Иконография апостолов
Изображения Апостолов известны с III -
IV веков. В ранний период существовало несколько типов
иконографии: юные и безбородые, как и характерный для
этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы,
кон. III - сер. IV в.)
![Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы](../../images/ikons/12-apostol-14.jpg)
Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы
Некоторые с ярко выраженными портретными
чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и
бородой; ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной
бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III -
1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц.
Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).
![Христос на троне в окружении апостолов Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV века](../../images/ikons/12-apostol-07.jpg)
Христос на троне в окружении апостолов
Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол.
III - 1-я пол. IV века
![Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век](../../images/ikons/12-apostol-08.jpg)
Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви
Сан-Лоренцо в Милане, IV век
![Апостол Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519 годы](../../images/ikons/12-apostol-10.jpg)
Апостол Андрей - с седыми взъерошенными волосами и
короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в
Равенне, 494-519 годы
![Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400 года](../../images/ikons/12-apostol-09.jpg)
Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400
года
С VI в. Апостолы стали изображаться с
нимбами. На ниже представленной мозаике апостолы облачены в белые туники с клавами и
паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I,
Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях.
![Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года](../../images/ikons/12-apostol-11.jpg)
Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в
Равенне, около 520 года
В период средневековья индивидуальные
особенности облика становятся характерными для мн.
Апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными,
безбородыми. Например, мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на
Синае (550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских
сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в
изображениях с учеником сщмч. Прохором на островеве Патмос, в
единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний
А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у
ап. Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.
Атрибутами Апостолов являются свитки как
образ христианского учения, у евангелистов - кодексы
(иногда у всех А., как в капелле пр Аполлония в Бауите
(Египет), VI век
![Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века](../../images/ikons/12-apostol-12.jpg)
Спас на престоле. Богоматерь с
апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века
Также атрибутами апостолов был крест как
орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты
на длинных древках), а также венок - символ победы.
Например, мозаики
баптистерия Православных в Равенне, середина V века, Арианского баптистерия в Равенне, около 500
года. Возможно и сочетание - крест и венок - рельеф
саркофага "Ринальдо" в Равенне,
V века.
![Мозаика баптистерия в Базилике Сант-Аполлинаре-Нуово](../../images/ikons/12-apostol-13.jpg)
Мозаика баптистерия в Базилике Сант-Аполлинаре-Нуово
Отличительный атрибут апостола Петра,
согласно евангельскому тексту - ключи (Мф 16.:19),
появились с середины IV века. Например, мозаика Церкви Санта-Констанца в
Риме, IV век.
![Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне](../../images/ikons/12-apostol-17.jpg)
Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского
баптистерия в Равенн
Известны изображения Апостолов с
предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах,
напр. с корзиной хлеба и рыбой, саркофаг, IV ве. (Музей
Лапидарий. Арль).
До запрещения символических изображений
82-м правилом Трулльского собора (692) были широко
распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами
или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима: Церковь Санта-Мария Маджоре в
Риме, (432-440 годы), Церковь святых Космы и Дамиана в Риме
(526 -530 годы), Церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне
(549 год),
рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V
век).
***
***
Наиболее распространенным типом
апостольских композиций является изображение 12 Апостолов,
окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская
символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12
патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические
образы (12 врат Небесного Иерусалима).
Ранняя иконография сцены (катакомбы
Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного
реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф
реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии), - представлено 6
Апостолоами) восходит к античным изображениям философа в
окружении учеников (напр., "Плотин с учениками" - рельеф
саркофага (270 год).
![Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы](../../images/ikons/12-apostol-14.jpg)
Апостолы. Роспись катакомб Домитиллы
С IV века композиция двенадцати
апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды
Церкци Сан-Лоренцо в Милане (IV век),
и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).
![Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век](../../images/ikons/12-apostol-08.jpg)
Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви
Сан-Лоренцо в Милане, IV век
В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут
располагаться по сторонам стоящего или сидящего на
престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой.
Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно
- саркофаг Проба из собора ап.
Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из
Церкви святого
Иоанна Студийского в К-поле, V в.).
![Апостолы. Саркофаг IV века (Арль, Франция)](../../images/ikons/12-apostol-15.jpg)
Апостолы. Саркофаг IV века (Арль, Франция)
![Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год](../../images/ikons/12-apostol-16.jpg)
Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в
Риме, 395 год
В центре апостольского ряда также может
изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI
в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в
Равенне, около 520 года).
![Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне](../../images/ikons/12-apostol-17.jpg)
Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в
Равенне
С сер. IV в. получает распространение
композиция "Traditio Legis" (Даяние закона),
символизирующая Божественную полноту учения Церкви,
получаемого от Иисуса Христа.
В центре - стоящий на горе с 4 райскими
реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест
триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап.
Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в
Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной
евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).
![Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)](../../images/ikons/12-apostol-18.jpg)
Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV
века)
![Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане](../../images/ikons/12-apostol-19.jpg)
Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в
Церкови Сант-Амброджо в Милане
![Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век](../../images/ikons/12-apostol-20.jpg)
Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу.
Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне,
V век
В конце V - VI веков изображения 12
Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря.
Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в
Равенне (около 547 года) - на арках алтарного свода;
Кафоликон
монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) - в апсиде;
Церовь
Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI
века) - на триумфальной арке).
![Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне](../../images/ikons/12-apostol-21.jpg)
Апостол Андрей. Мозаика, VI век.
Базилика Сан-Витале в Равенне
В VI в. появляется иконография "Причащение
апостолов".
![Евхаристия. Мозаики собора Святой Софии](../../images/ikons/12-apostol-22.jpg)
Евхаристия. Мозаики собора Святой Софии
В послеиконоборческий период в византийском
искусстве складывается система храмовой декорации, в которой
определенное место занимают изображения Аапостолов.
Фигуры в рост помещались в простенках
барабана, в парусах - евангелисты (например мозаики
собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).
12 Апостолов изображались на предметах
литургического обихода: фигуры в рост представлены на
рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима)
новгородского Софийского собора - серебряной
дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв.
XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора
Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК);
изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер.
XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами
А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в.
СПГИХМЗ).
![Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)](../../images/ikons/12-apostol-23.jpg)
Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII
века)
![Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год](../../images/ikons/12-apostol-24.jpg)
Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора,
1486 год
![Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV - начало XV ка](../../images/ikons/12-apostol-25.jpg)
Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя
сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV
- начало XV ка
12 Апостолов входили в состав т. н.
апостольского деисуса (икона, XII в. из Монастря вмц.
Екатерины на Синае), а также представлены в композициях
"Собор двенадцати апостолов" (икона, XIV века), "Отослание
апостолов на проповедь" (Токалы-килисе (Каппадокия),
икона 900-950 годов, Церковь в Тимотесубани (Грузия),
XIII век. и клеймо иконы "Похвала Богоматери с
Акафистом", XIV века.
![Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век](../../images/ikons/12-apostol-04.jpg)
Собор двенадцати апостолов. Византийская
икона, XIV век
![Изображения апостолов на клеймах иконы "Похвала Богоматери, XIV век](../../images/ikons/12-apostol-26.jpg)
Изображения апостолов на клеймах иконы "Похвала
Богоматери, XIV век
![Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года](../../images/ikons/12-apostol-27.jpg)
Апостолы. Фрески Церкви Св.
Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года
На Руси в XV-XVII вв. получил
распространение вариант композиции "Собор двенадцати
апостолов" в виде лозы, в верхней части к-рой
представлен поясной деисус, а в завитках - полуфигуры А.
(икона-таблетка, XV в., икона, XVI в.,
фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер.
XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора
Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод,
имеющий сходство с композициями "Древо Иессеево" и "Лоза
Христова", вошел в рус. иконописные подлинники, напр.
Большаковский, XVIII в.
![Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская икона, XVIII век](../../images/ikons/12-apostol-05.jpg)
Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская
икона, XVIII век
12 Апостолов, среди которых
главенствующее положение занимают первоверховные
апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников
Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк,
относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах
евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в
композициях "Успение Богоматери", "Страшный Суд", "Евхаристия".
Число 12 в этих изображениях сохраняется
неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.
Состав А. в этих композициях может
варьироваться.
Помимо 12 Апостолов традиционны и
изображения апостолов Петра и Павла, образ которых
также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви
святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка
Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4
евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей.
Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.
56. Fol. 10, 586 г.)).
![](../../images/ikons/12-apostol-28.jpg)
Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме,
IV век
В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие
изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ.
Греч. 2, 1072 г., Син. 275, XII в.; Муз. 3648,
XIII в.).
![Апостол Павел. Миниатюра из "Деяния и Послания апостолов", 1072 год](../../images/ikons/12-apostol-30.jpg)
![Апостол Павел. Миниатюра из "Деяния и Послания апостолов", 1072 год](../../images/ikons/12-apostol-29.jpg)
Апостол Павел. Миниатюры из "Деяния и Послания
апостолов", 1072 год
![Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век](../../images/ikons/12-apostol-31.jpg)
Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с
Псалтирью, XII век
Помимо единоличных изображений и
иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв.
появляются циклы деяний и страданий Апостолов.
Согласно описанию Николая Месарита (Descr.
1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви
Святых
апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали
изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона,
Варфоломея и Марка.
В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129.
Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие
народам:
![Хлудовская Псалтирь. Миниатюра, IX век](../../images/ikons/12-apostol-32.jpg)
Хлудовская Псалтирь. Миниатюра, IX век
Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах
Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в
мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.
История апостола Павла представлена в
мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151
гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи
Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского
монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в
росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия,
Косово и Метохия), 1348 год.
В стенописи, миниатюрах рукописей и
иконах известны житийные циклы, в значительной мере
опирающиеся на апокрифическую литературу.
Таковы росписи Церкви Богоматери
монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.,
рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. ("Св. Иоанн Богослов
в житии", кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), "Апостолы Петр и Павел
с житием", XVI в. (НГОМЗ), "Ап. Матфей в житии", кон.
XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)).
![Иоанн Богослов с житием. Икона, XVI век](../../images/ikons/12-apostol-33.jpg)
Иоанн Богослов с житием. Икона, XVI век
![Святые Петр и Павел в житии. Икона, XVI век](../../images/ikons/12-apostol-34.jpg)
Святые Петр и Павел в житии. Икона, XVI век
В XVII в. под влиянием западноевропейской
традиции создаются образы на тему апостольских страданий,
например, икона "Апостольская проповедь" мастера Феодора
Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.
![Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов](../../images/ikons/12-apostol-35.jpg)
Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор
Евтихиев Зубов
В XVI - XVII веках в программу храмовой
росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70
Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами
(Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563,
Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565,
Церковь
Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600,
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на
своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского
Новоспасского монастыря, 1689).
Почитание Апостолов выразилось в посвящении им
многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов
в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где
находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы
ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII -
начало ХIII в.)
Нина Квливидзе
По материалам:
Седмица - 17.11.2008.
Живой интернет - 31.08.2015.
|