"Всегда радуйтесь" (1 Фес. 5:16). О христианском понимании радости
Среди мирских людей распространено
представление о православных христианах как об унылых
типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие. Может быть, православные и
удаляются от того, в чем почитают радость люди
неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с
грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из
библейских заповедей гласит: "Всегда радуйтесь" (1 Фес.
5:16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане,
конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.
Чтобы понять, в чем состоит
особенность православного понимания радости, имеет смысл
обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.
В Священном Писании радость
указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так,
Премудрость Божия говорит: "Я была при Нем художницею, и
была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время" (Притч. 8:30).
Неудивительно, что воссоединение
отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях
обретения вечной радости, о чем предсказывали еще
ветхозаветные пророки: "И возвратятся избавленные
Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и
радость вечная будет над головою их; они найдут радость
и веселье, а печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35:10).
С этим связано то, что явление на
земле Спасителя сопровождается возвещением радости как
архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и
позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым "сказал
ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям" (Лк. 2:10).
Как пишет святитель Андрей
Критский, "является Бог на земле, Бог с небес, Бог между
человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает
вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает
предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил
служит таинству и взывает к Деве: "Радуйся!" (Лк. 1:28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова,
возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь…
В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого
какая-нибудь радость более той, как быть причастником
Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть
с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?"
Сам Господь Иисус Христос испытывал
радость, о чем говорил апостолам: "Радуюсь за вас" (Ин.
11:15). И более того, Он свидетельствует о желании
поделиться Своей радостью с учениками: "Сие сказал Я
вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15:11).
И Он же учит их расставлять верные
ориентиры в радости: "Однако же не тому радуйтесь, что
духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши
написаны на небесах" (Лк. 10:20).
***
Читайте также по теме:
***
Господь также указал, что радость
Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира
сего: "Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы
печальны будете, но печаль ваша в радость будет" (Ин. 16:20).
Святитель Иоанн Златоуст так
объясняет эти слова: "Чтобы показать, что после печали
бывает радость, и что печаль рождает радость, и что
печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь
обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит:
"Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что
пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит
скорби от радости, потому что родился человек в мир"
(Ин. 16:21)… Он привел этот пример только для того,
чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна".
Вхождение в Царство Божие Господь
Иисус Христос определяет как вхождение в радость:
"Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость
господина твоего" (Мф. 25:21). Также и апостол Павел
определяет Царствие Божие как "радость во Святом Духе"
(Рим. 14:17). В другом месте он указывает радость как
"плод духа" (Гал. 5:22).
Апостол Павел дает и заповедь:
"Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими" (Рим.
12:15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет:
"Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно
более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с
плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет
такого каменного человека, который бы не плакал при виде
несчастного; но для того, чтобы, видя человека в
благополучии, не только ему не завидовать, но еще
разделять с ним радость, нужна душа очень благородная.
Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не
располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг
с другом и радость, и печаль".
Наконец, апостол Павел записал
известные слова: "Всегда радуйтесь" (1 Фес. 5:16).
Наиболее полно эту заповедь, равно
как и вообще смысл христианской радости, раскрыл
преподобный Иустин (Попович): "Всегда радуйтесь,
поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А
когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире,
что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные
господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно
не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в
наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви,
воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее
чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него,
насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за
неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной
радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на
небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде,
не существует истинной радости без победы над смертью, а
победы над смертью не существует без воскресения, а
воскресения – без всесильного Богочеловека Христа,
поскольку Он есть единственная истинная радость для всех
людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех
смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви,
непрестанно изливает эту единую истинную радость в души
Своих последователей посредством святых таинств и
добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять…
Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку
радость веры во Христа есть единственная истинная
радость для человеческого существа… Эта радость – плод и
порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а
древо это питается благодатью святых таинств".
Достойны внимания также объяснение
и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный
святителем Василием Великим, который говорит: "Апостол
приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто
подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего
в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ
никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит
плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему
и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости
своей и благодушия не променяет на разнообразное
превращение плотских страстей; но скорбное для других
увеличит ее веселье. Таков был апостол, который
благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12:10)…
Итак, если когда случится с тобою
что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому
мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее
облегчай для себя настоящее. Как больные глазами,
отвращая взоры от предметов, слишком блестящих,
успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и
душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не
заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой
к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь
всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет
к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби".
Возникал вопрос о том, как
сочетаются слова "всегда радуйтесь" (1 Фес. 5:16) со
словами "блаженны плачущие" (Мф. 5:4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: "Плач есть печаль
по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния
суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове
Божием. Радость есть веселость по Богу, которая
благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в
лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и
слово – благоприличную веселость".
Радуются ангелы, радуются и святые.
О первом засвидетельствовал Сам Господь: "Так, говорю
вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике
кающемся" (Лк. 15:10). О втором – преподобный Антоний
Великий: "Когда мы совершенствуемся в праведности, то
доставляем радость народу святых, и они усердно молятся
и ликуют перед нашим Создателем".
Это есть истинная радость, святая.
Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о
чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: "Не
отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою
да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да
восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего".
Из этих слов видно, что сатанинская
радость, которую также называют злорадством,
представляет собой искажение, выворачивание наизнанку
заповеди "радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими"
(Рим. 12:15), то есть диавол радуется над плачущими в
отчаянии и плачет над имеющими святую радость.
Подобная извращенная радость, в
отличие от истинной радости, не вечна: "Веселье
беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна" (Иов 20:5).
Должно сказать, что не только
злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя
уравнивать или отождествлять со святой христианской
радостью. Как свидетельствует блаженный Августин,
"никакая временная радость не может нисколько сравниться
с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые".
Более подробно об этом говорит
святитель Василий Великий: "Будучи отчуждены от Бога
грехом, снова воззваны мы к общению с Богом,
освобожденные кровью Единородного от бесчестного
рабства… Как же всего этого не признавать достаточною
причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному
веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает
чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись
на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную
радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком
[человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые
настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и
настоящее обменивают на вечное".
Глубокий смысл существования
земных, плотских радостей раскрывает в своей "Исповеди"
блаженный Августин: "Страсти кипели во мне, несчастном;
увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я
преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а
кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в
жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием
все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не
знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее".
В аскетической православной
литературе имеются свидетельства о том, что христианин,
ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную
святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский,
говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в
качестве одного из первых ее действий то, когда
подвижник, "сидя долгое время, в одну только молитву
углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не
сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и
молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он".
Преподобный Григорий Синаит, в свою
очередь, указывает, что это духовное чувство бывает
разных видов: "Радость имеет два различия, именно: есть
радость спокойного характера, которая именуется биением,
воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная
радость, называемая игранием [духа], восторженным
движением, или трепетанием, или величественным взлетом
живого сердца в божественную воздушную сферу".
Вместе с тем святые отцы
предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника,
диавол во время молитвы может фальсифицировать радость,
и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за
истинное: "Иногда враг внутри природных чресл
мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая
одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает
животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно
происходят самомнение и тщеславие".
О том, как отличить духовную святую
радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох:
"Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви
Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само
тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся
преисполнена приятных чувств от неизреченной оной
божественной сладости, она и не может в ту пору
помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя
обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при
таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное
колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать,
что такое утешение – от прельстителя и есть только
призрак радости. Такая радость навевается извне и
является не как качество и постоянное расположение души;
видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу".
Истинная радость доступна для
человечества только во Христе и через Христа, благодаря
Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней
говорил святитель Григорий Чудотворец: "Днесь Адам
обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами.
Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось
пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось
предречение Давида, которое говорит: "Да веселятся
небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все
дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет" (Пс.
95:11-13)… Господь наш Иисус Христос возвестил
неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он
говорит: "Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей
никто не отнимет у вас" (Ин. 16:22)".
Юрий Максимов
Православие.Ru - 05.01.2009.
|