак. 1:2). "Радуйтесь и веселитесь", - говорит
Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) - в этом и заключается феноменальность христианства:
христиане "при всей скорби… преизобилуют радостью"
(2Кор. 7:4), причем "радостью неизреченною и преславною"
(1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам
назвал ее "радостью непорочною о Иисусе Христе"
[6, c. 269].
Таким образом, именно благодать Божия
является источником "радости о Господе", той пасхальной
радости, которая наполняет любящее сердце и "изливается"
на всех окружающих. Человек становится как бы
проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла
такая радость является "плодом Духа" (Гал. 5:22 в пер.
еп. Кассиана), причем именно "радость во Святом Духе"
является одним из признаков воцарения Бога в сердце
человеческом (Рим. 14:17). "Когда Дух Божий снисходит к
человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда
душа человеческая преисполняется неизреченной радостью,
ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни
прикоснулся", - говорит преп. Серафим Саровский [7],
который всей своей жизнью показал возможность
"совместимости" горечи покаяния и самоуничижения с
глубокой радостью "о Господе". То, что такая радость
имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому
Богу приписывается радость о Своем народе: "Господь Бог
возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви
Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием" (Соф. 3:17).
4. Радость в общении с ближними
В притчах Христовых Пастырь, найдя
потерянную овцу, берет "ее на плечи свои с радостью"
(Лук.15:5), а женщина, обретшая потерянную драхму не
только сама радуется, но и призывает подруг и соседок
разделить эту радость (Лук.15:9), причем под образом
последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у
которых "бывает радость об одном грешнике кающемся"
(Лук. 15:10,7), но и все христиане. "Братия мои
возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой"
(Фил.4:1, 1Фес. 2:20) - так обращался ап. Павел к
современным ему христианам. "Радость моя", -
приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к
нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт.
Феофана Затворника: "Будьте со всеми так же приветливы,
благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха,
смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И
без этого можно быть и приветливою, и веселою, и
приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте.
Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались,
голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы
не угрюмничали" [8]. Эта мысль хорошо иллюстрируется
жизнью преп. Амвросия Оптинского, который прошел тяжелый
путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества,
имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый
нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы
повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить [9, c. 11].
5. Радость прощения как мотив доброделания
Но радость Божья не может лишь
декларироваться устами христианина - она обязательно
проявляется деятельно. В этом заключается ее важная
можно сказать психологическая особенность и преимущество
перед просто "печалью", которая зачастую неплодотворна и
ведет к пассивности и духовному застою. Как в случае
Иуды Искариота такая печаль может привести даже к
самоубийству. Напротив, человек, переживший в своем
сердце радость прощения, духовно окрыляется ("не
печальтесь, потому что радость пред Господом -
подкрепление для вас" (Неем. 8:10)) и активно стремится
поделиться ею с окружающими. Хорошей иллюстрацией это
служит следующая притча Христова: "Еще подобно Царство
Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя,
человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё,
что имеет, и покупает поле то" (Мф. 13:44). Подобным
образом и Закхей, узнав, что Господь хочет побывать в
его доме, "принял Его с радостью" (Лк. 19:6). И, как
следствие этой встречи человека с Богочеловеком, он
самим делом являет свое покаяние, обещая воздать тем,
кого обидел, вчетверо - даже сверх требований Закона
Моисеева.
6. Житейские радости
Следует отметить, что и в повседневной
жизни не всякую радость можно отождествить с грехом.
Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное
творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных
"житейских мелочах" он будет радостно замечать
проявление благости Божией. Так что такая радость
опять-таки иметь источником Божию благость: "когда
благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире
поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от
созерцания видимой красоты приходит в состояние
чувствования Бога, живого и дивного во всем" [10, c. 89].
Заключение
Таким образом, рассмотрение проблемы
совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина
покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что
эти два состояния не противоречат, а органично дополняют
друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что
прощение дает возможность жить, что снова можно стать
чадом Божиим, поэтому покаяние - это радость. Эта "радость
о Господе" имеет духовную природу, ибо даруется
благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать
этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его
дарить окружающим, "радуясь с радующимися и плача с
плачущими" (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все
верные Христу войдут "в радость Господина" своего
(Мф. 25:21), а "печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35:10).
Александр Усатов, иерей
Миссионер Дона
Использованная литература
1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь.
Репринт 5-го изд. 1899 г. - М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1991.
2. Архимандрит Кирилл (Павлов). Время
покаяния. - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры, 2000. Интернет-издание сайта www.wco.ru
3. Невидимая брань. Блаженной памяти
старца Никодима Святогорца. - М: Изд-во Московской
Патриархии. 1979 г.
4. Брянчанинов Игнатий, еп. Отечник. -
М.: Изд-во "Правило веры", 1996.
5. Чистяков Г.П. Над строками Нового
Завета. - М.: Истина и Жизнь, 1999. - 340 с.
6. Писания мужей апостольских. Киев:
Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2001. - 327 с.
7. Серафим Саровский, преп. О цели
христианской жизни. Интернет-издание сайта www.orc.ru
8. Свт. Феофан Затворник. Что есть
духовная жизнь и как на неё настроиться? - М.:
Сестричество во имя преподобномуч. Великой Княгини
Елизаветы, 2001. Интернет-издание сайта www.wco.ru/biblio
9. Бочаров А.С., Чернышев А.В.. Очерки современной
церковной психологии. Иваново: Свет православия, 2003. - 298 с.
10. Софроний, иеромонах. Старец Силуан
Афонский. - М.: Подворье Русского на Афоне
Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. - 463 с.
|