Должен ли христианин быть моржом?
Ответы священников о допустимости
купания в холодных святых источниках и на праздник
Крещения Господа в реках...
***
Мы получили письмо от читательницы: "Недавно я отказалась в паломнической
поездке окунуться в святом источнике, а моя знакомая
сказала, что значит, я и не христианка вовсе. Дело было
так: с группой паломников мы поехали из Тамбова в
Троице-Сергиеву лавру. У деревни Малинники свернули к
источнику преподобного Сергия Радонежского. Было
многолюдно и холодно. Все сразу устремились к
обустроенной у источника купальне, обсуждали, в каком
источнике вода холоднее, где от каких болезней лучше
окунаться, как это делать - 3 раза по три погружения, 3
захода по 3 раза по 3 погружения.
Я быстро запуталась и решила вообще
не окунаться, да и к тому же с нетерпением ожидала
прибытия в Лавру. Но потом поняла, что большинство
паломников меня осудили. Посещение купальни в
паломничестве - это на самом деле обязанность каждого
православного христианина? И правда ли, что по
температуре воды можно определить ее благодать? И как
разобраться со всеми этими 3 по 3 по 3?"
С уважением, Алевтина Жукова, 23 года
Игумен Пётр Мещеринов, насельник
Свято-Данилова монастыря:
- Дорогая Алевтина! Вы столкнулись с
очень распространенным в Русской Церкви явлением. По
научному оно называется "двоеверием" - когда под
христианскую внешность "приспосабливаются" языческие
обычаи. Само почитание источников по происхождению -
обычай именно языческий, к христианству он не имеет
прямого отношения. Православие воцерковляет все стороны
жизни, поэтому и почитание источников вошло в церковный
обиход. Но окунание в источники должно стоять в
христианстве на 125-м месте; а ваши коллеги по
паломничеству поставили его, судя по всему, на первое...
Господь дал нам Новый Завет; Церковь
хранит его и живет им. Суть Нового Завета - поклонение
Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни
какое другое внешнее обстоятельство не имеет
определяющего значения. Христианская новозаветная жизнь
- вещь непростая, она требует и свободы, и
ответственности, и ума, и преодоления всего ветхого, что
есть в человеке. Людям все это тяжело; ветхий человек
требует реальных, зримых, вещественных,
магически-действенных форм богопочитания. В самом деле,
гораздо легче "освятиться" тем, что трижды, или трижды
по трижды окунуться в источник, и считать себя при этом
настоящим (не то, что другие!) православным, чем
понуждать себя освящаться добротой, вниманием к другим,
честностью, трезвомыслием, смирением и неосуждением.
Не только посещение купальни в
паломничестве, но и само паломничество не является
непременной обязанностью каждого православного
христианина. Чем перемещаться шумными и неровными
компаниями по городам и весям нашего необъятного
Отечества, лучше познавать богатство Предания Церкви
посредством чтения Священного Писания, святых отцов и
современных церковных авторов, чаще участвовать в
таинствах, молитве и добрых делах.
Благодать ни по температуре воды, ни по
каким иным вещественным факторам не определяется, а
определяется она мирным устроением сердца и любовью к
Богу и ближнему, каковую любовь, если угодно, можно
стараться стяжевать в столь экстремальной обстановке,
как паломническая поездка.
Наконец, в полукликушеской народной
нумерологии разбираться и вовсе не надо. Арифметику люди
проходят в первом классе школы, а во взрослом состоянии
хорошо бы уже обращать внимание на более важные и
серьезные вещи.
Бог вам в помощь!
Иеромонах Гермоген Ананьев,
насельник Свято-Данилова монастыря:
- Купание в источнике является
благочестивой традицией, но ни в коем случае не
обязанностью христианина. Естественно, температура воды
о благодати не свидетельствует (какое-то языческое
понимание благодати).
Три захода по три погружения совершают в
честь Святой Троицы и таинства крещения, во время
которого мы тоже погружаемся в купель троекратно. Но это
опять же только традиция, в отличие от крещения никак
канонически не обусловленная.
Купание в холодной воде больше укрепляет
тело. Конечно, если источник освящен, мы по вере нашей
получаем и благодатную помощь. Хорошая традиция, но к
спасению она имеет опосредованное отношение. Если
человек по каким-то причинам не хочет окунаться в
источник, это не говорит ни о его испорченности, ни о
греховности.
Священник Григорий Ковалев,
клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе:
- Надо искать золотую середину. В
паломнические поездки ездят разные люди, в том числе
только начинающие воцерковляться. Как правило, более
воцерковленные спутники (и руководители паломнических
групп) начинают их учить. И порой говорят такое, что
душа леденеет: например, "классифицируют" источники по
болезням и т.д. Часто они намекают на собственную
просвещенность, отличающую их от остальных членов
группы. А на самом деле их советы взяты с потолка:
где-то что-то услышали. Неудивительно, что обилие таких
сомнительных советов вызвало у вас сомнение. Корить вам
себя в данном случае не за что.
Купание в святом источнике должно
совершаться с верой. Есть хоть капля веры в благодатную
силу источника - наверное, надо себя пересилить и
окунуться. Хорошо, если для начала получится один раз.
Но вбегать в источник с дикими воплями, потому что тебе
сказали "надо"?.. Это странно. Нет пока веры, а холодная
вода пугает - лучше воздержаться. Не смотрите на других
(это относится и к тем, кто любит поучать
новоначальных), а молитесь об укреплении своей веры.
Записали:
Юрий Белановский, Леонид Виноградов
Милосердие.Ru - 22.06.2006
Фото - Крещенские купания - Сергея
Тягина и Юрия Кадобнова/AFP
|