Неприятность - как лекарство. Горькое, может быть, но
все-таки нужное, необходимое...
- В эфире православного телеканала "Союз"
программа "Беседы с батюшкой". Здравствуйте, дорогие братья
и сестры! Сегодня у нас в гостях председатель
Синодального отдела по церковной благотворительности и
социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Здравствуйте, Владыка. Благословите наших телезрителей.
- Добрый вечер, Миша. Господь да благословит
всех вас, дорогие друзья.
- Друзья, тема нашей сегодняшней беседы -
"Заповеди и запреты христианства". Если спросить нашего
современника, что ему больше всего не нравится в религии, то
нередко можно услышать в ответ: "Запреты". И, как правило,
запреты на то, чего человеку очень хочется. Владыка,
заповеди и запреты - сегодня эти понятия отождествили. Не
здесь ли корень множества проблем? Действительно ли запрет
является главным жизненным нервом христианства?
- Конечно же, нет. Один православный святой,
живший, правда, на Западе (но тогда Церковь еще не была
разделена, и поэтому, я думаю, его слова важны для нас
тоже), говорил так: "Люби Бога и поступай как хочешь".
Поэтому главной из заповедей, которые дал нам Бог, является
любовь. Любовь - это не запрет, а любовь - это призыв.
Любовь - это не отрицание чего-то, а утверждение. Любовь -
это жизнь. А запреты, если так понимать заповеди, направлены
на искоренение зла. Одними запретами, конечно, нельзя
привлечь человека к Богу, это невозможно. Запреты нужны,
чтобы отсекать зло. А заповедь, самая главная, как вы
знаете, нужна для того, чтобы напомнить нам о любви Божией,
чтобы призвать нас к этой любви.
- В Ветхом Завете Господь как будто бы
Надзиратель, а иной раз, простите мне это слово, и Мститель.
Казалось бы, что ни заповедь, то запрет: "Не делай того, не
делай этого". А в Новом Завете Господь уже Распятая Любовь,
каждая заповедь Блаженства пронизана любовью, жертвенностью.
Отчего с Богом произошла такая метаморфоза от Ветхого к
Новому Завету?
- Нельзя сказать, что с Богом произошла
метаморфоза: Бог всегда тот же. Конечно, нельзя представлять
Его как некую неподвижность, пребывающую в некоем статичном
состоянии Субстанцию, Существо. Все, что мы скажем о Боге,
будет похоже на то, как два муравья на моей рясе будут
говорить о том, кто же такой Владыка Пантелеимон - конечно,
смешны будут их суждения обо мне, вряд ли им будут понятны
мои заботы, мои трудности. Они все по-муравьиному понимают,
даже, может быть, не по-муравьиному, а по-червячьи. Мы,
будучи некими такими червячками, рассуждаем о том, кто есть
Любовь, Радость, Свет, Жизнь подлинная. Поэтому нам говорить
об этом достаточно сложно. Но ясно, что Бог Тот же всегда,
Он неизменяем в своем существе. Есть Ветхий и Новый Завет;
это два разных Завета. Их изменение произошло потому, что мы
живем в эпоху Нового Завета. Это означает, что Бог пришел на
Землю и стал человеком. И после того, как Он соединил с
Собою наше естество, Сам при этом не претерпев никакого
изменения, для нашего естества, для нас стали возможны
большая святость, большая приближенность к Богу, стало
возможно большее совершенство, стало возможно не только
внешнее изменение жизни, но и внутреннее перерождение.
Поэтому в Евангелии Господь говорит, что Иоанн Предтеча
больше всех, рожденных женами во времена Ветхого Завета, но
меньшие в Царстве Небесном больше его.
После пришествия в мир Сына Божия, после
сошествия на природу Духа Святого, после рождения
новозаветной Церкви человек призван к большей святости и
слышит Бога по-другому.
У нас есть возможность услышать то, что не
могли услышать ветохозаветные люди. Вот, например, ребенок.
Когда он мал, неразвит, не вошел еще в сознание, то с ним
иногда приходится разговаривать достаточно жестко и резко.
Иногда даже приходится его шлепать. Хотя сейчас, говорят,
примут какие-то законы, и шлепать детей уже нельзя будет,
даже у родителей детей будут отбирать. Тем не менее, во все
века детей воспитывали именно так. Я сам помню, может, мне
вменят это в виду защитники ювенальной юстиции - слава Богу,
меня уже нельзя лишить родительских прав, моя дочка уже
большая, - но я помню, что однажды ее отшлепал. Положил на
диван и отшлепал, потому что она все время залезала на
подоконник. Мы жили на пятом этаже достаточно старого дома,
и, конечно, я боялся, что она упадет и просто разобьется. И
я отшлепал ее с великой любовью, с состраданием,
сочувствием; мне было это неприятно, но я ей говорил не один
раз, она ничего не понимала, поэтому другого способа уже не
было. И все Божественные "шлепки", о которых рассказывает
Ветхий Завет, были потому, что человек тогда не мог еще
воспринять всей полноты откровения. Это стало возможным
только тогда, когда Сам Господь пришел на землю и явил в
Себе Божество, Бог Сын явил Бога Отца. Поэтому предписания
Нового Завета в каком-то смысле отличны от предписаний
Ветхого.
- Владыка, а есть ли преимущество
ветхозаветных заповедей перед новозаветными, или наоборот?
Можно сказать, что какие-то из них главнее?
- Конечно, есть преимущество новозаветных
заповедей. То, что заложено в Ветхом Завете, было заложено
как некоторое ограничение зла. Хотя там были и положительные
- о любви к Богу, о любви к ближнему. Они звучали и в Ветхом
Завете, но не могли быть исполнены человеком в той мере, в
какой это нужно было бы сделать. Современные люди, живущие
через две тысячи лет после Пришествия в мир Господа нашего
Иисуса Христа, не знают Евангельских заповедей, не знают
Евангельского духа, не понимают совершенно. В XIX веке было
много безбожия, в XX веке было много насилия. Но сейчас мы с
вами свободно можем узнать подлинную христианскую веру. Она
вовсе не в запретах. Она в том, что ты можешь узнать о любви
Божией, можешь жить этой любовью. Вот в чем заключается
христианство.
- Первый звонок поступил из Белгородской
области: "Я считаю, что современное общество не то что не
пришло к заповедям Блаженства Христа, оно опустилось ниже
ветхозаветных заповедей: сплошное воровство в стране".
- Ну а что вы хотите - семьдесят лет гнали
Церковь, семьдесят лет не учили Закону Божию, семьдесят лет
преследовали христиан! Если вы знаете Евангелие, если вы
ходите в храм, вы как раз должны явить ту любовь к врагам,
которую являли святые мученики, святые наши исповедники в XX
веке. И если в наше страшное, трудное время христианами
будет явлена любовь, не слова будут сказаны, не ОПК будут
преподавать, хотя это тоже важно, но главное - явить эту
любовь в нашем мире, в котором мы с вами живем. Тогда только
будет рассеиваться эта тьма, тогда люди узнают, что такое
настоящий свет Христов.
- Беседуя с приходским священником или
исповедуясь, нередко слышишь от него: "То нельзя, это
нельзя, так нельзя и этак нельзя". От человека ищущего можно
услышать, что христианство - это религия сплошных запретов.
Некоторые даже отворачиваются. Посоветуйте, что отвечать в
таких случаях?
- Вообще священник, по одному древнему
тексту, должен встречать с радостью каждого приходящего к
нему грешника. Должен любить его, вдохновлять на добрые
дела, говорить ему о любви Божией, врачевать его раны
греховные. И не запрещать ему что-то, а предупреждать, что
если он будет так себя вести, то просто погибнет. Священник,
конечно, не милиционер и не полицейский, который следит за
правилами уличного движения и наказывает провинившихся
штрафом или берет взятки и отпускает. Священник, как любящий
врач, говорит о вредоносности некоторых поступков, об
ужасных последствиях некоторых страшных грехов. И конечно,
он должен явить, показать красоту жизни с Богом. Он должен
сам иметь в себе эту радость. И если это есть у него, то к
нему идут люди: люди обычно идут к тем священникам, в
которых видят этот свет. Конечно, священник должен быть
строгим, без строгости нельзя.
Некоторые батюшки слишком снисходительно
относятся к страшным грехам. Женщина сделала аборт, пришла
первый раз на исповедь, и батюшка говорит: "Сегодня не буду
вас причащать, а через неделю приходите". Разве можно так?
Или человек живет в так называемом "гражданском браке", то
есть живет в блуде, и батюшка говорит: "Ну ничего, раз вы
друг друга любите, можно причащаться".
Священник должен быть строгим. Но строгость
эта происходит от любви, от того, что он не хочет погибели
человека. Вот если ваш ребенок будет гулять по краю
пропасти, вы будете строги с ним, как я со своей дочерью - я
был строг с ней, наказал ее от любви, потому что я люблю ее,
а не потому что хочу ей зла. Священник не должен быть
попустителем, который все разрешает. Если говорить о
духовнике, надо искать строгого духовника, духовника, в
котором есть любовь.
Любовь и строгость очень легко сочетаются
друг с другом. Конечно, строгость без любви - это совсем не
то, но и любовь без строгости - это тоже не настоящая
любовь. Господь же любит нас строгой любовью. Смотрите, как
Он нас вразумляет: то болезнями, то стихийными бедствиями,
то еще какими-то случаями в нашей жизни. Он не оставляет нас
просто погибать, как нам, может быть, хотелось, Он
встряхивает нас все время. Поэтому священник должен быть
строг, беседуя с грешником.
- То есть человеку, у которого в жизни не
происходит ничего плохого, стоит задуматься, насторожиться?
- Есть же замечательный рассказ у нас, в
церковной литературе. Священник, по-моему, какой-то святой,
увидел женщину, которая горько плакала в храме. Он спросил
ее: "Что с тобой случилось, что произошло?". Она сказала:
"Наверное, Бог отвернулся от меня. Вот уже год у нас никто
не болеет, со мной ничего не происходит. Наверное, я чем-то
согрешила перед Богом, и он никак меня не вразумляет". А
отец Иоанн (Крестьянкин) говорит, что нужно каждой скорби в
ножки поклониться и ручку у нее поцеловать. Потому что
только это иногда может как-то нас вразумить.
- То есть извлечь урок из любой
неприятности, которая происходит в жизни...
- Принять ее как лекарство. Горькое, может
быть, но все-таки нужное, необходимое.
- Владыка, а есть ли в христианстве
какой-то самый главный запрет? Именно запрет, а не заповедь?
- В христианстве есть очень строгое
предупреждение Христа, предупреждение очень важное - не
знаю, дорогие друзья, поймете ли вы, о чем я говорю, но вы
же читаете Евангелие: Господь говорит Своим ученикам, чтобы
они боялись закваски фарисейской и саддукейской - чтобы они
боялись лицемерия. Я думаю, это запрет очень важный. Потому
что очень часто наша вера превращается в нечто похожее на
веру законников, веру фарисеев и саддукеев, на веру
лицемерных, лживых людей, которые очищают внешнюю сторону
чаши, а внутри чаши у них зловоние и гадость, в их душе.
Поэтому очень важно помнить об этом. Не сводить христианство
к каким-то внешним правилам, внешним запретам, а помнить,
что христианство - это жизнь в Духе Святом, жизнь со
Христом.
- Владыка, у апостола Павла есть слова:
"Все нам можно, но не все полезно". Поясните их, пожалуйста.
- Я думаю, что вы все понимаете, дорогие
друзья. Я уже приводил слова одного православного святого,
который говорил: "Люби Бога и поступай как хочешь". Так и
христианин - он свободен. Господь пришел на землю не лишить
нас свободы, а нам даровать свободу. Но свобода курить, пить,
безобразничать - это на самом деле не свобода, а рабство
греху. Поэтому нам все позволительно, но далеко не все
полезно. Господь в Евангелии призывает нас к Царствию
Небесному, но предупреждает, что если мы не будем делать
того или другого, мы просто погибнем. Это нужно обязательно
помнить: исполнение христианских заповедей, следование
Христу, Евангелию ведет человека в Царство подлинной свободы,
радостной свободы, в Царство жизни, а не в царство смерти.
- К Вам вопрос из Тульской области: "Моей
маме восемьдесят пять лет, у нее потеряна память. Я хожу с
ней в Церковь, она молится там, но иногда забывает, где
находится. Как ее причащать, готовить к причащению и
соборовать, если она ничего не понимает?".
- Лучше, конечно, посоветоваться с вашим
батюшкой, который знает вашу маму. Мы, к сожалению, вас даже
не видим, только слышим ваш приятный голос, слышим в этом
голосе озабоченность, любовь к вашей маме. Это замечательно,
что вы ее так любите, что вы о ней так заботитесь,
ухаживаете за ней, как за малым ребенком. Бывает, что в
старости (я уже тоже приближаюсь к этому возрасту) человек
становится похожим на ребенка, за ним надо присматривать, и,
конечно, спрос с него совсем не тот, что с людей,
находящихся в зрелом возрасте. Поэтому такого человека можно
причащать как младенца.
Очень хорошо, что вы читаете каноны вместе с
ней. Она, может быть, не понимает слов, но чувствует и
видит, что вы молитесь, и душа тоже может молиться, как у
младенца. Говорят, что младенец видит то, чего не можем
видеть мы: видит духовный мир, бывает, что с ними играют
ангелы - так иногда говорят про младенцев. Я сам замечал,
как младенцы иногда бывают чувствительны к церковным
таинствам, к духовному миру. Так может быть и у вашей мамы.
Но подробней нужно поговорить со священником. Я думаю, что
можно и пособоровать. Она же была раньше верующей, ходила в
храм. Сейчас у нее просто такое состояние души, когда у нее
нет контакта с внешним миром, нет контакта с вами. Но душа
ее, наверное, все-таки живет верой и знает Бога.
- Владыка, а как быть, если человек
вольно трактует заповеди Господни? Один мой знакомый бросил
жену с двумя детьми. На мое утверждение, что это грех, он
мне ответил, что он исповедал священнику этот грех и тот ему
отпустил его. Но разве человек, раскаявшись, не должен
прекратить этот грех и вернуться в семью?"
- Я не знаю, насколько правду рассказал ваш
знакомый про священника. Очень часто мне рассказывают про
разных батюшек то, чего на самом деле не бывает. Я сам
слышал, что про меня рассказывают что-то, чего я на самом
деле не делал, они перетолковывают мои слова. Поэтому здесь
трудно решить, кто прав, и не надо судить этого батюшку. Но
вы совершенно правы: если человек кается в грехе, он должен
обязательно что-то изменить. Даже когда ко мне на Исповедь
приходят дети, говорят, что они там с кем-то поругались, я
спрашиваю, помирились ли они. Если нет, то я их посылаю
обратно, чтобы они сначала помирились, а потом уже приходили
на Исповедь. Или человек, который что-то украл; он должен
эту ворованную вещь сначала сходить вернуть, а уже потом я
буду читать над ним разрешительную молитву.
Если говорить про перетолковывание заповеди
под себя, то мы все лукавые люди, эта закваска есть в нас.
Поэтому нужно следить за собой, как сыщик следит за
преступником, нужно выслеживать себя, как оперативный
работник. И не всегда удается поймать себя за руку - мы так
изворотливы, так научились лукавить и живем в таком мире
лукавом, что это иногда бывает сложно сделать. Поэтому нужно
услышать, что тебе говорит Бог. Один священник, очень
хороший, ревностный, но со своими слабостями, как и всякий
человек, недавно перенес очень тяжелую болезнь, был на грани
жизни и смерти. Он рассказывал, когда он так страдал: "Было
такое впечатление, что на каждую клеточку моего тела Господь
возложил крест" - так он передал свои ощущения. Так было ему
невыносимо больно, что он даже думал о смерти. И вдруг
кончилась эта боль. Он увидел что-то белое, и не то чтобы
услышал, а понял слова Христа: "Нужны плоды покаяния". Он
думал, что он умирает, что Господь хотел забрать его душу,
но не принял ее, потому что он не принес плодов покаяния. И
как раз о плодах покаяния говорит в Евангелии Иоанн
Креститель, и Господь тоже об этом говорит: каждый из нас
должен принести Богу плоды покаяния, и только тогда можно
надеяться, что твои грехи будут отпущены Богом.
- Вы отчасти уже ответили на следующий
вопрос, но не могу его не зачитать: "Как быть человеку, если
он упустил уже много времени для исполнения заповедей?
Например, женщина сделала аборт, а только потом пришла к
вере, или человек пришел к вере в пожилом возрасте?"
- Есть такая замечательная книга про отца
Арсения. В этой книге есть рассказ про человека, который так
и не смог покаяться перед смертью. Мы все откладываем: "Ну
ничего, потом. Вот будет пост, я буду постарше, а сейчас я
не могу", еще что-нибудь. Оказывается, уже при жизни можно
так глубоко погрязнуть в грехе, что может и не получиться
покаяться. Это с одной стороны. А с другой стороны, Господь
же принял покаяние разбойника на кресте в последний момент
его жизни. Если человек смиряется, то Господь прощает ему
его грехи. И плоды покаяния - это не значит исправить все
то, что сделано, это невозможно.
Убийца не может воскресить убитых людей;
женщина, совершившая аборт, не может воскресить убитых ею
младенцев. Но может быть готовой понести за это наказание,
как тот разбойник на кресте - как вы помните, он сказал
другому разбойнику, что они по заслугам там висят, а Христос
ничего достойного наказания не сделал. То есть он признал
справедливость этой крестной муки для себя и согласился
принять ее. Так и человек, если совершил грех, должен быть
готов понести некое наказание. А покаяние Господь всегда
примет, это некая тайна. Я говорю с одной стороны; с другой
стороны, непонятно, когда Господь простит, а когда нет. Я
думаю, что мы и не можем на эту тему рассуждать, потому что
только Господь знает, кого простить, а кого нет. Но нам
нужно бояться, не откладывать покаяние ни в коем случае. А
если уж так получилось, что мы не заметили этот грех или
были в некоем помрачении, все равно, надеясь на милость
Божию, каяться.
- Следующий звонок из Новороссийска:
"Меня с самого детства волнует такой вопрос: если все так
предначертано Богом, если Господь знает, что со мной будет
через минуту, даже про Иуду Господь знал, что он Его
предаст, - к чему тогда наши стремления, если Господь знает,
что со мной произойдет и где я, в конечном итоге, буду? По
этому поводу я с самого детства переживаю".
- Наталия, вы неправы. Представьте себе: вы
видите, что какой-то человек бежит к окну и выпрыгивает на
улицу с пятого этажа. Вы знаете, что он разобьется насмерть,
или нет? Знаете. Но вы же не виноваты в его гибели, вы же не
заставляли его. Вы останавливали его, пытались что-то
сделать, чтобы он не выпрыгнул, но вы не виноваты в его
гибели. Так и Господь - Он создал нас свободными и делает
все для каждого человека, чтобы его спасти. Если бы нужно
было заново принять крестную смерть ради какого-то одного
человека, Господь бы снова это сделал; но просто нет нужды -
Он умер за нас за всех. В Гефсиманском саду, когда было
борение, когда Его пот был как капли крови, Он принял на
Себя грехи всех людей. И поэтому Он сделал все, чтобы спасти
каждого из нас. И только от нашей воли зависит, примем мы
это спасение или нет. Поэтому здесь вы совершенно неправы.
Просто Господь живет в вечности, а мы во
времени. И во времени мы не знаем, какой будет наша жизнь.
Но Он вне этого времени находится, и не Он нашу жизнь
определил, а мы с вами. Мы с вами определяем нашу жизнь, мы
с вами ее выбираем. Господь все знает, но это не Его
определение - это наше определение, мы решаем, где окажемся,
в аду или в раю, это зависит от нас.
- Владыка, следующий вопрос с форума
нашей программы: "Мы с женой ждем ребенка. Когда я увидел
его первый раз на УЗИ, я влюбился. И подумал: если я радуюсь
и люблю ребенка, который еще не родился в мир, но уже живет
внутри мамы, то какова же радость Бога на небесах о каждом
человеке. Бог ждет нашего рождения для Него, когда мы
протянем к Нему свои руки. Как маленькие дети, еще не
задумываясь, бессознательно, прячутся за родителей, когда им
страшно, и уверены, что получат защиту, так и Господь ждет
от нас той же реакции при всех скорбях, которые нам
посылает. В этот момент мне вдруг стали понятны Его слова:
"Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как
дети, не войдете в Царствие Небесное". Почему же я всегда
сам надеюсь только на себя, а Бога вспоминаю только когда
уже погряз в болоте? Действительно ли это гордость не
позволяет? Хотя вроде бы и любовь есть, и сердце к Господу".
- Мы очень переменчивые люди. Семя истины,
которое упало в наши сердца, иногда заглушается терниями
каких-то забот, житейских попечений, земных радостей. Иногда
оно бывает малоплодным, потому что у него нет корня, и мы
очень бываем переменчивы. Сейчас я отреагировал, во мне
загорелось желание изменить свою жизнь, но завтра я уже
забыл про это и готов за столом посидеть, выпить что-нибудь,
пошутить как-то нехорошо или предаться каким-то нехорошим
мыслям. Мы, к сожалению, живем очень неглубоко, и наши
добрые мысли иногда проходят по периферии нашего сознания.
Наша задача - углубить слова Божии, помнить о них всегда.
Дело не в том, чтобы однажды горячо раскаяться и попросить
прощения у Бога, а в том, чтобы каждый день каяться перед
Богом. Молиться каждый день, молиться не только читая
утреннее и вечернее правило, а помнить Бога весь день,
всегда. Тогда наша жизнь как-то изменится, если будем Богу
верны, будем Ему верить. А почему это происходит с вами,
тем, кто задал этот вопрос - я думаю, вам нужно прийти к
священнику, исповедаться и молиться Богу, чтобы Господь
помог вам исправить то, в чем вы чувствуете неправду в своей
жизни.
- А все ли заповеди нужно воспринимать
буквально? Например, Господь учит, что если ударят тебя в
правую щеку, то подставь другую. А если человек в самом деле
неправ? Возможно ли эту заповедь применить в наше время?
- Конечно, можно. О чем здесь говорится?
"Если ударят тебя по правой щеке". Если ударять правой
рукой, то ударит по левой щеке... То есть удар, который не
валит тебя с ног, не убивает, а который просто наносит
оскорбление, тебе нужно принять и быть готовым самому себя
осудить за то, что ты сам это спровоцировал каким-то
неосторожным словом или поведением, когда-то в чем-то был
неправ. Конечно, если бьют по щеке другого, не бьют, а
сокрушают его кости, стреляют из травматического пистолета,
нужно защитить этого человека, быть готовым применить все
способы, чтобы остановить это злодеяние, даже умереть за
него. Когда нападали на нашу Родину, даже священники и
монахи, которые не могут брать в руки оружие, были вынуждены
защищать свою родину. Поэтому, конечно, нельзя понимать
буквально. Принудить себя идти одно поприще здесь нельзя. Мы
даже не знаем, что такое поприще - это мера длины; нас никто
не заставляет идти одно поприще (я не знаю, сколько это в
метрах). Нельзя так это понимать. Еще нужно помнить, что
Господь говорит языком тех людей, которые тогда жили на
земле. Мы живем спустя две тысячи лет, образный строй речи
изменился, изменился наш язык, понятия изменились. Конечно,
нужно уметь перевести это на нашу современную жизнь, но
сохраняя при этом строгость Евангелия - нельзя сказать: "Ну,
знаете, это образно там сказано. На самом деле фраза "кто в
сердце своем думает нехорошо, тот уже прелюбодействует" в
наше время ничего не значит". Так, конечно, делать нельзя.
Но нужно рассуждать и понимать, о чем говорит Евангелие нам,
современным людям, чего Господь хочет от нас. Язык Христа,
Евангелия - это язык притч, неких образов, которые говорят о
конкретных реалиях духовной жизни, но не всегда выражаются
простым языком.
- На связи Мурманск: "Телеканал "Союз"
показывает программу "Читаем Ветхий Завет". В частности, там
было толкование на книгу пророка Екклесиаста о том, что
смысл бытия человека - это выполнять заповеди Божии, не
ожидая никакой награды, а утешением единственным является
надежда на Божий Суд и воздаяние. Я больше десяти лет хожу в
Церковь, причащаюсь, и мне кажется, что и в этой жизни
должно быть какое-то утешение, а то можно не выдержать".
- А разве нет в вашей жизни утешений? Когда
вы причащаетесь Святых Таин, вы не получаете утешение от
Бога? Когда вы в праздник вкушаете вкусную пищу, разве это
не радует вас хотя бы немножко? Даже монаху бывает в
праздник утешение велие. Есть какие-то утешения в этой
жизни, конечно; просто они несравнимы с той радостью,
которая нас ждет в Царствии Небесном, и ради этой радости
можно и другое потерпеть. Вы не бойтесь, не малодушествуйте,
вы же дочь небесного Царя, Бога Отца, Который знает все про
вас, и Он знает, в какую меру вы можете претерпеть трудности
этой жизни, знает, как вам помочь, как вас утешить. Мы же
верим в любовь Божию, поэтому и в этой жизни есть радости,
дружба, человеческое общение. Мне очень радостно с вами
общаться, слышать ваши голоса со всей России. Очень радостно
быть с вами вместе, говорить о заповедях. Это очень
радостно, это тоже для нас утешение. Бывают в жизни моменты,
когда нужно помнить о небесной награде, когда ничего не
радует, ничего не утешает; в этот момент очень важно помнить
слова Екклесиаста.
- Владыка, поясните значение заповеди
"блаженны нищие духом". Очень часто задают вопрос, что
означают эти слова - "нищие духом"?
- Если говорить просто, для тех людей,
которые особенно не мудрствуют лукаво, то нищие духом - это
просто смиренные. Это человек, который осознает свою
недостаточность, осознает свое недостоинство, осознает свою
греховность. Потому что если бы мы не увидели свои грехи,
как песок морской, мы бы не положили начало своему спасению.
Если мы будем видеть даже ангелов, но не будем видеть своих
грехов, это будет плохо для нас. И главное, с чего человек
должен начать - это увидеть свои грехи. С другой стороны,
можно еще сказать, что нищие духом - это люди, дух которых
не привязан ни к чему земному, свободен от рабства вещам,
людям, каким-то земным привязанностям. Еще нищие духом -
это, может быть, те люди, которые постоянно просят у Бога
дар Духа Святого, как нищие: они чувствуют в себе недостаток
радостей духовных, знаний о Боге, и все время обращены к
Богу с этой просьбой - не просто бедные духом, а нищие
духом, некоторые так говорят. По-разному можно понимать эту
заповедь, но смысл сводится к тому, что человек, который
осознает себя таким нищим и все время просит у Бога милости,
помощи, входит в Царство Небесное.
- Звонок из Ставропольского края:
"Церковь говорит о том, что живущие праведно попадают в рай,
а неправедно - в ад. Но насколько же различна может быть
степень неправедности? Например, алкоголик, всю жизнь пьющий
и гулящий, попадет в ад, и убийца, столько жизней
загубивший, тоже попадет в ад. Насколько различны степени
этой греховности?
- Я слышал слова какого-то мудрого старца,
что если мы попадем в Царство Небесное, то мы удивимся,
во-первых, увидев там тех, кого совсем не ожидали там
увидеть, во-вторых, не увидев там тех, кого обязательно
ожидали увидеть, в-третьих, удивимся тому, что мы сами туда
попали. Правильное настроение христианина - это слова,
которые говорил про себя один угольщик. Он говорил так: "Все
спасутся, а я погибну". Но при этом он не отчаивался, а
надеялся на милосердие Божие. Господь сказал преподобному
Силуану: "Держи ум во аде и не отчаивайся". То есть каждый
должен себя считать первым грешником, а о том, как будут
мучаться или страдать другие люди, лучше, может быть, не
думать, потому что судить нас может только Бог, только Он
знает, кто чего достоин и что с кем будет. Степень радости в
раю и степень мучений в аду, наверное, будет разной для
каждого - для кого-то больше, для кого-то меньше. Но это
некая тайна, и рассуждать на эту тему, я думаю, не совсем
полезно. Лучше довериться Богу, верить в Его любовь,
молиться Ему о спасении всех людей, которые сейчас, может
быть, страдают в аду, молиться об умерших, молиться о
живущих, чтобы они туда не попали, и молиться о самих себе,
чтобы Господь был милостив к нам, чтобы мы не оказались в
этом страшном месте мучения.
- Вопрос от Антона из Екатеринбурга:
"Многие люди через интернет просят деньги на лечение. Сердце
кровью обливается, когда читаешь эти строки, при этом
осознаешь, что не можешь помочь всем. Подчас требуются
огромные суммы, которых нет и не будет. Скажите, почему я не
богатый олигарх, который мог бы перечислять деньги во все
фонды, которые просят? Меня постоянно мучает совесть. Когда
денег нет, не перечисляешь. Но денег моих и не хватит
одновременно на пожертвование и на всю семью".
- Я расскажу еще одну поучительную историю.
Один человек святой жизни работал в забое, каменотесом,
по-моему, на тяжелой очень работе. Он получал небольшую
плату за свой труд, и на эти деньги покупал себе еду, а на
оставшиеся деньги покупал еду нищей братии, тем, кто был
голоден, кто нуждался в утешении, не оставляя себе ничего на
следующий день. И один святой старец посмотрел и подумал:
"ну как же так, такой хороший человек, надо, чтобы у него
были деньги, чтобы он мог помогать другим". Помолился
Господу, Который иногда исполняет наши неразумные просьбы, и
этот человек нашел клад. Он разбогател и стал страшно
жестоким человеком.
Вы добры, Антон, сейчас, может быть, потому
что у вас нет денег. Легко распоряжаться богатством,
которого у вас нет. Если бы оно появилось у вас, то ваши
руки, может быть, сжались, и вы бы ни копейки больше никому
не дали. Мы очень легко осуждаем богатых людей, но боюсь,
что многие из нас, став богатыми, не смогли бы пожертвовать
даже ту малость, которую дают нам нынешние олигархи. Очень
опасна власть богатства. И в Евангелии Господь прямо
говорит, что тяжело богатому войти в Царствие Небесное.
Поэтому слава Богу, что вы, дорогой Антон, не богаты. А
людям, которым вы хотите помочь, вы можете помочь молитвой.
И, кроме того, никогда на земле не будут люди счастливы, не
будут все здоровы, никогда. Земля - это не место упокоения,
а место испытаний, это путь. На этом пути должны быть
трудности, и Господь попускает болезни, с любовью попускает,
для того, чтобы они спаслись, чтобы они не забывали о
вечности. Попускает им для того, чтобы мы не забывали о
помощи другим. Вы можете помочь этим людям. У нас есть
служба добровольцев, приходите, будете в больнице помогать
людям, ухаживать за ними. Им больше нужны внимание, любовь,
уход, забота, чем деньги, за которые всего этого не купишь.
Поэтому не расстраивайтесь, а благодарите Бога, что вы не
богатый человек.
- Владыка, Иван из Екатеринбурга просит
Вас поделиться опытом: "Нам нередко жертвуют одежду или
продукты для бездомных по принципу "на Тебе, Боже, что нам
негоже". Как тактично объяснять человеку, что бездомный тоже
человек и носить дырявое платье или кофту семидесятых годов
он не будет. Или же все-таки безмолвствовать, дабы не
отпугнуть людей хоть и от такой, но все же жертвенности?"
- У нас есть текст, который мы обычно даем
тем людям, которые хотят что-то пожертвовать. И там
написано, какими должны быть пожертвованные вещи. Мы
говорим, что это должны быть вещи чистые, постиранные, что
нужно дарить то, что вы сами стали бы носить, а не отдавать
ненужное. Ненужное можно просто положить рядом с каким-то
контейнером, и если это кому-то нужно, то он возьмет, или
это просто выкинут. Можно об этом тактично сказать, вежливо.
Можно напечатать небольшую листовочку, раздавать ее всем
тем, кто приносит вещи. А когда вы вещи принимаете, можно их
перебрать, сказать: "Простите, но мы не можем раздать такие
вещи людям". Можно так поступить. Если это люди какие-то
больные, неразумные, которые будут ругаться и спорить, можно
взять, а потом выкинуть.
- "Существует ли программа по
реабилитации бездомных и по их трудоустройству? И помогает
ли как-то в этом государство?"
- Дорогие друзья, у нас сейчас очень большая
проблема. Наша служба милосердия, которая работает в у нас в
Москве и в других регионах, сейчас не имеет никаких средств.
Вроде бы наступает Рождество, раньше нам жертвовали люди
какие-то деньги. Сейчас почему-то этот поток прекратился. Мы
не знаем, чем платить зарплату, не знаем, как устраивать
праздники, собираем подарки в Марфо-Мариинской обители, но
подарки мало кто приносит. Мы буквально стоим перед тем, что
платить зарплату нечем. У нас есть очень много программ, нет
недостатка в людях, которые готовы этим заниматься, такой
помощью, но, к сожалению, денег нет. Сейчас принят
государственный закон о помощи некоммерческим организациям,
которые имеют социальную направленность. Но пока еще не
приняты законные акты, и помощь эта не осуществляется. Может
быть, в будущем государство будет оплачивать какие-то
социальные программы Церкви, но сейчас мы находимся на грани
какой-то катастрофы. Даже если работать с бездомными, нужны
какие-то сотрудники, нужны какие-то службы, которые бы этим
занимались. Но оплачивать это некому. Нет денег на зарплату
воспитателям в детских домах, на зарплату сестрам
милосердия, которые ухаживают за больными, на зарплату
людям, которые работают в богадельне. В прошлом году был
очень большой поток пожертвований, в этом году как-то не
совсем. Прошу вас, дорогие друзья, помолитесь, пожалуйста, о
наших сотрудниках, помолитесь Богу, потому что мы знаем, что
все в руках Божиих. Часто у нас так бывало, что Господь
помогал, посылал какие-то средства. Конечно, мы надеемся
только на Него, но если этого не происходит, то мы тоже
готовы смириться и закрыть все наши проекты. Может быть, на
это есть воля Божия.
- Владыка, благодарю Вас за поучительную,
теплую, добрую беседу. Благословите наших телезрителей.
- Дорогие друзья, поздравляю вас с грядущими
праздниками, не столько с Новым годом, сколько с праздником
Рождества Христова. Желаю вам в этой жизни научиться быть
настоящими христианами, не фарисеями, не саддукеями. Желаю
вам стяжать мир в сердце, желаю вам быть радостью друг для
друга, желаю, чтобы в ваших душах возрастала любовь. Храни
вас Господь.
На вопросы отвечал
Пантелеимон Шатов, епископ Орехово-Зуевский
Православная газета - 11.01.2011.
|