Апологетика Иисуса Христа или как
Господь доказывал Свое мессианство и божественность
Если понимать апологетику в широком
смысле - как фактические и логические аргументы в защиту
христианской веры, то Господь Иисус Христос, несомненно,
был апологетом, ведь Он, излагая Свое послание, ссылался
на множество разных доказательств. А если апологетику
разделить на две широкие категории: эвиденциальную и
неэвиденциальную, - Его по тем же причинам можно назвать
эвиденциалистом. Спаситель определенно не был фидеистом,
поскольку не призывал слушателей верить без всяких
оснований. Напротив, в подтверждение Своих слов Он
предъявлял очень убедительные аргументы. Более того,
если разделить апологетику в целом на рациональную и
нерациональную, то Иисус, безусловно, был на стороне
первой. Точно определить, какое место в современной
классификации апологетических подходов Он мог бы занять,
можно лишь после того, как мы проанализируем все данные
и изучим Его конкретные доводы и приемы.
Апологетическая стратегия Иисуса Христа
Иисус прибегал к помощи апологетики по
меньшей мере девятью разными способами [1]. Каждый из
них соответствовал определенной ситуации и аудитории.
Это была контекстуальная апологетика. Господь точно
знал, что повлияет на Его слушателей, и искусно
пользовался логикой и фактами, чтобы убедить их в
истинности Своих слов.
Свидетельства
В 5-й главе Евангелия от Иоанна Иисус
ссылается на пять достоверных свидетельств: Иоанна
Крестителя, собственных дел, Отца, Ветхого Завета и
Моисея. В 8-й главе Евангелия от Иоанна Он ссылается на
свидетельство Своего Небесного Отца и подкрепляет его
свидетельствами Авраама и собственной безгрешной жизни.
Убедительность словам Иисуса придавали безупречность и
надежность источников. Он не только ссылался на
достоверные сведения, но и от защиты переходил в
нападение. Ни у одного разумного иудея не было веских
причин отвергнуть Его доводы. Апологетические ссылки
Иисуса на показания свидетелей были одновременно
исчерпывающими и убедительными.
Отсюда мы можем извлечь несколько важных
уроков. Во-первых, излагая Свое учение, Иисус подкреплял
его логикой и фактами. Он не ожидал, что слушатели слепо
примут Его слова на веру. Во-вторых, помимо прочих
свидетельств Иисус ссылался на показания очевидцев и на
сверхъестественные события. В-третьих, Он приводил
множество доказательств. Подобные аргументы составляли
важную часть апологетической стратегии Иисуса, которая
включала в себя свидетельства из надежных источников.
Таким образом, Иисус был эвиденциалистом, а не фидеистом
- Он считал доказательства необходимыми для того, чтобы
убедить слушателей в Своей правоте.
Чудеса
Иудеи, которым проповедовал Иисус,
считали чудеса божественными подтверждениями истины.
Никодим сказал: "Равви! мы знаем, что Ты - учитель,
пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь,
никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Ин.
3:2). Бог часто подтверждал таким образом полномочия
Своих посланников. И Моисей (Исх. 4), и Илия (3 Цар. 18)
были засвидетельствованы чудесами. И во дни Иисуса иудеи
также искали знамений от Бога (Мф. 12:39).
Профессор Бломберг справедливо утверждает: "Цели чудотворного служения Иисуса
описывали по-разному - как эвиденциальные,
евангелические, эмпатические и эсхатологические… Но
прежде всего оно преследовало христологическую цель:
показать, что Иисус - божественный Мессия, и что Царство
Божье сейчас с новой силой вторгается в человеческую
историю (Матфея 11:2-6; Луки 11:20)" [2].
Во Второзаконии 18:14-20 Бог обещал, что
однажды пошлет еще одного пророка, подобного Моисею, и
будет говорить через него. Чудеса Христа были знамениями
того, что Он пророк и даже больше, чем пророк. Иудеи,
увидев эти знамения, должны были понять намек. Поверили
не все, но многие увидели связь. Во 2-й главе Евангелия
от Иоанна именно превращение воды в вино убедило
учеников уверовать в Него: "Так положил Иисус начало
чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и
уверовали в Него ученики Его". Иудейский начальник
Никодим тоже счел чудеса божественным подтверждением
(Ин. 3:2).
В Евангелиях для описания чудес
используются несколько греческих терминов [3]. Слово
τέρᾰς встречается в Новом Завете 16 раз и никогда не
используется отдельно, но всегда в связке со словом
σημεῖον ("знак, знамение"). Оно подчеркивает удивление,
впечатление, изумление - пробуждающий аспект чудес.
Слово δύναμις подчеркивает власть, проявляющуюся в
чудесах, и стоящую за ними духовную силу. Слово ἔνδοξος
делает акцент на чудесах как делах, в которых
проявляется слава Бога Отца и Бога Сына. Слово παράδοξος
использовано один раз в Луки 5:26 и переведено на
русский язык фразой "чудные дела". Оно подчеркивает, что
чудо идет вразрез с естественным порядком вещей. Слово
θαυμάσιος встречается только в Матфея 21:15 и означает
нечто вызывающее удивление. Слово σημεῖον указывает на
силу или смысл, стоящие за чудом, и в греческом языке
чаще всего означает "знамение". В Новом Завете оно
используется 77 раз, 48 из них - в Евангелиях. Основное
значение слова σημεῖον - знак, с помощью которого можно
узнать некоего человека или какой-то предмет, и который
служит удостоверяющим признаком. Применительно к
сверхъестественному оно может означать некое чудо,
совершенное Богом или чудотворцем-человеком и
противоречащее естественному положению вещей [4].
Термины, которые используются в Новом
Завете для обозначения чуда, наводят на мысль, что
чудеса - это уникальные и необыкновенные происшествия,
которые вызывают изумление (τέρᾰς), совершаются
божественной силой (δύναμις), преследуют некие
практические и благие цели (ἔργον и ἔνδοξος) и
подтверждают, что послание и посланник - от Бога
(σημεῖον) [5].
Однако смысл чуда вовсе не
ограничивается сверхъестественностью самого события.
Можно назвать пять аспектов библейских чудес [6].
Во-первых, чудеса необычны. Они удивляют и притягивают
внимание. Во-вторых, у чудес есть богословский аспект.
Божественный Творец и Хранитель мироздания может
вмешиваться в жизнь вселенной, когда и как Ему угодно.
В-третьих, можно говорить о нравственном аспекте чудес.
Они отражают образ Бога и прославляют Его. В-четвертых,
у чудес есть доктринальный аспект. Они зачастую
сопутствуют неким утверждениям и подтверждают истинность
послания и посланника. В-пятых, у чудес есть конкретная
цель. Они никогда не совершаются ради развлечения, а
прославляют Бога и дают людям основание верить, что
посланник говорит от имени Господа.
Чудеса Христа уникальны. Он не только
совершал чудеса, но и делал это при свидетелях. И
природа многих Его чудес такова, что найти им
естественное объяснение невозможно. Он исцелял
неизлечимые болезни, умножал хлебы, ходил по воде и
воскрешал мертвых. Эти чудеса были неопровержимыми
подтверждениями истинности того, о чем Он говорил.
Наряду с воскресением они составляли "многие верные
доказательства" (Деян. 1:3) божественности Спасителя.
О сверхъестественной власти Иисуса над
вселенной свидетельствовал тот факт, что Он проявил
способность управлять каждой категорией сущего,
выведенной знаменитым греческим философом Аристотелем в
трактате "Категории" [7]. Иисус властвует над…
- субстанцией (что?) - превратил воду в
вино;
- количеством (сколько?) - накормил 5000
человек;
- качеством (какое?) - слепой прозрел;
- отношение (по отношению к чему?) -
вернул Лазаря родным;
- пространством (где?) - на расстоянии
исцелил сына царедворца;
- временем (когда?) - исцелил калеку,
страдавшего 38 лет;
- расположением (на чем?) - ходил по воде;
- действием (над чем?) - торжество Его
воскресения;
- претерпеванием (от чего) - Его
искупительная смерть;
- обладанием (при каких условиях?) -
поймал множество рыбы при отсутствии клева.
Когда Христос воцарится на земле, все
творение будет Ему подвластно. Грех, болезнь и смерть
будут окончательно побеждены (1 Кор. 15:25-26; Отк.
21:4), и подданные Его царства никогда ни в чем не будут
знать нужды. Царь удовлетворит все их потребности.
Чудеса Христа отражают Его божественность и
демонстрируют Его власть над творением.
***
Читайте также по теме:
***
Воскресение
Особого рассмотрения заслуживает самое
главное чудо Христа - воскресение. В Иоанна 11:25 он
говорит: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня,
если и умрет, оживет". Иисус называл Себя источником
жизни и победителем физической смерти. Подобные вещи
говорили многие "спасители", но только Иисус Своим
уникальным воскресением подтвердил, что говорил правду.
Воскресение доказывает, что другого такого человека, как
Иисус, не было и нет. Только Он предсказал Свою смерть,
Свое погребение и Свое воскресение, и только Он в
точности исполнил собственные предсказания. Все
основатели всех религий умерли, но один лишь Христос
предсказал и осуществил собственное воскресение из
мертвых.
Иисус называл Себя Сыном Божьим и
подкреплял Свои слова доказательствами. Самыми
убедительными из этих доказательств были чудеса. Чудеса
подтверждают истинность Божьего послания и Его
посланника (Евр. 2:2-4). А самым важным чудом было Его
воскресение из мертвых. Принимая во внимание
теистический контекст, благодаря которому чудеса
возможны, воскресение до сего дня остается самым
убедительным аргументом в пользу истинности
христианства.
Наша задача сегодня осложняется
необходимостью доказать историчность этих событий [8].
Но поскольку количество доказательств огромно,
воскресение Господа и по сей день остается наиболее
убедительным свидетельством Его божественности [9].
Воскресение Иисуса является действенным
апологетическим аргументом и по другой причине. Оно было
исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии:
Он был схвачен и несправедливо судим.
Кто может рассказать о Его потомках? Ведь Он был
отторгнут от земли живых; за преступления Моего народа
был поражен. Могилу Ему отвели с нечестивыми, но в Своей
смерти Он был с богатым, хотя Он не совершал
преступлений, и в устах Его не было никакой лжи. Но
Господу было угодно сокрушить Его и предать мучению.
Когда Его жизнь станет приношением за грех, Он увидит
Свое потомство и продлит Свои дни; и преуспеет через
Него воля Господня (Ис. 53:8-10, НРП).
Пророк говорит, что Мессия будет
"отторгнут от земли живых". Иначе говоря, Он будет убит.
Однако Мессия также "увидит Свое потомство и продлит
Свои дни", а значит, будет воскрешен. В Псалме 16:10
сказано, что "святой" Божий не останется в Шеоле и не
увидит "тления". В Псалме 2 есть предсказание
воскресения: "...возвещу определение: Господь сказал
Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам
народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе"
(2:7-8; ср. Деян. 13:33-34). Иисус не только называл
Себя Мессией (Ин. 4:25-26; Мк. Mk.14:61-62), но и
исполнил ветхозаветные мессианские пророчества. Других
подобных прецедентов история религий не знает.
Логика
Важными составляющими служения Иисуса
Христа были проповедь истины, защита истины и
исправление заблуждений (Ин. 8:32). При этом Господь
показал Себя великолепным философом, с помощью законов
логики раскрывая истину, опровергая возражения и
разоблачая заблуждения. Анализируя доводы Иисуса, мы
вскоре понимаем, что Он был величайшим мыслителем,
когда-либо ходившим по земле. Современный философ Даллас
Уиллард говорит:
Нам необходимо понять, что Иисус -
мыслитель, что это не какое-то бранное слово, а
важнейшее дело, и что остальные Его качества не
исключают возможность мышления, но лишь делают Его, без
сомнения, величайшим мыслителем человечества: "самым
разумным человеком, когда-либо жившим на земле". Он
постоянно использует способность рассуждать логически,
чтобы помочь людям осознать правду о себе и о Боге,
опираясь на собственные сердце и разум. Наверняка эта
способность играла роль и в Его Собственном возрастании
в "премудрости"" [10].
Иисус прибегал к логике, указывая на
ошибки фарисеев и книжников. Он не сформулировал законы
логики как первоосновы всякого здравого мышления,
однако, без сомнения, понимал и применял их в спорах с
иудейскими начальниками. Первоосновы познания
самоочевидны - иначе говоря, их истинность безусловна и
неопровержима [11]. Поскольку первооснова представляет
собой то, из чего в определенном порядке следует все
остальное, первоосновы познания - это те фундаментальные
посылки, из которых вытекает все остальное в сфере
познания [12].
Здравый смысл и логика были
неотъемлемыми составляющими апологетики Иисуса. С
помощью тщательно выстроенных рассуждений Он опровергал
доводы своих противников и разоблачал ошибки в их
мышлении. Для обоснования Своей точки зрения Он указывал
на противоречия и логические ошибки в утверждениях
оппонентов. Также Он прибегал к категорическим и
гипотетическим силлогизмам. Излюбленным логическим
приемом Иисуса был аргумент a fortiori ("тем
более") [13].
Это не означает, что Иисус не придавал
значения действию Святого Духа и полагался исключительно
на логические рассуждения. Святой Дух, просвещая
человека, воздействует на его способность разумно и
логически мыслить. Д-р Джеймс Сайр утверждал, что
понимание Божьей истины приходит через разум, "а не
через какие-либо иррациональные способности вроде
"эмоций" или "чувств". Познавать Божье откровение значит
пользоваться разумом. Благодаря этому знанием можно
поделиться с другими, его можно обсуждать. Божье Слово
заключено в слова с обыкновенным разумным
содержанием" [14].
Святой Дух должен открыть истину разуму
человека, прежде чем тот сможет откликнуться на нее
проявлением эмоций и воли. Бог хочет изменить наше
сердце, но на пути к сердцу не обходит стороной голову.
В связи с этим д-р Рой Зук напоминает нам, что "Дух -
это "Дух истины" (Ин. 14:17; 15:26; 16:13)", и что Он
"не станет внушать людям идеи, не прошедшие проверку на
истинность… Дух стремится помочь исполненному Духом
человеку мыслить ясно и четко. Толкователь должен
использовать принципы логики, делая индуктивные и
дедуктивные умозаключения, проводя аналогии и
сравнения" [15].
Истина согласуется с реальностью и не
содержит внутренних противоречий. Следовательно, для
того, чтобы истолковать истину и отделить ее от
заблуждений, необходимо прибегать к помощи логики и
здравого смысла. Иисус подал нам пример, используя
рассудок, чтобы обличать заблуждения и излагать истину.
Таким образом, применение фундаментальных правил и
приемов здравого мышления было важнейшей частью
апологетики Иисуса. Каждый человек - даже в падшем
состоянии - способен здраво мыслить, и Господь
пользовался этой способностью, чтобы помочь собеседникам
увидеть истину. Какими бы падшими они ни были, в них еще
осталось достаточно от образа Божьего (Быт.1:27; 9:6),
чтобы Павел мог сказать, что общее откровение свыше
"явно" и "видимо" для них, а потому они "безответны"
(Рим. 1:19-20). Ведь образ Божий в падшем человеке
искажен, но не уничтожен полностью. Если бы грех лишил
падшего человека способности видеть истину общего
откровения, грешника нельзя было бы призвать к ответу.
Притчи
Господь использовал притчи, и это
показывает, что история способна донести мысль до
слушателя и убедить его даже в том случае, когда это не
удается сделать с помощью простых объяснений. Возможно,
отчасти именно поэтому Иисус не говорил о Своей
божественности более открыто и прямо. Прямолинейные
заявления такого рода большинству людей трудно
переварить. Тем не менее, в частных беседах - например,
с женщиной-самарянкой (Ин. 4:25-26) и с первосвященником
во время суда (Мк. 14:61-62) - Господь признавал Себя
Мессией. Но в последнем случае слова Иисуса лишь привели
в ярость первосвященника, обвинившего Его в богохульстве
(Мк. 14:64). И даже более завуалированные претензии на
божественность вызывали недовольство слушателей (Ин.
10:30-33; Мк. 2:5-7). Стоит ли удивляться тому, что
Иисус прибегал к помощи притч, желая сгладить реакцию
людей на более откровенные высказывания.
Апологетические методы Иисуса были
просты, но действенны. Опираясь на знание Ветхого
Завета, Он рассуждал так: (1) в Ветхом Завете Бог
изображен как Скала, Пастырь, Господин Виноградника и т.
п.; (2) все эти титулы по праву принадлежат Мне; (3)
следовательно, Я Бог. Богословский анализ того, как
Иисус с помощью притч демонстрировал Свою
божественность, можно найти, например, в диссертации
д-ра Филипа Пэйна, которую он защитил в Кембридже [16].
У непрямого способа заявить о своей
божественности с помощью историй есть еще одно
преимущество: он побуждает слушателей делать собственные
выводы. Лишь преподав Своим ученикам наставление в
притчах, Иисус спросил их, кем они Его считают, и
результатом было великое исповедание Петра: "Ты -
Христос [Мессия], Сын Бога Живого" (Мф. 16:16). Таким
образом, соединив "сократический" метод с притчами,
Иисус смог убедить Своих последователей в истинности
самого невероятного утверждения, какое только звучало из
уст человека: "Я - Всемогущий Бог в человеческой
плоти!" [17]. Это удивительно эффективный
апологетический метод, который нам следует использовать,
готовя почву для благовестия в нынешнем
постмодернистском мире, с негодованием отвергающем
заявления Христа.
Прямые утверждения
Иисус называет себя "Я есмь" (Богом,
существовавшим еще до Авраама, Ин. 8:58) - в одном
только Евангелии от Иоанна есть еще семь подобных
утверждений:
"Я есмь хлеб жизни" (6:35);
"Я - свет миру" (8:12);
"Я - дверь овцам" (10:7, 9);
"Я есмь пастырь добрый" (10:11, 14);
"Я есмь воскресение и жизнь" (11:25);
"Я есмь путь и истина и жизнь" (14:6);
"Я есмь истинная виноградная лоза"
(15:1).
Он прямо рассказывал о Себе как
отдельным людям (например, Никодиму в Ин. 3 и
женщине-самарянке в Ин. 4), так и разным группам людей
(например, фарисеям, саддукеям, книжникам и начальникам
народа, см. Мф. 22).
Поскольку претензии Иисуса на
божественность составляют существенный аспект
уникальности и истинности христианской религии,
подтвердить справедливость этих претензий очень важно.
Иисус делал это несколькими способами - как прямо, так и
косвенно. Он утверждал, что обладает качествами и делает
дела, которые присущи и посильны только Богу. Он открыто
называл Себя Яхве, великим "Я есмь" (Ин. 8:58), явившим
Себя Моисею. Во многих случаях собеседники понимали, что
Он претендует на божественность (Mк. 2:10; Ин. 8:59;
10:33; Мф. 26:65). Таким образом, этот столп
христианской апологетики был надежно утвержден Христом.
Ведь в контексте иудейского монотеизма (веры в
существование личностного Бога и возможность чудес)
Иисус не только называл Себя Богом в человеческой плоти,
но и доказывал Свою божественность, подтверждая Свои
слова различными сверхъестественными деяниями. Таким
образом, эти прямые утверждения в контексте проповеди
составляют существенную часть апологетического метода
Иисуса.
Пророчества
В 18-й главе книги Второзакония мы
находим важный признак ложного пророка:
Если пророк скажет именем Господа, но
слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь
говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости
своей, - не бойся его (18:22).
Одним словом, ложное пророчество -
верный признак лжепророка, которых Господь увещевал нас
"беречься" (Мф. 7:15; ср. 24:11). Признаком же истинного
пророка является способность безошибочно предсказывать
будущее. Истинный Бог возвестил устами Исаии: "Я Бог, и
нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от
начала, что будет в конце, и от древних времен то, что
еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все,
что Мне угодно, Я сделаю.... Я сказал, и приведу это в
исполнение; предначертал, и сделаю" (46:9-11). "Я первый
и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?
Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне
всё с того времени, как Я устроил народ древний, или
пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не
страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и
предсказал?" (44:6-8). Самому же Исаие Бог сказал:
"...поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это
приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: "идол
мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел
этому быть"" (48:5). Иначе говоря, только Бог может с
неизменной точностью предсказывать будущее - в
особенности отдаленное.
С учетом этого обстоятельства ссылки
Иисуса на пророчества приобретают особое апологетическое
значение. Он прекрасно понимал доказательную силу
пророчеств и говорил: "Вот, Я наперед сказал вам", -
подразумевая, что это укрепит доверие к Его словам (Мф.
24:25). В Иоанна 14:29 Он прямо говорит: "И вот, Я
сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы
поверили, когда сбудется".
Иисус сознавал, что Он исполняет
ветхозаветные пророчества о Себе, и несколько раз
упоминал об этом. Например, зная о предсказанном
пророком Захарией торжественном входе в Иерусалим, Он
поручил двум ученикам привести осла, на спине которого
должен был въехать в город (Мф. 21:1-3). В следующем
стихе мы читаем: "Всё же сие было, да сбудется реченное
через пророка, который говорит: "скажите дщери Сионовой:
се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и
молодом осле, сыне подъяремной"" (21:4-5). Тем, кто
пришел арестовывать Его в Гефсиманский сад, Он сказал
еще более прямо: "Сие же всё было, да сбудутся писания
пророков" (Мф. 26:56).
Конечно, были и другие пророчества о
Христе, о которых Господь знал, но исполнение которых не
подвластно человеку [18], - в том
числе колено, из которого должен прийти Мессия (Быт.
49:10), род, к которому Он должен принадлежать (2 Цар.
7:12-16), город, в котором Он должен родиться (Мих.
5:2), Его рождение от девственницы (Ис. 7:14). И этот
список не полон, ниже я упомяну и о других.
Так или иначе, эти пророчества сыграли в
жизни Христа важную апологетическую роль. Они
беспрецедентны и беспримерны. Ни один другой религиозный
лидер не делал столь значительных, многочисленных и
долгосрочных предсказаний, которые полностью исполнились
бы сотни лет спустя. Это поистине сверхъестественно.
Вдобавок к знанию о том, что Он
исполняет пророчества Ветхого Завета, Иисус и Сам делал
предсказания. Некоторые из них исполнились еще при Его
жизни, другие - впоследствии, а остальные исполнятся при
Его втором пришествии. Именно эти многочисленные
пророчества Иисуса являются одной из причин, по которым
критически настроенные библеисты настаивают на поздней
дате составления Евангелий (между 70 и 100 гг. н. э.).
Если они написаны ранее 70 г. н. э., предсказание о
разрушении храма и Иерусалима (Мф. 24) носит
сверхъестественный характер - но предубеждение против
всего сверхъестественного, свойственное светским ученым,
исключает такую возможность. Тем не менее, есть
убедительные причины считать, что синоптические
Евангелия были написаны в конце 50-х - начале 70-х годов
I века [19]. Если Иисус действительно предсказал
некоторые события раньше, чем они произошли, эти
предсказания действительно свидетельствуют в пользу Его
божественности.
В одном только Евангелии от Матфея
содержатся 58 предсказаний Иисуса [20]. Профессор Бартон
Пэйн отмечал, что "в Евангелии от Матфея присутствует
больше предсказаний, чем в любой другой книге Нового
Завета. А в масштабах всего Писания их количество
уступает лишь главным ветхозаветным пророчествам Исаии и
Иеремии" [21]. Они составляют целых "26% Евангелия от
Матфея. Поистине высокий показатель для исторического
повествования..." [22]. Вот некоторые из 58 предсказаний
Иисуса, записанных Матфеем:
Слово Божие пребудет вовек (5:18).
Некоторые неверующие будут протестовать
в день суда (7:19-23).
Авраам, Исаак и другие в день суда будут
в царстве (8:11).
Придет день, когда Христос будет взят от
земли (9:15).
В день суда будут разные степени
наказания (10:15).
Апостолы будут гонимы (10:17-23).
Иисус воссоединится с апостолами прежде,
чем завершится время проповеди (10:23).
Иисус взойдет на небеса (10:32-33).
Иисус умрет и воскреснет три дня спустя
(12:40).
В конце времен будет воскресение
верующих (12:41).
В конце времен спасенные будут отделены
от неспасенных (13:30).
Царство небесное будет бурно расти
(13:31-32).
Церковь, построенная Христом, никогда не
разрушится (16:18).
Христос вернется в славе со Своими
ангелами и вознаградит Своих последователей (16:27).
Двенадцать апостолов будут царствовать с
Христом над коленами Израилевыми (19:28).
Христос будет отвернут Своим народом и
предан в руки язычников (20:18-19).
Иаков и Иоанн пострадают за Христа
(20:23).
Воскресение будет, но на небесах не
будут жениться и выходить замуж (22:30).
Иерусалим отвергнет Христа и придет в
запустение (23:38).
Иерусалим и храм будут разрушены (24:2).
О том, что Мария помазала Иисуса маслом,
будут помнить во всем мире (26:13).
Предатель Иисуса, Иуда, будет обречен
(26:24).
Ученики Иисуса разбегутся при Его смерти
(26:31).
Петр трижды отречется от Христа (26:34).
Марк записал 47 предсказаний Иисуса.
Почти все они совпадают с записанными Матфеем. В
Евангелии от Луки предсказания составляют примерно 22%
текста [23]. 26 из них находятся в первых двух главах,
повествующих о событиях до Рождества. Из оставшихся
большинство принадлежит Христу. Поскольку Иоанн
предлагает новый подход, отличный от подхода синоптиков,
в его Евангелии присутствуют предсказания, которых нет в
первых трех. Вот некоторые из них:
Есть еще одна группа овец, которых Иисус
должен привести в стадо (10: 16).
Лазарь воскреснет из мертвых (11:4, 11,
23, 40).
Святой Дух придет и наставит учеников
(14 и 16).
Слова Иисуса в последний день будут
судить тех, кто отвергает их (12:48).
Ученики сотворят большие дела, нежели
сотворил Иисус (14:12).
Ученики поймают больше рыбы, если
забросят сети по другую сторону лодки (21:6).
Иоанн доживет до старости (21:18).
Конечно, не все пророчества, строго
говоря, представляют собой предсказания. Некоторые носят
типологический характер - в будущем им предстоит более
совершенное исполнение. Греческий глагол πληρόω
("исполнять") означает "наполнить, завершить, довести до
конца". Матфей использует его 15 раз применительно к
Христу (1:23; 2:15; 2:17-18; 2:23; 4:14-15; 5:17;
8:17;12:17-18; 13:14; 13:35; 21:4-5; 26:54; 26:56; 27:9;
27:35). И хотя эти высказывания нельзя назвать
предсказаниями в строгом смысле, все они предвкушают
будущее и находят исполнение во Христе. Аналогичным
образом, пасхальный агнец был образом, которому
предстояло найти исполнение во Христе. Павел писал:
"...Пасха наша, Христос, заклан за нас." (1 Кор. 5:7). В
этом смысле Христос воплотил в реальность все
ветхозаветные прообразы такого рода.
Ветхозаветные предсказания
Однако многие ветхозаветные тексты
действительно содержат предсказания. Иначе говоря, в них
конкретно идет речь о грядущем Мессии, а значит, их
исполнение имеет очевидную апологетическую ценность. Как
следует из сказанного выше, Иисус не только знал об этих
предсказаниях, но и понимал, что, будучи Мессией,
представляет Собой их исполнение. Большинство
приведенных ниже отрывков, если не все они, относятся к
этой категории.
Писание предсказало, что Мессия…
- родится от семени женщины: "...вражду
положу между тобою и между женою, и между семенем твоим
и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а
ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15);
- будет потомком Сифа: "И познал Адам
еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя:
Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое
семя, вместо Авеля, которого убил Каин" (Быт. 4:25);
- будет потомком Сима: "Потом сказал:
благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом
ему" (Быт. 9:26);
- будет потомком Авраама: "Я благословлю
благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и
благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:3; ср.
Быт. 15:5);
- будет из колена Иудина: "Не отойдет
скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не
придет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт.
49:10);
-будет из дома Давидова: "Когда же
исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я
восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из
чресл твоих, и упрочу царство его" (2 Цар. 7:12, 16);
"Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду
Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать
мудро, и будет производить суд и правду на земле ...и
вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь -
оправдание наше!"" (Иер. 23:5-6);
- будет рожден девственницей: "Итак Сам
Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и
родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7:14);
-будет рожден в Вифлееме: "И ты,
Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из
тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в
Израиле и Которого происхождение из начала, от дней
вечных" (Мих. 5:2);
- умрет примерно в 33 г. н. э.:
"Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого
города твоего, чтобы покрыто было преступление,
запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы
приведена была правда вечная, и запечатаны были видение
и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и
разумей: с того времени, как выйдет повеление о
восстановлении Иерусалима [444 г. н. э.], до Христа
Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины [483 года]"
(Дан. 9:24-25) [24]; семь седмин и шестьдесят две
седмины - это 69 седьмин, т. е. 483 лунных года
еврейского календаря (по 360 дней в каждом); прибавьте
сюда еще пять дней, помноженных на 483 года, и в
результате получатся те самые 483 календарных года
(477+6), которые разделяют 444 г. до н. э. и 33 г. н. э.
Учтите также, что Даниил точно предсказал год смерти
Мессии почти за 200 лет до этого события (даже если
согласиться с поздней датировкой книги Даниила, 165 г.
н. э.);
- Его пришествие возвестит Предтеча:
"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему..." (Ис.
40:3);
- будет провозглашен Царем: "Ликуй от
радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се
Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,
сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной"
(Зах. 9:9);
- пострадает и умрет за наши грехи: "Но
Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы
думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония
наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы
исцелились… Господь возложил на Него грехи всех нас… за
преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали
гроб со злодеями, но Он погребен у богатого… Но Господу
угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению… Он
понес на Себе грех многих и за преступников сделался
ходатаем" (Ис. 53);
- Его бок будет пронзен: "...и они
воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о
Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как
скорбят о первенце" (Зах. 12:10).
- воскреснет: "...Ты не оставишь души
моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты
укажешь мне путь жизни..." (Пс. 15:10-11; ср. Деян.
2:30-32). "...Когда же душа Его принесет жертву
умилостивления, Он узрит потомство долговечное..." (Ис.
53:10). "Восстают цари земли, и князья совещаются вместе
против Господа и против Помазанника Его… "Я помазал Царя
Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу
определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне
родил Тебя…"" (Пс. 2:2, 6-7; ср. Деян. 13:33-35).
Трудно представить, как можно объяснить
исполнение этих пророчеств естественными причинами.
Во-первых, в отличие от расплывчатых предсказаний
Нострадамуса и многих современных провидцев, библейские
пророчества конкретны и проверяемы. Во-вторых, в отличие
от большинства спиритических предсказаний [25],
библейские пророчества были долгосрочными - на сотни лет
вперед - и исполнились в точности.
Многочисленные, конкретные и
долгосрочные пророчества о первом пришествии Христа
лежат за границами человеческих возможностей. И нет
ничего сверхъестественного в том, что небольшая доля
краткосрочных прогнозов предсказателей-людей сбывается.
Этого можно добиться с помощью знания людей,
инсайдерской информации, ловкости рук и везения. Но
неоднократные долгосрочные, конкретные и очень точные
предсказания о Христе выходят за рамки естественного
хода вещей.
Аргументы в пользу существования Бога
Иисус никогда не прибегал к прямым
доказательствам существования Бога. В этом не было
необходимости. Его слушатели-иудеи верили в Бога, причем
в единственного. Однако из ветхозаветных учений,
истинность которых подтверждал Иисус, и из новозаветных
учений апостолов Христа, отражающих взгляды их Учителя,
можно составить представление о том, какие теистические
аргументы против любого неверия в Бога мог бы
использовать или одобрить Иисус.
Например, Иисус согласился бы с
недосказанным аргументом Соломона от экзистенциальной
потребности в Боге, который можно сформулировать
следующим образом:
Все, что по-настоящему нужно человеку,
действительно существует.
Каждому нужен Бог.
Следовательно, Бог есть.
Инстинктивная потребность человека в
Боге так сильна, что Ветхий Завет называет атеистов
"глупцами". Давид говорил: "Сказал безумец в сердце
своем: "нет Бога"" (Пс. 13:1). Его сын Соломон,
мудрейший человек, когда-либо живший на земле, заметил,
что жизнь без Бога бессмысленна: "Суета сует, сказал
Екклесиаст, суета сует, - всё суета!" (Еккл. 1:2). Если
нам на самом деле нужна вода, нелепо думать, что воды
нигде нет. Вся природа стремится заполнить пустоту. И
если в человеческом сердце есть пустота размером с Бога,
должен существовать и Бог, Который способен эту пустоту
заполнить.
Кроме того, Иисус согласился бы с
доказательством существования Бога, которое предложил
Давид (по сути, имеется в виду телеологический
аргумент). Например, псалмопевец говорит: "Насадивший
ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?"
(Пс. 93:9). Это утверждение подразумевает, что у каждого
следствия есть не просто причина, но причина, подобная
ему.
Также в Псалтири Давид пишет: "Небеса
проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает
твердь" (Пс. 18:1). Этот аргумент можно представить в
таком виде:
Небеса обнаруживают признаки разумного
замысла.
Источником всякого разумного замысла
является разумное существо.
Следовательно, у небес есть разумный
создатель.
В 8-м псалме [26] мы даже находим
отсылку к антропному принципу, к аргументу от точной
настройки вселенной.
Разбирая эти выводы и следствия, мы
видим, что Иисус был рациональным теистом, который
вполне мог бы воспользоваться космологическим,
телеологическим и нравственным доказательствами
существования Бога. Более того, Он согласился бы и с
утверждением об экзистенциальной потребности в Боге.
Безгрешная жизнь Иисуса Христа
Зная о том, что Христос был полностью и
до конца человеком во всех отношениях, мы еще лучше
понимаем, насколько удивительна Его безгрешность. О Его
нравственной безупречности свидетельствуют все
современники - и друзья, и враги.
Безгрешность Иисуса подтвердили те, кто
лучше всего Его знал, - апостолы и ученики. Автор
Послания к евреям, знавший двенадцать апостолов (Евр.
2:3-4), писал: "Ибо мы имеем не такого первосвященника,
который не может сострадать нам в немощах наших, но
Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха"
(Евр. 4:15). Петр, признанный лидер апостолов, писал:
"...драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого
Агнца… Он не сделал никакого греха, и не было лести в
устах Его" (1 Пет. 1:19; 2:22). И добавил: "...Христос,
чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи
наши, праведник за неправедных..." (1 Пет. 3:18). Иоанн,
"возлюбленный ученик" Иисуса, писал: "...Он праведник…
Он чист" (1 Ин. 2:29; 3:3).
О нравственной безупречности Иисуса
свидетельствовали Его враги и прочие люди. Иисус бросил
противникам вызов: "Кто из вас обличит Меня в неправде?"
(Ин. 8:46). Его предатель Иуда признался: "Согрешил я,
предав кровь невинную" (Мф. 27:4). Прокуратор Понтий
Пилат, судивший Иисуса, объявил: "Невиновен я в крови
Праведника Сего..." (Мф. 27:24). Жена Пилата сказала
ему: "Не делай ничего Праведнику Тому..." (Мф. 27:19).
Сотник, принимавший участие в казни Иисуса, воскликнул:
"Истинно человек этот был праведник" (Лк. 23:47). А
затем добавил: "Воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27:54).
На разбойника на кресте Иисус произвел такое
впечатление, что тот попросил: "Помяни меня, Господи,
когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23:42). Даже
иродиане, противники Иисуса, признавали: "Учитель! мы
знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и
не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни
на какое лицо" (Мф. 22:16).
Таким образом, и друзья, и враги
засвидетельствовали нравственную безупречность Иисуса.
Никто не откликнулся на Его вызов и не обвинил Его в
грехе (Ин. 8:46). Кроме того, внебиблейские сведения о
противниках Иисуса ни в чем не расходятся со словами Его
учеников. У Иисуса не просто были доказательства. Он Сам
был доказательством. Он убеждал людей не только Своими
доводами, но и Своей жизнью.
Действительно, жизнь Иисуса, исполненная
жертвенной любви, была величайшим свидетельством в
пользу христианства. В проявлении жертвенной любви есть
нечто такое, что убеждает людей в его неподдельной
искренности. Любовь, без сомнения, - самое важное
свидетельство. Иисус сказал: "По тому узна́ют все, что
вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"
(Ин. 13:35). Любовь и истина - два мощных оружия в войне
за души человеческие. Любовь их привлекает, а истина
просвещает. Холодная истина часто отталкивает людей.
"Белая и пушистая" любовь, напротив, вызывает в людях
теплые чувства, но без истины она не способна изменить
их жизнь к лучшему. Иисус сказал: "...познаете истину, и
истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32). Однако Павел
напомнил нам, что мы всегда должны "говорить с любовью
истину" (Еф. 4:15 НРП). Это сочетание - лучшая апология.
Иисус и другие мировоззрения
Иисус никогда непосредственно не
сталкивался с пантеистами и атеистами, поэтому мы не
располагаем прямыми свидетельствами о том, как Он
подошел бы к решению этой апологетической задачи. Тем не
менее, у нас есть два косвенных источника, на основании
которых мы можем высказать предположение. Во-первых,
Иисус был прекрасно знаком с Ветхим Заветом. Более того,
Он говорил о Себе как об исполнении Ветхого Завета (Мф.
5:17-18). Итак, мы можем с полным правом заключить, что
диалог с другими мировоззрениями Иисус вел бы подобно
тому, как это делали ветхозаветные пророки.
Во-вторых, Иисус обучил апостолов и
обещал, что их проповедь будет направлять Святой Дух
(Ин. 14:26; 16:13). Исходя из этого, мы можем сделать
несколько предположений относительно того, как Иисус
подошел бы к полемике с другими мировоззрениями. Прежде
всего, это означает, что Он обращался бы к "язычникам"
так же, как апостол Павел в 14-й главе Деяний, т. е.
ссылался бы на общее откровение. Но с образованными
неверующими Он говорил бы во многом так же, как это
сделал Павел в Римлянам 1:19-20 (ср. Деян. 17), развивая
мысль от творения к Творцу (по существу, это
космологический аргумент).
Учитывая здравость такого метода, Иисус,
вероятно, отдал бы предпочтение классическому
апологетическому подходу. Ведь Он ссылался на факты,
свидетельства, чудеса (включая воскресение) в общении с
людьми, которые уже верили в Бога (иудеи-монотеисты). И
толкование Ветхого Завета, и Его собственное учение,
адресованное апостолам, требовали доказательств
существования Бога, и Иисус наверняка последовал бы
классическому апологетическому подходу: сначала привел
бы доводы в пользу существования Бога (которое, в свою
очередь, делает возможными чудеса), а потом использовал
бы все сказанное для подтверждения собственной
божественности. Именно так Он поступал в Евангелиях.
Наверняка можно сказать несколько вещей.
Прежде всего, Иисус не был фидеистом. Во-вторых, Он
считал необходимым ссылаться на факты в подтверждение
Своих слов. В-третьих, учитывая Его глубокую
приверженность Писанию (в котором в том или ином виде
присутствуют обычные аргументы в пользу существования
Бога), у нас складывается образ Иисуса как сторонника
классической апологетики.
Заключение
Конечно, Господь Иисус Христос полагался
на то, что Святой Дух обличит Его слушателей и внушит им
веру в истину (Ин. 16:7). Святой Дух открывает людям
истину (2 Тим. 3:16) - более того, только Он способен
просветить их разум, чтобы они осознали ее важность.
Писание говорит, что люди, которые окончательно и
необратимо отвергли истину, "хулят" Святого Духа (Мк.
3:28-30). Иисус знал, что никто не может прийти к Богу,
если его не привлечет Отец (Ин. 6:44) силой Святого
Духа.
Более того, Господь Иисус Христос
сознавал ограничения апологетики, когда сказал о
некоторых фанатичных и жестокосердных противниках:
"...если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк.
16:31). Кстати говоря, рассказав о нескольких бесспорных
чудесах Господа, кульминацией которых стало воскрешение
Лазаря, Иоанн пишет: "Столько чудес сотворил Он пред
ними, и они не веровали в Него..." (12:37).
Иисус Христос знал, что с помощью фактов
и логики можно привести апологетическую лошадь к воде,
но только Святой Дух может убедить ее напиться.
Апологетика помогает разуму понять, что Он говорил
истину, но для того, чтобы уверовать, нужна еще и воля.
Господь с горечью воскликнул: "Иерусалим, Иерусалим...
сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица
собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мф.
23:37).
Он знал, что можно увидеть истину из
апологетических фактов и аргументов, но все равно упрямо
отказываться верить в Христа, на Которого эта истина
указывает. И те, кто по упрямству своему не желают
признать факты, "если бы кто и из мертвых воскрес, не
поверят" (Лк. 16:31).
Норман Лео Гайслер
Вестник ЦАИ № 79, 2020
Оригинальный текст статьи был
опубликован в журнале Journal of the
International Society of Christian Apologetics, Volume
1, No. 1, 2008. Электронная версия статьи
выложена на сайт theologicalstudies.org.uk.
Об авторе. Норман
Лео Гайслер (1932-2019) - выдающийся христианский
богослов и философ. Участвовал в основании двух
евангелических семинарий (Veritas International
University и Southern Evangelical Seminary). Защитил
кандидатскую диссертацию в Университете им. Лойолы и был
автором более 90 книг и огромного количества статей по
вопросам богословия, апологетики, философии, библеистики,
этики и т. п. На русский язык переведены его книги
"Энциклопедия христианской апологетики", "Непоколебимые
основания", "Сын свободной", "Ответы критикам Библии".
Использованная литература и примечания
1. Эта статья написана на основе
материала, собранного для книги "Апологетика Иисуса",
которую мы с Пэтом Цукераном собираемся вскоре издать (Geisler,
Norman L.; Zukeran, Patrick. The Apologetics of Jesus: A
Caring Approach to Dealing with Doubters [Grand Rapids,
MI: Baker Books, 2009]). Каждому из основных тезисов
будет посвящена отдельная глава.
2. Blomberg, Craig. Jesus
and the Gospels (Nashville: Broadman & Holman
Publishers, 1997), p. 275.
3. Pentecost, Dwight. The
Words and Works of Christ (Grand Rapids, MI: Zondervan
Publishing, 1981), p. 117.
4. Brown, Colin,
ed. Dictionary of New Testament Theology (Grand Rapids,
MI: Zondervan Publishing, 1986), 2:629, 626.
5. Witmer,
John. Immanuel (Nashville, TN.: Word Publishing, 1998),
pp. 97-98.
6. Гайслер, Норман Л. Энциклопедия
христианской апологетики (СПб.: Библия для всех 2009),
с. 1050.
7. Geisler, Norman
L. Survey of the New Testament (Grand Rapids, ML: Baker
Books, 2007).
8. См. Blomberg; Брюс Ф. Документы
Нового Завета: достоверны ли они? (Чикаго: SGP, 1990);
Habermas, Gary. The Historical Jesus:
Ancient Evidence for the Life of Christ (Joplin, MO:
College Press, 1989).
9. См.
Habermas, Gary. The Resurrection of Jesus: An
Apologetic (Grand Rapids, Ml: Baker Books, 1980).
10. Willard, Dallas.
Jesus the Logician // Christian Scholars Review (Summer
1999), p. 610.
11. См.
раздел, посвященный
необходимости и применению логики в
Geisler, Norman L. Systematic Theology (St. Paul, MN:
Bethany House Publishers, 2002).
12. Geisler,
Norman. Thomas Aquinas: An Evangelical
Appraisal (Eugene, OR: Wipf and Stock Publishers, 1991),
p. 73.
13. Иисус утверждал, что, если
позволительно делать доброе дело обрезания в субботу, то
в еще большей степени позволительно сделать в субботу
доброе дело исцеления человека (Мк. 3).
14. Sire, James
W. Scripture Twisting (Downers Grove, IL: lnterVarsity
Press, 1980), p. 17.
15. Zuck, Roy B. The
Role of the Holy Spirit in Hermeneutics // Bibliotheca
Sacra 141 (April-June 1984), p. 126.
16. Эта манера Иисуса использовать
притчи в подтверждение Своей божественности была
великолепно описана в диссертации, которую д-р Филип
Пэйн защитил в Кембридже в 1980 году.
17. В Евангелиях записаны более 200
вопросов, заданных Иисусом. Многие являются примером Его
непрямого апологетического послания. Эта область
апологетики Иисуса относительно мало изучена.
18. Тем самым опровергается древняя идея
о "пасхальном заговоре" - что Иисус якобы выдавал Себя
за Мессию и для этого нарочно подстроил все так, чтобы
казалось, будто Он исполнил ветхозаветные мессианские
пророчества. См. Schonfield H. J. The
Passover Plot: New Light on the History of Jesus (NY:
Bantam, 1967).
19. Историк Колин Хернер в 9-й главе
своей знаковой монографии (Herner, Colin. The Book of
Acts in the Setting of Hellenic History (Winona Lake,
IN: Eisenbraums, 1960]) доказал, что книга Деяний была
написана ранее 62 г. н. э. Это означает, два других
синоптических Евангелия (от Матфея и Марка) были
написаны еще раньше - не позже конца 50-х годов I века.
Англиканский епископ Джон Робинсон - либеральный
библеист, специалист по Новому Завету и сторонник
"богословия смерти Бога" - полагал, что некоторые
Евангелия были написаны уже в 40-х годах!
(См.
Robinson, John A. T. Redating the New
Testament [Philadelphia: Westminster Press, 1976]).
20. Payne, J.
Barton. Encyclopedia of Biblical Prophecy: The Complete
Guide to Scriptural Predictions and Their
Fulfilment (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987),
pp. 477-493.
21. Там же, p. 477.
22. Там же, p. 477.
23. Там же, p. 501.
24. См. Hoehner, Harold. Chronological
Aspects of the Life of Christ (Grand Rapids, Ml:
Zondervan, 1978).
25. Возьмите, к примеру, предсказания
спиритистов на год вперед, которые оказались ошибочными
на 92%! В числе несбывшихся прогнозов были следующие:
(1) все трое ведущих программы новостей будут уволены;
(2) английская королева отречется от престола; (3) Кэти
Ли Гиффорд займет место телеведущего Джея Лено; (4)
Синди Кроуфорд родит тройняшек; (5) Хиллари Клинтон
признает себя виновной в мелком воровстве из магазинов;
(6) Чарльз Мэнсон сделает себе операцию по смене пола;
(7) Уитни Хьюстон выйдет замуж за Майка Тайсона; (8)
будет найдено африканское растение, способное излечить
СПИД; (9) в результате вулканической активности между
Кубой и материком возникнет перешеек; (10) певица
Мадонна выйдет замуж за Боя Джорджа; (11) небоскреб
Сирс-тауэр в Чикаго накренится подобно Пизанской башне;
(12) подросток изготовит ядерную бомбу и взорвет ее в
Южной Каролине; (13) в результате общенациональной
лотереи в США налоги будут снижены наполовину; (14)
певица Мадонна выйдет замуж за шейха и станет
домохозяйкой; (15) ученые построят автомобиль,
работающий на воде из-под крана. См. Kole, Andre; Jansen,
Al. Miracles and Magic (Eugene, OR: Harvest House,
1984).
26.См. Ross, Hugh. The Fingerprints of
God (Orange, CA: Promise, 1989); автор предлагает
современную версию этого аргумента в пользу
существования Бога.
|