О церковном воспитании детей
Несколько взятых из жизни историй.
…Небольшой храм на окраине города. Идёт
Божественная Литургия. Прихожане сосредоточенно молятся.
Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и
входит православная мама с двумя детьми: один – лет
трёх, другой совсем маленький. Старший, постояв возле
мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь
между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на
своём детском языке. Младший на руках мамаши то гулит,
то лопочет, а то громко вскрикивает; затем начинает
плакать. Мама принимается успокаивать его.
Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся
начинают испытывать дискомфорт.
Наконец, кто-то из прихожан осмеливается
сделать замечание. В ответ на него он видит решительно
сжатые губы и слышит отповедь: "вы что, гоните меня с
детьми из храма?!"
У всех взвинчены нервы…
…Выносится Чаша. К ней две женщины –
мама и бабушка – подносят вопящего ребёнка.
Он орёт: "Не хочу!!!", выгибается дугой,
бьёт воздух руками и ногами. Мама скручивает ему руки и
ноги, бабушка фиксирует голову, сюсюкая: "Ням-ням,
Машенька, дядя тебе сейчас вкусненького даст".
Священник, проявляя чудеса ловкости, с
третьей или четвёртой попытки умудряется вставить лжицу
в рот ребёнка. На лицах мамаши и бабушки счастливая
улыбка: причастили! Дитя продолжает кричать и биться…
… Вот дети постарше. Всенощное бдение в
большом соборе. Мамаши в умилении молятся, стоя у солеи;
их дети, сбившись в стаю, с визгом возятся в приделе.
Порой детский шум заглушает хор, не говоря уже о чтецах.
Попытки церковных служительниц урезонить их не имеют
никакого успеха. В ответ на свои замечания они видят
раскрасневшиеся лица и бессмысленные глаза. На секунду
одёргиваемый ребёнок останавливается – и тут же опять
вливается в обезличенную бесчинную детскую общность.
…Вот дети ещё постарше. Воскресенье.
Мама трясёт Ваню за плечо. "Вставай, сынок, пора уже на
раннюю, а потом – воскресная школа". Ваня, продирая
глаза, жалобно стонет. "Мама, можно, я не пойду. Я так
устал в школе за неделю…" Взгляд мамы становится
жёстким. "Иван! Вставай! Разве можно пропускать
Литургию! Да и в воскресной школе сегодня опрос!"
Бедный Ваня чуть не плачет… но ничего не
поделаешь.
Через полчаса Ваня понуро бредёт рядом с
мамой в предрассветной зимней мгле. "Господи, за что!.."
– не по-детски думает он. Вот церковь. Исповедь. В руки
сына мама суёт написанную ею бумажку с надписью: "грехи
Вани" и подталкивает его в спину по направлению к
аналою. Ваня даёт бумажку батюшке; тот пробегает её
глазами и, накладывая епитрахиль на Ванину голову,
читает разрешительную молитву, одновременно глядя
усталым взором на ещё человек сто, желающих
исповедываться. На Литургии Ваня дремлет, прислонившись
к стене. В воскресной школе Ваня клюёт носом, и получает
двойку за то, что не знает, каким именно образом
соединяются во Христе Божественная и человеческая
природа. Вечером мама отчитывает сына за двойку… а ещё
математику делать, завтра в школе контрольная. "Кончится
это когда-нибудь?" – обречённо думает Ваня…
…Но, наконец, всё и кончается. Дети
вырастают, становятся юношами и девушками. Мама горько
жалуется подруге, которая только вчера вернулась из
длительной паломнической поездки по монастырям: "Сына
как подменили. Ничего не понимаю. Был помладше – такой
был хороший: и молитвы читал, и в церковь ходил… а
сейчас – курит, по ночам домой приходит, хамит, даже
богохульствует. Ты представляешь, я ему говорю что-то –
а он мне: мама, ты достала меня со своей церковью! я
никогда больше не пойду в неё!" На маминых глазах
наворачиваются слёзы…
Знакомые картины, не правда ли?
В чём же причины этого? Ведь мы
исполнены самых благих намерений: изо всех сил
воцерковляем своих детей, учим их… а они, вырастая,
отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный
результат? – Давайте попробуем разобраться в этом.
В деле церковного воспитания детей
имеются две основные ошибки. Первая – подмена
внутреннего религиозного развития внешним. Вторая –
перекладывание религиозного воспитания с семьи на
Церковь.
Да, Христос сказал: "пустите детей и не
препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть
Царство Небесное" (Мф.19:14).
Но что значат эти слова Христа? Ведь,
наверно, нельзя их осмыслять в том смысле, чтобы не
препятствовать детям посещать Богослужения и
бесчинствовать на них.
Игумен Петр Мещеринов
Здесь нужно сказать, что очень многие из
православных христиан делают ошибку, когда отождествляют
христианскую жизнь исключительно с участием в храмовом
Богослужении.
Нельзя всю религиозную жизнь души
сводить к "хождению в церковь"; тем более не получается
это в отношении к детям. Многие родители уверены, что их
дети могут познать Бога только в храме; между тем это
совсем не так. Детское религиозное восприятие
существенно отличается от взрослого.
Не случайно сказал Господь: если не
обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство
Небесное (Мф.18:3). Эта заповедь, разумеется, не
повелевает взрослым "примитивизировать" себя. Апостол
Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте
младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1Кор.14:20);
это значит уподобиться детям в отношении к Богу.
Дети способны воспринимать Живого Бога
непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающим
их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной
радости жизни и т.д. Но самым ближайшим образом дети
способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая
окружает их.
И тут-то вся "загвоздка": таковая
атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить
друг друга и своих детей; в семье должен быть мир;
родители должны именно этим создавать условия, чтобы не
мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни.
Это делается вовсе не разговорами о Боге на "птичьем
языке" (типа: смотри, Боженька-то тебя накажет), а
исключительно примером жизни.
Если для мамы и папы Христос – не нечто
внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не
кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое
дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без
всяких слов воспримут Христа как Источника мира, добра и
любви, которые есть в семье.
Но очень редки такие семьи. Чаще бывает
– шум, скандалы, капризная неуступчивость родителей друг
другу вплоть до мелочей, а главное – несоответствие
исповедываемой веры и собственной жизни. Причём, сами
родители вполне могут это осознавать; но часто не бывает
у них ни сил, ни желания, ни умения организовывать свою
семейную жизнь так, чтобы в основе её лежало поклонение
Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы
семья становилась подлинной домашней Церковью.
Начинается религиозное воспитание с
того, что семья всеми силами должна стараться, какими
угодно способами, достигать того, чтобы Бог был не
просто некоей доктриной, служение которой отнимает
время, отдых и силы, а Живым Богом, Тем, Кто есть центр
жизни семьи. Никакое "напичкивание" внешней церковностью
это не даст; это есть целенаправленный и осмысленный
нравственный труд семьи, ориентированный не на
соблюдение "буквы" прежде всего, а на создание настоящей
домашней Церкви.
Необходимо учитывать и психологические
особенности детей. Большинство сегодняшних православных
родителей воцерковились сами в зрелом возрасте, через
чтение книг, посещение храмов и монастырей, через
"взрослое" по сути осмысление жизни, и т.д. У нас нет
опыта собственного церковного детства, поэтому мы и
детей наших хотим воцерковить, как маленьких взрослых.
Но это ошибочно, потому что дети
воспринимают мир по-другому. Их стихия – движение, игра,
и – как я уже говорил – непосредственное восприятие
мира, духовного в том числе. Детям трудно
сосредоточиться на длительное время, или несколько часов
неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к храмовому
Богослужению у них совсем другое отношение, чем у
взрослых. Многие взрослые не понимают того, что
происходит в церкви, а дети – подавно; они не могут
воспринимать Богослужение интеллектуально, как это
требуется по сути его; а для непосредственного
восприятия им достаточно 5-10 мин.
То же относится и к домашней молитве.
Многие родители требуют от своих детей заучивания ими
молитвенных текстов; и вот дети стоят перед иконами и
бубнят их, а мама слушает и поправляет: "не покло́нимся,
а поклони́мся, сколько раз тебе говорить?"
Между тем, дети знают и любят молитву, и
склонны к ней; только у них она занимает несколько
минут, больше они не могут сосредоточиться. И нужно
научить детей, чтобы они в эти несколько минут именно
молились, то есть обращали своё чистое сердце к Богу, а
не механически читали детские молитвословы или ковыряли
в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое
правило.
Итак, как нам приобщать детей
церковности?
Во-первых, пусть дети остаются детьми.
Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких
монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими
сверстниками, шумят, смеются (только не в храме,
разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир, и
т.д.
Во-вторых, нужно очень тщательно
определить детям меру внешней церковности – чуть меньше,
чем "по силам"; а всё внимание обратить на воспитание в
детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь
была для детей праздником, наградой – а не рутиной и
обязаловкой.
Митр. Сурожский Антоний рассказывал, что
как-то, идя на Всенощную, он зашёл по дороге за
В.Н.Лосским, и увидел, что его дети остаются дома.
Владыка спросил Владимира Николаевича, почему дети не
идут с ним на службу. Он ответил: "они так себя вели всю
эту неделю, что недостойны идти в храм". То есть, поход
в храм был наградой - привилегией, а не тягостной
повинностью.
Протоиерей Владимир Воробьёв, вспоминая
своё детство, рассказывал, что мама приводила их в храм
редко и только к Причастию; она не позволяла им смотреть
по сторонам, развлекаться и т.п. Причастившись, они
стояли с благоговением несколько минут и уходили домой.
И это, говорил о. Владимир, было для них
праздником и подарком.
Вот подлинно пастырский опыт; так
воспитывается благоговение. У нас же по большей части
бывает по-другому:
Сын: не хочу причащаться! Мама: нет,
будешь!! – и, схватив сына за руку, волочёт его в
церковь.
Или: совсем что-то распустился ребёнок,
надо причастить его. – Плодом такого подхода закономерно
является потеря благоговения и, в дальнейшем, отход от
Церкви.
Как-то я спросил десятилетнего мальчика
из хорошей церковной семьи: а как ты воспринимаешь
Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь ли ты Его
любовь – вот как бы, например, Он был твоим лучшим
Другом? – Мальчик пожал плечами: он не понял, о чём я
его спрашиваю. Конечно, религиозное чувство людей, и
детей, бывает разной интенсивности; но в деле
религиозного воспитания более всего важна не сила, а
ориентация религиозного чувства: на внутреннее, на
личного Бога, живого Христа, а не на внешнее прежде
всего.
Что касается последнего, то очень важно,
когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели
мы, например, причастить ребёнка – мама и папа
готовятся, всей семьёй причащаемся. А не так, когда
Причастие превращается в какую-то регулярную процедуру
типа визита в поликлинику или принятие таблеток, при
том, что родители холодны к собственному участию в
Евхаристии и других Таинствах Церкви.
Итак, если правильно расставить акценты,
то духовное и церковное воспитание детей будет
совершаться естественно, как сама жизнь, без "натуги", –
но только при условии, если этой жизнью обладает семья.
Необходимы для гармоничного развития
детей также культурное воспитание и социальная
адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей
нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить
их от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого
взгляда светская культура считается излишней и даже
вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего
церковного; плоды цивилизационного развития общества
объявляются чуть ли не сатанизмом, готовящим приход
антихриста, и т.д.
В связи с этим детям запрещают общаться
с нецерковными сверстниками ("растлят"), не подпускают
их к компьютеру ("зомбирует"), и проч.
А результат – дети вырастают не
приспособленными к жизни, ибо, как не старайся, а из
этого мира никуда не деться; серыми, необразованными,
культурно и интеллектуально не развитыми. Не найдя
своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда
обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая
так совершенно не учит.
Апостол Павел говорит: всё испытывайте,
хорошего держитесь (1Фес.5:21); всё мне позволительно,
но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не
должно обладать мною (1Кор.6:12).
От тлетворного влияния мира сего,
которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать;
ему можно лишь противостоять. И противостояние это
должно осуществляться на культурном и социальном уровне.
А для этого нужно вооружить детей соответствующим
"багажом": развивать в них художественный эстетический
вкус, приобщать их к классическому искусству, музыке,
литературе, развивать творческие задатки ребёнка, –
чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня
агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети
имели некое культурное "противоядие", которое они могли
бы противопоставить массовой псевдокультуре.
Между прочим, и сама церковность
совершенно неотделима от культуры; не будучи культурно
воспитанным человеком, невозможно как должно воспринять
ни то же Богослужение, ни церковные историю,
письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а
первый её союзник; великая европейская и отечественная
культура по сути своей – явление христианское; и
родители просто обязаны приобщать ей детей.
Но и тут всё упирается в семью. Если для
мамы и папы предел их музыкального развития – "Радио
Шансон", если чтение в семье – жёлтые газеты и
бульварные детективы, если все культурные потребности
удовлетворяются телевидением (комедии, ток-шоу и проч.),
– или, по противоположности, в семье читают, слушают и
смотрят только и исключительно сугубо "православное", а
от всего остального шарахаются, – то откуда детям взять
культурное воспитание?
Это же касается и социальной жизни.
Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким
образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф.5:13), то
есть чтобы они выросли порядочными, мужественными,
активными людьми, владеющими современными технологиями,
образованными, развитыми и умеющими не на уровне
церковности только (от которой далеки большинство наших
современников), но и на всех путях жизни противостоять
злу и греху и свидетельствовать о Христе, чтобы люди
видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного
(Мф.5:16). Этому всему тоже учатся в семье; но для этого
мама с папой должны сами понимать и уметь всё это, быть
в этом примером для детей, чтобы воспитание
порядочности, здравомыслия и активная христианская
жизненная позиция не ограничивались руганием на кухне
Америки и усматриванием во всём заговора мировой
закулисы, – в чём многие люди видят чуть ли не суть
Православия.
…В заключение – ещё одна история.
Знакомые привели ко мне своего сына – парня 15 лет, с
просьбой – поговорить с ним, как-то вразумить ("совсем
от рук отбился"). Мне удалось разговориться с ним
(наверно, он почувствовал, что я не "заодно" с
родителями). Я спросил у него: что же ты оставил
церковный уклад жизни? Он ответил: хочу жить настоящей
жизнью…
Это значит, что церковная жизнь в этой
семье была не настоящей. Церковная жизнь была, а Христа
в ней не было. И этот парень (как и все подростки) остро
почувствовал этот "зазор" и восстал против него.
Вот я и подумал: может, не всегда нам ругать наших
детей? Нередко очень нелишне и поучиться у них…
Петр Мещеринов, игумен
Цитировано по:
Игумен Петр Мещеринов. О церковном
воспитании детей // Радонеж. Православное обозрение. №
10 (151) 2004. С. 10-11
***
Читайте другие публикации автора:
|