Размышления над трудными местами Евангелия
Игумен Петр Мещеринов: "Есть несколько Евангельских изречений,
которые всегда вызывают недоуменные вопросы. Мне бы хотелось
поразмышлять над двумя из них".
***
"Не думайте, что Я пришел принести мир на
землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел
разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и
невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин
Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не
достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший
душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф. 10:34-39).
Часто
спрашивают: что значит - "враги человеку домашние его"? Как это - Бог любви вдруг говорит такие вещи о наиболее близких
к нам людях?
1. Господь здесь цитирует Ветхий Завет -
книгу пророка Михея. Горе мне! ибо со мною теперь - как по
собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной
ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя.
Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми;
все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату
своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать
зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а
вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают
дело. Лучший из них - как терн, и справедливый - хуже
колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое
наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не
полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги
двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против
матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку -
домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога
спасения моего: Бог мой услышит меня (Мих. 7:1-7). (К слову
- как приложимы слова древнего пророка к сегодняшней нашей российской жизни!)
В этом ветхозаветном тексте мы видим
прикровенное пророчество об апостольской проповеди: день
провозвестников Твоих, посещение Твое наступает (ст. 4).
Пророк говорит о том, что это провозвестие будет совершаться
в условиях нравственного упадка, такого, что и домашние
будут врагами человеку, проповедующему истинного Бога и
нравственную жизнь. 10-я глава Евангелия от Матфея, где
находятся разбираемые нами слова, повествует как раз о
посылании учеников Иисуса на проповедь. Таким образом,
первое значение этих слов - напоминание о пророчестве и о
том, в каких условиях будет совершаться апостольское
служение: в деле проповеди домашние скорее мешают, чем
помогают. Сам Господь говорил об этом: не бывает пророка без
чести, разве только в отечестве своём и у сродников, и в
доме своём (Мк. 6:4), - ибо как раз у своих домашних Христос
встретил смущение и неверие. Слово "враги" нужно
воспринимать здесь не в абсолютном смысле, что - всегда и во
всём враги. Библейский язык часто "поляризирует" понятия; в
этом контексте "враги" - значит, "не друзья", не помощники,
не сочувствующие религиозной стороне жизни: истинному
Богопочитанию и проповеди Христа.
2. Второй смысл этих слов более общий. Дело
тут вот в чём. Господь принёс людям Новый Завет. Одна из
граней этой новизны есть ценность человеческой личности как
таковой, - то, из чего выросла великая европейская
цивилизация. Ветхозаветному человечеству была свойственна
другая иерархия ценностей. Племя, род, семья - и только
потом личность. Личность вне всего этого воспринималась
неполной. Субъектом религиозных отношений в Израиле был
народ; римское право наделяло людей привилегиями по признаку
гражданства. Иисус же Христос возвещает подлинно новое
благовествование: личность, сам человек, прежде всего -
драгоценен в очах Божиих. В разбираемом нами евангельском
тексте это видно из слов Спасителя: Я пришёл разделить
человека с отцом его, и дочь с матерью его, и невестку со
свекровью её (Мф. 10:35). Отныне семья и общество становятся
не первой ценностью; они не теряют от этого своей важности,
своего значения, но уступают место религиозному достоинству личности.
Необходимо подчеркнуть, что эта ценность
человеческой личности - не "сама по себе"; она не абсолютна,
не автономна. Она возможна именно в результате действия
Нового Завета, то есть только во Христе Иисусе, в приобщении
Единственной подлинной Ценности - Богу, ставшему Человеком
(забвение этого приводит сейчас к разложению и гибели
европейской культуры). То есть не сам человек, осознав себя
самоценным, отделяется от домашних и умаляет родственные
связи, а Господь делает это, ради Себя, созидая Себе
Церковь. И, коль скоро мы заговорили о Церкви, тут нужно
подчеркнуть одну из её особенностей, то, чем она
принципиально отличается от всех людских сообществ. Церковь
есть, во-первых, союз людей во Христе, а во-вторых, союз
свободных личностей. Церковь объединяет людей не за счёт
того, что люди лишаются какой-то стороны своей свободы,
оплачивая ею те или иные преимущества данной корпорации; в
ней всё "наоборот": люди получают от Христа свободу и силу
любви. В Церкви человек во Христе преодолевает падение,
наполняет низшие планы бытия Духом Святым, и сам во всём
этом получает не умаление личности и свободы, но приращение
их. Церковь поэтому - высшая ценность по сравнению с семьёй,
родом, племенем, нацией, государством и т.п. Если человек
всё это путает, если он привносит в христианство
нецерковные, ветхие, преодоленные Спасителем принципы бытия,
то тем самым он умаляет Церковь, не давая Христу освятить,
оправдать и созидать себя, свою богоприобщённую личность; и
в таком случае, воистину человеку становятся врагами и
семья, и род, и нация - если они для него выше Христа и Его
Церкви. Это, кстати говоря, одна из насущнейших проблем
сегодняшней церковной действительности. Почему у нас упадок
церковной жизни? Потому что мы сами не даём Церкви быть тем,
что она есть, желая свести её к обеспечению национальных,
общественных, семейных и прочих интересов. В связи с этим
вполне можно сказать, что не только для отдельного
христианина, но и для Церкви бывают ситуации, когда врагами
становятся домашние её...
3. И третий, пожалуй, самый глубокий смысл
разбираемых нами евангельских слов. Послушаем, что говорит
Господь: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца
своего и матери, и жены, и детей, и братьев и сестёр, а при
том и всей жизни своей, то не может быть Моим учеником; и
кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть
Моим учеником (Лк. 14:26 - 27). Сразу рождается острый (и
часто задаваемый) вопрос: как же так?? Ведь христианство,
наоборот, призывает сохранять семью, созидать её; есть
заповедь Божия о почитании родителей (Исх. 20:12); Церковь
содержит Таинство брака - а тут такие слова? Нет ли здесь
вопиющего противоречия?
Нет, никакого противоречия нет. Во-первых,
мы уже сказали, что библейский язык часто поляризирует
понятия. Слово "возненавидит" здесь не выступает в
собственном своём смысле, а показывает как бы максимальность
дистанции до своего противоположения - то есть до понятия
"любовь". Смысл здесь тот, что любить Христа нужно
несравненно больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев,
сестёр и саму свою жизнь. Это не значит напрямую ненавидеть
всё это; да у нас и не получится это сделать, потому что Сам
же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в нас
естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам,
Сам дал заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к
Богу должна быть настолько больше, принципиально,
качественно значимее и сильнее, насколько "ненависть"
отстоит от "приязни".
И во-вторых. Возьмем Таинство брака. В нём
супруги естественным порядком становятся "одною плотью"
(Быт. 2:24); благодать Божия созидает этот надличностный
организм в единство и духовное, в малую Церковь. Что в этом
контексте значат вышеприведённые слова Христа? Как здесь,
когда речь идёт о благодатном действии, о благословении
Божием, понять эту "ненависть"?
Вот как. Господь говорит здесь о том, что
первая, главная, метафизическая связь человека - это связь с
Богом. То есть, притом, что в браке люди становятся почти
одним существом, одною плотью, нет ближе отношений между
людьми, чем в браке, - однако связь души и Бога несравненно
важнее, главнее, реальнее, я бы сказал - онтологичнее. И -
парадокс: казалось бы, как возможен тогда брак? родительская
и сыновняя любовь? дружба? вообще - жизнь в мире сем?
Оказывается, только и исключительно на этом основании: когда
Христос вносится в самую сердцевину жизни. Без Меня не
можете делать ничего (Ин. 15:5), сказал Он; и это не пустые
слова, не метафора, а абсолютнейшая реальность. Любое
человеческое действие, всякое его усилие - пыль, прах,
суета; только внося Христа в сердцевину нашей жизни, во все
без исключения наши дела и движения души, человек обретает
смысл, прочность, вечное измерение своего существования. Без
Христа всё абсолютно бессмысленно: и брак, и родительские
отношения, и всё, что составляет жизнь на земле, да и сама
она. Со Христом всё встаёт на свои места; Христос дарит
человеку во всём этом радость и счастье; без Него это
совершенно невозможно. Но для этого Он должен быть на
подобающем Ему, первом месте в нашей жизни. - Вот об этом и
говорит наша евангельская заповедь, "жестокая",
отталкивающая на первый взгляд, но содержащая важнейшие
истины христианства. "Ненависть" и "вражда" означают здесь
иерархию христианских ценностей, а именно: единственная
истинная и реальная Ценность на земле - это Господь Иисус
Христос; всё получает ценностный смысл только и
исключительно под условием непосредственного (в Церкви) или
опосредованного (социум, культура и проч.) приобщения Ему;
всё, что вне Его - бессмысленно, пусто и гибельно...
Что всё это значит на практике? Ведь не для
абстрактного созерцания дана нам эта заповедь, а для
исполнения. И не можем мы все уйти в монастырь; мы живём в
условиях, и внешних, и внутренних, которые вряд ли позволят
нам осуществить идеал, описанный выше... Как нам быть "в
быту", так сказать?
Священное Писание нужно воспринимать в
целостности, не выдирая что-то одно, пусть даже
принципиальное и глубочайшее. Если мы эту целостность
соблюдём, то получится вот что:
Родителей почитаем, братьев и сестёр любим,
семью созидаем во образ Церкви... но всё это должно быть во
Христе. Коль скоро что-то в наших отношениях с ближними, и
вообще в нашей жизни, противоречит Христу, Его Евангелию, то
становится враждебным нам. Но и "вражда" эта - тоже
Евангельская; она не значит, что мы должны наших
ближних-"врагов" убить, или отстраниться от них, или
перестать исполнять по отношению к ним наши нравственные
обязанности, или что-нибудь в этом роде. Нужно, во-первых,
осознать ситуацию, во-вторых, исправить, что можем, что
зависит от нас, в-третьих - если изменение ситуации
невозможно - любить врагов наших, благословлять проклинающих
нас, благотворить ненавидящих нас и молиться за обижающих
нас и гонящих нас (ср. Мф. 5:44), - прося при этом у Бога
мудрости, чтобы свет наш светил пред людьми, чтобы они
видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного
(ср. Мф. 5:16); но и, с другой стороны, быть осторожными,
чтобы не давать святыни псам и не бросать жемчуга нашего
перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и,
обратившись, не растерзали нас (ср. Мф. 7:6). Нужны ум,
опыт, мудрость, и - любовь, чтобы бесчисленные ситуации
такого рода разрешались по-христиански.
***
Игумен Петр Мещеринов:
***
Вот ещё одно, вызывающее вечные вопросы,
Евангельское изречение.
"Никто не может служить двум господам: ибо
или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному
станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить
Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души
вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что
одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на
птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;
и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да
и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на
один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на
полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но
говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался
так, как всякая из них; если же траву полевую, которая
сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так
одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не
говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш
Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же
прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам
будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей
заботы" (Мф. 6:24 - 34).
Что это значит? Как это - не заботиться?
Бросить учёбу? Не делать карьеру? Не заводить семью, -
потому что, если её заводить, нужно обеспечивать её
существование и стабильность? А как же апостол Павел, "сосуд
избранный" (Деян. 9:15), призывает брать пример с себя: мы
ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою
ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фесс. 3:8),
и говорит: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2
Фесс. 3:10)? И здесь речь идёт не о труде по созиданию
спасения, а об обычной человеческой работе. Опять
противоречие? А Церковь? Вот преп. Иоанн Пророк пишет:
"любой труд человека суетен" (а до него ещё премудрый
Экклезиаст исчерпывающе выразил ту же мысль); как же Церковь
призывает к творчеству, созидательному и добросовестному
труду во всех областях человеческой жизни? Да и исторически
мы видим, что Христова Церковь дала огромный импульс к
созиданию европейской цивилизации, культуры, науки; что же,
Церковь противоречит самой себе, своему Священному Писанию?
Как сочетать вышеприведённое "антисоциальное" евангельское
высказывание и социальные призывы Церкви? И т.д., и т.п.
1. Эта евангельская заповедь вовсе не
говорит о том, что нам не надо на земле трудиться. У нас не
получится ведь сесть на стульчик, сложить ручки, вознести
молитву и ждать, когда с неба на нас посыплются денежные
знаки, успех, достаток и проч. Рождаясь в этот мир, мы
встроены в ход вещей, который не даёт нам сидеть сложа руки:
хотя бы ради того, чтобы поддерживать своё существование, мы
должны в поте лица своего съедать хлеб свой (ср. Быт. 3:19),
по определению Божию. Речь здесь идёт о внутреннем отношении
ко всему этому; здесь мы опять видим новизну нашего Нового
завета, а именно: всё совершается внутри, в душе. Рядом с
"не-заботой" о завтрашнем дне Господь поставил непременное
условие: ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33).
Не надо отказываться ни от какой деятельности (разумеется,
если она не противоречит заповедям Божиим); наоборот, все
наши дела мы должны делать наилучшим образом. Дело в том,
что именно в повседневной действительности и творится нами
воля Божия; вне повседневного ряда наших дел невозможно
искать Царства Божия и правды Божией. Но нужно отложить
мучащую и точащую наши души заботу. Это не та забота,
которая естественна человеку и которая проявляется в
планировании, в наилучшем распределении сил и средств для
выполнения поставленной задачи. Забота, о которой говорит
Господь, есть суетливая неуверенность в завтрашнем дне,
происходящая от маловерия, от того, что Христос в нашей
жизни - не главное. Если мы эту самую неуверенность заменим
упованием на Бога, преданием всех наших забот Ему (возложи
на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. - Пс. 54:23), и
все наши дела будем сочетать с исканием именно в них
нравственного евангельского смысла, - тогда мы увидим
сбывающееся над нами обетование - и это всё (т.е. что
необходимо нам для земной жизни) приложится вам (Мф. 6:33).
Так что эта заповедь не призывает нас
отказываться от земных дел, наоборот, правда Божия, в этих
делах содержащаяся, требует от нас добросовестной
нравственной деятельности по выявлению её в каждый момент
нашего существования. Это приведёт к внутренней
переориентации всей нашей жизни на Христа и Царство Божие.
Только в этой перспективе мы сможем увидеть и оценить
качество наших дел; кроме того, только во Христе наши дела
приобретают прочность и достоинство, а вне Его они всегда
останутся суетой и томлением духа (ср. Еккл. 1:14). Вот
смысл разбираемых нами евангельских слов.
2. Из этой заповеди можно усмотреть и
принцип действия Христовой Церкви - преобразовывать
внутренне и личное, а через них - внешнее и общественное. Но
не наоборот. Этого, к сожалению, не понимают люди, требующие
от Церкви решения ею специфически общественных и социальных
проблем. Почему Церковь вошла в историю и победила её,
положив начало (о чём мы уже говорили) новой цивилизации?
Потому что она ничего не тронула, не "разрушила": ни семью,
ни нацию, ни государство. Церковь не вторглась в эти области
жизни с решительными реформами, - но она привнесла во всё
это внутренний, вечный смысл, и тем преобразила человеческую
культуру. Церковь всегда строго заботилась о том, чтобы не
потерять свою внутреннюю свободу, не-связанность формами
мира сего; поэтому она никогда не ставила именно эту цель -
улучшить общество социально. Церковь принимала всё как есть,
но в этом "как есть" искала Царства Божия и правды Его - и
прилагалось ей приращение целыми народами. Сейчас заповедь
забыта - и от Церкви отходят народы, а внутри Церкви
покривляется церковное сознание... Будем же хотя бы в нашей
личной жизни стараться следовать этой заповеди, и тогда
постепенно может преобразоваться жизнь церковная и общественная.
Петр Мещеринов, игумен
Напечатано в журнале "Альфа и омега" № 2, 2006
|