Как священнику можно объяснить уход от необходимости
крестить и венчать неподготовленных людей
Иногда к священнику подходят незнакомые
ему люди, которые придумывают разные аргументы в пользу
того, чтобы он по-быренькому, то есть прямо сегодня или
завтра их покрестил или повенчал. Я называю их "душеверами",
поскольку они всегда если и верят, то только в душе.
Прежде чем крестить в общине братьев Лапкиных
происходит экзамен, который принимает даже не священник,
а группа мирян общины
Да, они готовы заплатить за требу. Если
вы священник и для вас деньги - это главный аргумент,
позволяющий вам крестить и отпеть даже козла, можете
дальше не читать. Я не смогу быть вам полезен. Да и...
честно скажу, я и не хочу с вами что-то обсуждать.
Если у вас есть совесть и вы готовы
прислушиваться к ней, я с радостью готов вас поддержать
в вашем стремлении адекватно реагировать на разные
ситуации. К вам могут приехать с просьбой о крещении
родители умирающего в реанимации ребёнка... Думаю, тут
надо все бросить и мчаться в больницу, невзирая на то,
что родители язычники или мусульмане. Да, так бывает...
Папа - мусульманин, мама - атеистка. И когда ребёнок при
смерти, они бегут в храм и просят покрестить ребёнка,
надеясь, что это поможет ребёнку выжить...
Но есть другая ситуация. Люди приезжают
в храм толпой. У них заказан ресторан, есть как бы
"крестные", крестик, полотенце и т. д. Никакую
катехизацию они не проходили и проходить не хотят. За
свои 18 лет священнического служения много видел таких
людей. Я ни разу не встречал в этих толпах "захожан" ни
одного воцерковленного человека. Как раз наоборот.
Обращаясь к священнику они ещё могут называть его "отцом
Александром" или "батюшкой". Но за спиной священником
называют "попом". Отношение к попу у таких людей обычно
насмешливо-ироничное.
Есть пушкинский стереотип попа, который
жаден до денег, труслив и лжив. А раз он лжив, то нет
греха и ему солгать. Ребёнка надо покрестить, чтоб не
болел, чтоб приобщить ребёнка к нашей родной истории.
Евангельские видение крещения ребёнка как посвящения
чада Богу отрицается, как бред сивой кобылы.
Регулярное посещение храма, Причащение,
изучение Писания считается признаком фанатизма.
Кстати, я раньше думал, что люди,
которые несут детей в храм на крещение, могут быть
равнодушны к проблемам церкви, но не негативны! Увы.
Сейчас я встречаю очень часто ситуации, когда какой-то
озлобленный критик Церкви, брызжащий ядовитой слюной в
сети на Христа и Божью Матерь, крестит своих детей и
даже у кого-то является восприемником. Это мне кажется
парадоксом. Но на самом деле у них все в порядке... В их
сознании крещение - это услуга, похожая на наем
аниматоров для детского праздника. Согласитесь, было бы
странно, если б аниматоры, отработавшие на ДР вашего
ребёнка, вдруг в какой-то момент стали предъявлять вам
претензии, дескать, а что это вы к ним больше не
приходите и их программы не покупаете?
Вот именно так значительная часть
захожан относятся к священникам.
Откуда я это узнал? Да, я часто хожу в
гражданской одежде. Мои протестантские друзья (спасибо
им огромное!) знакомят меня с разными православными и
псевдо-православными людьми, скрывая от них, кто я и чем
я занимаюсь... Так что, я часто бываю в ситуации, когда
мне рассказывают о том, как попы бесятся с жиру и как
плохо, что Церковь лезет в школу.
У всех этих людей дети крещены. Это
значит, что эти люди были "пупсиками" в храме,
изображали из себя там святых, чтоб потом после пьянки с
хороводами вокруг новокрещенного младенца благополучно
вернуться к своей "непримиримой" позиции по отношению к
РПЦ.
Пишу вам это, чтоб было понятно почему у
меня для этих людей заготовлено железобетонное "нет".
Несколько слов о том, как делать не
надо:
1) Бесполезно ссылаться на каноны и
распоряжения Синода запрещающих крещение за деньги и без
катехизации. Для этих людей само Евангелие - поздняя
выдумка попов, наши решения соборов и синодов- это
вообще у них туалетная бумага.
2) Не надо им отказывать без объяснения
причин. Во- первых, они это наше молчание будут
понимать, как очередное проявление жадности и "говнизма"
. Дескать, мы себе цену набиваем, ждём, чтоб нам стали
больше платить за крещение, поэтому придумываем какие-то
препоны для них.
Во вторых, душеверы не всегда являются
озлобленными критиками Церкви. Иногда они приходят в
себя, вспоминают наши аргументы и начинают нас уважать.
Ведь мы выступаем за идею. Нормальный человек это
оценит.
Итак, как я аргументирую отказ крестить
неизвестных мне людей?
У меня был неприятный случай, когда люди
пришли в храм по совету бабки-гадалки. У них был больной
ребёнок. Бабка им дала ряд заданий, одним из которых
было крещение в храме. Бабка обещала гарантию 100 %, что
ребёнок исцелится. Но он не исцелился...
Бабка свалила все на священника, то есть
на меня. Дескать, это моя часть магии не сработала. Люди
пришли в храм и потребовали вернуть им деньги, заявив,
что в ящик положили 50 тыс рублей. Таких денег ящике для
пожертвований деревенского храма на самом деле никогда
не было. Но это ещё не все. Эти товарищи ещё и заявили,
что это я у них сам потребовал в качестве моей цены за
крещение. Тогда мне было не смешно. Сейчас я рад, что
так было. Теперь у меня есть железобетонный аргумент: "я
вас не знаю, вдруг вы такие же мошенники"!
Второй вариант, привожу типичный диалог:
Я спрашиваю, православные ли вы?
- Да, православные!
- Назовите Символ веры?
- Хм, а что это?
- Это обязательное для всех православных
христиан исповедание веры. Знаете его?
- Наизусть не знаем.
- Ладно. Но где он хотя бы находится, в
каком молитвенном правиле?
- В Библии вроде...
- Ответ неправильный. Извините, вы точно
не православные люди. Крестить вашего ребёнка я не могу.
Первый и второй вариант заканчивается
приглашением на долгосрочную катехизацию. У меня это 12
уроков.
***
***
Теперь по поводу венчания...
Люди приходят ко мне и говорят: "Здрасьте,
мы хотим венчаться!"
Я: Здорово! А кто вас будет венчать?
- Вы!
- Я? За что такая честь?
- А кто нас должен венчать?
- Ваш духовник.
- А если у нас нет духовника?
- Так найдите его!
***
Примечание ред. Требования
обязательно иметь духовника является типичным преданием
старцев. Бог молчал о необходимости этого, на страницах Священного
Писания нет ни слова об этом. Печально, что об этом
рассуждает даже человек, вышедшей в свое время из
неопротестантской среды. Собственно институт духовников,
который появился недавно, является институтом
инфантилизации мирян, оскудения Духа Божия в мирянах, о чем у начинают рассуждать хоть
немного умные люди
Агитировать за институт духовничества,
когда на приходах попизм цветет махровым цветом, когда
уровень образования, интеллекта и психического здоровья
священников стремительно падает (в семинарах нулевой
конкурс, берут всех, ибо поступает по 4 - 5 человек) -
это уже преступление.
В одной из статей Александр Пермяков пишет о штатных "горе-миссионерах".
По его мнению, "как
правило, это очень странные люди, ничего не добившиеся в
миру по причине лени и замороченности". Вы думаете в
семинарии поступают иные личности? И он хочет, что потом
таким подчинить маловоцерковленных прихожан?!
Чтобы они из них сделали калек? Вот плоды миссии в
Церкви, находящейся в кризисе: "Горе вам, книжники и
фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы
обратить хотя одного; и когда это случится, делаете
его сыном геенны, вдвое худшим вас" (Мф.23:15).
***
- А давайте вы будете нашим духовником?!
- Хм... А вы уверены, что я вам реально
подойду? Я в 2008 году венчал 12 пар. У всех взял номера
телефонов, чтоб людей подружить друг с другом. Ничего не
получилось. Всё, кого я венчал больше в храме не
появлялись. В 2016 году я всех обзвонил. Дозвонился до
10 пар. Внимание(!) Из 10 пар только одна осталась в
браке! - Я ещё подхожу вам на роль духовника?
Обычно после такого разговора люди бегут
от меня, сломя голову. И слава Богу.
Тем, которые остаются, я предлагаю для
начала правило сорокоуста: жених посещает 20 литургий и
невеста посещает 20 литургий (Желательно, чтоб я их на
Литургия видел, поэтому даю адрес и время, где и когда я служу).
Итого - 40 литургий. Я журнал
посещаемости не веду. Всё по совести. После прохождения
сорокоуста встречаемся, общаемся, проходим те же,
указанные выше 12 уроков (на самом деле их можно пройти
за 1 день). Ещё раз встречаемся, проходим тест по 12
урокам и мы "в дамках". Да, я венчаю две, три пары в
год. Зато все, кого я венчаю, мои настоящие друзья,
члены моей общины!
Да, забыл, сказать, что этот подход
касается людей, которых я вижу в первый раз. Если ко мне
приходят постоянные прихожане, то я венчаю их и крещу их
детей без всякой катехизации.
Александр Пермяков, иерей
В Контакте - 20.10.2020.
|