Почему дети воцерковленных родителей
уходят из Церкви?
Что уводит подростков, воспитанных в
воцерковленных семьях, из Церкви? Стоит за
расцерковлением юношей и девушек кризис веры, неприятие
лицемерия или тяга ко греху? На вопросы отвечает игумен
Петр Мещеринов.
– Многие священники говорят, что более
75% воцерковлённых подростков перестают ходить в храм.
Получается, что 8 подростков из 10 уходят из церкви... А
что бы вы могли сказать по этому поводу (на основании
ваших наблюдений)? Почему у воцерковленных родителей
дети уходят из церкви?
– Действительно, печальный опыт
свидетельствует, что не менее 2/3 детей, воспитанных в
Православии от младенчества, при наступлении юношеского
возраста сбрасывают с себя церковность как обузу. Здесь
есть несколько причин.
Первая – то, что церковность в
сегодняшних постсоветских семьях подчас бывает лишена
подлинного христианского содержания, представляя собой
своеобразную смесь идеологии, магизма и "советских"
комплексов, мимикрировавших под православный обиход
(безответственность под видом "послушания", неуважение к
себе и к другим людям – под видом "смирения",
разобщённость и злоба под видом "борьбы за чистоту
Православия", и т.д.). Дети просто не получают
настоящего христианского духовного и нравственного
воспитания, не происходит их встречи со Христом; поэтому
когда они приходят в тот возраст становления личности, в
котором все авторитеты подвергаются сомнению – "церковь
без Христа" этой проверки не выдерживает. Ведь если
произошла живая встреча со Христом – от Него невозможно
уйти. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда
убегу (Пс. 138, 7)? А Церковь только затем и существует,
чтобы эта встреча произошла, чтобы общение со Христом
крепло и росло. Если именно такой церковности в семье
нет – то дети, становясь юношами и девушками, в силу
особенной чувствительности подросткового возраста к
истине и её отсутствию, ко лжи и лицемерию,
псевдоцерковность отвергают.
Вторая причина – что в силу той же
восприимчивости к истине и лжи подростки начинают
чувствовать недолжное состояние многих сторон
современной православной жизни. Молодые люди уходят не
из Православной Церкви, а из сегодняшнего российского
варианта церковности. В нём нет многих атрибутов
подлинной Церкви: общинности, любви, солидарности,
свободы, правды и дерзновения говорить правду,
нестяжательности, мудрости, несвязанности стихиями мира
сего. Место всего этого занимает гипертрофированная
богослужебно-дисциплинарная сторона, к которой
принуждали всю жизнь своих детей православные родители,
складывая у них убеждение, что Христова Церковь – это
только лишь хождение в церковь. Вот все эти ставшие
самоцелью "должен" и "нельзя", посты, запреты,
обязательность выстаивать богослужения и читать дома
одно и то же обрыдшее правило и отвергаются молодыми
людьми – потому что в них они не обрели Христа и Его
Церковь.
Вдобавок пустое место отсутствующей
подлинной церковности занимают у нас вещи по сути
нецерковные. Именно от них и уходят молодые люди. От
брюзжания на современность, политиканства, коммерции, от
того, что говорится одно, а живётся по-другому. От
сусальности и лицемерия взрослых, от ханжества, сведения
христианства только лишь к елейной лексике и к узкой
субкультуре. От того, что нравственность, прямодушие,
честность подвергаются в современном обществе, а вслед
за ним и в современной церковности, аберрации. От того,
что на это нет никакой реакции со стороны пастырей. От
стремления поверхностного православия задушить всякую
душевность и эмоциональность, которые особенно важны в
подростковом возрасте. От идеологии "яко свиния лежу в
калу". От изоляционизма и злобы на весь мир – особенно
это тяжело тем молодым людям, студентам, которые
побывали в Европе...
Совершенно отталкивают от себя
нормальных молодых людей наши церковные страшилки,
апокалиптика, "младостарцы", кликушеские паломничества и
проч., и проч. От этого и уходят. И нельзя сказать, что
с какой-то агрессией – скорее с усталостью и желанием
сбросить с себя обузу. От Христа усталости не бывает,
жизнь Им и с Ним ежесекундно интересна и захватывающа. И
если в наиболее чутком возрасте молодые люди Церковь
оставляют – значит, Христа они в нашей церковной жизни
не нашли.
Третья причина – и это тот единственный
действительно обоснованный упрёк, который можно
предъявить современной молодёжи – добрачные связи.
Произошедшая в середине XX века так называемая
"сексуальная революция" имела одним из своих последствий
то, что в сфере общепринятой морали добрачные связи
перестали порицаться и стали нравственно приемлемыми.
Достаточно сравнить отношение к супружеским изменам и к
досупружеской интимной жизни: первое так или иначе всё
же не одобряется и осуждается, второе стало в
постхристианском мире принятым как норма.
Надо сказать, что сегодня это является,
пожалуй, самой серьёзной пастырско-миссионерской
проблемой: для множества молодых людей, вкусивших такой
"новой морали", оставаться в Церкви с её неизменно
отрицательным отношением к добрачным связям становится
очень сложным. Но тут мы как раз и видим "срабатывание"
тех факторов, о которых я сказал выше. Да, в Церкви есть
правила, нормы и условия, на которых она будет стоять до
скончания века – истины веры и нравственности. К ним
относится целомудрие. И если бы наша церковная жизнь
полноценно выявляла Христову Церковь и своей красотой
привлекала людей – то такие нравственные условия многие
молодые люди, и даже, может быть, большинство молодых
людей, скорее бы всего приняли, потому что взамен они бы
получили живую жизнь во Христе и всестороннюю реализацию
достойного человеческого и христианского существования.
А так получается: от лица Церкви возглашается – нельзя!
этого не делай! Хорошо, ответит молодёжь; а что взамен?
А ничего... Посты и правила, хождение в церковь,
торговля и кликушество. Для молодого человека это
неприемлемо. Ради Христа он готов пойти на целомудрие.
Ради обрядовости, ура-патриотизма и т.п. – никак.
– Некоторые священники, чтобы
заинтересовать подростков, при храмах создают кружки,
военно-патриотические клубы, театральные студии,
спортивные секции и т.д. Что бы вы могли сказать о
подобной практике, исходя из собственного пастырского
опыта)?
– Прежде всего нужно понять, что здесь
невозможно создание каких-то "выделенных мест", в
которых течение жизни совершается по-другому, нежели во
всей церковной жизни. Уход молодёжи из Церкви – прямое
следствие общего положения дел на наших приходах и в
православных семьях. Стало быть, нужно начинать с этого.
Можно устроить сто кружков при храме; но
если молодые люди не увидят в самой нынешней
православной церковности Христа, то, что Его благодать,
Его свет и любовь преображают их родителей – все эти
начинания будут бесполезными. Церковь, в конце концов,
не дворец пионеров. Поэтому нужно изо всех сил
стремиться превращать наши приходы в настоящие
христианские общины, в которых естественным порядком
нашлось бы место и молодёжи. Тогда бы и люди внешние,
глядя на своих сверстников, имеющих в своих общинах
полноту и радость жизни, зауважали бы Церковь и
прониклись бы к ней, по крайней мере, интересом. А пока
такого уважения и интереса к церковной жизни нет – и
рассчитывать на то, что какие-то отдельные меры будут
успешны, не приходится.
Хотя, конечно, сказанное не означает,
что ничего делать не надо. Разумеется, нужно создавать
внебогослужебную среду общения молодёжи всеми
средствами, которые есть в распоряжении того или иного
прихода. Но наиболее эффективной здесь будет сама
настоящая христианская жизнь.
– Если подросткам предложить собираться
за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Священное
Писание со священником, как вы считаете, им это будет
интересно? И если – да, то как это лучше организовать?
– Это зависит от священника. Во-первых,
священник должен не только знать и любить Священное
Писание, но и уметь прилагать его к современной жизни во
всех её проявлениях. Во-вторых, священник должен быть
абсолютно честен и искренен перед молодыми людьми. Если
эти два условия будут соблюдены – то подросткам это
несомненно будет интересно.
Но и тут мы упираемся в сказанное выше.
Любовь к Священному Писанию в иерархии ценностей,
принятых явочным порядком – и увы, вовсе не без участия
священников – в нашей приходской жизни, стоит совсем не
на первом и даже не на десятом месте, а где-то в конце
списка. Честность же – вообще такое качество,
культивирование которого большинству наших православных
не очень свойственно. А для священника быть открытым,
искренним и честным – это просто великий подвиг,
которому препятствуют многие факторы, начиная от
корпоративной этики, отношений с архиереем, благочинным
и настоятелем и заканчивая материальной стороной жизни,
когда основное обеспечение большой священнической семьи
идёт за счёт треб, ритуалов и бытового магизма, а вовсе
не евангельской проповеди.
Подытоживая, могу сказать: подростки и
молодые люди, уходящие из Церкви – индикатор положения в
нашей церковной жизни. И положение это неблагополучное.
Здесь нужно в этом обвинять не молодёжь, якобы
поддавшуюся на "западное влияние", "козни врагов" и
проч., а самих себя – как это мы так распорядились
двадцатью годами церковной свободы, что молодые люди из
Церкви уходят. Осмыслить этот вызов и изменить положение
вещей – важнейшая задача как пастырей нашей Церкви, так
и всех православных христиан.
Петр Мещеринов, игумен
Православие и мир - 09.02.2011.
|