Второе послание святого отца нашего
Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о
святых иконах
Богохранимый император и во Христе брат!
Грамату твою, отправленную с легатом Руфином, мы получили; и
самая жизнь моя стала мне в тягость; так как ты не изменил
своего убеждения, но остаешься при тех же заблуждениях, не
помышляя ни о том, яже Христова суть, ни о том, чтобы быть
последователем и учеником святых и славных чудотворцев
наших, отцев и учителей.
Не стану указывать на других
учителей; указываю только на учителей твоего города и твоей
страны. Есть ли учители более мудрые, чем Григорий
чудотворец, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Каппадокийский, Иоанн Златоуст? Не стану писать о тысячах
подобных им святых и богоносных отцев наших и учителей. Но
ты последовал не им, а своему упорству и обитающим в тебе
страстям; и в то же время пишешь: "я император и священник".
Да, императоры, бывшие прежде тебя, доказали это и словом и
делом: они созидали церкви и заботились об них: ревнуя о
православной вере, они вместе с архиереями исследовали и
отстаивали истину; таковы: Константин Великий, Феодосий
Великий, Валентиниан Великий, Константин, отец Юстиниана,
бывший на Шестом Соборе. Эти императоры царствовали
благочестиво: они вместе с архиереями, единодушно и
единомысленно с ними собирали соборы, исследовали истину
догматов, устрояли и украшали святые церкви.
Вот -
священники и императоры! они доказали это самым делом. Ты же
с тех пор, как получил власть, не вполне стал соблюдать
определения отцев, но найдя святые церкви украшенными и
преиспещренными золотыми, обшитыми бахромою, одеждами, лишил
их этих украшений и опустошил. Что такое сами по себе храмы
наши? Разве не рукотворения, не камни, не дерево, не тростие,
не брение и не известь? Но они украшены были живописными и
наглядными изображениями совершенных святыми мужами чудес,
изображениями Господних страданий, изображениями святой
преславной Божией Матери и святых апостолов. Для этих
живописных и наглядных изображений люди не щадят своего
имущества; держа на своих руках недавно крещенных детей,
мужчины и женщины пальцем указывают им, а также и юношам и
новообращенным язычникам на эти наглядные изображения и
таким образом назидают их и возносят умы и сердца в горняя,
к Богу. А ты, приказав покорному народу оставить все это,
стал занимать его пустяками, вздором, свирелями,
погремушками, гитарами и лирами, а вместо благословений и
славословий стал завлекать его баснями. Пусть наследие твое
будет общим с наследием пустословов. Послушай, император,
смирения нашего и оставь свои затеи! последуй святой Церкви,
как ты ее нашел и получил! Догматы - дело не царей, но
архиереев, так как мы имеем ум Христов.
Иное дело -
понимание церковных постановлений и иное - разумение в
мирских делах. Воинственный, грубый и жесткий ум, каким ты
обладаешь, приложим к делам управления мирского, но не
приложим к делам управления церковного. Я пишу тебе о том,
какое различие между дворцом и храмом, между императорами и
архиереями. Пойми же это, опомнись и не будь упрям. Если
кто-нибудь лишит тебя царских одежд, порфиры, диадемы,
багряницы и царских прав, так выйдет то, что на тебя будут
смотреть как на человека заброшенного, безобразного и
ничтожного. В такое именно положение ты поставил церкви. С
тобою этого пока не случилось, а святые церкви ты лишил
украшений и обезобразил. Как архиерей не имеет права
втираться во дворец и похищать царские почести, так и
император не имеет права втираться в церкви и избирать
клириков; не говорю уже о том, что он не имеет права не
только освящать вещество для Святых Таин и совершать их, но
и принимать их без священника. Каждый из нас да пребывает в
том звании, в неже зван Богом.
Видишь, император, различие
между архиереями и императорами? Если кто-либо оскорбит
тебя, император, ты конфискуешь его дом и обираешь все его
имущество, оставляя ему одну душу, а наконец, и его самого
или вешаешь, или обезглавливаешь, или ссылаешь в ссылку и
разлучаешь с детьми, со всеми родственниками и друзьями. Не
так поступают архиереи. Когда согрешит кто-либо и сознается
во грехе своем, то вместо вешания или обезглавливания, они
налагают на голову его Евангелие и Крест, заключают его в
уединенное место, например, в хранилище церковного
имущества, заставляют нести разные обязанности при церкви и
при оглашенных, налагают на его чрево пост, на глаза
бодрствование, а на уста славословие. После должного
вразумления и продолжительного поста предлагают ему честное
Тело Господне и святую Кровь Господню и, сделав его сосудом
избранным и безгрешным, возвращают ко Господу чистым и
непорочным.
Видишь, император, различие между Церковию и
государством? Благочестно и о Христе жившие императоры не
оказывали непослушания архиереям церквей и не оскорбляли их.
Ты же, император, преступив и извратив этот обычай, осудив
себя самого собственноручным писанием и признанием того, что
отвергающий определения отцев проклят, - так ты, осудив сам
себя и отогнав от себя Духа Святаго, досаждаешь нам своей
материальной воинской силой и тирански мучишь нас. Так как у
нас нет ни оружия, ни панцирей, ни земного телесного
воинства, то мы взываем к военачальнику всего творения
Христу, седящему на небесах превыше воинств высших сил,
чтобы Он послал на тебя демона, как говорит Апостол: предати
таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется
(1Кор.5:5).
Видишь, император, да какого безобразия и
бесчеловечия довел ты себя? Душу свою ты увлек в обрывистую
пропасть из-за того, что не хотел смириться и склонить своей
упрямой шеи. Да, те архиереи, которые своими добрыми
внушениями и наставлениями царям представят их Богу
непорочными и чистыми от грехов и преступлений, те архиереи
получат от Него великую хвалу и славу в день того святого и
великого Воскресения, когда Господь, пред лицем Ангелов, на
стыд нам, имеет открыть сокровенные наши дела. А мы,
смиренные, будем тогда пристыжены тем, что, вследствие
твоего упорства, не могли стяжать тебя, - тогда как бывшие
до нас архиереи стяжали Богу бывших в их время императоров.
Это послужит в стыд нам, так как мы представляем Богу
бывшего в наши времена императора не знаменитым и славным, а
бесчестным и прелюбодейным. Вот и теперь мы увещеваем тебя:
покайся! обратись! вникни в истину и сохрани ее в том виде,
в каком ты ее нашел и получил! воздавай честь и славу святым
и славным отцам нашим и учителям, которые, при помощи
Божией, разогнали слепоту сердец и очей наших и даровали нам
зрение.
Ты пишешь: "почему на шести Соборах ничего не
сказано о святых иконах?" Император! ведь ничего не сказано
и о хлебе и воде; не сказано ведь, следует или не следует
есть, следует или нет пить. Но ты давно уже знаешь, знаешь
по преданию, что это необходимо для поддержания жизни. Так и
об иконах было известно по преданию. Сами архиереи приносили
иконы на Соборы. И ни один христолюбивый и боголюбивый
человек, отправляясь в путь, не совершал своего путешествия
без икон; так поступают люди добродетельные и богоугодные.
Умоляем тебя: будь же архиереем и императором, как ты сам
писал о себе выше. Если ты, как император, стыдишься своих
поступков; то напиши во все страны, которые ты соблазнил
тем, что Григорий, папа Римский, а равно и Герман, патриарх
Константинопольский, погрешили относительно икон; и мы
снимем с тебя вину в этом грехе, так как получили от Господа
власть и силу разрешать и вязать на земле и на небе, и
успокоим тебя.
Но - ты не хотел и не хочешь сделать этого.
Как имеющие дать отчет Господу Христу, мы наставляем и учим
тебя тому, чему сами были научены Господом. Но ты избегаешь
и не слушаешь ни меня смиренного, ни первосвятителя Германа,
ни святых и славных чудотворцев, учителей и отцев наших, а
следуешь людям развратившимся и нечестивым, заблудившимся и
удалившимся от истинного учения. Да будет участь твоя общею
с ними; а мы, как уже писали тебе, предпринимаем, по
благодати Божией, путешествие во внутреннюю страну Запада к
желающим принять святое крещение. Хотя я послал уже туда
епископов и клириков святой Церкви нашей, но правители все
еще не согласились преклонить своих голов и креститься; так
как они настаивают, чтобы я был их восприемником. Поэтому
мы, по благодати Божией, предпринимаем путешествие, чтобы не
дать ответа за свое пренебрежение и нерадение. Да внушит
тебе Господь разумение и покаяние; да возвратит тебя к
истине, от которой ты бежал, и да приведет тебя снова к
единому пастырю, Христу, и во едино стадо Православных
Церквей и иереев; и да подаст Господь и Бог наш мир всей
вселенной ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Казань, 1908. С. 327-330.
Икона, иконография, иконопочитание
|